Сегодня Алексей Песошин и Ильшат Фардиев на Высокой Горе открыли новый диспетчерский пункт Приволжских электрических сетей стоимостью 900 млн рублей. Она будет отвечать за распределение энергии по 8 районам Татарстана, в которых живут 400 тыс. человек. Что происходит в диспетчерской и для чего нужны «умные» счетчики, которые Сетевая компания планирует ставить по тысяче в день, выяснила корреспондент «БИЗНЕС Online».
На Высокой Горе открыли новый диспетчерский пункт Приволжских электрических сетей стоимостью 900 млн рублей
Приволжские электрические сети переехали из Казани
Сегодня на въезде на Высокую Гору было необычайное оживление: там торжественно, с VIP-персонами и разрезанием ленточек, открылась новая производственная база Приволжских электрических сетей (ПЭС). Здесь сосредоточится управление электрическими сетями всего филиала, а это 8 районов республики (Рыбно-Слободский, Лаишевский, Пестречинский, Высокогорский, Арский, Балтасинский, Атнинский и Зеленодольский) и более 400 тыс. энергопотребителей. Раньше их обслуживание осуществлялось из Казани, здесь ПЭС базировался на Магистральной, 23, а сейчас все службы полностью переехали за город.
Производственная база ПЭС — это достаточно крупный объект, особенно в районном масштабе: на площади более 6,5 тыс. кв. м расположился производственный корпус — красивое здание с атриумом, в котором находится диспетчерская и лаборатория, а также склады, теплые стоянки. Туда переехала вся команда — это около 250 человек. По оценке главы Высокогорского района Рустама Калимуллина, база открывает рабочие места и для местных жителей.
«Давно уже все мечтали, что мы переедем за город, потому что Приволжские электрические сети обслуживают не Казань, они обслуживают 8 районов вокруг нее. Хотя бы потому, что в рамках концепции развития Казани большегрузы не должны заходить в город, а у нас техника все-таки большая: посмотрите, какая вышка стоит», — говорит директор ПЭС Вильдан Нигметзянов, кивая на автовышку «КАМАЗ» с изолирующим звеном для работ под высоким напряжением. Вышка в компании другой спецтехники — десяти снегоходов и одного многофункционального трактора — ждала перед зданием, пока ключи передавали производственным подразделениям.
«Два года мы строили данный объект. На этой базе в одном месте и холодные склады, и теплые стоянки, и диспетчерская, лабораторный комплекс — все здесь сосредоточено, чтобы мы могли выполнять поставленные задачи», — рассказал Нигметзянов, уточнив, что стоимость базы составила 900 млн рублей.
«Большое спасибо Ильшату Шаеховичу (Фардиеву — прим. ред.), что выбрали наш район. Я думаю, это и по логистике удобно: в Казань заезжать трудно, мест нет, куда-нибудь в Кукмор — другим будет неудобно, а здесь все-таки центр. Такую базу можно было построить только в Зеленодольске, Лаишево и у нас, причем у нас самое удобное место. Тут еще деревья росли, когда закладывали капсулу. Это было в 2014 году: проблемы, кризис, два года ничего не делалось — и вот за год-два такое построили. Строители днем и ночью работали», — рассказал Калимуллин.
Ленточку торжественно перерезали Ильшат Фардиев, Алексей Песошин, Рустам Калимуллин, Вильдан Нигметзянов
«Полностью все районы будут обслуживаться отсюда»
Ленточку торжественно перерезали премьер-министр РТ Алексей Песошин, гендиректор Сетевой Ильшат Фардиев, Нигметзянов и Калимуллин.
«Хочу поздравить всех тех, которые находятся сверху нас, — сказал Песошин, обращаясь к менеджерам компании, которые готовились наблюдать с балкона второго этажа церемонию торжественного перерезания ленточки. — Люди, которые сегодня отмечают новоселье, действительно получили замечательные условия. В республике действует 38 программ, в рамках которых ремонтируется более 2,5 тысячи объектов. Очень приятно открывать новые. Этот объект строился по другой программе, но открывать его не менее приятно. Получилась замечательная логистика, замечательные условия, и все это, я надеюсь, принесет много положительных моментов в работе Сетевой компании». Премьер был краток и заключил свою речь поздравлением собравшихся с Новым годом.
После церемонии место действия переместилось в сердце производственной базы — диспетчерскую. Там гостям рассказали, что обслуживаемая территория составляет свыше 12 тыс. кв. км с населением более 400 тыс. человек. Кроме того, в зону обслуживания попадают и крупные организации, включая завод им. Серго, завод им. Горького, казанский аэропорт и выставочный центр «Казань Экспо». В эксплуатации 53 высоковольтные подстанции, а протяженность ЛЭП — 11,6 тыс. километров. Электроснабжение осуществляется от всех трех казанских ТЭЦ.
Нигметзянов рассказал гостям, что днем будут работать пять диспетчеров, а в ночное время — три. «Полностью все районы будут обслуживаться отсюда», — заверил он.
«Тем самым диспетчеры видят все абсолютно, что происходит с электроснабжением в случае аварийной ситуации. Сегодня будет подписан еще энергосервисный контракт, который позволит увидеть каждого потребителя. И каждый сможет увидеть себя через приложение», — заключил Фардиев перед тем, как созвать всех директоров на общее фото на фоне огромного — почти во всю стену — экрана, где в режиме реального времени отображались все сети.
В рамках открытия базы был подписан энергосервисный контракт, который предусматривает установку 120 тыс. «умных» счетчиков для минимизации потерь электроэнергии
«Планируем в 2019 году установить 120 тысяч интеллектуальных приборов учета»
Действительно, в рамках открытия базы был подписан энергосервисный контракт, который предусматривает установку 120 тыс. «умных» счетчиков (с дистанционным снятием показаний в режиме реального времени) для минимизации потерь электроэнергии. «Доля потерь Сетевой компании — 6,8 процента. За последние 10 лет мы этот показатель снизили на 38 процентов. Но сейчас для того, чтобы продолжать снижать потери электроэнергии в наших сетях как по линиям, так и в распределительных сетях, необходимо было придумать принципиально новый механизм, — объясняет Тимур Курбангалиев, заместитель генерального директора по реализации услуг. — Существующие технические решения не позволяли снижать потери, потому сначала мы прорабатывали именно техническое решение. После этого необходимо было привлечь инвестиции для воплощения идей в жизнь. Энергосервисный контракт как раз направлен на снижение потерь электроэнергии. Мы воспользовались им и объявили конкурс. Планируем в 2019 году установить 120 тысяч интеллектуальных приборов учета. Это очень масштабный проект, аналогов ему нет».
По словам Курбангалиева, такие проекты обычно делаются локальными: на 5, 10, 20 тыс. «умных» счетчиков. А тут сразу будут установлены 120 тыс. в 29 районах электрических сетей — это половина Татарстана. «Когда мы отбирали районы, мы ориентировались на потери электроэнергии в наших сетях, смотрели, какие коммерческие потери, связанные с хищениями электроэнергии, какие технические… Установка интеллектуальных приборов учета позволит не только сократить коммерческие потери, но и проанализировать сеть, чтобы мы могли предпринимать мероприятия по снижению и технических потерь», — говорит замгендиректора.
Он отмечает, что кроме экономии ПЭС получит большую базу аналитики, на основе которой будут предприниматься и управленческие решения, но вообще это программа для потребителя. «Мы ставим эти приборы учета для потребителей абсолютно бесплатно. Все работы по монтажу, меняем ответвления… точность расчета повысится, это приборы с очень высоким классом надежности. А потом потребителям не обязательно будет ежемесячно подавать показания данных приборов учета. Сам прибор эту информацию подает нам, а мы — поставщику. Потребителю будет приходить только счет на оплату».
Кроме экономии ПЭС получит большую базу аналитики, на основе которой будут предприниматься и управленческие решения
Победителями конкурса стали «Ростелеком» и ООО «СмартЭнерго» (OEM-партнер Siemens AG в России). Отмечается, что потребители смогут через мобильное приложение получать информацию о своем энергопотреблении. Примечательно, что, пока свои подписи под энергосервисным контрактом ставили директора компаний и Фардиев, стало известно, что президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении интеллектуальных систем учета электроэнергии, который подразумевает включение в тарифы расходов на «умные» счетчики.
Энергосервисный договор — это один из механизмов финансирования энергосберегающих проектов. Он реализуется за счет средств инвестора, который возвращает их через экономию энергоресурсов. Экономия может исчисляться миллиардами. «Мы рассчитываем, что это (затраты на установку счетчиков — прим. ред.) будет более 1 миллиарда рублей. Мы говорим о 60 тысячах точек, в 9 этапов, надеемся все завершить за 2019 год. Прямо сейчас будем делать предпроектное исследование. У нас есть энергосервисные контракты в теплоэнергетике, освещении, в области индивидуальных приборов учета. Например, мы сейчас в Поволжье 3 тысячи многоквартирных домов оснастили приборами учета. В Татарстане это первый контракт. Возмещение того, что вложили, будет в обозримом будущем. О сумме экономии тоже говорить рано — давайте мы спроектируем сначала. Эти вещи очень большие по масштабу», — утверждает вице-президент «Ростелекома» Дмитрий Проскура.
«Все подписано. Вперед, работайте! Огромная работа впереди, надо устанавливать каждый день минимум тысячу счетчиков. Каждый день!» — сказал Фардиев, уточнив, что в этом проекте будут задействованы 600 человек единовременно.
Начинать пришлось сразу же: подписание контракта плавно перетекло в выездное заседание совета директоров ОАО «Сетевая компания», на котором рассматривались итоги деятельности компании за 2018 год и предложения по инвестиционной программе на 2020–2024 годы. В частности, стало известно, что за 9 месяцев 2018 года средняя продолжительность прекращений передачи электрической энергии потребителям снизилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 23%, средняя частота прекращений передачи электрической энергии потребителям — на 41%. Освоение капитальных вложений за 9 месяцев составило порядка 5 млрд рублей. Наибольший объем капитальных вложений приходится на объекты высокого класса напряжения — строительство и реконструкцию высоковольтных линий электропередачи, питающих центры высокого напряжения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 86
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.