Вроде бы закончили про iPhonе — ан нет, он опять тут. Гонишь его в дверь — влетает в окно. Избавиться от "яблочной" рекламы сложнее, чем от гриппа. Тот придёт и уйдёт, а в рекламе Apple перерывов не бывает.

Смотрю вчера вечером ТВ, натыкаюсь на "Прожекторпэрисхилтон", — а iPhone тут как тут. Уж на что, казалось бы, неподходящее место для рекламы, — но и туда сунули.

Сразу после "Прожектора" — "Что? Где? Когда?". Ну конечно же, iPhone и там засветился - Пешев свои графики голосования за лучшего игрока выводил на американской игрушке, и, разумеется, нам крупным планом продемонстрировали, как он использует технологию multi-touch.

Наверняка было и ещё что-то, чего я просто не видел.

Боюсь включать утюг…

А какой у Apple product placement — то есть технология использования в рекламных целях индустрии развлечений, прежде всего фильмов! Все заметили, что в голливудских поделках положительный герой обязательно сидит за каким-нибудь "маком" или использует разные "яблочные" гаджеты? Скажем, в "Захвате-2" герой Стивена Сигала отправляет просьбу о помощи с помощью "Ньютона" — был у Apple когда-то такой неудачный продукт, предшественник нынешних смартфонов. А вот всякие нехорошие персонажи — террористы, бандиты, злобные хакеры — непременно сидят под чем-то, напоминающим Windows. Только вот "Матрица" каким-то образом избежала этой напасти.

Но от надкушенного яблока так просто не убежишь. После успеха первого фильма публике все уши прожужжали насчёт того, что спецэффекты просчитывались на…

Догадались?..

Для настоящего рекламщика преград не бывает. Случается только недостаток фантазии.
Но вернёмся к нам домой, в Татарстан. Несколько дней назад некоторых клиентов "Татфондбанка", да и других банков тоже, охватила паника: люди бросились снимать со счетов вклады и зарплату. Со счетов "Татфондбанка" за один день 16 октября было снято 400 млн. рублей. Дело дошло до того, что редко появляющийся на публике и в СМИ главный банкир Татарстана Евгений Богачёв вынужден был собрать пресс-конференцию, на которой заявил, что "нагнетается шумиха в связи с мировым кризисом" и вообще "как можно быть банкротом, когда казна забита деньгами?!"

Особенность банковской системы в том, что это вещь принципиально виртуальная. Банки существуют не столько в реальности (это всего лишь какие-то здания, помещения, люди, бумажки с цифрами, некоторое количество денег, спрятанных в хранилищах), сколько в сознании людей. Именно поэтому иногда достаточно одного-единственного информационного сообщения, чтобы какой-нибудь банк рухнул. Само слово "кредит" означает "доверие", и если доверие по каким-то причинам исчезает, люди бросаются забирать из банка деньги, и банк перестаёт существовать.

На фоне мирового финансового кризиса очень легко распустить слух, способный нанести серьёзный ущерб банковской системе даже при отсутствии каких-либо причин для этого. То, что у нас в России называется "чёрным пиаром", вполне могло иметь место в данном случае. "Чёрный пиар" наиболее эффективен в моменты неустойчивости общественного сознания, когда оно способно принять за истину любую страшилку. По словам Искандера Сабаева, руководителя казанского рекламного агентства "Примус Студио", занимающегося в основном партизанским маркетингом, для миллионного города достаточно, чтобы 16 человек распространяли нужную информацию в транспорте, — и через 25 дней это будет известно каждой бродячей собаке.

Наверняка у "Татфондбанка" есть конкуренты. А уж недоброжелателей у стабильной и благополучной Республики Татарстан более чем достаточно. Так что я бы не удивился, если б узнал, что банковскую систему Татарстана кто-то пытается расшатать.

А есть ли что-нибудь общее у "чёрного пиара" с массированной рекламой Apple?

Есть. Рекламные  ролики Apple, в которых "маки" напрямую сравниваются с PC, в России вообще не могли бы появиться — потому что наш закон запрещает сопоставление рекламируемого товара с другим. С нашей точки зрения, такие ролики — это "чёрный пиар".

Кроме того, продажи "маков" всегда увеличиваются, когда у Microsoft возникают проблемы, то есть общественное сознание компьютерного мира теряет устойчивость. На данный момент — это сложности с продвижением Windows Vista. Тут рекламные методы Apple оказываются в самый раз. А пока у Билла Гейтса всё в порядке, публику никакими роликами не проймёшь.

С банками, между прочим, то же самое.