Накануне завершился конкурс по присвоению имен аэропортам, породивший серию скандалов и жарких дискуссий. Результаты местами обескураживали, а порой порождали новые вопросы: так, в трех городах голосование выйдет во второй тур. Впрочем, это еще не точка в «доименовании», последнее слово за Владимиром Путиным. Как дед зятя Игоря Сечина победил в Уфе, аэропорт Домодедово вырвал у Архангельска Михаила Ломоносова, а Елизавета Петровна победила и Канта, и Василевского — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне вечером в прямом эфире телеканала «Россия-1», кажется, закончилась эпопея с присвоением аэропортам страны имен известных людей
«ДАВАЙТЕ ТОГДА ЗАКРОЕМ ФСБ, ПОДВЕРГНЕМ ИХ РЕПРЕССИЯМ»
Накануне вечером в прямом эфире телеканала «Россия-1», кажется, закончилась эпопея с присвоением аэропортам страны имен известных людей. Голосование в конкурсе «Великие имена России» объявили в середине октября. В итоге за это время свой выбор сделали более 5 млн человек. Так что к концу голосования, по данным опроса ВЦИОМа, об этой инициативе знали 75% респондентов, а доля тех, кто одобряет «доименование» (такое название процессу дал министр культуры Владимир Мединский), за последний месяц выросла с 47 до 54%.
Считается, что идея конкурса принадлежит митрополиту Тихону (Шевкунову). Однако официальными организаторами проекта значатся Российское историческое общество, Общество русской словесности, Русское географическое общество, Российское военно-историческое общество и Общественная палата РФ. До 12 ноября проходили соцопросы, по итогам которых составили шорт-листы из трех популярных имен для каждого аэропорта. Затем любой желающий мог выбрать один аэропорт и проголосовать лишь за одно из имен в соцсетях, либо позвонив на горячую линию или заполнив анкеты в СМИ, на бортах самолетов или на постах волонтеров в аэропортах и на железнодорожных вокзалах.
Больше полутора месяцев шло голосование. Итогом конкурса должны были стать имена для 47 воздушных гаваней страны, пассажиропоток которых составляет порядка 170 млн человек. Итоги голосования вчера подводили в прямом эфире программы «60 минут». Поскольку сам конкурс по выбору имен для аэропортов, по сути, призванный сплотить население, уже успел обрасти скандалами, то и атмосфера в студии «России-1» оставалась нервной.
За имя для аэропорта Мурманска боролись две весьма спорные фигуры — Николай II и исследователь Арктики Иван Папанин
Например, за имя для аэропорта Мурманска боролись две весьма спорные фигуры — Николай II и исследователь Арктики Иван Папанин. Первый из них, как нетрудно догадаться, нашел ярого защитника в лице депутата Госдумы Натальи Поклонской, которая искренне недоумевала, чем Папанин мог заслужить высокую честь дать свое имя аэропорту города, расположенного за полярным кругом. На своей странице в «Фейсбуке» бывший прокурор Крыма указывала, что от людей «скрывают детали биографии» полярника, который на посту коменданта Крымской ЧК «собственноручно приводил смертные приговоры в исполнение». «Николай II — выбор людей», — подчеркнула Поклонская и была права: страстотерпец набрал 49% голосов, обойдя покорителя Арктики.
— Спокойно это не получилось. Тогда зачем все это нужно? — спрашивала ведущая программы «60 минут» Ольга Скабеева у секретаря Общественной палаты РФ Валерия Фадеева.
— А в чем, собственно, проблема? Почему вы хотите сказать, что все должно быть тише воды, ниже травы? — пожал плечами он. — Есть определенная дискуссия. В нашей стране сложная история.
Фадеев, в отличие от Поклонской, не понимал, отчего же именем «чекиста Папанина» нельзя называть аэропорт.
— Наши сегодняшние чекисты с удовольствием отмечают день образования ЧК, — ухмыльнулся глава ОП РФ. — Давайте тогда закроем ФСБ, подвергнем ее репрессиям.
«Сталин не вылез ни разу, — с облегчением выдохнул Фадеев. — Вылез однажды в форме Сталинграда: естественно, в Волгограде предлагали назвать аэропорт «Сталинград»
Казалось, у самого Фадеева было гораздо больше претензий к депутатскому фавориту — Николаю II, многим вспоминающемуся датой 9 января 1905 года, которую окрестили «Кровавым воскресеньем».
«Надо в собственной истории не худшее искать, а лучшее. В этом и был смысл нашего конкурса», — пояснил он.
По его словам, когда проект по переименованию аэропортов только начинался, у организаторов больше всего опасения вызывала фигура Иосифа Сталина: «Вот сейчас вылезет Сталин. Что мы тогда будем делать?»
«Сталин не вылез ни разу, — с облегчением выдохнул Фадеев. — Вылез однажды в форме «Сталинграда»: естественно, в Волгограде предлагали назвать аэропорт Сталинград».
Однако, ко всеобщей радости, в итоге в конкурсе победил Алексей Маресьев — военный летчик-истребитель, который в Великую Отечественную войну потерял обе ноги, но все равно сел в самолет и вернулся в небо продолжить бой.
«У НАС НОРМАЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК, НОРМАЛЬНАЯ БАБУШКА — ПО СУТИ СВОЕЙ КАНТИАНКА»
Аэропорт Калининграда отвоевала императрица Елизавета Петровна, набравшая 34% голосов. Немецкий философ Иммануил Кант, чье имя в шорт-листе вызвало скандал, к финалу и вовсе подвинулся на 3-е место, пропустив вперед маршала Александра Василевского, который опередил философа лишь на 266 голосов. К слову, вокруг Канта развернулись, пожалуй, самые жаркие дискуссионные бои конкурса «Великие имена России». Как писал «БИЗНЕС Online», против немецкого философа выступил депутат Госдумы Марат Бариев. Он рассказал нашему изданию, что к нему обратились ветераны Великой Отечественной войны из Ивановской области, которых возмутило появление имени Канта и огорчали низкие позиции своего земляка Василевского. Тем не менее победа досталась и вовсе третьей стороне, Елизавете Петровне. Во время Семилетней войны императрица присоединила Кенигсберг к Российской империи, который стал тогда центром нового генерал-губернаторства Восточная Пруссия. Жители города, в том числе и сам Кант, присягнули императрице. Впрочем, уже в 1762 году Петр III, большой поклонник Фридриха II Прусского, добровольно вернул Кенигсберг Пруссии.
Накануне в студии программы «60 минут» тоже не было единого мнения по поводу фигуры философа. Например, за него вступился генеральный директор НП «Институт политических исследований» Сергей Марков, который вообще всех россиян был готов записать в едва ли не последователей Канта, а самого философа определил как родившегося в России. «Кант — великий европейский философ, а мы часть Европы, — утверждал политолог. — У нас нормальный русский человек, нормальная бабушка — по сути своей кантианка. Одна из главных идей Канта — это всеобщий мир. А наша бабушка всегда говорила: „Лишь бы не было войны“. Чистая кантианка!» А следом уже и Мединский напоминал собравшимся, что «Кант принял российское подданство как раз во время царствования Елизаветы Петровны». Впрочем, свои взгляды относительно философа министр держал при себе, но зато охотно заверял, что нынешние географические названия аэропортов никуда не пропадут, а новые имена великих людей их всего лишь дополнят. «Мы предлагаем добавить к географическому названию имя собственное в честь тех людей, которыми мы имеем полное право гордится, которых знают не только наши граждане, но и весь мир. Пускай они знают, что прилетают в Москву — город Пушкина, в Петербург — град Петра», — утверждал Мединский.
Именем Петра I рады были назваться аэропорты трех городов — уже упомянутого Воронежа, Астрахани и, естественно, Санкт-Петербурга. В итоге больше всех голосов собрала воздушная гавань Воронежа
«ЕСЛИ ИМЯ ПЕТРА ВЫИГРЫВАЕТ ВОРОНЕЖ, МНЕ КАЖЕТСЯ, В ЭТОМ ЧТО-ТО ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННОЕ»
И вот тут случилась осечка: питерский аэропорт Пулково проиграл в борьбе за имя основателя северной столицы… Воронежу! Именем Петра I рады были назваться аэропорты трех городов — уже упомянутого Воронежа, Астрахани и, естественно, Санкт-Петербурга. В итоге больше всех голосов собрала воздушная гавань Воронежа (больше 82 тыс.), а не Северной столицы. Справедливости ради заметим, что именно в Воронеже император начал строить флот, чтобы уже оттуда пойти на Азов.
— Если имя Петра выигрывает Воронеж, мне кажется, в этом что-то противоестественное, — недоумевал Марков.
— В Петербурге просто не стали голосовать, — прокомментировала Скабеева.
Так что для Пулково определили второй тур. Та же судьба постигла аэропорт Архангельска. Жители Поморья всеми силами сражались за своего земляка Михаила Ломоносова, именем которого названы уже, казалось бы, все возможные объекты (проспект, вуз, лицей и прочее). Не хватало только к названию аэропорта в Архангельске прицепить уже привычное имя ученого. В ходе голосования этот вариант по предпочтениям опередил писателя Федора Абрамова и адмирала Николая Кузнецова. Но не тут-то было. Стремительно с почти 189 тыс. голосов имя Ломоносова вырвал аэропорт Домодедово.
Также во второй тур отправился и аэропорт Нижневартовска, жители которого выбрали геолога, первооткрывателя нефти в Сибири Фармана Салманова, но его «никнэйм» успел застолбить за собой Сургут, голосовавший более активно.
Еще два аэропорта оказались в промежуточном положении — это Внуково и Пенза. По ним организаторы конкурса намерены принять решение в ближайшее время. Еще одна московская воздушная гавань уступила имя основоположника советской космонавтики Сергея Королева самарскому Курумочу. А жителям Пензы должно быть обидно вдвойне — абсолютный фаворит Михаил Лермонтов, за которого отдали голоса более 355 тыс. человек, уступил Минеральным Водам, где поэта выбрали более 367 тысяч.
Именем Александра Пушкина будет называться аэропорт Шереметьево, а имя Габдуллы Тукая должна получить воздушная гавань Казани
«НАША СТРАНА БОГАТА ВЕЛИКИМИ ЛЮДЬМИ. У НАС АЭРОПОРТОВ МАЛО — ВОТ В ЧЕМ ПРОБЛЕМА»
Так что по факту с именами определились только для 42 аэропортов страны. «Наша страна богата великими людьми. У нас аэропортов мало — вот в чем проблема. На одной Аляске аэропортов больше, чем во всей РФ», — сожалел политик Борис Надеждин. «Есть Блок? Есенин? Маяковский? Брюсов? У нас десятки поэтов! Они объединяют людей, — предлагал режиссер Карен Шахназаров, который всячески противился идее давать имена политиков и военных. — Где Чайковский? Где Рахманинов? Где Мусоргский и Бородин? Россия дала в ХХ веке больше композиторов, чем весь остальной мир. Где они все? Вообще никого нет!» — расстраивался он.
В защиту литераторов заметим, что, помимо уже упомянутого Лермонтова, именем Александра Пушкина будет называться аэропорт Шереметьево, а имя Габдуллы Тукая (несмотря на возмущения журналиста Олега Кашина) должна получить воздушная гавань Казани. Тем более сам президент РТ Рустам Минниханов призывал в своем «Инстаграме» голосовать за татарского поэта. Как и ожидалось, аэропорт Бегишево получил имя первого руководителя, основателя «Нижнекамскнефтехима» Николая Лемаева. Зато в соседнем Башкортостане воздушные ворота Уфы отвоевали имя поэта Мустая Карима — выбор в пользу прославленного деда Тимербулата Каримова (влиятельного зятя Игоря Сечина) дался непросто, главным конкурентом был летчик, дважды Герой Советского Союза Муса Гареев. Именем якутского советского писателя Платона Ойунского назовут аэропорт в Якутске, и, наконец, Антона Чехова увековечат в Южно-Сахалинске.
А вот Егор Летов, за имя которого так болели фанаты, хоть и не вошел в шорт-лист, зато нашел заступника в лице главного редактора Russia Today Маргариты Симоньян, которая утверждала, что людям надо было «дать возможность выразить свое мнение». «Уверяю, что в конце 1980-х в Советском Союзе не было ни одной школы, ни одной студенческой аудитории, где ножичком не было бы накарябано или ручкой „ГрОб“. Целое поколение людей выросло на советской рок-музыке, в том числе Егора Летова, — утверждала она. — Сейчас в нашей стране десятки тысяч людей, которые считают, что это сформировало их как личностей, сформировало их систему ценностей и чувство родины. Что такое родина для кого-то из нашего поколения? Это в том числе Цой под гитару на лавочке или тот же Летов. Правда же?» Впрочем, аэропорт Омска в итоге собираются назвать именем Героя Советского Союза генерала Дмитрия Карбышева.
Еще из музыкальной тематики закрепилось имя для аэропорта Красноярска — там жители голосовали за своего земляка оперного певца Дмитрия Хворостовского, скончавшегося в прошлом году. А вот именем Владимира Высоцкого пожелали назваться воздушные ворота Магадана — города, о котором пел бард.
Впрочем, Фадеев накануне заверял, что весь этот конкурс — это всего лишь предварительные итоги. «Президент будет принимать решение о том, как будет назван какой аэропорт», — подытожил он. В какие сроки это решение будет принято, пока не ясно, ожидается, что в ближайшее время.
В полуфинальном опросе в конце октября за имя казанской воздушной гавани боролись три главных претендента — Тукай (26,65%), летчик Михаил Девятаев (23,19%) и авиаконструктор Андрей Туполев (21,97%)
«САМУЮ СТРАШНУЮ ВОЙНУ В ИСТОРИИ ОН ВЫИГРАЛ, А В ИНТЕРНЕТ-ГОЛОСОВАНИИ ПО ВСЕМ ФРОНТАМ ПРОИГРАЛ. ЭТО СПРАВЕДЛИВО?»
Помимо официальных ресурсов голосование по проекту «Великие имена России» активно проходило и в соцсетях. Наверное, только ленивые администраторы пабликов и сообществ в «ВКонтакте», заинтересованные в активности своей аудитории, не проводили такие опросы. Татарстанские организаторы голосования также проводили свои срезы настроений граждан. Например, в полуфинальном опросе в конце октября за имя казанской воздушной гавани, в котором приняли участие свыше 61 тыс. человек, боролись три главных претендента — Тукай (26,65%), летчик Михаил Девятаев (23,19%) и авиаконструктор Андрей Туполев (21,97%), а вот результаты по остальным кандидатурам были представлены чуть ли не на уровне статистической погрешности. По челнинскому аэропорту все изначально было прозаично — в лидерах с большим отрывом был Лемаев (21,2%). В опросе по Бегишево приняло участие в три раза меньшее число участников — 22 тысячи.
На сайте «БИЗНЕС Online» еще на старте конкурса также был проведен опрос среди наших читателей. В опросе в середине октября среди всех возможных вариантов дополнительных имен аэропорту «Казань» лидировало мнение, что никакое переименование не нужно (62%). Точно такой же опрос в группе нашей газеты в соцсети также показал, что большинство, в принципе, против каких-либо переименований (50,55%). Однако, по всей видимости, это можно объяснить тем, что еще не все до конца понимали смысл проекта «Великие имена России». С этим согласны сами организаторы голосования, и аналогичный опрос уже в ноябре показал, что из всех зол горожане готовы выбрать Тукая (32,07%) или Туполева (30,36%), хотя каждый четвертый все также считал, что «не нужно ничего менять».
Депутат Госдумы Марат Бариев полагает, что идея у проекта была достойная, но ее реализация резко понизила ее эффективность, а итоги могут породить дополнительные споры. «Посмотрите, два города хотели называть аэропорты именем Лермонтова, он лидировал в голосовании, и что теперь, если одному городу дадут имя великого поэта, как себя будут чувствовать жители другого города? Обидятся!» — заметил парламентарий в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Я сомневаюсь, что этот проект принес нашей стране какую-то объединяющую пользу». По мнению депутата, интерес к голосованию это подчеркивает: «Порядка 4 миллионов человек для 140-миллионного населения — это немного, меньше 100 тысяч за каждый аэропорт проголосовали».
Марат Бариев полагает, что идея у проекта была достойная, но ее реализация резко понизила эффективность, а итоги могут породить дополнительные споры
«Вернемся к злосчастному аэропорту Калининграда, — предложил Бариев. — Введение того же Канта никто не смог объяснить, сколько ко мне ни обращались противники моей позиции. В условиях конкурса четко написано: кандидатом для внесения в список может быть человек, внесший выдающийся вклад в развитие и становление России. Но какой Кант в XVIII веке внес выдающийся вклад, кроме того, что четыре года был подданным Российской империи? Если это выдающийся вклад, то таких там были миллионы». Другой пример несправедливого голосования связан с Георгием Жуковым. «Маршал-победитель, великий полководец, в четырех городах его выдвинули, люди признают его величие и заслуги, но он нигде не выиграл, — печально констатировал депутат. — Голоса за него размылись, и, получается, что самую страшную войну в человеческой истории он выиграл, а в интернет-голосовании по всем фронтам проиграл. Это справедливо? Я считаю, это очень несправедливо».
Однако, несмотря на проколы в организации голосования, сам процесс отбора достойных для «доименования» имен был полезен хотя бы тем, что выявил проблемы нашего общества, считает депутат. «Во-первых, слабое знание истории и исторических личностей, — начал перечислять собеседник издания. — Это говорит также о проблемах в системе образования — и в патриотическом воспитании, и в семейном. У нас не знают выдающихся людей, своих земляков, не в курсе их вклада в развитие страны и того или иного региона. Это послужит неким материалом для анализа соответствующих служб и ведомств».
Несмотря на то что итоги голосования в Татарстане предсказать было не сложно, у Бариева нет неприятия к личностям победителей. «В Казани и особенно в Бегишево все кандидатуры в итоговом голосовании были абсолютно достойные — Менделеев, Шишкин, Сайдашев. Но выбрали Лемаева, это достойная кандидатура, а в Тукае никто и не сомневался».
По мнению зампредседателя Общественной палаты Татарстана Тимура Халикова, главным отличием голосования в Татарстане от других регионов остается то, что в республике было организовано несколько этапов отбора имен и, что самое важное, — путем открытых публичных слушаний. Все помнят, как собирались голоса в соцсети на предварительных этапах, и даже на сайте госуслуг. Такая открытость и прозрачность, по словам Халикова, исключает возможность подтасовки.
В ОП РТ еще будут подводить свои итоги голосования, анализировать последние пару месяцев работы, делать срез проголосовавших, чтобы судить о состоянии сегодняшнего общества. «Большой серьезный плюс в том, что жители республики прекрасно помнят многих наших участников войны. Очень приятно, что население помнит наших ветеранов. Многие из них дошли практически до финальной стадии. Второй момент состоит в том, что благодаря конкурсу люди услышали, что нужно прославлять человека труда. Человек труда в данном случае — это Николай Лемаев, человек, который был не просто руководителем какого-то процесса, он сам принимал участие во всей работе», — отметил Халиков. «Польза проекта в том, что люди хотя бы немного стали думать и читать, разбираться, кто есть кто», — отметил заведующий кафедрой отечественной истории КФУ Александр Литвин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 232
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.