В Минске завершился чемпионат Европы по фигурному катанию. Вместе с Татьяной Тарасовой и Александром Гришиным на Первом канале соревнования комментировал олимпийский чемпион Алексей Ягудин. Алексей плотно сотрудничает с телевидением уже больше 10 лет. Он успел стать ведущим сразу двух «Ледниковых периодов» — взрослого и детского, обзавестись программой на «Матч ТВ» и снять передачу для «Живой планеты». Для чего ему съемки, Ягудин рассказал «БИЗНЕС Online».
Вместе с Татьяной Тарасовой и Александром Гришиным (справа) на Первом канале соревнования чемпионата Европы по фигурному катанию в Минске комментировал олимпийский чемпион Алексей Ягудин
ЗАЧЕМ МНЕ TV
Телевидение мне всегда импонировало по двум причинам.
Во-первых, чем больше ты на экране, тем больше ты на виду и тем больше у тебя предложений. Это такой замкнутый круг. Во-вторых, телевидение помогает найти себя после фигурного катания, которое рано или поздно заканчивается. Это ни для кого не секрет. Профессиональную карьеру я закончил давно, а выступать в шоу с каждым годом становится труднее. Открывать академии я пока не тороплюсь, так как намерен реально там тренировать, а не просто появляться раз в год.
Я хочу постоянно что-то делать и двигаться дальше. Я не хочу отдыхать и сидеть на месте. Недавно взрывал мозг своему агенту. Говорю ему: «Давай что-нибудь делать!» Он говорит: «Лех, подожди, все выходят с каникул 9 января». Отвечаю: «Какого 9 января? Почему мы так долго ждем?»
Телевидение — это, во-первых, популярность, которая позволит мне идти дальше. Здесь нечего скрывать. Во-вторых, зарплата. В-третьих, кайф. Когда идет прямой эфир и возникают проблемы, ты получаешь огромную дозу адреналина. В фигурном катании есть выражение: надел чужие коньки. А телезритель же не виноват, что ты в чужих коньках. Ты должен находить себе какие-то дополнительные ресурсы, чтобы исправить ситуацию и выдать лучший продукт.
КАК Я СТАЛ КОММЕНТАТОРОМ
Мне предлагали комментировать и раньше. Я всегда отказывался. Почему? Немного боялся. К тому же в какое-то время я отстранился от мира фигурного катания и отвечал на любые предложения: «Не знаю, что там происходит». Это не было отговоркой — я действительно не знал.
Первым опытом стала Олимпиада в Пхенхчане на «России-1». Комментировал женское одиночное. Поскольку это близко мне, моей основной профессии, решил все-таки согласиться. Плюс опять же это телевидение, к которому меня всегда тянуло. Затем поступило предложение от Первого канала, и я уже долго не раздумывал, ведь представилась возможность работать вместе с Татьяной Анатольевной Тарасовой.
В комментаторской работе важно помнить, что можно по-разному реагировать на хорошее или плохое. Можно сказать: «Это катастрофа!» А можно: «Вот здесь нужно немножко подработать, а в целом неплохо». Что бы я ни делал, стараюсь придерживаться двух принципов. Первый — иметь рамки уважения. Просто какая-то человеческая граница. Какой бы плюс тебе в пиаре ни был, нельзя ее переступать. Второй — придерживаться правила «Будь проще, и люди к тебе потянутся».
Комментируя на Первом канале, я понял важность командной работы. Допустим, я хочу что-то сказать, а в это время недоговорили Гришин или Тарасова. Подаю сигнал, коллега останавливается, и тут начинаю я. С Гришиным у нас отработанная схема, а с Тарасовой посложнее. Не так много людей имеют право перебивать тренера с таким опытом и заслугами. Я считаю, что могу воспользоваться таким правом в некоторых случаях, но лишь в некоторых.
Изначально мы комментировали и во время прокатов, и после. Но с недавнего времени взяли за правило — пускай люди смотрят само выступление без нас. Только эпизодические вставки. Как только прокат заканчивается и начинают показывать повторы, мы уже делимся впечатлениями и объясняем, что было в программе. Когда мы опробовали эту схему, мне сразу же начали писать: «Алексей, нам очень нравилось, когда вы комментировали во время прокатов». Так что идеального сочетания нет.
Сейчас в это даже не верится, но раньше фигурное катание не особо и показывали. Но в последние 20 лет интерес с каждым годом увеличивался и увеличивался, и в этом сезоне каждый крупный старт показывают на Первом канале.
«ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»
С первого выпуска «Ледникового периода» прошло 12 лет. Это почти как среднее образование. Мы иногда шутим, что прошли свое образование в «Ледниковом».
Шоу дало нам огромный запас информации, потому что мы работали бок о бок с людьми, у которых основная специализация — артистизм. У них мы учились воспринимать материал. Не просто зубрить текст и выдавать, а говорить с чувством и толком. Это как в интервью. Можно ведь просто вызубрить вопросы и сказать что-то вроде: «Вы закончили со спортом в 1984 году. Чем вы сейчас занимаетесь?» Так же нельзя. Вы должны понимать материал.
В любительском спорте, где главное попрыгать, повращаться и сделать дорожки шагов, мы научились только монологам. Вышел на лед, музыка заиграла, и ты выдал свою партию. Такие шоу, как «Ледниковый период», дают возможность не только выдавать монологи, но и слушать, впитывать, делать выводы.
Переход к ведущему в «Ледниковом» не могу назвать скачком через большую яму. Я ведь был участником проекта и знал все досконально. При этом, конечно, не обошлось без трудностей. Если сравнивать первый сезон «Ледникового периода», где я был ведущим, и первый сезон «Ледниковый период. Дети», это два абсолютно разных Ягудина. С годами получаешь опыт, у тебя появляются определенные фразы, определенное мышление, которое помогает выкрутиться из любой ситуации.
«ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, МОСКВА»
Мне всегда хотелось попробовать себя в том, что не связано с фигурном катанием, и открыть для себя новые границы.
Самый первый такой проект для меня — спектакль в стихах «Каникулы президента» в театре Маяковского. Этот опыт свернул мою голову. Я с четырехлетнего возраста занимался фигурным катанием, а тут абсолютно новая профессия. Тогда Таня (супруга Ягудина Татьяна Тотьмянина — прим. ред.) мне сильно помогла. Она читала речи за других людей, когда я репетировал дома. При этом я понимал, что на сцене все будет зависеть только от меня. На льду ты можешь положиться на партнеров, даже если одиночник, а в театре есть только ты. У тебя нет права на ошибку. Это как на Олимпийских играх. Здесь и сейчас.
Когда пришел домой после первого выступления, попросил полчаса меня не трогать. У меня просто тряслись руки. Вот сейчас, кстати, учу очередной театральный сценарий (показывает распечатанный сценарий с пометками).
Второй проект — как раз телевизионный. Программа «Добрый вечер, Москва» на ТВЦ с Ларисой Ивановной Голубкиной. Помню первый эфир. Нам еще не дали микрофон, а я уже весь на нервах: подмышки мокрые, руки холодные. Начинаем, и тут Лариса Ивановна спрашивает: «Ой, а кто со мной разговаривает?» Она не знала, что ей будут подавать сигналы через наушник. Так я понял, что и ей будет крайне сложно. В какие-то дни она просто говорила: «Все, я устала и пошла домой». Редакторы в шоке, просят меня: «Леша, доведи программу до конца! Она уходит!»
Вот это первые шаги к новым профессиям, которые у меня открывались. Они помогли мне понять, что человек может заниматься абсолютно всем — было бы желание. Поначалу всегда тяжело. Но нужно биться. Помню, как читал много лет назад свою первую мотивационную лекцию. Выступал в Германии перед фармацевтами и рассказывал что-то вроде своей истории успеха. Прошло 15–20 минут, и вдруг я понял, что пошел по кругу. У меня паника. Но что делать?
В этом плане хороший пример — Ольга Бузова. Она амбициозный человек, который не боится пробовать и развиваться. Она идет вперед. И ей все равно на мнение других. У нас ведь очень любят говорить: «Дурак, зачем ты туда полез? Занимайся своим делом!»
Я тоже пробовал петь — с Викторией Дайнеко. В очередной сезон «Ледникового» она мне сказала: «Можешь сняться у меня в клипе?» Я отвечаю: «Бери выше — давай споем!» Она поговорила с Игорем Матвиенко и вернулась. «Давай попробуем». Как только песню опубликовали, меня начали обсирать. «Ты шепелявишь!» «Какой ты на хрен вокалист!» «Иди обратно катайся!» Но, самое главное, я получил опыт. Я сам выяснил, что это не мое.
Считаю, что надо просто идти вперед и пробовать новое. Даже если мы не будем пробовать новое, все равно совершим ошибки. Но они разрастутся. А при движении вперед мы сразу сделаем из ошибок выводы и устраним их в будущем.
«ТАЕТ ЛЕД»
Все началось с того, что я проходил кастинг ведущего новостей «Все на матч». Прошел. Мне сказали, что я не смогу работать в режиме «каждый день». Что делать, если выпуск в 7 утра, а я в это время выступаю в Новосибирске с Ильей Авербухом? Так что мне предложили сделать авторскую передачу, где более гибкий график. Без особых раздумий согласился.
Первое интервью было с Евгенией Медведевой. Фигурист с фигуристом, понятное дело, всегда найдет о чем поговорить. Второе — с Ильей Ковальчуком. Уже посложнее, хотя мы много лет друг друга знаем. Пока готовился к интервью, позвонил в Швейцарию Вячеславу Быкову. Попросил помочь. В моей ситуации можно было просто сказать: «Редактор, слушай, вопросов мне подготовь», — но я хотел сделать это сам.
Никогда не позволю, чтобы за меня кто-то звонил и говорил: «Вы придете к Алексею Ягудину?» Было, конечно, пару случаев, когда первый звонок делал гостевой администратор. Но потом я обязательно перезванивал и извинялся. Приведу пример с Мартиной Хингис (легендарная швейцарская теннисистка — прим. ред.). Я сам с ней связался. Бегал по всей Москве, чтобы найти ей билеты в Большой театр. Нашел через знакомых. И только потом записал с ней выпуск «Тает лед».
Из этики я не могу гнобить человека у себя же в программе. Передо мной сидят авторитетные спортсмены, которых я сам же и пригласил. Но это не значит, что я избегаю острых вопросов. Самое главное в интервью — расположить к себе человека и отработать с ним в унисон. Собеседник ведь должен понимать, что он сам отвечает на вопросы. Если мы затронули неудобную тему, никто не запрещает ему сказать: «У меня все хорошо, спасибо». Извини, ты взрослый человек, а не ребенок. Отвечай как хочешь.
С Татьяной Анатольевной мы говорили чуть ли не два часа. Я просто умолял сделать часовую передачу, но в итоге пришлось оставить те же 24 минуты. Начинали днем, когда было светло. Через какое-то время мне начали говорить в ухо: «Леша! Леша! Заканчивай, уже свет ушел». Смотрю в окно — солнца реально уже нет. Она столько интересной информации рассказала. Я понял, что не знаю ее вообще. Вернее, знаю, но только после 1998 года. А что до этого — только поверхностно.
«ВЫБИРАЕМ ПИТОМЦА»
Осенью 2017-го снимался в программе «Деревенские гастроли». Вела передачу Эвелина Бледенс. Во время съёмок я говорю одному из продюсеров:
— Я так хочу вести сам! Мне так нравится телек!
— Серьезно? А если передача будет про животных?
— А что такого? Я только за!
Через какое-то время мне позвонили: «Алексей, если ты реально хочешь сниматься, мы поговорим с каналом». — «Конечно, хочу!» В конце концов, мою кандидатуру утвердили. Так и я стал ведущим программы «Выбираем питомца». Сняли все эпизоды весной за две недели. По три-четыре передачи за день.
Я же говорю: главное — желание.
В этой программе я работаю с ухом. В «Ледниковом» — без. Чистая импровизация. А здесь очень сложно разобраться во многих видах енотов, собаки и кошек. Так что первая часть любого выпуска — по подготовленному тексту. Я говорю, что мы в ответе за тех, кого приручили, знакомлюсь с героями программы, спрашиваю про питомца и приглашаю в студию. И затем начинается импровизация, ведь по мне уже ползают еноты, богомолы и даже пауки.
Признаю, в чистейшей импровизации мне еще есть куда расти. По этой причине я не веду свадьбы и что-то в этом роде. Ребята из КВН, Comedy Club занимаются этим всю жизнь, а я только учусь. Некоторый прогресс есть. В «Добрый вечер, Москва» я вообще не понимал, как все будет происходить. А в «Ледниковом периоде» мог приехать за полчаса до съемок, наложить грим и сразу приступить к делу.
«ГАЛЕРЕЯ КРАСОТЫ»
На белорусском телевидении скоро выйдет новый сезон программы «Галерея красоты». Женщины, которые запустили себя, преображаются. Я выступаю как мотиватор, который знает, как дойти до победы.
Первый блок сняли осенью, второй — зимой, и последний третий — буквально на днях. Это с животными можно каждый день работать, а здесь люди, которые реально меняются. Специалисты компании Herbalife, с которой я сотрудничаю, помогают им похудеть на 15, а то и 20 килограммов.
Пригласили меня по той же схеме, что и везде. Разговаривал с продюсером и сказал, что хочу сниматься. «Да?» — «Да!» Скоро в Беларуси выйдет новый сезон «Галереи красоты», а потом — еще две программы со мной в качестве ведущего.
У вас, возможно, опять же возникает вопрос, зачем мне это. Постараюсь объяснить.
Жизнь можно характеризовать по-разному, верно? Кто-то представляет себе ее как открытую книгу, которую мы пишем сами. Мне нравится другая трактовка. Жизнь — это недострой. Слово, которое не любят у нас в стране. Вот ты зашел в здание. Интересно же, что наверху? Идешь по лестнице поступками и действиями. Ты не можешь вызвать лифт и выйти из него Иваном Ургантом. Так не бывает. Ты можешь подниматься вверх, ступенька за ступенькой. Можешь стоять на месте. Можешь сделать несколько шагов назад, только это уже неинтересно.
Так и перебираешь разные варианты, чтобы двигаться наверх.
КАК Я РАБОТАЮ НАД ОШИБКАМИ
Честно: ненавижу смотреть на себя на экране. Всегда считаю, что сделал что-то плохо. Но это понятно — задним числом мы все молодцы. Так что заставляю себя пересматривать. Нахожу в интернете записи и выискиваю моменты, которые нуждаются в доработке.
На этом я не останавливаюсь. Стараюсь собрать несколько мнений. Если это «Матч ТВ», обязательно свяжусь с режиссером и редактором по тексту. Позвоню кому-нибудь, кто не входит в команду, но видел передачу. Поинтересуюсь у человека, который сидел напротив меня. И уже на основе всей этой информации сделаю окончательный вывод.
Я всегда готов к конструктивной критике. Когда мне в интернете несут какую-то херню, я сразу посылаю. Если есть что-то по делу — пожалуйста, говорите. Недавно писал Михаил Решетов с «Матч ТВ». Высказал замечания по интервью с Хингис — расписал прямо по пунктам. Очень благодарен ему за это. Такая критика поможет мне стать лучше.
СКОЛЬКО ПРИНОСИТ ДЕНЕГ
По деньгам на первом месте у меня работа ведущим на мероприятиях и выступления с мотивационными лекциями. Крупные компании выезжают куда-нибудь на три дня и приглашают туда спикеров. Кого-то интересует командная работа, кто-то хочет поменять структуру работы, но боится. Я стараюсь показать, что изменений опасаться не нужно и что в этой жизни все возможно.
Я не просто говорю: «Ребята, давайте работать командой! Это здорово!» Я привожу примеры из реальной жизни. Вот команда Тарасовой. Вот команда Мишина. У них такие сильные стороны и такие слабые. Вы можете перенять у них вот это и это.
На втором месте по заработкам — ледовые шоу. На третьем — кино, театр и телевидение.
КАК Я ВСЕ УСПЕВАЮ
Часто возникают ситуации, когда одно мероприятие пересекается с другим. Стараюсь всегда быть позитивно заряженным. Костьми лягу, но везде успею.
График уплотнился из-за постановок и репетиций, в которых я участвую. Там даты бронируют за полгода, и на это время могут что-то назначить. А я хочу и кататься, и вести мероприятия, и записывать интервью, и давать лекции.
В один день было два мероприятия, которые по времени не двигались вообще никак. Из-за них я не успевал доехать до Шереметьево, чтобы вылететь на «Ромео и Джульетту». На дорогу был только час. Мне агент говорит: «Лех, отказываемся. Ты не успеешь». Я говорю: «Нет. Я найду способ».
И нашел.
Изучил все пешеходные переходы. Все маршруты. Пришел к выводу, что на машине это никак не получится. И тут я услышал: «Мотоцикл». Вот что мне нужно! Нашел человека, договорился с ним. В назначенное время вышел прямо в пиджаке и галстуке, сел на мотоцикл, надел шлем, и меня довезли в Шереметьево. В итоге я даже успел выпить чашечку кофе!
Так что выход можно найти всегда.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.