Годовой бюджет Поволжской академии спорта — 1,5 млрд рублей. Половину этих денег вуз зарабатывает самостоятельно, и по сравнению с 2011 годом доход увеличился в 18 раз. Это результат эффективного использования наследия Универсиады-2013 — самоокупаемость объектов вуза в 2018 году составила 67%. О том, как академии удается зарабатывать, на форуме Sport Connect рассказал ректор вуза Юсуп Якубов. Приводим краткую версию выступления.
Юсуп Якубов на примерах показал, что создание и развитие вуза — это верный маркетинговый ход государственного масштаба
ЗАРАБАТЫВАТЬ, ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬСЯ
Местом проведения международного форума Sport Connect (соорганизатором которого стала редакция «БИЗНЕС Online») стала Поволжская академия спорта, собравшая в Казани представителей спортивного сообщества из четырех стран. 13 докладчиков представили успешные маркетинговые решения из практики клубных команд и известного своими спортивными мероприятиями финского города Лахти.
Выделилась и сама академия. Ее ректор Юсуп Якубов на примерах показал, что создание и развитие вуза — это верный маркетинговый ход государственного масштаба. В своем выступлении на форуме он говорил о бюджете учебного заведения, рентабельности его спортивных объектов и источниках доходов: «Спортивный вуз в России — элемент государственной системы, бюджетное учреждение. Главная наша задача — подготовка специалистов, тренеров, спортсменов высокой квалификации. При этом, чтобы развиваться, мы должны зарабатывать, — начал свое выступление на форуме Якубов. — Много это или мало, но годовой бюджет академии составляет сегодня 1,5 миллиарда рублей. Он позволяет Поволжской академии спорта по содержательным показателям занимать первую строчку в рейтинге физкультурных вузов России».
Со стороны Поволжская академия кажется успешной, прежде всего за счет своей инфраструктуры — наследства Универсиады 2013 года, но в мировой спортивной практике есть масса примеров, когда наследие крупнейших международных спортивных событий, вплоть до Олимпийских игр, не просто неэффективно использовалось, но и было вовсе заброшено. Хрестоматийный пример — заброшенная бобслейная трасса Олимпиады 1984 года в Сараево. Олимпийский парк в Пекине превратился в заросли. Олимпийская деревня в Турине не нашла своего применения. Многие объекты олимпийского Рио начали разваливаться еще во время самого турнира. Участник той Олимпиады в составе сборной России и студент Поволжской академии Александр Красных, например, об олимпийском бассейне отзывался так: «Честно сказать, ожидал чего-то грандиозного, но если говорить об атмосфере, то, кроме олимпийских колец, в бассейне ничего и не видел. Не было ощущения праздника», — говорил Красных.
Объекты казанской Универсиады, находящиеся в ведении Поволжской академии, таких проблем не испытывают. Но их эксплуатация, по словам ректора, требует колоссальных затрат. «Мы многое делаем, чтобы качественно содержать свою огромную инфраструктуру. Когда начинали, количество студентов было небольшим (200 — в первом наборе 2011 года), и это позволило активно развивать массовый спорт. Открыли объекты людям. Создали институт спортивных инструкторов и тренеров, которых приняли к себе в штат для работы на платной основе», — говорил Якубов.
«Со стороны Поволжская академия кажется успешной, прежде всего за счет своей инфраструктуры — наследства Универсиады 2013 года»
С 2018 года в Поволжской академии учатся более 3 тыс. студентов из 72 регионов России и 14 зарубежных стран. Для 7 регионов (Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Кировская, Самарская, Нижегородская и Ульяновская области) академия стала базовым вузом по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта. Но, пока количество студентов росло, объекты Универсиады не пустовали, а заполнялись массовым потребителем. Сейчас студентов гораздо больше. К примеру, только один из объектов академии — бассейн «Буревестник» — по сравнению с прошлым годом вдвое сократил время для занятий массовым спортом. 80% времени работы объекта теперь занято студентами. Параллельно спортсооружению необходимо зарабатывать, расширяя спектр рыночных услуг и привлекая горожан, в том числе различными спортивными событиями.
По словам Якубова, на объектах академии сейчас занимаются более 7 тыс. детей, лучшие из которых проходят отбор и продолжают тренировки в 7 ДЮСШ, расположенных на спортивных объектах вуза. Остальные же занимаются платно. «На наших объектах проходит множество соревнований разного, в том числе международного, уровня. Каждый объект нацелен на расширение рынка услуг. Тот же „Буревестник“ проводит плавательные турниры среди ветеранов и детей, организаторами которых являются олимпийские чемпионы Денис Пиманков и Евгений Коротышкин. Александр Попов на следующей неделе в рамках Кубка своего имени проведет на наших объектах сразу 6 соревнований с участием олимпийских чемпионов по разным видам спорта», — сказал ректор.
54% доходов Поволжская академия получает от спортивных мероприятий и коммерческих турниров, которые организует и проводит на своей базе.
САМООКУПАЕМОСТЬ ОБЪЕКТОВ
При этом академия помогает студентам монетизировать свои навыки уже на стадии обучения. «Мы сохраняем спортивную специфику объектов, потому что они наша производственная база. Здесь мы задаем карьерную траекторию студентам академии. Наш студент не должен выпадать из спортивного процесса, чтобы по окончании вуза стать квалифицированным специалистом. Он либо сам уже тренирует, либо играет в клубной или студенческой спортивной команде, участвует в соревнованиях разного уровня, получает квалификацию судьи, организует турниры. Мы это всячески поощряем», — говорит Якубов.
Поделился ректор с аудиторией форума и некоторыми экономическими показателями. Как и любой государственный вуз, Поволжская академия ежегодно получает деньги из федерального бюджета на выполнение государственного задания. Однако, несмотря на рост числа студентов, сумма эта практически не меняется с 2013 года и составляет 500 млн рублей. Кроме того, 435 млн рублей вуз платит в различные уровни бюджета как налогоплательщик. Более 50% своего бюджета академия вынуждена зарабатывать самостоятельно. «Это результат комплексного подхода, который мы применяем в развитии Поволжской академии», — говорит Якубов.
Если в 2011 году вуз заработал 38 млн рублей, то в 2018-м эта сумма увеличилась в 18 раз. Все дело в расширении спектра предоставляемых услуг. «Сегодня рентабельны наши неспортивные направления работы: образовательные услуги, жилой комплекс, комбинат питания. Это позволяет нам содержать спортивную инфраструктуру. В 2018 году самоокупаемость наших спортивных объектов составит 67 процентов. Это высокий показатель для спортивных объектов России в целом и тем более для вузовской инфраструктуры», — говорит Якубов.
Еще один источник доходов для академии — партнерство с другими организаторами проектов республиканского и федерального значения. Например, такие компании и организации, как Сбербанк, «Газпром», РЖД, балет TODES, академия Игоря Крутого и другие проводят на объектах данного вуза творческие и корпоративные мероприятия, инвестируя в них свои деньги. «Только в этом году, включая Москву и Питер, на нашей базе провели мероприятия представители 29 регионов страны. Их участниками стали около 200 тысяч человек. Это хлопотно, но интересно для нас», — сказал Якубов.
Конечно, подобные мероприятия позволяют не только зарабатывать, но и давать возможность повышать квалификацию сотрудникам, держать в тонусе коллективы, работающие на объектах. Еще один из факторов пользы столь масштабных событий — повышение узнаваемости и популярности для самой Поволжской академии, а это уже совсем иной уровень статуса и влияния. Закончил свое выступление Якубов, назвав еще одну серьезную цифру: «Мы становимся центром притяжения самых разных людей. По предварительным подсчетам, только в этом году объекты Поволжской академии спорта посетили 1,5 миллиона человек. Вся Казань побывала на объектах Поволжской академии. И не один раз».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.