Запустив в ТОСЭР четыре новых завода китайской корпорации, власти Набережных Челнов решили раскрыть публике и бизнес-модели своего стратегического партнера. Главный по ТОСЭРу в Челнах Эльдар Тимергалиев, будучи в Циндао, взял видеоинтервью у руководителя Haier Russia Сунь Чженьхуа, которое опубликовал сегодня. Узнав, что Haier планирует внедрить у нас свою платформу из контекста «Индустрии 4.0», «БИЗНЕС Online» тоже связался с Чженьхуа и узнал много интересного о перспективах Haier в России.
Сунь Чженьхуа рассказал, что все будущие объекты Haier, включая R&D-центр, будут размещаться внутри промпарка, однако завод холодильников переносить на строящуюся базу не планируется — условия КИП «Мастер» китайцев полностью устраивают
КАК HAIER НАШЕЛ СВОЕГО ПОКУПАТЕЛЯ
Китайский Haier собирается не только построить в Набережных Челнах дюжину заводов с сопутствующей бытовой и социальной инфраструктурой, но и внедрить свою уникальную платформу COSMOPlat, на которой построена бизнес-модель RenDanHeYi, позволяющая корпорации удерживать лидерские позиции на мировом рынке бытовой техники. Чтобы раскрыть для потенциальных участников суть этого экономического феномена, администрация Набережных Челнов организовала интервью с генеральным директором Haier Russia Сунь Чженьхуа. Видеобеседу с главой российского представительства корпорации провел в штаб-квартире Haier в Циндао главный переговорщик с инвесторами — замруководителя исполкома города по вопросам развития ТОСЭРа Эльдар Тимергалиев.
В разговоре с Тимергалиевым Чженьхуа описал идеологию бизнес-модели RenDanHeYi, реализованной в 2005 году, прежде всего как отказ от традиционной вертикали управления. Основоположник концепции, нынешний глава корпорации Чжан Жуйминь, видя, как информация теряет корректность, курсируя по менеджерской иерархии, решил просто отказаться от традиционной системы принятия решений. Чтобы ускорить реакцию компании на желания потребителя, Жуйминь создал вокруг систему самостоятельных микропредприятий, которая заменила собой большую часть собственного штата фирмы. Сейчас в системе Haier работает порядка 2 тыс. таких микропредприятий. Причем, судя по контексту, их основатели становятся и соучредителями.
Как описывает в интервью Чженьхуа, лидеры таких групп сами отвечают за стратегию развития своей команды, причем они не назначаются сверху, а избираются внутри группы по чисто демократическому механизму. «Основой для создания нового микропредприятия становится некий потребительский заказ, — поясняет гендиректор Haier Russia. — Когда сотрудник готов создать новый продукт, он подает заявку с бизнес-планом, и если жизнеспособность проекта подтверждается, то он и становится лидером производственной команды. Если проект не дает желаемого эффекта, группа выбирает другого лидера. Здесь каждый отвечает друг за друга, потому что и зарплата сотрудников зависит от успеха их проекта». Среднего размера микропредприятие внутри Haier имеет штат в 30–50 человек, но есть и команды по 5–7 человек.
В качестве примера формирования новой производственной группы Чженьхуа рассказал историю о трех инженерах Haier, которые ежедневно собирали отзывы от покупателей компьютеров, над которыми работали. Отобрав десяток идей от пользователей, инженеры решили их внедрить, открыли предприятие и, пользуясь ресурсами Haier, оперативно разработали новый ноутбук, который в кратчайшие сроки стал машиной №1 для китайских геймеров. Компания же вышла на IPO, озолотив своих создателей. По словам спикера, многие малые партнеры Haier приходят именно для того, чтобы через платформу корпорации быстро выйти на публичное размещение акций.
В работе Haier сегодня ориентируется главным образом на такой потребительский тренд, как эксклюзивность: традиционный серийный товар нынешнему покупателю уже неинтересен, ему хочется отразить в вещах свою индивидуальность и свои понятия о комфорте пользования. Понятно, что корпорация не способна быстро реагировать на индивидуальные запросы. Залогом оперативности и стала модель RenDanHeYi, построенная на работе независимых производственных групп.
«В США, НЕСМОТРЯ НА РАЗНОСТЬ КУЛЬТУР, НАША МОДЕЛЬ ПРИЖИЛАСЬ»
Главным и необходимым инструментом реализации описанной модели стал разработанный корпорацией софт — платформа COSMOPlat, которая позволяет связать все звенья потребительско-производственной цепочки. О промышленности 4.0 сегодня говорят во всех индустриально развитых странах, но, чтобы запустить «умный» завод, нужно обеспечить непосредственную связь клиента и технологии. COSMOPlat позиционируется Haier как типовой софт для «умного» завода: через эту программу потребитель доносит свои пожелания прямо на предприятие; когда набирается некая критическая масса тождественных запросов, компания запускает идею в производство. COSMOPlat при этом подключает к решению задачи поставщиков комплектующих и модульные производства — те самые микропредприятия, а заказчик может в онлайн-режиме контролировать процесс исполнения. Если заказ слишком сложен технически, COSMOPlat привлекает дополнительные ресурсы Haier, в частности департамент R&D (аналог НИОКР). Готовый продукт Haier обязуется в течение 24 часов доставить заказчику, в противном случае товар становится бесплатным. Чженьхуа в разговоре пояснил, что уникальность товара, конечно, влияет на себестоимость, но не сильно: во-первых, заказ все-таки коллективный, а во-вторых, эксклюзивное исполнение решает проблему демпинга.
Система, реализованная Haier и уже подхваченная другими китайскими компаниями, по сути своей максимально примитивна, ведь это элементарная работа на заказ, исполненная на простейших принципах расчета рентабельности. Только здесь вместо традиционного российского гаража гражданин посылает свои «хотелки» на огромный роботизированный завод, как бы арендуя его мощности вместе с единомышленниками. Плюс аутсорсинговая сеть, естественным образом развившаяся до рациональных масштабов. Отсюда и возникает вопрос: почему Китай реализовал эту модель, как только позволили электронные коммуникации, а развитые капиталистические страны — нет? Приживется ли модель Haier у нас? Создается впечатление, что важным фактором успеха в данном случае становится национальная ментальность: недостатки коллективного системного мышления и персональные интересы менеджмента вместо нацеленности на общий результат. Однако китайцы верят в успех и на нашей территории. Отвечая на замечание Тимергалиева о примерах неудачного копирования иноземных бизнес-моделей, Чженьхуа обратился к риторике главы корпорации Жуйминя.
«Господин Чжан говорит: культуры разные, но ценности общие, — процитировал руководитель российского представительства Haier. — Если сосредоточиться на ценностях, всегда можно найти и общий язык. Если помните, два года назад мы приобрели американскую компанию General Electric Appliances, в которой из 10 тысяч сотрудников 96 процентов проживают в США. Haier покупал и новозеландскую компанию с 50-летним стажем (Fisher & Paykel в 2012 году — прим. ред.) — это тоже отдельная национальная культура. На встрече с главой Haier сотрудники GE говорили: мы компания со столетней историей, а Haier всего 30 лет, чему вы можете нас научить? Чжан им ответил: „Я вам не руководитель, я ваш главный акционер, а руководитель у нас общий — это потребитель. Работайте как прежде, только прислушиваетесь не к приказам начальства, а к запросам потребителя“. Им трудно было принять новую модель, понадобился год, но через год GE достиг лучшего результата за последние 10 лет. В США, несмотря на разность культур, наша модель прижилась».
В беседе с Тимергалиевым спикер рассказал о том, что Haier работает и со стартапами, на отдельной платформе-инкубаторе открывая для новичков свои производственные, сетевые и финансовые ресурсы. Если в целом в Китае объем успешных стартапов не превышал 10%, то статистика инкубатора Haier — 48% успеха. Эту платформу корпорация тоже развивает за рубежом, создав к настоящему времени свыше 20 производственных баз в городах Китая, США, Израиля и стран Европы. Чженьхуа рассчитывает, что платформа-инкубатор тоже станет доступна для российских предпринимателей.
РУССКОЯЗЫЧНЫЙ COSMOPLAT МОЖЕТ ЗАРАБОТАТЬ К ЧЕТВЕРТОМУ-ПЯТОМУ ЗАВОДУ
Благодаря своим успехам в построении экосистем для будущих «умных» заводов Haier сегодня имеет все шансы зарабатывать производством не техники, а предпринимателей, как венчурная компания и бизнес-инкубатор, в том числе зарабатывая на сервисе своих платформ и в России, где первым этапом, видимо, станет создание сети микропредприятий под потребности одного из грядущих заводов промышленного парка в Челнах. Задачу строительства «умного» завода в промпарке Haier и, соответственно, платформы COSMOPlat, через которую и наши потребители смогут участвовать в формировании заказов, Чженьхуа подтвердил как в разговоре с Тимергалиевым, так и в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
«В этом году не только Haier вложил в Челны, инвесторов много. Как результат — мы чувствуем потенциальный риск кадрового голода, ведь, по официальной статистике, безработных в Челнах меньше 1 процента. Это, конечно, очень хороший показатель, но наши заводы создают много рабочих мест, — пояснил Чженьхуа логику перспектив для „БИЗНЕС Online“. — В среднем один наш завод — это 500 сотрудников, и каждое новое производство будет усиливать проблему их поиска. Отчасти и поэтому мы рассматриваем возможность постепенно перестроиться на более автономное производство через COSMOPlat. Наша платформа позволяет повысить уровень автономности и выйти на более точечное производство. Такому производству, конечно, тоже нужны операторы, заводов без людей не бывает, но он предполагает более сложные технологии, а его сотрудники будут владеть уникальными знаниями и опытом».
По словам спикера, Haier уже изучает возможности внедрения COSMOPlat для будущего «умного» завода в Челнах. Его прогнозная оценка — русскоязычная платформа может заработать примерно к четвертому-пятому заводу промпарка, который и станет «умным». Исходя из заявленных темпов строительства — по заводу в год-полтора — можно ожидать реализации этих планов лет через пять.
Гендиректор Haier Russia также рассказал, что все будущие объекты Haier, включая R&D-центр, будут размещаться внутри промпарка, однако завод холодильников (первый проект Haier в Челнах, запущенный в 2016 году на площадке КИП «Мастер») переносить на строящуюся базу не планируется — условия «Мастера» китайцев полностью устраивают.
О том, что челнинская производственная база, которая стала для Haier первой и пока единственной в нашей стране, отвечает за освоение не только российского рынка, но и европейских, известно давно. Мы поинтересовались у Чженьхуа, почему именно Россия и Татарстан были выбраны корпорацией в качестве отправной точки для дальнейшей экспансии в Европу. По его словам, экспорт с единой базы в РТ для корпорации рентабельнее, чем создание нескольких небольших производств в странах-потребителях.
«Размещение производств в пределах рынков сбыта вышло бы дороже из-за многих факторов, — пояснил спикер. — В первую очередь из-за объемов производства. Завод нужно загружать заказами, чтобы он окупался. Для нашего сегмента самые крупные из европейских рынков — это Великобритания, Германия и Россия в порядке убывания. В Англии и Германии размещать производства очень дорого. Россия как третий по объему продаж европейский рынок дает преимущества в себестоимости, прежде всего по энергоснабжению. Кроме того, инвестиционный климат Татарстана позволяет реализовать наш проект, и реакция рынка здесь довольно оперативная, не требуется больших складов».
Популярное мнение о том, что в Челнах рабочая сила сегодня дешевле, чем в Китае, что особенно важно для кадровоемких производств, Чженьхуа опроверг. «В этом вопросе сильно влияние курса валют, — объяснил он. — По сегодняшнему курсу месячная зарплата на заводе Haier в Набережных Челнах по сравнению с зарплатой нашего китайского сотрудника в Циндао немного ниже. Но есть и контрфактор: в Китае люди работают где-то 256 дней в году, а в России — около 220 дней. В Китае нет четырехнедельных отпусков. С учетом этой разницы стоимость труда в Китае и в России почти одинаковая, поэтому в себестоимости продукции рабочая сила — малосущественный фактор». Спикер также рассказал, что продукцию, изготовленную в Челнах, Haier уже неоднократно показывал на крупнейшей европейской выставке бытовой техники IFA в Германии. По его словам, в этом году челнинские модели вызвали большой интерес у европейских клиентов, в первую очередь у граждан Восточной Европы — Польши, Словакии, которые и по логистике доступнее из России.
Чего не стоит ждать от Haier в Татарстане, так это развития фирменной розничной сети. «Для нас как производителей розница — не основной бизнес, — отметил Чженьхуа. — Мы открыли несколько магазинов, они есть в Челнах и в Нижнекамске, но не столько ради продаж, сколько для прямого контакта с потребителем. Сбор информации о предпочтениях клиентов очень важен для развития новой линейки наших моделей. Кроме того, для нас подобные проекты — это цивилизованная форма демонстрации нашего бренд-имиджа. Брендшоп дает возможность показать весь ассортимент наших товаров в одном месте, а единый стандарт обслуживания — сформировать стратегически правильное и яркое впечатление у потребителя. Мы откроем еще несколько фирменных магазинов в России, но задачи развивать розничную сеть перед нами не стоит».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.