ТОРЖЕСТВО В СЕВАСТОПОЛЕ

«Орехово-Зуево» — малый ракетный корабль (МРК) с таким названием вошел сегодня в состав ВМФ России. На нем прошла торжественная церемония подъема Андреевского флага. Как сообщили «БИЗНЕС Online» на Зеленодольском заводе им. Горького, корабль приступит к выполнению задач в составе Черноморского флота (ЧФ).

Необходимо отметить, что строительство серии кораблей проекта 21631 «Буян-М» стало для АО «Зеленодольский завод им. Горького» не просто весьма успешным, но и знаковым. Предприятие выиграло тендер на строительство МРК 17 мая 2010 года, и уже 26 мая Министерство обороны РФ подписало с заводом контракт на строительство 5 «Буянов-М».

Головной — «Град Свияжск» — был заложен 27 августа 2010 года. В 2013 году стало известно, что «Буянов-М» будет 6, а в 2014-м появилась новость, что завод получил заказ еще на три МРК. Эксперты напрямую связали этот контракт с Черноморским флотом, который нуждался в экстренном усилении (впрочем, этот вопрос не снят с повестки дня и ныне). И действительно, вскоре руководство завода сообщило о том, что три «Буяна-М» «разворачивают» на Черное море.

Сегодня «Град Свияжск», а также серийные «Углич» и «Великий Устюг» несут службу в составе Каспийской флотилии. Напомним, они продемонстрировали свои боевые возможности 7 октября 2015 года, когда выпустили по объектам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК». 20 ноября того же года последовал новый залп — 18 крылатыми ракетами... «Зеленый Дол» и «Серпухов» после краткой черноморско-средиземноморской эпопеи переданы на Балтийский флот, что дополнительно говорит о востребованности проекта 21631. Сегодня на стапелях завода находятся МРК «Ингушетия», «Грайворон», «Град» и «Наро-Фоминск».

По сегодняшнему мероприятию добавим, что в церемонии участвовали помощник президента РТ Равиль Муратов, начальник управления кораблестроения ВМФ РФ Владимир Тряпичников, генеральный директор АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс» Ренат Мистахов, генеральный директор АО «Зеленодольский завод им. Горького» Александр Карпов.

ДО КОНЦА 2018-ГО БУДУТ ЕЩЕ КОРАБЛИ ИЗ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА

По итогам 2017 года завод им. Горького вошел в топ-20 самых динамично развивающихся промышленных предприятий страны, подчеркивают на предприятии. Каждый третий военный корабль в РФ строится именно там. В этом году, несмотря на многочисленные сложности из-за санкций, завод передал государственному заказчику три корабля (катер специального назначения проекта 21980 «Грачонок», два «Буяна-М» — «Вышний Волочек» и «Орехово-Зуево»), на 20 декабря запланирована торжественная церемония поднятия Андреевского флага на «Василии Быкове» — головном патрульном корабле проекта 22160. В 2018 году в Зеленодольске заложили шестой такой патрульный корабль — «Николай Сипягин», а также 11-й и 12-й МРК проекта 21631 «Наро-Фоминск» и «Ставрополь». Такая интенсивность строительства говорит о доверии к заводу со стороны Министерства обороны РФ.

Также напомним, что в 2018 году на основе завода начала формироваться судостроительная корпорация «Ак Барс» (создана по инициативе АО«Холдинговая компания „Ак Барс“» при одобрении президента РТ; приоритетные направления деятельности — проектирование, судостроение, производство компонентов, судоремонт и сервис). На сегодня она объединяет 10 предприятий и 11 тыс. человек.

Заявленная стратегия — расширение рынков сбыта и наращивание объемов производства, тактика — внедрение корпоративных единых стандартов работы, повышение прозрачности финансовых процессов и ориентирование на новое качество взаимодействия на всех уровнях. Развернута изрядная презентационная активность. Так, корпорация уже успела поучаствовать в таких значимых отраслевых мероприятиях, как петербургский международный экономический форум, международный форум «Армия-2018», международный дальневосточный морской салон, международная выставка судостроения, оборудования и морских технологий SMM 2018. И неудивительно, что вскоре последовали соглашения о сотрудничестве с такими крупными компаниями, как Волго-Вятский банк ПАО «Сбербанк России», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», АО «Рособоронэкспорт», АО «Восточная верфь» и другими.

КОРПОРАЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ БИЗНЕС-ДУЭЛИ

Таким образом, уже в первые месяцы работы корпорацией сделана серьезная заявка на состоятельность. На это не раз указывали эксперты. Среди прочего они отмечают, что один из наиболее эффективных путей наращивания мощностей — интеграция на уровне предприятий, то есть создание корпораций, и судостроительная даст новый импульс развитию входящих в нее предприятий.

Также эксперты указывают на то, что процесс формирования корпорации пока не завершен и, по логике, в нее должен войти еще ряд компаний. Хотя бы такой аргумент в пользу этой мысли. Спрос на конкретные типы судов непостоянен, наличие разнокалиберных предприятий (способных строить все типы судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях и в прибрежных морских районах, плюс судоремонт) обеспечивает равномерную загрузку корпорации. К тому же заказы, попадающие в конкретный диапазон длин и масс, будут размещаться на том заводе корпорации, который наиболее приспособлен к строительству данного типоразмера. Такая политика позволит отказаться от необоснованного капитального строительства излишних производственных мощностей.

Но, конечно, у таких экспансионистских планов не может не быть противников, поэтому молодая корпорация может столкнуться с различными формами давления, которые серьезно осложнят ей жизнь. Что ж, любая успешная компания рано или поздно сталкивается с такой контрактивностью, а современные бизнес-дуэли, как известно, проводятся в том числе при помощи дискредитации. Но лучший способ противостоять такому давлению — работать, что и показывает сегодняшнее мероприятие в Севастополе.