С начала декабря российских автовладельцев ждет «приятное» событие — обновятся цены справочника РСА, по которым осуществляется расчет компенсаций на ремонт по ОСАГО С начала декабря российских автовладельцев ждет «приятное» событие — обновятся цены справочника РСА, по которым осуществляется расчет компенсаций на ремонт по ОСАГО Фото: Олег Спиридонов

ЧАСТИЧНОЕ ТОРЖЕСТВО ФЕМИДЫ

С начала декабря российских автовладельцев ждет приятное событие — обновятся цены справочника российского союза автостраховщиков (РСА), по которым осуществляется расчет компенсаций на ремонт по ОСАГО. Средняя стоимость запчастей для натурального возмещения по обязательному страхованию автогражданской ответственности вырастет на 6,5%, сообщил сегодня утром РБК со ссылкой на письмо РСА, которое он якобы направил в татарстанское УФАС. Еще в 2016 году именно татарстанские антимонопольщики инициировали корректировки справочника, после того как выявили занижение цен страховщиками.

Судебная тяжба в связи с жалобой татарстанского УФАС России по делу продолжалась больше года. Поводом для начала конфликта послужило несоответствие расценок РСА на ремонт автомобилей, которые они установили в справочниках средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часов работ, тем реальным убыткам, что несли автомобилисты при ДТП. По мнению автомобилистов, цены справочников не были объективными и не отражали фактических среднерыночных цен на запчасти. Антимонопольщики после обращения одного из казанских водителей согласились с этим.

Ведомство, руководимое тогда еще Александром Груничевым, указывало, что реальные рыночные цены на запчасти занижены в среднем на 30%, на материалы — на 25%. Эта разница приводила к тому, что при получении страховых возмещений автомобилисты получали суммы в два-три раза меньше того, сколько требовалось на реальный ремонт авто. Результатом рассмотрения УФАС этого спора стало предписание в адрес РСА, в котором указывалось на нарушение ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», что и послужило занижению цен в справочнике и, соответственно, к несправедливости страховых возмещений по ОСАГО. Антимонопольщики требовали от союза автостраховщиков в трехмесячный срок привести свои справочники в соответствие с действующим положением Банка России №432-П о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

РСА такое требование татарстанского УФАС крайне не понравилось, и они пытались его оспорить. Судя по картотеке арбитражных дел, после получения выданного УФАС предписания, РСА попытался его обжаловать, но сначала безуспешно. Тогда страховщики обратились в апелляционный суд, который отменил решение суда первой инстанции. Это решение было поддержано и на уровне кассации. Но когда спор дошел уже до Верховного суда России, то Фемида встала все-таки на сторону антимонопольщиков — в июле этого года предписание УФАС должно было быть выполнено во все тот же трехмесячный срок.

В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ

На сегодняшний день закон предписывает страховщикам возмещать автомобилистам по ОСАГО убытки двумя путями — либо организация ремонта авто в «своем» автосервисе, либо возмещение ущерба деньгами на основе тех цен на запчасти, что указаны в справочнике РСА. И разумеется, если эти цены будут ниже среднерыночных, то тогда или застрахованные лица недополучат компенсацию, или автосервисы недополучат деньги на ремонт авто. При этом, заметим, что в связи с прошлогодними поправками в закон об ОСАГО приоритет отдается способу возмещения страховки как раз-таки путем ремонта в автосервисе. Автосервис должен находиться не дальше 50 км от места аварии или места проживания застрахованного лица, и на ремонт выделяется один месяц. И только тогда, когда условия не выполняются, страховщики уже возмещают причиненный в результате ДТП ущерб деньгами.

Игра на попятную в 6,5% — это, к слову, больше похоже не на реальное повышение, а на приведение цен в соответствие лишь с уровнем сегодняшней инфляции с момента последней корректировки справочника. Это повышение цен РСА анонсировал еще в сентябре этого года, правда, без конкретики. В своем сообщении автостраховщики указывали, что намерены провести исследование стоимости запчастей к автомобилям в разных регионах страны. В исследовании планировалось охватить около тысячи магазинов автозапчастей, а по итогу — опубликовать данные исследования на сайте организации.

«Результаты исследования будут использоваться при формировании новых справочников средней стоимости запасных частей, которые должны появиться в декабре 2018 года, — отмечали в РСА, добавляя: — Таким образом, в установленный срок — к концу ноября — РСА приведет справочники в соответствие с требованиями предписания УФАС по Республике Татарстан». Почему именно к концу ноября? Потому что именно в этот срок заканчивалось отведенное время на реагирование в соответствии выданному предписанию.

Любопытно, но в сегодняшнем ответе на запрос «БИЗНЕС Online» РСА не стал связывать повышение цен на 6,5% с требованиями ФАС, только лишь с корректировкой до уровня рыночных, по их мнению, цен. «Справочники РСА были приведены в соответствие с требованиями ФАС, которые касались методологии расчета средней стоимости запчастей, а не конкретных стоимостей каких-либо деталей. В частности, ранее РСА делил территорию РФ на 13 экономических зон (как это делают, например, министерства для своих расчетов), а в соответствии с требованиями ФАС стал считать средние стоимости по каждому из 86 регионов РФ. Нельзя сказать, что цены в справочниках выросли в связи с исполнением требований ФАС. Просто цены были посчитаны сейчас по актуальным сейчас ценам. В результате в среднем цены на детали выросли на 6,5%. Отметим, что в результате нынешнего пересмотра цен в справочниках средняя выплата, по нашим оценкам, вырастет примерно на 4%», — говорится в ответе союза на наш запрос. 

«С точки зрения судебной практики, мы видим, что справочники сами по себе не являются их причиной. Суды обычно рассматривают споры по конкретным экспертным заключениям о стоимости ремонта. Существуют недобросовестные практики формирования некорректных экспертных заключений. Споры по таким заключениям рассматриваются индивидуально, а такие дела для недобросовестных экспертов часто заканчиваются потерей аккредитации и, фактически, запретом на профессию», — говорится в ответе.

По данным утреннего материала РБК, РСА направил в УФАС по РТ уведомление об исполнении предписания. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь татарстанского УФАС Оксана Ефимова сообщила, что в настоящий момент никакого письма от российского союза автостраховщиков в ведомство не приходило. По этой причине антимонопольщикам сложно комментировать ситуацию, считают ли они 6,5% действенной мерой по устранению ранее выявленных нарушений. «Мы намерены и дальше отслеживать ситуацию на рынке ОСАГО», — заверили в ведомстве.

Фото: Олег Спиридонов

«СКАЗАЛИ ОДНО, РСА СОГЛАСИЛСЯ И СДЕЛАЛ ПО-ДРУГОМУ»

«Это совершенно несправедливо!» — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» вице-президент «Движения автомобилистов России», известный адвокат Леонид Ольшанский. По его словам, повышение на «ничтожные» 6,5% не даст ожидаемого эффекта, так как разница между ситуацией на рынке автозапчастей и ценами справочника РСА на сегодняшний день составляет не менее 30%, а в самом пессимистичном случае и все 50%. Кроме того, как отметил собеседник «БИЗНЕС Online», указанная мера не позволит снизить количество судебных исков по возмещению ущерба по ОСАГО. Сегодня в том случае, когда пострадавших в ДТП сумма возмещения не устраивает, они обращаются в суд, который зачастую встает на их сторону. По мнению Ольшанского, изменение справочника с такими условиями только увеличит количество обращений в суд.

Примечательно, что по последней статистике самого РСА по итогам первого полугодия 2018 года отношение судебных выплат к несудебным снижается — 16,2% по итогам 2017 года против 14,8% по итогам полугодия 2018 года. «Это связано с расширением практики урегулирования убытков в натуральной форме, поскольку оно существенно сужает возможности «автоюристов» получать «накрутки» на страховые выплаты через суды, — объяснил союз автостраховщиков. — При этом отношение судебных расходов к сумме основного требования, напротив, выросло и составило 117% (по итогам 2017 года оно было равно 109%). Это говорит о том, что «накрутки» «автоюристов» по тем делам, которые рассматриваются в судах, продолжают расти.

«Это, конечно, несправедливо! Это на самом деле рассчитано в пределах какой-нибудь инфляции. Цены на запчасти постоянно растут. Автомобилист опять начал страдать в плане ремонта. Опять придется идти в суды. Сейчас будут делать хуже. Будут экономить всякими путями. Будут что-то недоделывать, укладываться, так сказать, в свою сумму. Автосервис тоже понимает, что по этим справочникам они многое, что надо, не сделают. Придется где-то сэкономить, где-то в чем-то отказать. И опять пойдут суды, суды. В общем, этот справочник совсем ни о чем», — отметил представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин.

По его словам, УФАС по РТ не стоит останавливаться на достигнутом, и ему нужно и дальше продолжать борьбу за приведение цен в соответствие с рыночными. «Им продолжать надо в любом случае, потому что их требование, по сути, не исполнено. Они же сказали одно, РСА согласился и сделал по-другому. Это тоже не совсем правильно. ФАС надо продолжать добиваться того, что они изначально заявили. Между 10 и 40 процентами нужно добиться хотя бы золотой середины, например, 25 процентов… А так получилось ни вашим ни нашим», — предложил Хайруллин.