Над заводами Ford-Sollers в России, как и в Европе в целом, нависла нерадужная перспектива закрытия. Завод в Набережных Челнах, где трудятся около тысячи человек, в числе первых кандидатов. Автоэксперты «БИЗНЕС Online» считают, что хоронить американский концерн в России пока рано, а в центре занятости не видят проблемы. Безработица на рекордно низком уровне. Что ж, не американцы, так китайцы…
Над заводами Ford-Sollers в России, как и в Европе в целом, нависла нерадужная перспектива закрытия. Завод в Набережных Челнах, где трудятся около тысячи человек, в числе первых кандидатов
ЗАКАМЬЮ ОСТАВЯТ ТОЛЬКО ФУРГОНЫ?
Неприятная новость прилетела вчера из-за океана. В стремлении снизить издержки своего европейского отделения, которое только по итогам третьего квартала прошлого года получило чистый убыток в $245 млн, нарастив его более чем на 27%, концерн Ford принял решение о кардинальной реорганизации своего бизнеса в Европе. Речь, в частности, идет о масштабных сокращениях рабочих мест на европейских заводах, включая Россию и Турцию, а также о выходе компании из сегментов, которые не приносят прибыли. Главная цель — повышение эффективности с выходом на рентабельность бизнеса в 6%.
Согласно новой стратегии, которая была озвучена вчера, во втором квартале этого года может быть принято решение о закрытии заводов СП Ford-Sollers в Набережных Челнах и во Всеволожске Ленинградской области. Заявление было сделано Стивеном Армстронгом — вице-президентом Ford, отвечающего за рынки Европы, Ближнего Востока и Африки. По информации авторитетного издания «Авторевю», европейское отделение Ford, на котором трудоустроены без малого 54 тыс. сотрудников, в прошлом году понесло убытки в сотни миллионов евро (точные данные будут объявлены позже), а доля бренда на европейском рынке с 2010 года снизилась на четверть — примерно до 6,5%. В компании прямо указали, что на плачевные финансовые показатели повлияли слабое положение компании на рынках России и Турции наряду с затратами на запуск обновленного Focus. Поэтому компания намерена кардинально сократить модельный ряд: из машин местного производства в нем останутся по большей части кроссоверы и фургоны, а производство компактвэнов и минивэнов будет свернуто. По информации издания, выпуск Mondeo полностью перенесут в Китай, а Fiesta переедет в Индию. То есть из европейских легковушек в гамме останется только Ford Focus.
Масштаб увольнений пока точно неизвестен, однако, по словам Армстронга, речь идет о тысячах сотрудников. Только на заводе в немецком Зарлуи, где пока еще выпускают компактвэны Ford C-Max и Grand C-Max, сократят больше тысячи работников. Кроме того, компания закроет завод автоматических трансмиссий во французском Бордо. Судя по всему, увольнения грозят и российским сотрудникам Ford. По словам все того же Армстронга, вопрос о будущем убыточного совместного предприятия Ford-Sollers сейчас находится в стадии рассмотрения: стратегическое решение будет принято во втором квартале. Однако, по имеющейся в распоряжении журналистов «Авторевю» информации, судьба российского производства практически решена: скорее всего, сохранится только производство фургонов Ford Transit на заводе в Елабуге. Площадки же в Набережных Челнах и Всеволожске прекратят выпуск автомобилей. Судьба выпускаемых в Набережных Челнах моделей Fiesta и EcoSport, а также Focus и Mondeo во Всеволожске пока висит в воздухе: они либо станут импортными, либо вообще уйдут с рынка.
Что же касается глобальных планов Ford, то, согласно озвученной стратегии, к 2023 году почти две трети продаж компании будут составлять кроссоверы и внедорожники, 29% придется на пикапы и грузовые автомобили, а на долю легковушек останется только 11% сбыта. Причем бо́льшая часть моделей будет представлена в наиболее дорогих и маржинальных сегментах рынка. А самыми доступными Ford станут машины, созданные в альянсе со стратегическими партнерами.
Напомним, СП Ford-Sollers было организовано на паритетных началах Ford и Sollers Вадима Швецова в 2011 году для выпуска в России автомобилей Ford. Завод СП во Всеволожске мощностью более 160 тыс. автомобилей в год выпускает седаны, хетчбэки и универсалы Ford Focus, седаны Ford Mondeo. Мощность завода в Набережных Челнах — 110 тыс. штук, здесь выпускаются компакткроссоверы Ford Ecosport, а также хетчбэки и седаны Ford Fiesta. В Елабуге производятся кроссоверы Ford Explorer и Kuga, легкие коммерческие автомобили Transit, мощность производства — 85 тыс. машин в год. Также в «Алабуге» производят двигатели объемом 1,6 литра, используемые для производства моделей Fiesta, Focus и EcoSport. В создание производства, запущенного в сентябре 2015 года, было инвестировано $275 миллионов.
В Челнах пока сообщают, что завод Ford-Sollers продолжает работу в штатном режиме
НА ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗРАБОТИЦЫ FORD-SOLLERS НЕ ПОВЛИЯЕТ
Тем временем в Челнах пока сообщают, что завод Ford-Sollers продолжает работу в штатном режиме. Об этом «БИЗНЕС Online» доложила координатор по связям с общественностью компании в Татарстане Индира Салимгараева. «Сейчас идет стратегический пересмотр планов совместного предприятия Ford-Sollers. Он происходит одновременно с анонсированием новой глобальной стратегии Ford. Что касается российского рынка, акционеры совместного предприятия рассматривают несколько вариантов реструктуризации бизнеса, но окончательное решение будет принято только во втором квартале текущего года, — сказала она. — Пока подробностей нет. Сейчас предприятие в Набережных Челнах работает в штатном режиме, производство двух моделей Ford здесь продолжается. С 9 января, после новогодних праздников, все вернулись к своим рабочим местам. Это около тысячи человек».
Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на проходной завода, однако застать рабочих ему не удалось. На информационном стенде в фойе висели лишь объявления с графиками движения автобусов, трамваев и экологической политикой предприятия. Вахтерши вопросу о предстоящем закрытии завода удивлены не были, но вместе с тем заявили, что ни о чем подобном не слышали.
В исполкоме Челнов тоже пока никак не отреагировали на вести о вероятном закрытии предприятия, которое ФНС занесла в список бюджетообразующих. В конце года мэр автограда Наиль Магдеев на последнем деловом понедельнике отдельно отметил деятельность Ford-Sollers, который в 2018-м провел модернизацию производства, а в октябре выпустил 20-тысячный автомобиль Ford EcoSport. Доля холдинга в общем налоговом «пироге» составляет 0,77%. Такой показатель назывался в ноябре ушедшего года в докладе врио начальника налоговой инспекции Дианы Сагетдиновой.
Как сообщила директор центра занятости населения в Набережных Челнах Татьяна Быданова, в ее ведомство никаких «сигналов бедствия» от завода не поступало. Однако, по заверениям директора, вакансий, в случае чего, на всех хватит. «У нас на сегодня в городе не хватает рабочей силы. Очень много вакансий даже сейчас, на начало года — почти 4 тысячи», — рассказала Быданова. Даже если представить самый пессимистичный сценарий, по мнению Быдановой, на показателе безработицы это не отразится. Напомним, что в Челнах он рекордно низкий за последние 18 лет и составляет 0,33% от экономически активного населения.
Как сообщила директор центра занятости населения в Набережных Челнах Татьяна Быданова, в ее ведомство никаких «сигналов бедствия» от завода не поступало
ТЕРПЕНИЯ ХВАТИЛО НА ЧЕТЫРЕ ГОДА
Еще в ноябре прошлого года стало известно о бессрочной забастовке рабочих во Всеволожске, которые помимо повышения зарплаты и стабильного графика на всякий случай требовали и четких прав на компенсацию в случае сокращений или ликвидации производства. К тому моменту простои завода под Санкт-Петербургом со штатом 2,7 тыс. человек стали хроническими, независимо от сезонности — так, рабочие провели в корпоративных и вынужденных отпусках почти весь июль и август. В Челнах, где работают порядка 1 тыс. человек, обстоятельства выглядели помягче: летний корпоративный отпуск составил две недели, а в осенне-зимний простой завод ушел в ноябре. На предприятии тогда объяснили этот факт выполнением годового плана, что переводится как дефицит продаж. В СП заявляли, что все сотрудники останутся при зарплате — кто-то займется ремонтом оборудования, кто-то поработает в «Алабуге». Уже тогда пресс-служба отказывалась уточнять, когда линии снова запустят.
Если информация о ликвидации производств подтвердится, то общий срок жизни челнинского завода после запуска сборочных линий составит всего четыре года — премьер-министр РФ Дмитрий Медведев расписался на капоте первого кроссовера Ford EcoSport 2 декабря 2014 года, в день официального старта производства. Символично, что эта деятельность СП в автограде практически началась с сообщений о длительных простоях — первые появились уже через месяц после запуска, то же касалось и Всеволожска. На фоне низких продаж Ford в России (завод открывался на фоне 38-процентного падения, а по отдельным моделям — 60-процентного) компания продолжала расширять линейку. Через полгода после запуска в Челнах начался выпуск Ford Fiesta в двух кузовах — седан и пятидверный хэтчбек. Вторая линия изначально входила в инвестпроект, общая стоимость которого составила $400 миллионов.
На старте мощность производства заявлялась на уровне 115 тыс. автомобилей в год, штатное расписание — 1,2 тыс. человек. Однако 10-тысячный Ford EcoSport вышел с конвейера только в августе 2016 года, то есть более чем через полтора года после начала выпуска. 10-тысячная Fiesta была собрана в апреле 2016-го — почти через год после открытия линии. Автомобили выпускались по технологии полного цикла: сварка, окраска, сборка и контроль качества продукции производились на месте. Вместе с расширением линейки Ford-Sollers планомерно повышал уровень локализации в России — в частности, под Ford EcoSport в номенклатуру местных поставок вошло сразу 30 комплектующих, а в 2015-м в «Алабуге» открыли и фирменный завод двигателей. Отметим, что и производство в ОЭЗ не особенно облегчало состояние Ford в России — в тот же 2015 год глава Елабуги Геннадий Емельянов жаловался на снижение налогов от СП, которое обеспечивало городу 40% выпуска продукции и падение продаж которого ощутимо сказывалось на бюджете. К лету американцы полностью забрали паритетный прежде контроль над финансовыми и производственными мощностями СП, оставив российской стороне контакты с госорганами и вопросы дальнейшей локализации. Примечательно, что одновременно с этим соглашением было заключено и дополнительное, которое на всякий случай определило ценник выхода Sollers из СП — он составил $135 миллионов.
Сразу после перераспределения полномочий президент СП Тед Каннис заявил, что компания не намерена сокращать инвестиции в Россию, несмотря на убытки в 11 млрд рублей. Россия со своей стороны послала на помощь политическим оппонентам… министерство обороны с контрактом на поставку различных модификаций джипов Explorer, микроавтобусов Transit и минивэнов Tourneo Custom для нужд военной автоинспекции. Локализация машин к этому времени составила 40,7%. Из этой же серии, видимо, и заказ на серийные «президентские» лимузины Aurus, обещанный главой минпромторга РФ Денисом Мантуровым.
В целом верховенство иностранного участника не дало положительного эффекта в продажах и общем состоянии компании. По итогам 2015 года чистый убыток СП по РСБУ увеличился аж в пять раз до 16,1 млрд рублей, причем менее популярные челнинские модели не отвечали за общий спад. Тем временем простои стали такой же традицией, как и летние корпоративные отпуска. В 2015 году осенне-зимний простой в Челнах растянулся почти на два месяца, с 18 ноября до 11 января, во Всеволожске он занял еще на четыре дня больше.
В 2016-м ситуация начала выправляться. Челны, в отличие от Всеволожска, отработали лето без простоев, и уже по итогам первого квартала продажи компании выросли на 87% до 10 тыс. автомобилей, хотя доля на российском рынке по-прежнему оставалась скромной — всего 3%. По итогам года рост составил 10%, было продано 42,5 тыс. авто. В начале 2017 компания начала оптимизацию персонала, заявив о сокращении офисных сотрудников на треть — в Татарстане весьма мягкое увольнение с выплатой пяти окладов было предложено 400 сотрудникам. Перспективы вместе с этим только улучшались. Летом 2017-го управление всем совместным производством американцы вдруг передоверили россиянину — им стал вице-президент и глава производства в «Алабуге» Адиль Ширинов. К осени, спустя всего полгода после сокращений, Ford-Sollers заявил об обратном процессе — штат в Татарстане расширялся на 800 человек, или 30%, 600 из них начали работать в «Алабуге», где была введена вторая смена. Не последнюю роль в этом сыграл контракт с Почтой России, которая заказала у Ширинова свыше 600 автомобилей Ford Transit. По итогам года продажи снова выросли, причем на половину, и не в последнюю очередь за счет экспорта в СНГ (21%) — в Беларусь, Казахстан и Армению.
В прошлом году не случилось ничего неординарного, что предвещало бы печальный исход, СП даже продолжило технологическое развитие, в том числе на челнинской площадке. Здесь весной стартовало производство обновленного Ford EcoSport — машине поправили экстерьер и полностью поменяли интерьер, вместе с тем новое оборудование позволило увеличить процент локализации. К этому времени средний процент российских комплектующих во всей линейке достиг 60%. Продажи, правда, снова пошли на убыль, но не так стремительно, как в начале кризиса: по итогам 9 месяцев в России было реализовано на 7% меньше челнинских EcoSport (3,1 тыс. штук), а спрос на Fiesta упал более чем в два раза до 1183 авто. Цена на кроссовер стартовала от 994 тыс. рублей, а на модели Fiesta — от 848 тысяч.
ООО «Форд Соллерс Холдинг» — номер три среди компаний РТ по размеру убытка за 2017 год, а если отбросить госкомпании, то Ford и вовсе «чемпион»
ОГРОМНЫЕ УБЫТКИ, ИЛИ ПОЧЕМУ СТОИЛО ВАЛИТЬ РАНЬШЕ
ООО «Форд Соллерс Холдинг» — номер три среди компаний РТ по размеру убытка за 2017 год, а если отбросить госкомпании, то Ford и вовсе «чемпион». Его местный производственный актив «ФС Елабуга» вышел на прибыль 603 млн рублей, после убытка 420 млн рублей в 2016 году. А вот сама головная компания, зарегистрированная в Челнах, получила убыток 13,6 млрд рублей. В сумме за 2014–2017 годы «Форд Соллерс Холдинг» аккумулировал чистых убытков на 56,7 млрд рублей. Пожалуй, по сравнению со сбежавшим с российского рынка GM, Ford стоически держал удары.
Выручка «Форд Соллерс Холдинг» выросла на четверть: с 53,9 млрд рублей в 2016 году до 67,1 млрд рублей в 2017 году. Но на этапе основных расходов — себестоимости (зарплата производственного персонала, стоимость запчастей, аренды, электроэнергии) — образовался валовой убыток в объеме 7,7 млрд рублей, что на 5,8 млрд рублей скромнее потерь 2016 года.
Компания оптимизировала и коммерческие расходы, ужав их на без малого 1 млрд до 8,6 млрд рублей. Наблюдается и сокращение операционного убытка с 23 млрд до 16,3 млрд рублей. Тенденция положительная, но в абсолютном выражении суммы, мягко говоря, не радуют.
Добавим, что дебиторская задолженность (долг поставщиков и покупателей) «Форд Соллерс Холдинг» по итогам 2017 года составила 9,5 млрд рублей, а кредиторская задолженность — 35,2 млрд рублей. На 1 января 2018 года долгосрочные займы оценивались в 33 млрд, а краткосрочные — в 5,6 млрд рублей. Собственный капитал холдинга находился на отрицательной территории — «минус» 32,9 млрд рублей. Уточним, что в отрицательные значения капитал ушел уже по итогам 2016 года, опустившись до отметки «минус» 19,2 млрд рублей.
Что касается востребованности моделей, которые Ford думает похоронить, то здесь картина следующая. Число новых легковых автомобилей марки Ford, зарегистрированных в РТ, снизилось на 6%: с 1137 единиц за 9 месяцев 2017 года до 1070 единиц за 9 месяцев 2018 года, следует из отчета агентства «Автостат». Уточним, что в целом число регистраций в РТ выросло на 1,5% до 50,9 тыс. штук. Более подробно о республиканских лидерах роста и снижения среди марок и моделей по итогам трех кварталов мы уже писали. Что касается федеральной статистики, то, согласно данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), учитывающим продажи легковых и легких коммерческих авто, Ford увеличил продажи на 10%: с 34,9 тыс. единиц за январь – сентябрь 2017 года до 38,2 тыс. единиц за январь – сентябрь 2018 года.
На мощностях в Челнах производились модели EcoSport и Fiesta. Число регистраций компактного кроссовера EcoSport в РТ осталось на прошлогоднем уровне с его 151 единицей. А вот спрос на самую скромную модель семейства — Fiesta — упал на 90 единиц до 46 авто. На заводе во Всеволжске производились модели Focus и Mondeo. Модель Focus прибавила 20% до 372 единиц за 9 месяцев 2018 года. А вот ведущий борьбу в бизнес-классе Mondeo растерял 29%, итог — 75 регистраций.
«Может, какое-то производство в Челнах и прикроют, но завод закрывать вряд ли будут — там найдется что производить»
«ПОТЕРЯТЬ ТАКОЙ РЫНОК РАЗ ПЛЮНУТЬ — ВЗЯЛИ И УШЛИ. ВЕРНУТЬСЯ СЛОЖНО»
Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что закрываться Ford в России пока рано, а заводы спокойно могут перепрофилироваться на выпуск более востребованных марок авто.
Николай Мордовцев — заместитель главного редактора журнала «Рейс» издательства «За рулем»:
— Во-первых, пока рано хоронить Ford и говорить об их уходе. Надо для начала понять достоверность информации. Второе — в Россию, наоборот, приходят и все более серьезно разворачивают свою работу многие компании с мировым именем. Daimler в Солнечногорске заканчивает строить завод легковых автомобилей и собирается запускать в Челнах производство нового поколения Merсedes-Benz Actros и Arocs. Наверное, это говорит о том, что российский рынок для автопроизводителя по-прежнему интересен.
Надо вообще вспомнить историю советского и российского автопрома. 30-е годы были неразрывно связаны с американскими автомобилями. Горьковский автозавод начинался с Ford. И потом потерять такой рынок, как Россия, Ford раз плюнуть — взяли и ушли. Но вернуться будет сложно. Поэтому есть глубокие сомнения, что это будет так происходить.
Обратите внимание: компания Volkswagen заявила года полтора назад о своем сотрудничестве с группой «ГАЗ». Был интересный момент — выяснилось, что будут поставки двигателей Volkswagen для «Газелей». Сейчас на «Газель» ставят двигатель Сummins и ульяновский мотор. А теперь эти моторы будут дополнены дизелем Volkswagen. Правда, эти моторы замешаны в дизельгейте, а мы в какой-то степени их выручаем с этими моторами. Но там «Евро-6», а у нас «Евро-5», так что в принципе мы берем хорошие моторы.
Так что Volkswagen, Merсedes-Benz развивают свое сотрудничество с Россией. Если говорить о производстве больших грузовиков в России, здесь все почти марки представлены из «большой семерки». У нас только DAF не организовал сборку. Сейчас турки освоили производство в Калининграде своих грузовиков. Там же работает Hyundai. Если брать легковой сегмент, в Калуге работает Volkswagen, в Питере — Toyota и Hyundai. Ford уйдет, но найдутся покупатели, которые купят эти заводы полностью с оборудованием, оно достаточно универсальное. Там хоть «Запорожец» можно выпускать. На производстве крест не будет поставлен. Свято место пусто не бывает. Было время, когда с рынка ушел General Motors, Chevrolet, Opel. Ну и что? Серые дилеры их завозят для тех, кому эти машины нужны. На лошадь мы не пересядем все равно.
Что касается Ford Transit — это немного не тот Ford. Да, на выставках они стоят в одной экспозиции. Но карман у этих Ford разный. Турки с Transit сюда очень хорошо зашли. Чтоб они этот рынок отдали кому-то, для них это была бы трагедия. Они его в свое время успешно завоевали, выжав из него Fiat, который раньше в Елабуге и собирали. И умудрились предложить очень хорошие условия для Sollers. И обе стороны выиграли.
Игорь Моржаретто — партнер аналитического агентства «Автостат»:
— Пока это все одни разговоры. Компания Ford опубликовала планы пока только по поводу Европы. И говорят они, что там падает спрос на легковые автомобили, а есть спрос на кроссоверы, поэтому они рассматривают вариант закрытия двух европейских площадок, где производят минивэны и легковые автомобили.
Что касается России, у Ford сейчас очень сильные позиции по кроссоверам и по коммерческому транспорту. Но не очень хорошо себя чувствуют они с продажами легковых автомобилей. Эта проблема у всех есть, но у Ford она достаточно серьезная. И никаких планов по закрытию нет. Есть договоренность у Ford с Sollers в рамках СП, что они по итогам двух кварталов посмотрят и, возможно, примут решение о реструктуризации — например, будут выпускать больше коммерческих автомобилей или кроссоверов. О закрытии речи не идет вообще. Может быть, в конечном итоге какую-то из площадок все-таки закроют, сосредоточив производство на двух оставшихся, но это пока только разговоры.
Что касается моделей, производимых в Челнах, — EcoSport и Fiesta — на них действительно спрос невелик. Они не попали в свою нишу — для своих размеров и класса оказались несколько дороговаты. Это бывает довольно часто у всех компаний — ну не пошел автомобиль. Может, какое-то производство в Челнах и прикроют, но завод закрывать вряд ли будут — там найдется что производить.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 119
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.