К 2015 ГОДУ ДОЛЯ ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКИ В ВВП РОССИИ МОЖЕТ ВЫРАСТИ ДО 5%

Советник президента США по вопросам науки и технологий, председатель совета директоров Google Эрик Шмидт считает, что в интернете скрыт огромный потенциал для развития малого бизнеса в России. За последние полгода 70% российских интернет-пользователей (а их в России 57 миллионов) совершили хотя бы одну покупку в интернете. Интересно, что Шмидт приводит в своем интервью в качестве примера удачного интернет-бизнеса казанскую компанию «Флорист. ру».

Я не выращиваю цветы и даже не смогу собрать оригинальный букет, а вот Петр Талантов, врач из Казани, может. 12 лет назад Петр создал компанию "Флорист.ру", которая на сегодняшний день доставляет цветы в 152 страны мира и 1609 городов России. Раскручивать компанию Петр решил не в офлайне, а в интернете. Поэтому первый букет, заказанный в его интернет-магазине, он отправлял из дома.

На мой взгляд, Россия может гордиться таким духом предпринимательства. Петр не единственный бизнесмен, который смог заработать в интернете. Средние и малые предприятия вполне успешно используют Всемирную сеть для продвижения своих товаров и услуг. По оценкам аналитиков, за последние полгода 70% российских интернет-пользователей (а их в России 57 миллионов) совершили хотя бы одну покупку в интернете.

Из-за того, что мировая экономика все еще до конца не оправилась от кризиса, большая часть обсуждений на форумах и международных встречах посвящена рухнувшим банкам и "нестыковкам" в бюджете. Неудивительно, что со всеми этими событиями многие просто не рассмотрели в интернете солидный источник дохода. Согласно исследованию The Boston Consulting Group, проведенному по заказу Google Россия, объем российской интернет-экономики в 2009 году составил 19,3 миллиарда долларов, то есть доля интернет-экономики в ВВП России (без учета нефтегазовой отрасли) примерно 2,1%. А к 2015 году доля интернет-экономики в ВВП России может вырасти до 5%.

Вклад Сети в мировую экономику становится все более существенным. И поэтому президент Франции Николя Саркози включил обсуждение интернета и цифровой среды в программу встречи лидеров "большой восьмерки". В этом году были внесены некоторые изменения в формат встречи, и представителям технологических компаний и государственных структур дали возможность собраться до самого форума - эта дискуссия называется e-G8. Меня, как одного из ее участников, попросили поделиться своими мыслями по поводу того, как поддержать успех Сети.

Меня часто спрашивают, откуда ждать следующей волны инноваций, где появится новый Google? Некоторые считают, что Силиконовая долина и компании, процветающие в ней, были созданы благодаря секретной формуле. На самом деле все значительно проще, особенно в наш цифровой век. История инноваций - от изобретения печатного станка до телеграфа и, наконец, интернета - говорит, что внедрение новых технологий возможно там, где собираются группы людей или компаний, которые обмениваются информацией, придумывают новые идеи и стараются делать привычные вещи по-новому.

Именно таким образом появился Google. Создатели компании изобрели новый способ организовать информацию в интернете. И это было не секундное озарение, а длительный процесс - от возникновения идеи до получения желаемого результата. В цифровом мире любой человек может стать катализатором больших изменений, а любая компания - двигателем инноваций. Интернет создал совершенно новый мир с большими возможностями. И эти возможности может использовать каждый. Сегодня жизнь сотен миллионов людей стала лучше благодаря технологиям. Наше общество изменяется благодаря росту компаний, созданию новых рабочих мест и новых возможностей.

Наша задача - показать людям, насколько успешным может быть онлайн-бизнес. Недавно я увидел интересные цифры: в России практически все предприятия среднего и малого бизнеса имеют доступ к Сети, однако только 38% из них используют интернет для развития бизнеса. Без сомнения, здесь скрыт огромный потенциал. Рекламироваться на телевидении могут себе позволить только самые крупные и богатые компании, но у любой есть возможность укрепить позиции своего брэнда в интернете.

Сегодня AdWords использует уже более одного миллиона рекламодателей. Большинство из них - это представители малого или среднего бизнеса. Например, по данным McKinsey, в прошлом году на товары, продвигаемые в Сети, европейские покупатели потратили приблизительно 100 млрд евро. Ожидается, что к 2015 году эта сумма увеличится до 190 млрд евро. Но интернет нужен не только для того, чтобы продавать. Именно там рождаются новые идеи. Он помогает небольшим компаниям образовывать крупные, динамичные и креативные сообщества.

Благодаря Сети растет количество компаний, которые я называю микромультинациональными. Это компании, в которых зачастую работает не более 10 человек, но которые продают свои продукты и услуги потребителям на международном рынке. Это было абсолютно невозможно до появления современных технологий. Именно такие небольшие компании с международным охватом вносят большой вклад в экономический рост каждой страны.

На форуме e-G8 в Париже мы обсудим интернет и его влияние на мировую экономику. Пионерами в развитии этого направления экономики станут люди. Такие, как Петр Талантов.

Известия