ШЕФ ПСО «КАЗАНЬ» СОЗДАЕТ IТ-КОМПАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ И НАМЕРЕН ДОБРАТЬСЯ ДО СКОЛКОВО

Группа IT-компаний «Иновентика» вчера презентовала в Москве стратегию своего развития на ближайшие 3 года. Учредителями компании выступили ПСО «Казань» и коммуникационная компания из Москвы «Классика». На развитие оператора в ближайший год будет потрачено 1,3 - 1,7 млрд. рублей. Как ни странно, эксперты из IBM, HP, Microsoft, Nokia-Siemens Networks заявили московскому собкору «БИЗНЕС Online», что наполеоновские планы «Иновентики» вполне реальны.

ЕЩЕ ПАРУ ЛЕТ НАЗАД СОЗДАНИЕ ТАКОЙ КОМПАНИИ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО

Открыл презентацию генеральный директор «Коммуникаций для инноваций» Владимир Щербинин. По совместительству он занимает пост заместителя председателя совета директоров коммуникационной компании «Классика».

«Иновентика» - не просто еще один оператор по предоставлению доступа к распределенным компьютерным сетям, хостируемым приложениям и отраслевым информационно вычислительным ресурсам, это первый IT-оператор в России. По словам Щербинина, еще пару лет назад создание такой компании было невозможно в силу недостаточной развитости IT-технологий в России. Да и рынок так называемых облачных технологий (cloud computing) не был развит. Как известно, «облаком» метафорически называют в том числе и интернет.

Преимущества cloud computing заключаются в том, что аренда определенных функций у поставщика услуг обходится дешевле построения, обслуживания и сопровождения аналогичных систем внутри организации. Cloud computing позволяет свести затраты на модернизацию и поддержку сложной IT-инфраструктуры к обычной оплате «подписки» на услугу. Пользователь автоматически получает доступ к последним версиям программного обеспечения. При этом данные будут храниться на распределенных серверах и обладать более высокой надежностью — пользователям не нужно будет самостоятельно заниматься резервным копированием своих данных.

«ПЕРЕЙДЯ В ИНОВЕНТИКУ, Я ПОХУДЕЛ НА 20 КГ»

Другой учредитель проекта (более 50% уставного капитала) – производственно-строительная фирма «Казань» во главе с Равилем Зиганшиным, депутатом Госсовета РТ и одним из самых влиятельных лоббистов республики, имеет в своем активе крупные инфраструктурные проекты в Татарстане и других российских регионах. По словам Зиганшина, в Казани и в республике его компания тесно сотрудничает с правительством республики, в частности, строит стадион, водный стадион, центр гимнастики, гребной канал, развязки и дороги.

«Во всех наших проектах высока интеллектуальная составляющая. И кстати, «Иновентика» - не единственный наш проект. Мы инвестируем в связь, видеонаблюдение, в IT-технологии», - сообщил собравшимся Зиганшин. В группе компаний «Иновентика» он занял пост председателя совета директоров.

Отвечать за стратегию компании будет член совета директоров Inoventica Виталий Слизень. До 2006 года занимал пост руководителя департамента государственной политики в области коммуникационных технологий министерства информации и связи РФ, состоял в совете директоров "Ростелекома", с 2006 года по июнь 2010 года занимал пост генерального директора ЗАО "Синтерра". Компания была продана "МегаФону".

Виталий Слизень был представлен как самый влиятельный и заметный представитель рынка IT-технологий. Слизень с этой характеристикой немедленно согласился. «Я весил в прошлом году 120 кг. и действительно был самым весомым в нашем цехе. Но перейдя в «Иновентику», похудел на 20 кг.», - заявил Слизень.

500 КМ ЗА 10 МИЛЛИСЕКУНД

Компания планирует иметь в своем распоряжении центр обработки данных, все необходимое программное обеспечение и построить или арендовать инфраструктуру, которая позволит предоставлять IT-услуги от Москвы до Иркутска. Inoventica планирует охватить более 70% потенциальных потребителей "облачных" сервисов в регионах России. Большинство потребителей будет сконцентрировано в 30 - 50 субъектах РФ. Идти дальше на восток нет смысла – там низкая плотность населения и востребованность бизнеса в компьютерных технологиях.

«Иновентика» планирует строить и развивать центры обработки данных, линии коммуникаций - арендовать или частично построить не менее 20 - 25 тысяч километров магистральных сетей и обеспечить их суммарную пропускную способность от 6 до 10 Тбит/с.

Понадобится создать программную платформу и "облачные" сервисы для конечных потребителей. Планируется развернуть 6 собственных центров обработки данных с зоной эффективного обслуживания до 500 километров. Это расстояние между клиентским терминалом и сервером будет преодолеваться за 10 миллисекунд.

На развитие оператора в ближайший год будет потрачено 1,3 - 1,7 миллиарда рублей. Полмиллиарда уже перечислено, весело сообщил Слизень.

"Акционеры поставили передо мной масштабную задачу разработать стратегию, которая позволила бы иметь на рынке актив, обладающий хорошей рыночной капитализацией", - сказал Слизень. По его словам, через два-три года группа компаний планирует продать миноритарную долю оператора и не менее чем в 20 раз увеличить капитализацию компании. 

Стратегия компании подразумевает поглощение двух-трех IT-компаний из топ-10. Всего компаний, предоставляющих услуги по «облачным вычислениям» в России, порядка 500, но 10 крупных компаний – это около 80% .

На вопрос журналистов, кого он считает основным конкурентом, возможно, это «Ростелеком», Слизень дипломатично ответил, что «Ростелеком» - это наш национальный чемпион, и с этим смирились все. И тут же пообещал, что, начав развивать проекты в Татарстане, «Иновентика» быстро дойдет до Сколково.

НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ ВПОЛНЕ РЕАЛИЗУЕМЫ

На презентацию были приглашены крупнейшие операторы – главы российских подразделений компаний Microsoft, Nokia-Siemens Networks, IBM и ряд других.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» генеральный директор HP Россия Александр Микоян, наполеоновские планы «Иновентики» вполне реализуемы. «Потребность рынка в «облачных сервисах» растет. Бизнес теперь понимает, что лучше доверить обслуживание IT-технологий профессионалам на аутсорсинге, чем самим закупать десятки серверов», - сказал Микоян.

Гендиректор головной компании «Коммуникации для инноваций» Щербинин пояснил «БИЗНЕС Online», что его фирма не боится конкуренции с признанными международными брэндами. «Российский рынок огромен, мы еще подумаем, как будем позиционироваться на нем в ближайшее время», - сказал он. Щербинин намекнул, что некоторые из приглашенных на презентацию западных компаний смогут стать партнерами «Иновентики». Предполагается, что они подпишут договор о поставке технологий и «железа».

Глава Майкрософт Россия Николай Прянишников предупредил потенциальных партнеров из «Иновентики», что развивая бизнес в России, они столкнутся с такой проблемой, как нехватка квалифицированных кадров. «Сейчас в области IT в стране всего миллион специалистов, а нужно как минимум вдвое больше», - заявил Прянишников.

По данным компании Gartner, рост рынка «облачных технологий» в России в этом году составит год к году – 100%. «Иновентика», кстати, выстроила свою стратегию, исходя из роста рынка, всего на 70%. Подстраховаться не мешает, даже если витаешь в «облаках».

Тимур Алтынов,
специально для «БИЗНЕС Online»
(Москва)