Сервис перевозок Uber набирает обороты в связи с IPO, которое является одним из наиболее ожидаемых на Уолл-стрит и в Силиконовой долине. О том, как не только пользоваться достижениями современности, меняющими наш мир, но и посмотреть на них с позиций инвестора, рассказал исполнительный директор филиала ИК «Фридом Финанс» в Казани Артур Маратов.
Артур Маратов – исполнительный директор казанского филиала ИК «Фридом Финанс»
«ФОНДОВЫЙ РЫНОК ДАЕТ КОМПАНИЯМ ТО, ЧТО ОНИ НЕ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ У БАНКОВ»
– Артур, выход на биржу в последние годы становится все популярнее среди известных непубличных компаний, мы помним истории «Фейсбук», Alibaba и др. С чем вы это связываете?
– В последние годы рынок первичных размещений (IPO) действительно уверенно растет, что для специалистов неудивительно. Именно биржа, фондовый рынок, зачастую дают компаниям то, что они не могут получить, например, у банков. Прежде всего это, конечно, дополнительный источник финансирования. Одновременно рынок помогает компании стать прозрачнее, повысить эффективность и понять собственную справедливую оценку.
– Какие размещения самые ожидаемые в 2019-м? Кто из топовых компаний идет на IPO?
– В 2019 году ожидается выход на публичную арену многих инновационных компаний, среди них AirBnb – онлайн-площадка для размещения, поиска аренды частного жилья по всему миру, Palantir – разработчик и провайдер систем кибербезопасности, Slack – облачная платформа для корпоративного общения, Beyond Meat – производитель искусственного мяса.
Однако отдельно я бы отметил компании, которые сделали революцию в сервисе такси по всему миру – это Uber и Lyft. Именно они упростили сервис перевозок, удалив посредников между водителем и клиентом. Сам метод вызова такси теперь совершенно иной, по сути, неважно, куда вы приезжаете, одно приложение в смартфоне заменяет вам телефонный справочник или поиск такси на улице. В России мы хорошо знакомы с одной из этих компаний, многие из нас пользуются ее услугами – конечно, речь об Uber.
Однако оценивая перспективы Uber, надо всегда помнить об их основном конкуренте в США – Lyft, который гораздо менее известен в России, поскольку предоставляет услуги только в Северной Америке (США, Канада). Эти революционеры отрасли и сейчас продолжают менять наш взгляд на перевозки: разрабатывается и применяются искусственный интеллект виртуального водителя (беспилотные автомобили), ведутся разработки воздушного такси в городах, а ведь совсем недавно это было лишь на страницах книг или на экранах фантастических фильмов.
– Расскажите подробнее про Uber – чем эта компания интересна с финансовой точки зрения?
– Uber набирает обороты в связи с IPO, которое является одним из наиболее ожидаемых на Уолл-стрит и в Силиконовой долине. Сегодня услуги Uber доступны в 600 городах 77 стран, в компании работают более 16 тысяч человек и порядка 3 миллионов водителей, в 2017 году выручка увеличилась на 15% и составила $7,5 миллиардов. Uber – один из первых сервисов так называемой sharing economy (экономики совместного потребления), который выходит на IPO, и для инвесторов это в действительности довольно редкий в данном сегменте шанс влиться в «уберизацию» и заработать на ней раньше, чем это станет условным мейнстримом.
«БОЛЕЕ 50 ФИРМ ИНВЕСТИРОВАЛИ В UBER ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ»
– Основатель компании не хотел выводить Uber на IPO – почему все же компания выходит на фондовый рынок?
– Это связано с перестановками в Uber. В прошлом году под давлением акционеров основатель сервиса Тревис Каланик был вынужден передать руководство компании Даре Хосровшахи. Новый генеральный директор помог компании подчистить последствия ошибок предыдущего руководства и улучшить имидж Uber. Теперь компания готовится к IPO и рассчитывает на оценку стоимости в $120 миллиардов, что, на мой взгляд, кажется несколько завышенной суммой.
Как мне кажется, на IPO Uber получит оценку $90–100 миллиардов Не стоит забывать, что на размещение оказывает давление недавняя коррекция на фондовом рынке США, из-за которой рынок IPO немного охладел. Свою роль играет и шатдаун, из-за которого временно была приостановлена работа SEC и сроки IPO в результате будут сдвинуты.
– Можно ли рассматривать Uber как потенциальный актив для долгосрочного инвестирования? Есть ли им куда расти?
– Цель Uber – стать единой глобальной платформой для перемещения из одной точки в другую. И это не только про такси. Мы все знаем, что компания произвела настоящую революцию использования транспорта. Больше нет потребности в диспетчере или звонке в службу такси, это уже во всех смыслах атавизм. Технология напрямую связывает водителя с пассажиром. Компания дала старт целому процессу «уберизации» всего вокруг.
Uber двигается дальше и инвестирует в аренду электросамокатов и велосипедов, активно развивает направление доставки еды UberEats, оцениваемый в $20 миллиардов, а также планирует создание сервиса воздушного такси, разработки которого активно ведутся совместно с Boeing, Bell и специалистами NASA. Планируемая дата запуска нового воздушного такси от Uber – 2023 год. Кроме того, Uber намерен запустить доставку дронами, причем сделать это уже в этом году.
Все же, как мне кажется, среди направлений дальнейшего развития Uber самое ценное — это развитие беспилотного транспорта. Как известно, еще три года назад (в 2016-м) компания запустила рабочее тестирование беспилотного такси в Сан-Франциско и Питтсбурге.
Компании есть, безусловно, куда расти, по моим прогнозам, ожидаю рост выручки до $14 миллиардов в 2019 году, а в 2019–2023 годах рост выручки составит 26% и достигнет $32,6 миллиарда к 2023 году.
– Артур, кто уже является инвестором Uber?
– По данным стартап-трекера Dow Jones VentureSource, более 50 фирм инвестировали в Uber за последние годы, не считая многих людей, которые также вложили деньги. Среди них Джефф Безос из Amazon.com Inc., Alphabet Inc. и Goldman Sachs.
ОСТАВАЙТЕСЬ В КУРСЕ СОБЫТИЙ И НЕ ПРОПУСТИТЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
– А как насчет второй упомянутой компании – Lyft? Немногие наши читатели знакомы с ней, чем она вообще интересна?
– Да, действительно в России Lyft не ведет деятельность, это вообще североамериканская локальная компания, сервис по заказу такси, который основан в 2012 году в Сан-Франциско. Сегодня он работает более чем в 300 городах США, а также во многих городах Канады. Пассажирооборот превышает 1 миллион поездок в день. Конкуренция c Uber позитивно сказывается на финансовых показателях перевозчика, который намерен побороться за первенство среди транспортных сервисов, как минимум на своей родине. В 2017 году выручка компании составила $1,2 миллиарда, а темпы роста достигли уровня в 41%, а к 2018 году составила $2 миллиарда. Полагаю, что темп роста выручки в 2019–2023 годах составит более около 50%. Выручка достигнет $7,4 миллиарда в 2023 году. В ходе последнего раунда привлечения венчурных инвестиций она оценивалась в $15 миллиардов. Компания расценивает IPO в качестве одной из стратегий в рамках конкуренции с Uber и постарается выйти на IPO раньше основного конкурента.
– Артур, на ваш взгляд, сможет ли Lyft успешно конкурировать с Uber, хватит ли сил?
– Lyft постепенно захватывает все большую долю рынка услуг такси в США, которая, по данным Second Measure на октябрь 2018 года, составляет 28%. Доля Uber, соответственно, порядка 70%, то есть по факту это два ключевых игрока.
У Lyft больше возможностей для роста в США в сравнении с Uber. Однако компания не расширялась на международные рынки и не вкладывалась столь агрессивно в новые технологии, как это делала Uber, хоть и вошла в партнерские отношения с General Motors, Alphabet, Ford и совместно занимается беспилотным такси и искусственным интеллектом «виртуального водителя» Argo AI. Данное различие в подходах и обусловило меньшую в сравнении с Uber оценку капитализации. На мой взгляд, справедливая оценка стоимости – $25 миллиардов. В целом потенциал у компании неплохой, на мой взгляд.
– Подводя итоги, скажите, каким будет 2019 год для рынка IPO?
– Это будет интересный год для компаний, выходящих на биржу. Помимо громких имен, мы увидим размещение целого ряда небольших, но перспективных компаний, поэтому, мой совет – оставайтесь в курсе событий и не пропустите интересные возможности, которые открывает перед нами фондовый рынок!
Артур Маратов – исполнительный директор казанского филиала ИК «Фридом Финанс»
Адрес: Казань, ул. Сибгата Хакима, 15
Тел.: +7 (843) 249-00-51
Сайт: ipo.ffin.ru
Информация, размещенная на данной странице, является справочно-информационными материалами, не имеющими целью продвижения товаров на рынке, не является предложением или рекламой ценных бумаг, не адресована неопределенному кругу лиц, предназначена для квалифицированных инвесторов. Приобретение ценных бумаг иностранных эмитентов, не допущенных к публичному размещению и (или) публичному обращению в РФ возможно только за счет квалифицированных инвесторов. О порядке признания квалифицированным инвестором и инвестиционных возможностях участия в IPO можно получить консультацию по телефону +7 (495) 783-91-73.
Фотографии предоставлены филиалом ИК «Фридом Финанс» в Казани На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.