«Создание собственного театра было нашей первоначальной целью, тем, о чем мы мечтали. Из этого возникло все остальное», — говорят идейные вдохновители частного театра Сергей и Татьяна Заболотские. В интервью «БИЗНЕС Online» они рассказали о том, есть ли у храма Мельпомены конкуренты, зачем взрослым актерские курсы и что такое театральный тимбилдинг.
Сергей Заболотский: «Подавляющее число челнинцев просто не рассматривают поход в театр как возможность проведения досуга. Нет привычки с детства»
«ВЫШЛИ КАК ИЗ МОНАСТЫРЯ И ПОДУМАЛИ: НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ»
— Сергей Леонидович, как родилась идея о создании собственного театра?
— А что мы умеем делать лучше всего? Это уже пятое место, которое я создаю. Были когда-то «Мастеровые» в ДК КАМАЗ, потом театр переехал в 1/16, параллельно существовал «Театр многих форм» до 2011 года. Затем мы перебрались в «Интерклуб». И мы были не свидетелями, а активными участниками процесса развития и становления русской драмы в Челнах. Потом при определенном стечении обстоятельств мы покинули «Мастеровые». Вышли как из монастыря и подумали: надо что-то делать. Увидели, что мир большой, люди вокруг и рядом. Мы же раньше их наблюдали только в конце спектакля на поклоне. И тут они начали собираться вокруг нас, притягиваться. Разные, интересные, талантливые. Это было начально. А театр уже родился как результат.
— Вы начали с проведения курсов и лишь в апреле 2018-го поставили премьерный спектакль? Курсы пользуются спросом?
— Театр — дело довольно затратное, а мы не обладали совершенно никакими ресурсами. Никому кланяться нам тоже не хотелось. Мы и студию назвали Liberta (Свобода). Поэтому и начали с курсов. Это стало нашим делом, бизнесом. Начинали с одной взрослой актерской и одной ораторской группы. Снимали небольшие помещения — иногда по часам. Работали вдвоем. Потом стали набираться детские группы. Сейчас в среднем две-три группы взрослых в месяц занимаются. Итого получается около 50 человек и более 200 детей от 3 до 16 лет. Создание собственного театра было нашей первоначальной целью, тем, о чем мы мечтали. Из этого возникло все остальное. Театр без студии существовать не может, как и студия без театра. Люди, которые приходят к нам обучаться актерскому мастерству, должны понимать, на какую сцену они потом выйдут играть свои роли. Без студии театр не был бы возможен, потому что его нужно на какие-то средства содержать. Получается такой некий взаимообмен.
«Без студии театр не был бы возможен, потому что его нужно на какие-то средства содержать. Получается такой некий взаимообмен»
— Курсы актерского мастерства востребованы и для детей, и для взрослых? Кто обычно приходит на такие курсы?
— Если говорить о взрослом сегменте, то это люди от 25 лет и старше. Те люди, которые уже набегались по клубам, в ресторанах насиделись, машину купили, работа есть. А что дальше делать? Как развиваться духовно? Курсы дают им возможность лучше узнать себя, обрести новых друзей, побороть свои страхи, высказаться. Пройдя ораторский курс, люди часто переходят на актерский и наоборот. Человеку, почувствовавшему вкус сцены, нелегко с ней расстаться. Хотя, конечно, все ищут себя не столько для сцены, сколько для жизни. Они действительно становятся другими — свободнее, ярче, сильнее. Мы не расстаемся с нашими выпускниками. У них всегда есть возможность вернуться в другую программу, участвовать в творческих проектах. А кто-то уже играет в репертуарных спектаклях.
Например, сейчас у нас занимается 68-летняя женщина. Она прошла тренинг уверенности, сейчас на ораторском курсе занимается. У нас даже была идея открыть группу для пенсионеров, потому что данная возрастная категория вхожа к нам. Я даже считаю, что это самая активная часть общества и то поколение отличается искренностью, которая помогает лучше вжиться в роль.
Студии в 2019 году исполняется пять лет. В январе 2014-го мы набрали первую группу. Тогда же сразу возник запрос на курсы «Основы ораторского мастерства». С тех пор каждый месяц мы набираем группу на этот курс, иногда и не одну, включая дневную и корпоративную. Итого уже более 100 групп. Значит, более тысячи человек обрели уверенность для публичных выступлений. Это очень важно. Значит, они стали более успешны в работе, жизни, отношениях. На ораторские курсы приходят и мамы из декрета, специалисты отдела продаж, айтишники и первые лица предприятий. Всем надо общаться, уметь убеждать, выйти перед большой аудиторией, выступить, доказать что-то, увлечь людей за собой — это очень непросто, даже страшно. Мы помогаем победить данный страх и начать получать удовольствие от публичных выступлений.
— Летом, наверное, наступает некоторое затишье?
— Нет. Сезонность — это не про нас. Летом мы организовываем театральную программу полного дня для детей. Каникулярные курсы — «Юный оратор» и «Тренинг уверенности». Малыши ходят круглый год, да и взрослые летом не прочь заняться своим развитием.
«С детьми чуть сложнее: они не такие раскрепощенные, как казалось бы на первый взгляд. Ребята старше 7 лет уже закомплексованные. Им сложно показать себя такими, какие они есть»
«ЛЮДИ ТВОРЯТ ТО, ЧЕГО ОТ СЕБЯ ВООБЩЕ НЕ ОЖИДАЛИ»
— Вдвоем сложно осилить такой объем работы. У вас наверняка уже сформировался штат педагогов?
— Несомненно. Отличная команда профессионалов, в числе которых выходцы из «Мастеровых» Дмитрий Томилов, Людмила Малютина, педагоги по вокалу, пластике, сценическому движению, специалисты по работе с самыми маленькими. Случайных людей нет.
— Сейчас в тренде театральный тимбилдинг. У вас есть такая программа?
— Да, мы предлагаем такую услугу. Театральный тимбилдинг — это тренинг, нацеленный на командообразование, но с элементами актерского мастерства. Уникальная творческая программа направлена на приобретение командного опыта взаимодействия на основе совместного участия в постановке импровизированного спектакля. Последний раз у нас был весьма любопытный случай, когда приходил целый класс детей со своими родителями. Это было просто потрясающее взаимодействие двух поколений. А команда в театре — это самое главное. Мы даем задания на эмоциональную составляющую, связанную с партнерскими отношениями: построить быстро диалог, разыграть ситуацию этюда, прожить в данной ситуации.
— Но для такого нужно раскрепоститься. Как это сделать при сжатых сроках?
— На тренинге создается такая атмосфера, что люди творят то, чего от себя вообще не ожидали. С детьми, кстати, чуть сложнее: они не такие раскрепощенные, как казалось бы на первый взгляд. Ребята старше 7 лет уже закомплексованные. Им сложно показать себя такими, какие они есть. Мелкие еще об этом не заботятся — им проще. Дети уже надевают маску хулигана или паиньки.
— Сколько стоят ваши курсы?
— Взрослые — от 4,5 до 15 тысяч рублей в зависимости от содержания программы. Для детей — от 2,5 до 4 тысяч рублей. В этом году мы запустили систему абонементов и занятия получаются дешевле. Нам доверяют и берут сразу годовой. С февраля, например, стартует новый поток курсов — ораторский и актерский, который будет длиться три месяца. Мест уже почти нет. Люди приходят со своими ожиданиями, проблемами, комплексами и выходят от нас такими счастливыми, освободившимися от зажимов, получая в 100 раз больше, чем ожидали.
«Не исключено, что в скором времени мы сыграем в каком-нибудь спектакле. Вся разница в том, что пьесу и режиссера будем выбирать сами»
«ТЕАТР ДЕТЕЙ С ДЦП» — ЭТО ТАКОЙ ТЕАТР В ТЕАТРЕ»
— Как вы решились создать «Театр удивительных детей»?
— Мы начали свой путь в 2014 году совместно с фондом «Дети ДЦП». Он отмечал свое десятилетие, и возникла идея что-то сделать с детьми в театральном ключе. Первое время мы даже не знали, как к этому подступиться, у нас не было опыта общения с такими детьми. Но смелость города берет, и мы создали постановку «Маленький принц». В ней сыграли дети, родители, медийные лица города. Все получилось. И мы уже не смогли расстаться. Тогда и было принято решение о создании «Театра детей с ДЦП». За эти четыре года мы натворили немало. Наш второй спектакль «Пеппи Длинныйчулок» вышел в 2016 году. Премьера состоялась 1 июня на сцене ДК «Энергетик» в рамках V всероссийской акции «Добровольцы — детям». Премьера 2017 года — музыкальный спектакль «Айболит в поисках апельангобуза». Каждый выход на сцену вселяет в наших детей веру в себя. Получая заслуженные овации, они преисполняются чувством собственного достоинства и чувством того, что они приносят людям радость. Для детей это неоценимая награда. Сегодня в студии занимаются 20 особенных детей с диагнозом ДЦП от 8 до 15 лет. Со старшей группой, которая с нами все эти четыре года в неизменном составе, в планах в 2019-м поставить спектакль «Ромео и Джульетта». Мы не только постановки делаем — дети полноценно у нас занимаются актерским мастерством, вокалом, пластикой. Это долгоиграющий проект, такой театр в театре. С ребятами очень комфортно ставить спектакли — они открытые, дружелюбные, эмоциональные, особенные, конечно, но очень артистичные.
— На каких фестивалях уже удалось побывать, много ли наград получили?
— Мы взяли Гран-при международного инклюзивного фестиваля «Алтын Майдан», диплом лауреата I степени международного конкурса «Планета талантов», диплом лауреата I степени V всероссийского фестиваля сценического мастерства «Если бы», первое место на III всероссийском театральном фестивале «Другое измерение» (Казань), диплом I степени на 58-м международном фестивале «Берега надежды» (октябрь 2016 года), Гран-при международного конкурса «Планета талантов» (декабрь 2016-го), диплом лауреата I степени VI всероссийского фестиваля сценического мастерства «Если бы» в номинации «Драматический спектакль». У нашего театра есть друзья: КАМАЗ нас периодически поддерживает, «Технотрон-Метиз» и просто добрые люди. Благодаря им мы оплачиваем педагогов, имеем возможность технического оснащения театра.
«Стоит отметить, что это коммерческий проект и все, что вы видите, создано без какой-либо поддержки»
В ТЕАТРЕ ПОЛВЕКА НА ДВОИХ
— Татьяна Валентиновна, когда вы решили связать свою жизнь с театром?
— В театре я с 10 лет. Занималась в школьной театральной студии, потом получила высшее театральное образование. Театр не может быть местом работы, хотя это, безусловно, труд и он не простой. В театре служат, а не работают. У нас и старший сын учится в Елабужском колледже культуры и искусств на режиссуре — идет по нашим стопам.
— Сколько лет вы играли в «Мастеровых»? Каких успехов добились за это время?
— Я служила в русском драмтеатре 23 года, а Сергей — около 27 лет. Это было прекрасное время. Мы прошли путь от театра-студии до профессионального театра. Это отличная школа. Успехи? В то время мы не ездили по фестивалям и конкурсам. Вот Сергей за работу в спектакле «Забыть Герострата!» был награжден национальной театральной премией «Тантана» за лучшую мужскую роль.
— Получается, ему удалось очень эффектно сжечь храм Артемиды, который горожане строили больше 100 лет?
— Да, это так. Ему удалось доходчиво показать, на что готовы пойти люди ради славы. Удел созидающих — быть в тени. Но самое опасное — это то, что болезнь Герострата заразна. По принципу «делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь» начинают жить и другие герои спектакля. И тут становится страшно, потому что Геростраты были, есть и будут во все времена. Можно ли забыть Герострата? Спектакль дает однозначный ответ. Нужно, чтобы его помнили — в назидание потомкам, чтобы знали, к чему приводит, когда человек мнит себя богом.
Татьяна Заболотская: «Режиссура — гораздо более увлекательное занятие. Актер — это профессия очень зависимая. Но мы от актерства не совсем ушли. Сцена в нашем распоряжении»
— Наверняка вы и познакомились в театре?
— Да, конечно. На самом деле у актеров не так много вариантов для знакомства. Для нас театр – это второй дом, а в некоторой степени даже первый.
— Не скучаете по сцене? По актерской работе?
— Нам скучать вообще некогда. Надо сказать, что режиссура — гораздо более увлекательное занятие. Актер — это профессия очень зависимая. Но мы от актерства не совсем ушли. Сцена в нашем распоряжении. Так что не исключено, что в скором времени мы сыграем в каком-нибудь спектакле. Вся разница в том, что пьесу и режиссера будем выбирать сами.
— Но как вам удалось так перепрофилироваться?
— Это был небыстрый процесс. Все началось с театральной педагогики. Когда начинали преподавать, поняли, что довольно много знаем о театре. В бытность актерам данные знания были не так нужны, они спали. Но, когда ты вынужден донести эти знания до людей, приходится доставать все что знаешь. Потом, мы сами непрерывно учимся. Будучи членами союза театральных деятелей РФ, мы имеем возможность минимум два раза в год выезжать на различного рода семинары, лаборатории, например по режиссуре, сценической речи, театральной педагогике. Для того чтобы вести ораторский курс, я прошла обучение в мастерской лидерства и риторики Дмитрия Устинова, стала участницей ежегодной лаборатории по сценической речи под руководством Марины Брусникиной. Учимся у лучших.
«В здание, где находится Liberta, въехали первого июня, а в апреле тут было состояние как после пожара. Мы сняли данное помещение в аренду, сами сделали ремонт»
«ЗРИТЕЛЯ НАДО ПРИУЧИТЬ И ПРИРУЧИТЬ»
— Как вы считаете, Сергей Леонидович, какое отношение у челнинцев к театрам?
— Сложно оценить отношение к театрам объективно. Потому что, например, русский драматический театр с залом на 140 мест всегда полон, но, согласитесь, это не объем для города с населением более полумиллиона жителей. Несопоставимые масштабы. Вообще, в театре нет понятия «лучше» или «хуже», а есть «мое» и «не мое». В «Мастеровых» сколько спектаклей? Ну, скажем, пять. Сходил на все и даже два раза, а дальше что?
— Челнинский театр «Ключ» не является вам конкурентом?
— Так вопрос нельзя ставить в принципе. В нашем деле конкуренции нет и не может быть. Каждый вносит свой вклад в создание культурного пространства. И досадно, что на город численностью более 500 тысяч человек так мало театров. Именно поэтому не возникает тенденция. Подавляющее число челнинцев просто не рассматривают поход в театр как возможность проведения досуга. Нет привычки с детства. В других городах строят специальные здания под театры. И это нормально. А у нас что? Уникальная в плохом смысле ситуация. «Мастеровые» — в бывшем «Интерклубе», кукольный театр — в школе, татарский драмтеатр — в бывшем здании райкома города. Liberta сняла себе бывшее помещение ночного клуба и превратила его в театр. Мы преображаем пространства таким образом, совершаем культурную экспансию. Стоит отметить, что это коммерческий проект и все, что вы видите, создано без какой-либо поддержки. Хотя нет, поддержка, безусловно, была и есть. Люди приходят к нам, доверяют воспитание своих детей, свое собственное развитие. Они наши главные партнеры.
— На спектакли, которые вы уже показывали, собираются полные залы?
— В нашем репертуаре пока два вечерних спектакля — «Кароль» и «Дом на границе». В первом играют профессиональные актеры, во втором — студийцы. Наш зал рассчитан на 56 посадочных мест. Например, на прошлый спектакль было продано 45 билетов. Когда мы начинали создавать свой репертуар в «Мастеровых» в начале нулевых, то мы года три играли на треть зала. Зрителя надо приучить и приручить. Наша задача — расширить репертуар, наполнить афишу творческими событиями: спектакли, акустические концерты, вечера сказок, киноклуб, актерские читки. В конце декабря мы выпустили еще одну премьеру — музыкальная сказка по мотивам произведений Ганса Христиана Андерсена «Огниво». В ней играют те, кто когда-то блистал в «Мастеровых» (Сергей Заболотский, Дмитрий Томилов, Людмила Малютина), наша талантливая молодежь и ребята из детской студии. У нас очень хорошая школа по части создания детских спектаклей, привитая нашим мастером Валентином Ярюхиным. Этот спектакль поставлен в лучших традициях. Как говорил Станиславский: «Для детей надо играть так же, как и для взрослых, только лучше». Ну а эту сказку с интересом смотрят и взрослые, и дети. В Челнах большой дефицит детского театра. «Мастеровые» постепенно отходят от детской аудитории. Театр кукол больше направлен на малышей. Мы хотим исправить эту ситуацию.
— Где можно купить билеты на спектакли?
— У нас в группе «ВКонтакте» и самом театре
— Приоткройте занавесу тайны, поделитесь, какой спектакль поставите следующим?
— Это будет умная и добрая комедия. Название еще неизвестно. Мы готовы и два спектакля поставить к весне, но вопрос упирается в деньги. Если для ведения курсов нам необходимо только помещение и наш человеческий ресурс, то постановка требует определенных финансовых вложений. И здесь уже мы открыты для партнеров, меценатов. Это благородное дело, и, может быть, кто-то захочет к нему присоединиться.
— В следующем году планируют начать строительство нового драмтеатра в Челнах, не намерены ли вы переехать в здание «Мастеровых»?
— Почему бы и нет. В здание, где находится Liberta сейчас, мы въехали первого июня, а в апреле тут было состояние как после пожара. Мы сняли данное помещение в аренду, сами сделали ремонт. До этого мы сменили несколько площадок. Перед переездом сюда располагались в торговом комплексе неподалеку от Шишкинского бульвара. В каждой новой локации нам очень быстро становится тесно. Наша самая заветная мечта — это построить свой маленький, но отдельно стоящий настоящий театр. Мы не привыкли просить и ждать. Мы все делаем сами. Но есть кое-что, в чем все-таки без поддержи или хотя бы без понимания не обойтись. Наступивший 2019-й объявлен Годом театра в России. Это дополнительная возможность заявить о себе, совершить несколько творческих подвигов. Главное — нам с нашим зрителем обрести друг друга и надолго подружиться!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.