Фото: unipack.ru

ПОПУЛЯРНОСТЬ ЭКОЛОГИЧНОЙ  ТАРЫ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РАСТЕТ

В конце января текущего года корпорация Samsung Electronics объявила, что в этом году компания начнет предпринимать шаги по замене пластиковых упаковочных материалов на бумагу и другие экологически чистые элементы. В компании утверждают,  что уже с первой половины 2019 года упаковка, используемая в настоящее время для продуктов и аксессуаров Samsung – от мобильных телефонов и планшетов до бытовой техники, – будет заменена экологически чистыми материалами, такими как переработанные биопластики и бумага. Пример одного из мировых лидеров производства инновационной продукции далеко не первый – уже более 40 стран в мире заявили о том, что отказываются от пластика и переходят на натуральную упаковку.  В связи с этим занимателен опыт такой небольшой страны, как Грузия, – там посчитали, что один житель страны в среднем использует более 500 полиэтиленовых пакетов ежегодно. С 1 октября 2018 года в стране действует запрет на производство и продажу полиэтиленовых пакетов толщиной менее 15 микронов. А с апреля текущего года правительство Грузии планирует запретить производство любых полиэтиленовых пакетов.

Так что неудивительно, что по всему миру растет спрос на экологически чистую упаковку и тару. В сравнении с пластиком, который практически не разлагается, тот же гофрокартон более безопасен для окружающей среды и вполне пригоден для переработки. По оценкам издания «Коммерсантъ», 75% спроса на гофротару формирует пищевая промышленность – на долю гофрокартонной упаковки в России приходится около 65% всей пакуемой пищевой продукции. На втором месте по уровню потребления находятся предприятия, производящие товары бытовой химии и фармацевтику, – в совокупности около 20%. Эта упаковка универсальна и пригодна для многих пищевых и непищевых продуктов. В гофрокороба упаковывают фрукты, цветы, яйца, хозяйственный инвентарь, санитарно-гигиенические товары, продукты глубокой заморозки и многое другое.

Объем реализации ящиков и коробок из гофрокартона в России за 2018 год вырос на 4,1%, или на 186 млн кв. м, по сравнению с 2015 годом, отмечается в «Обзоре рынка упаковки», опубликованном на портале ideiforbiz.ru. Восстановление наиболее значимого сегмента – ящики и коробки, – считают исследователи, позволяет говорить о восстановлении производства гофрокартона в целом. К факторам, которые способствовали  восстановлению, можно отнести изменение потребительских предпочтений и маркетинговое позиционирование, в результате которого растет популярность экологичной упаковки из натуральных материалов.  А также активное импортозамещение и увеличение объемов экспорта в ряде отраслей, чему помог низкий курс рубля. Свою лепту внес и эффект низкой базы в непищевых отраслях.

Фото: пресс-служба ООО «Набережночелнинская КБФ»

«Гофрированный картон – по праву один из самых популярных упаковочных материалов в мире, – поясняет директор по развитию компании по производству упаковки из гофрокарона ООО «РЕКОМ» Сергей Брюхов. – Он недорого стоит,  легкий и при этом довольно прочный, обеспечивает сохранность при хранении и транспортировке, на картон можно наносить разнообразную рекламную и потребительскую информацию. К тому же гофрокартон можно производить из макулатуры, что дополнительно удешевляет его и делает полезным для окружающей среды».

МНОГОЦЕЛЕВАЯ ЦЕЛЛЮЛОЗА: ЧТОБЫ БЫТЬ ХОРОШО ОДЕТЫМ И ОТЛИЧНО УПАКОВАННЫМ

В прошлом году производители упаковочных материалов отметили увеличение цен на гофрокартон. Так, за 10 месяцев 2018 года рост цен на гофропродукцию в среднем составил более 17%. По их мнению, значительное увеличение стоимости тарных картонов, более 30%, и загруженность интегрированных предприятий более чем на 85% не оставили рынку шансов остановить рост цен на упаковку из гофрокартона.

К тому же в 2017 году на международном рынке произошел резкий рост цен на целлюлозу. С развитием технологий целлюлоза стала применяться не только для изготовления бумаги и картона, но также для производства вискозы, из которой шьют недорогую одежду, производят гигиенические изделия, товары народного потребления, спрос на эти продукты в странах Африки и Латинской Америки растет. В итоге цена хвойной целлюлозы в Европе составила почти $960 за тонну, а в Китае – более $860; лиственная целлюлоза в Европе побила максимальную планку по цене и превысила $940. В общем хвойная и лиственная целлюлоза в Китае и Европе выросла в цене на 45–55%.

Алексей БатаевФото: пресс-служба ООО «Набережночелнинская КБФ»

В условиях роста цен на целлюлозу становится актуальной выработка достаточного количества гофрокартона из альтернативного – вторичного – сырья. Как пояснил исполнительный директор ООО «Набережночелнинская картонно-бумажная фабрика» (это предприятие намерено производить в Татарстане дефицитное сырье для выпуска гофротарыприм. ред.) Алексей Батаев, специалисты среди видов гофрированного картона различают крафтлайнер и  тестлайнер. Крафтлайнер стоит дороже, так как не меньше чем на 80% должен состоять из волокон лиственной целлюлозы. Тестлайнер вырабатывается из более доступной по сравнению с целлюлозой макулатуры. А учитывая, что в затратах на производство гофроупаковки доля сырья составляет около 60%, на выходе стоимость тестлайнера получается значительно, не менее чем на 15–20%, ниже. Поэтому спрос заказчиков смещается в сторону более экономного типа гофроупаковки. В развитых странах Европы соотношение потребления крафтлайнера к тестлайнеру составляет 40% к 60%, а в России пока лишь около 65% к 35%.  Чтобы увеличить долю продаж тестлайнера, его качество и прочность должны приближаться к качеству крафтлайнера. А это возможно, если производство слоев для гофрированного картона ведется на современных, мощных бумагоделательных машинах.

Объем потребления упаковки из картона и гофрокартона до 2021 года в рамках базового сценария развития, тыс. тонн

ЗА ПЯТЬ ЛЕТ ОБЪЕМЫ ПРОДАЖИ ГОФРИРОВАННОЙ БУМАГИ МОГУТ ВЫРАСТИ НА ТРЕТЬ

Согласно маркетинговому исследованию компании  IndexBox, развитие рынка гофрокартона в России происходит в соответствии с общим ростом промышленности и, как ожидается, будет иметь устойчивую положительную динамику. В рамках базового сценария развития предполагается, что рынок картонной упаковки ежегодно будет расти  на 2,5–3%, достигнув порядка 5 млн тонн в 2021 году. Готовы ли производители удовлетворить этот спрос?

«Изготовителей гофрокартона в России довольно много, однако производителей, выпускающих картон в чистом виде, мало, – пояснила директор компании по производству упаковки из гофрокартона ООО „Фабрика картона“ Анастасия Хуснутдинова. – Практически все конечные производители гофрокартона и картонной упаковки испытывают дефицит сырья. В том числе и сама „Фабрика картона“, которая выпускает гофрокартон на протяжении более четырех лет».

По мнению Хуснутдиновой, дефицит связан не с недостатком первичного сырья, которым является макулатура, а с нехваткой бумаги для производства гофрокартона. Из-за износа оборудования имеющиеся производители сырья не справляются со спросом, растущим на 3–4% в год.

Слова нашей собеседницы подтверждаются данными агентства BusinesStat, представленными в отчете «Анализ рынка бумаги для гофрирования в России». Так, в 2013–2017 годах продажи данного вида бумаги в стране демонстрировали ежегодный прирост. В целом за этот период продажи бумаги для гофрирования выросли более чем на 20%: с 1,3 до 1,5 млн тонн.

«Основываясь на прогнозах о росте емкости отечественного рынка гофроупаковки, мы приняли решение о строительстве в Татарстане фабрики по выпуску сырья для производства гофрокартона», – сообщил нам генеральный директор ООО «Наберночелнинская картонно-бумажная фабрика» Ильмир Сабиров.

Строительство Набережночелнинской картонно-бумажной фабрики стартовало в начале этого года  на территории промышленного парка «Развитие» в Челнах. По предварительным подсчетам, при проектной мощности в 6 тыс. тонн в месяц валовой доход будущей фабрики составит 210 млн рублей. Основным потребителем сырья будет являться действующая «Фабрика картона», также расположенная в Набережных Челнах. С новой площадки на завод будет уходить 700 тонн продукции, остальные 5,3 тыс. тонн пойдут на рынок.

Как пояснил спикер, перевозки гофрокартона и гофроящиков на большие расстояния невыгодны, ведь практически приходится перевозить воздух. В Европе оптимальное расстояние от гофроагрегата до потребителя – не более 500 километров: «Этим обусловлена наша стратегия размещения будущего производства вблизи конечных потребителей. После появления в Татарстане нескольких территорий опережающего социально-экономического развития наблюдается рост потребления упаковки из картона в данном регионе. Этому также способствует географическая близость Особой экономической зоны „Алабуга“».

Увеличение продаж этого вида бумаги определяется устойчивым спросом со стороны производителей гофрированного картона и гофроупаковки: по прогнозам BusinesStat, в 2018–2022 годах ожидается уверенный рост продаж бумаги для гофрирования темпами 5,1–5,9% в год. В 2022-м показатель составит 2 млн тонн, что превысит значение 2017 года на 30,8%.

Кроме того, строительство подобных заводов способствует продвижению актуального для республики проекта по раздельному сбору мусора. Развитие инфраструктуры для сортировки и переработки бытовых и производственных отходов – это часть решения комплексной проблемы по улучшению экологической составляющей, что немаловажно для каждого из нас.