Артур Маратов – исполнительный директор казанского филиала ИК «Фридом Финанс»

«ФОНДОВЫЙ РЫНОК ДАЕТ КОМПАНИЯМ ТО, ЧТО ОНИ НЕ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ У БАНКОВ»

– Артур, выход на биржу в последние годы становится все популярнее среди известных непубличных компаний, мы помним истории «Фейсбук», Alibaba и др. С чем вы это связываете?

– В последние годы рынок первичных размещений (IPO) действительно уверенно растет, что для специалистов неудивительно. Именно биржа, фондовый рынок, зачастую дают компаниям то, что они не могут получить, например, у банков. Прежде всего это, конечно, дополнительный источник финансирования. Одновременно рынок помогает компании стать прозрачнее, повысить эффективность и понять собственную справедливую оценку.

– Какие размещения самые ожидаемые в 2019-м? Кто из топовых компаний идет на IPO?

– В 2019 году ожидается выход на публичную арену многих инновационных компаний, среди них AirBnb – онлайн-площадка для размещения, поиска аренды частного жилья по всему миру, Palantir – разработчик и провайдер систем кибербезопасности, Slack – облачная платформа для корпоративного общения, Beyond Meat – производитель искусственного мяса.

Однако отдельно я бы отметил компании, которые сделали революцию в сервисе такси по всему миру – это Uber и Lyft. Именно они упростили сервис перевозок, удалив посредников между водителем и клиентом. Сам метод вызова такси теперь совершенно иной, по сути, неважно, куда вы приезжаете, одно приложение в смартфоне заменяет вам телефонный справочник или поиск такси на улице. В России мы хорошо знакомы с одной из этих компаний, многие из нас пользуются ее услугами – конечно, речь об Uber.

Однако оценивая перспективы Uber, надо всегда помнить об их основном конкуренте в США – Lyft, который гораздо менее известен в России, поскольку предоставляет услуги только в Северной Америке (США, Канада). Эти революционеры отрасли и сейчас продолжают менять наш взгляд на перевозки: разрабатывается и применяются искусственный интеллект виртуального водителя (беспилотные автомобили), ведутся разработки воздушного такси в городах, а ведь совсем недавно это было лишь на страницах книг или на экранах фантастических фильмов.

Чтобы увеличить, нажмите

– Расскажите подробнее про Uber – чем эта компания интересна с финансовой точки зрения?

– Uber набирает обороты в связи с IPO, которое является одним из наиболее ожидаемых на Уолл-стрит и в Силиконовой долине. Сегодня услуги Uber доступны в 600 городах 77 стран, в компании работают более 16 тысяч человек и порядка 3 миллионов водителей, в 2017 году выручка увеличилась на 15% и составила $7,5 миллиардов. Uber – один из первых сервисов так называемой sharing economy (экономики совместного потребления), который выходит на IPO, и для инвесторов это в действительности довольно редкий в данном сегменте шанс влиться в «уберизацию» и заработать на ней раньше, чем это станет условным мейнстримом.

Чтобы увеличить, нажмите

«БОЛЕЕ 50 ФИРМ ИНВЕСТИРОВАЛИ В UBER ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ»

– Основатель компании не хотел выводить Uber на IPO – почему все же компания выходит на фондовый рынок?

– Это связано с перестановками в Uber. В прошлом году под давлением акционеров основатель сервиса Тревис Каланик был вынужден передать руководство компании Даре Хосровшахи. Новый генеральный директор помог компании подчистить последствия ошибок предыдущего руководства и улучшить имидж Uber. Теперь компания готовится к IPO и рассчитывает на оценку стоимости в $120 миллиардов, что, на мой взгляд, кажется несколько завышенной суммой.

Как мне кажется, на IPO Uber получит оценку $90–100 миллиардов Не стоит забывать, что на размещение оказывает давление недавняя коррекция на фондовом рынке США, из-за которой рынок IPO немного охладел. Свою роль играет и шатдаун, из-за которого временно была приостановлена работа SEC и сроки IPO в результате будут сдвинуты.

Чтобы увеличить, нажмите

– Можно ли рассматривать Uber как потенциальный актив для долгосрочного инвестирования? Есть ли им куда расти?

– Цель Uber – стать единой глобальной платформой для перемещения из одной точки в другую. И это не только про такси. Мы все знаем, что компания произвела настоящую революцию использования транспорта. Больше нет потребности в диспетчере или звонке в службу такси, это уже во всех смыслах атавизм. Технология напрямую связывает водителя с пассажиром. Компания дала старт целому процессу «уберизации» всего вокруг.

Uber двигается дальше и инвестирует в аренду электросамокатов и велосипедов, активно развивает направление доставки еды UberEats, оцениваемый в $20 миллиардов, а также планирует создание сервиса воздушного такси, разработки которого активно ведутся совместно с Boeing, Bell и специалистами NASA. Планируемая дата запуска нового воздушного такси от Uber – 2023 год. Кроме того, Uber намерен запустить доставку дронами, причем сделать это уже в этом году.

Все же, как мне кажется, среди направлений дальнейшего развития Uber самое ценное — это развитие беспилотного транспорта. Как известно, еще три года назад (в 2016-м) компания запустила рабочее тестирование беспилотного такси в Сан-Франциско и Питтсбурге.

Компании есть, безусловно, куда расти, по моим прогнозам, ожидаю рост выручки до $14 миллиардов в 2019 году, а в 2019–2023 годах рост выручки составит 26% и достигнет $32,6 миллиарда к 2023 году.

– Артур, кто уже является инвестором Uber?

 – По данным стартап-трекера Dow Jones VentureSource, более 50 фирм инвестировали в Uber за последние годы, не считая многих людей, которые также вложили деньги. Среди них Джефф Безос из Amazon.com Inc., Alphabet Inc. и Goldman Sachs.

Чтобы увеличить, нажмите

ОСТАВАЙТЕСЬ В КУРСЕ СОБЫТИЙ И НЕ ПРОПУСТИТЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

– А как насчет второй упомянутой компании – Lyft? Немногие наши читатели знакомы с ней, чем она вообще интересна?

– Да, действительно в России Lyft не ведет деятельность, это вообще североамериканская локальная компания, сервис по заказу такси, который основан в 2012 году в Сан-Франциско. Сегодня он работает более чем в 300 городах США, а также во многих городах Канады. Пассажирооборот превышает 1 миллион поездок в день. Конкуренция c Uber позитивно сказывается на финансовых показателях перевозчика, который намерен побороться за первенство среди транспортных сервисов, как минимум на своей родине. В 2017 году выручка компании составила $1,2 миллиарда, а темпы роста достигли уровня в 41%, а к 2018 году составила $2 миллиарда. Полагаю, что темп роста выручки в 2019–2023 годах составит более около 50%. Выручка достигнет $7,4 миллиарда в 2023 году. В ходе последнего раунда привлечения венчурных инвестиций она оценивалась в $15 миллиардов. Компания расценивает IPO в качестве одной из стратегий в рамках конкуренции с Uber и постарается выйти на IPO раньше основного конкурента.

– Артур, на ваш взгляд, сможет ли Lyft успешно конкурировать с Uber, хватит ли сил?

– Lyft постепенно захватывает все большую долю рынка услуг такси в США, которая, по данным Second Measure на октябрь 2018 года, составляет 28%. Доля Uber, соответственно, порядка 70%, то есть по факту это два ключевых игрока.

У Lyft больше возможностей для роста в США в сравнении с Uber. Однако компания не расширялась на международные рынки и не вкладывалась столь агрессивно в новые технологии, как это делала Uber, хоть и вошла в партнерские отношения с General Motors, Alphabet, Ford и совместно занимается беспилотным такси и искусственным интеллектом «виртуального водителя» Argo AI. Данное различие в подходах и обусловило меньшую в сравнении с Uber оценку капитализации. На мой взгляд, справедливая оценка стоимости – $25 миллиардов. В целом потенциал у компании неплохой, на мой взгляд.  

– Подводя итоги, скажите, каким будет 2019 год для рынка IPO?

– Это будет интересный год для компаний, выходящих на биржу. Помимо громких имен, мы увидим размещение целого ряда небольших, но перспективных компаний, поэтому, мой совет – оставайтесь в курсе событий и не пропустите интересные возможности, которые открывает перед нами фондовый рынок!

Узнать больше про IPO

Артур Маратов – исполнительный директор казанского филиала ИК «Фридом Финанс»