Фото: kzn.ru

ЗАЧЕМ ПОВЫСИЛИ ТАРИФЫ, ЕСЛИ НЕТ ЭФФЕКТА?

Состоявшаяся 12 февраля в Казани встреча президента России Владимира Путина с общественниками для обсуждения реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» оставила двойственное впечатление. Остановлюсь только на близкой мне теме мусорной реформы и переработки отходов.

Из уст ректора КФУ Ильшата Гафурова прозвучал довольно актуальный для многих вопрос: за что мы платим региональным операторам повышенные тарифы, если потребитель никаких изменений к лучшему не почувствовал? На горячую линию ОНФ, заметил ректор, пришло более 700 жалоб. Гафуров выразил недоумение тем, что в системе сбора и транспортировки ТКО ответственность за разные участки распределена между разными инстанциями, а все деньги получает только региональный оператор. Речь в данном случае идет о том, что при вывозе отходов остаются замусоренными площадки, а их уборка тоже стоит денег, однако расходы по этой статье в тарифе не предусмотрены. По сути, Гафуров предложил: раз региональный оператор получает все деньги, то он и должен нести ответственность за состояние тех же мусорных площадок. Либо следует изменить систему распределения тарифа. Также ректор КФУ предложил ввести субсидии для малообеспеченных многодетных семей в связи с повышением тарифа и новым порядком расчета услуги (не с площади жилья, как раньше, а с количества проживающих).

У меня создалось впечатление, что глава государства не захотел углубляться в суть первой части вопроса, а перешел к рассуждениям о необходимости создания новой отрасли переработки отходов, которой, по его мнению, в советский период не было. Утверждение, конечно, весьма спорное, поскольку в те годы переработка как раз-таки была, особенно если речь идет о той же макулатуре. В конце концов, именно из вторичного сырья производилась значительная часть книжной продукции в некогда самой читающей стране мира. В апреле 2017 года спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, выступая на 3-м ялтинском международном экономическом форуме, заявил: «Сейчас мы перерабатываем мусора меньше, чем при Советском Союзе. Тогда перерабатывалось до 50 процентов бумаги, картона, макулатуры, а сейчас 7 процентов. Падение очень большое». Можно вспомнить и такой факт, что известное в Набережных Челнах народное предприятие КБК появилось и развернуло свою мощь именно в советский период. Да и знаменитый брежневский лозунг «Экономика должна быть экономной» подразумевал в том числе стремление к более рациональному использованию ресурсов. Другое дело, что советское общество не отличалось высокими потребительскими стандартами и не производило огромных, по сравнению с нынешними временами, объемов бытового мусора, особенно из упаковочных материалов.

Конечно, вопрос ректора КФУ не отражал всей глубины проблемы. А было бы интересно увидеть реакцию Путина, будь у него информация о схеме работы регионального оператора в восточной зоне Татарстана. Той самой сомнительной пирамиде из регионального оператора и двух звеньев субподрядчиков, о чем я писал в прошлой публикации. Кстати, в соответствии с требованием республиканского управления федеральной антимонопольной службы региональный оператор по восточной зоне компания «Гринта» должен был устранить все выявленные нарушения до 31 января 2019 года. Однако до сих пор нет официальной информации от контролирующего ведомства, было ли выполнено данное предписание.

Фото: kzn.ru

КОНКУРС ВЫИГРАН — ШТАТ НЕ НУЖЕН

Насколько мне известно, в большинстве других регионов страны таких «трехслойных» схем, как у нас, нет. Там обычно речь идет о связке регионального оператора с субподрядчиками, в роли которых часто выступают МУПы, хотя и в этом случае возникает множество вопросов. Некоторые губернаторы предпочитают не замалчивать их, тем более когда речь идет о распределении денег.

Недавно глава Республики Крым Сергей Аксенов возмутился ситуацией в Алуште. Этот город наряду с Ялтой входит в региональную логистическую зону №2. Региональным оператором по этой зоне является ялтинская компания «Альтфатер Крым», которая в отличие от нашей «Гринты» является реально работающей структурой с 2014 года. Достаточно обратиться к открытым источникам, чтобы узнать: ялтинское ООО «Альтфатер Крым» имеет уставный капитал в размере более 6,7 млн рублей и 126 сотрудников, с выручкой 249 млн рублей и прибылью 48 млн рублей (на конец 2017 года).

Сравните эти показатели с аналогичными у ООО «Гринта». Напомню: размер уставного капитала – 10 тыс. рублей, общий размер оборотных средств на конец 2017 года составлял всего 59 тыс. рублей, при том что большинство показателей бухгалтерской отчетности за этот период нулевые. То есть компания-пустышка каким-то удивительным образом через полгода выиграла конкурс, став регоператором.

А теперь обратимся к информации о количественном составе персонала за прошедший год – здесь наблюдается удивительная динамика! Сразу отмечу, что это неофициальные, но точные данные, мне их предоставили на условии анонимности. Так вот, в первом квартале прошлого года у будущего регоператора числились только два сотрудника. В мае – июне в преддверии конкурса по выборам регоператора по Восточной зоне РТ штат «Гринты» вырос до 111 человек, но к декабрю 2018 года он сократился до 9 человек. Чему удивляться? Конкурс выигран, теперь люди не нужны. А для того, чтобы снимать маржу в роли посредника, достаточно нескольких человек. Это реальная картина того, что собой представляет регоператор «Гринта».

Вернемся к Крыму. В начале февраля Аксенов провел выездное совещание по проблемным вопросам города Алушты. Было озвучено, что в этом городе стоимость вывоза мусора составляет 97 рублей с человека, в то время как в других регионах Крыма – до 50 рублей с человека. Однако возмущение Аксенова вызвал факт из доклада министра ЖКХ Крыма Дмитрия Черняева — о том, что всю деятельность по вывозу мусора в Алуште продолжает осуществлять уже на условиях субподряда МУП «Управление благоустройства города и капитального строительства». Регоператор же в лице ялтинского ООО «Альтфатер Крым» кладет в свой карман 20% прибыли за посреднические услуги (интересно, сколько же в свой карман кладет «Гринта»?), и это при том, что регоператор пользуется исключительно техникой, приобретенной за средства городского бюджета, а ответственность за уборку и вывоз мусора несет вышеуказанный МУП. Возмущенный такой откровенной несправедливостью, глава Крыма задал вопрос: «Объясните мне, в чем роль регоператора?»

Аксенов также заявил, что, по его мнению, размер посреднических услуг регоператора не должен превышать 2%, добавив при этом, что по этому вопросу будет проведено совещание с руководством силовых структур.

Но самое главное в том, что Аксенов обратился в правительство РФ с тем, чтобы инициировать изменения в законодательстве в части запрета посреднической деятельности частными региональными операторами и передачи субподрядной деятельности муниципальным предприятиям. Если это предложение будет принято, оно позволит убрать из производственной цепочки паразитирующих посредников, а значит, снизить и размер тарифа. Правда, согласятся ли пойти на это заинтересованные лица, вопрос остается открытым.

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции