«Он умел просачиваться на мероприятия, попадать на те события, где не было других фотографов, — всегда оказываться в нужном месте в нужное время», — таким вспоминают известного казанского фотографа Шамиля Абдюшева его коллеги и друзья. Известный фотокор в последнее время сильно болел и скончался накануне у себя в квартире в возрасте 69 лет. Несмотря на плохое самочувствие, фотограф продолжал работать, оцифровал весь свой архив и готовился к персональной выставке по случаю будущего 70-летия…
Шамиль Абдюшев был настоящим человеком искусства, создающим неповторимые шедевры с помощью простых фотокамер
«ОН УЖЕ ВЫБРАЛ ФОТОГРАФИИ, ВСЕ БЫЛО ГОТОВО К ВЫСТАВКЕ»
«Он умел просачиваться на мероприятия, попадать на те события, где не было других фотографов, — всегда оказывался в нужном месте в нужное время», — таким вспоминают известного казанского фотографа Шамиля Абдюшева его коллеги и друзья. «Главный папарацци республики», как его называли в журналистском сообществе, скончался накануне у себя в квартире в возрасте 69 лет. Как рассказала «БИЗНЕС Online» вдова фотографа Луиза Абдюшева, последние три месяца он чувствовал себя очень плохо и лежал в больнице. «Он жаловался на сердце и почки. Сегодня приезжала скорая помощь, тоже хотели положить в больницу, но он не захотел… Его еле-еле подняли, он тяжело больной был, потом положили, и он внезапно умер», — со слезами на глазах рассказывала она.
Но, несмотря на плохое самочувствие, Абдюшев готовился к персональной выставке в честь своего 70-летия, которое должно было случиться 3 июля. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал фотокорреспондент, назвавший себя учеником Абдюшева, Сальман Шайдуллин. «Он хотел организовать выставку к 70-летию. Уже выбрал фотографии, все было готово к выставке, Халиль Хамитович (Шайхутдинов — первый заместитель министра спорта РТ — прим. ред.) вроде тоже обещал помочь в организации выставки. Неплохо было организовать ее в „Хазинэ“, а потом эти фотографии могли бы остаться им в подарок. Тем более что Зиля Валеева, будучи министром культуры, очень хорошо его знала. Человек готовился к выставке, чуть-чуть не хватило времени», — вздыхает Шайдуллин.
Кстати, минспорта вчера оказался, кажется, единственной официальной структурой, вспомнившей об Абдюшеве: «Всю свою жизнь Шамиль Закирович посвятил фотографии и проработал во множестве изданий и редакций СМИ Республики Татарстан. В его коллекции — сотни фотографий, отражающих жизнь Татарстана на протяжении нескольких десятков лет, на которых запечатлены известные политики и общественные деятели, памятные моменты спортивной жизни республики».
Последняя персональная выставка Абдюшева под названием «С изюминкой» прошла пять лет назад и была приурочена к 65-летию фотографа. На ней было представлено свыше 100 работ, на которых запечатлены сильные мира сего и просто удивительные моменты из нашей жизни — Рустам Минниханов дает первые уроки вождения своему сыну, Курбан Бердыев жмет руку Гусу Хиддинку, Салават с пулеметом — множество любопытных и порой действительно исторических моментов.
Шамиль Абдюшев — фотограф, который всегда находился в гуще общественно-политической и культурной жизни Татарстана. Он был настоящим человеком искусства, создающим неповторимые шедевры с помощью простых фотокамер. Свой профессиональный путь фоторепортера начал во время службы в армии — в мае 1974 года его первые снимки появились в армейской газете. С тех самых пор он не расставался с фотоаппаратом.
«ОЧЕНЬ НЕ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ МОИ ФОТОГРАФИИ ПОСЛЕ СМЕРТИ ОКАЗАЛИСЬ НА ПОМОЙКЕ»
Шамиль Абдюшев родился 3 июля 1949 года в Казани, окончил Казанский государственный университет в 1987 году. В 2008 году был удостоен гран-при республиканской премии «Хрустальное перо», трижды признавался лучшим спортивным фоторепортером. Член союза журналистов. Начав карьеру фотографа в «Татфото» после «побега» с обучения профессии обувщика в Московском институте текстильной промышленности, он готовил знаковые фоторепортажи для многих авторитетных изданий. «Я слишком долго шел к своей профессии. Сначала в 1967 году по настоянию родителей поступил на заочное отделение Московского института текстильной промышленности на профессию „обувщик“. Выбранная специализация мне очень не нравилась, я не понимал, чем мне тут заниматься, просто переходил из курса в курс, пока на шестом году обучения мой старший брат не признался отцу, что я никогда в жизни не полюблю эту профессию. Тогда папа купил мне фотоаппарат „Зенит“, с него все и началось. Для того чтобы я закончил учебу, отец спрятал мой паспорт. Я его выкрал, бросил вуз и устроился фотографом в „Татфото“», — рассказывал сам Абдюшев в интервью «БИЗНЕС Online». В армии тоже занятие фотографией помогло. В то время царила дедовщина, а Шамиль из-за своего увлечения считался любимчиком командования, так что его не трогали. Напротив, все приходили к Абдюшеву, чтобы тот сделал им дембельский альбом.
Наверное, нет в Казани газеты, где бы не выходили его фотографии. Наше издание — не исключение. Он из тех, кто начинал свою трудовую деятельность репортером в популярных республиканских изданиях: «Молодежь Татарстана», «Советская Татария», «Яшь Ленинчы», журналах «Казань», «Азат хатын», «Ялкын». Его работы отличает не протокольный формат, они действительно, что называется, с изюминкой. В профессиональной среде фотографы его недолюбливали порой за то, что не им посчастливилось снять уникальный момент, чиновники — за то, что Абдюшев снимает тогда, когда все остальные уже зачехлили свои камеры, и в таких случаях обязательно всплывает что-то, что не всегда хотелось увидеть в СМИ. Тем не менее все признают его профессионализм. «Иногда некоторые обвиняют меня в непатриотичности, — признавался нашему изданию фотограф. — Но я люблю свой город и республику. Просто можно снять ту же Казань с красивого ракурса — она, безусловно, этого заслуживает. А можно найти изъяны и выставить их наружу, чтобы чиновники устранили недоделы и привели все в порядок. Чиновники многие знают меня в лицо, кто-то здоровается, кто-то проходит мимо».
Абдюшев всегда следовал журналистскому правилу «волка ноги кормят» и не знал, что такое лень. Ради хорошего кадра он был готов на все — пробраться туда, куда никого не пускают, спрятаться в кустах и даже вступить в схватку с охраной какого-нибудь высокопоставленного чиновника. В общем, настоящий папарацци! Это подтверждают и его коллеги. «Я всегда поражался тому, как он умудрялся проходить любые кордоны, любые заслоны. Где-то надо получить аккредитацию, ходишь, бегаешь, пробиваешь, уговариваешь — дайте мне возможность быть на этом событии! Иногда не получается. А потом я смотрю отчеты со съемок и вижу, что там стоит Шамиль. Он умудрялся всеми правдами и неправдами просачиваться на мероприятия, которые были ему интересны, которые он считал необходимым посетить. Это, конечно, показатель его высокого профессионализма и преданности, наверное, все-таки фотографии — он был ей предан», — поделился своими воспоминаниями с «БИЗНЕС Online» еще один известный казанский фотограф Фарид Губаев.
В результате снимки Абдюшева становились украшением газет и журналов, коллеги завидовали Шамилю белой завистью, власть побаивалась и недолюбливала. Но казанский папарацци был уверен, что журналист, обласканный властью, это уже не журналист — верить такому нельзя. А сила все-таки — в правде.
«Очень не хочется, чтобы мои фотографии после смерти оказались на помойке. У нас в семье был прецедент, когда мама после смерти отца выкинула его журналы „Америка“, которые в то время очень ценились, в мусорку. Я со многих мероприятий, особенно в бессонные ночи, выбираю лучшие кадры, а потом записываю все на диск. У меня уже два ящика с этой историей скопилось. Мы договорились со второй половинкой, что если что-то со мной случится, то она отдаст кому-нибудь мои диски», — переживал о будущем своих творений фотограф.
Похоронят Шамиля Абдюшева сегодня на кладбище поселка Мирного.
«ВЫВАЛИВАЛ НА СТОЛ ОТВЕТСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ ГОРУ СНИМКОВ — И НЕИЗМЕННО СЛЫШАЛ: «УХ ТЫ, А ВОТ ЭТО МЫ БЕРЕМ…»
Вспоминали Абдюшева накануне и в нашей редакции, с которой он сотрудничал в последние годы. Причем наши уважаемые коллеги помнят «казанского папарацци» еще с золотых времен «Вечерней Казани».
«Я не ожидал, что ему 70 лет. Я думал, он гораздо моложе, потому что его от многих коллег отличало то, что он был очень оперативным, очень подвижным, — рассказывает патриарх татарстанской спортивной журналистики Евгений Макаров. — И, что самое удивительное, он всегда оказывался там, где просто ну не могло не произойти событие! Я до сих пор помню случай, который с ним произошел лет 20 назад: когда по Баумана людей возили на верблюдах, около бывшего Госбанка один клиент с верблюда упал, и вот Шамиль оказался на этом месте и сумел заснять такой юморной снимок. И у него было много таких снимков, поэтому то, что его выставка называлась „Изюминка“… Такие изюминки как раз он очень часто делал».
В отличие от многих коллег, он, по словам Макарова, никогда не отказывал в просьбах: «Бывали случаи, когда трудно было найти профессионального фотографа, — в силу каких-то обстоятельств они помочь не могли. Шамиль всегда приходил на помощь. Единственное: у него — видимо, от неустроенности — было негативное отношение к жизни в целом, он не был человеком оптимистичным, при всей его готовности прийти на помощь, выполнить задание… Тем не менее он был немного пессимистичен. А так в целом о нем останется светлая память как о ярком фотографе, который очень много снимал, очень много делал. И если он все это переводил на жесткий диск, что сейчас стало возможным, в отличие от тех лет, когда он начинал свою фотодеятельность, то, я думаю, что многие страницы истории республики на его кадрах можно запечатлеть и оформить в виде альбома или атласа. Почему бы и „БИЗНЕС Online“ этим не заняться!»
«С Шамилем мы познакомились, когда я работала в „Вечерней Казани“. Там у нас были великолепные фотомастера — попробуй, поконкурируй с ними! — вспоминает заместитель шеф-редактора „БИЗНЕС Online“ Елена Чернобровкина. — Но Шамиль, который не состоял у нас в штате, все равно то и дело прорывался на полосу. И понятно, почему: он умел поймать редкие кадры. Его знали и в Кремле, и в парламенте — Шамиль как-то тихо и незаметно просачивался на все яркие мероприятия. И приносил оттуда отнюдь не скучные официальные фото, а порой совершенно неожиданные, первоклассные. Вываливал на стол ответственного секретаря гору снимков („цифры“ тогда не было) — и неизменно слышал: „Ух ты, а вот это мы берем…“ Еще Шамиль всегда отличался резким неприятием несправедливости. И высказывался прямо и откровенно, порой во вред себе и своей карьере. Но по-другому он просто не мог… Он и в „БИЗНЕС Online“ постоянно писал комментарии. По-моему, и читатели, и коллеги-комментаторы узнавали их, даже еще не посмотрев на подпись — если человек с открытым забралом идет в бой, значит, это Шамиль… Очень горько, что он ушел от нас. Земля пухом!»
«КОГДА ИГРАЛ «АК БАРС», ОН ВСЕГДА СТОЯЛ ЗА ВОРОТАМИ, ЛОВИЛ, КОГДА ГОЛ ЗАБЬЮТ»
Коллеги и друзья фотографа вспоминают Шамиля Абдюшева.
Фарид Губаев — фотограф:
— Конечно, очень жаль, что ушел замечательный фотограф. Очень нестандартный, очень, я бы сказал, неправильный в чем-то. Человек был очень непростой, очень конфликтный, но конфликтный, видимо, из-за того, что очень чутко ощущал какую-то неправильность вокруг себя. Я помню его с советских времен, с «Татфото», он всегда очень резко, быстро реагировал на, как ему казалось и виделось, любую неправильность. Быстро реагировал на то, что его раздражало. Раздражала его, наверное, некая несправедливость, допустим, в денежных расчетах, еще в чем-то. Но все это он делал, как я сейчас понимаю, потому что для него фотография была главным в жизни, он умел это делать, знал, как делать, но, как и все мы, получал копейки. В советские времена за свои фотографии мы тоже получали копейки — гонорары были смешные, нищенские.
Характер у него был непростой, потому что в силу того, что он всегда остро реагировал на любую несправедливость, очень часто, где бы ни работал, вступал в конфликт с работодателями, потому что считал, что труд фотографа несправедливо низко оплачивается. И, соответственно, с ним не торопились заключать трудовые договора, потому что знали, что он будет получать мало, много ему не заплатишь, а за малые деньги будут постоянные конфликты. И люди, избегая конфликтов, старались просто не брать его на работу. Если брали, то платили очень мало. Он все это, безусловно, понимал, переживал. Но тем не менее это не сказывалось на его работе — его фотографии всегда были самыми оперативными.
Рамиль Гали — фотокорреспондент:
— Я его знаю с 1985 года, он тогда работал на «Татфото» и очень плотно сотрудничал с газетой «Вечерняя Казань». Участвовал во всех мероприятиях, которые мы в то время проводили. Он интересен тем, что слыл человеком неординарным. Он всегда искал какие-то отрицательные черты в обществе, недостатки и не боялся их показать, не боялся сказать про них — это его хорошая черта. Во-вторых, он не пропускал событий, он знал людей в лицо, фотографировал их — сейчас молодежь многих не знает, а он знал всех. И его все знали. Это его большая заслуга. В его архиве есть очень много уникальных, ценных фотографий, потому что он попадал на те события, где не было других фотографов. Также, я думаю, у многих политиков, у многих известных людей Татарстана есть его фотографии, потому что он их распечатывал, дарил или продавал своим друзьям, знакомым. В архиве у каждого, наверное, есть фотографии Шамиля-абыя. Он даже во время болезни, когда с трудом ходил, вызывал такси, но шел на мероприятия. Это говорит о том, что он искренне любил работу журналиста, все силы отдавал ей. Месяц назад он хотел поменять фотоаппаратуру, говорил, что фотоаппарат уже ломается, нет качества, нет резкости… Тогда он попал в больницу, он мне тоже позвонил. Мы с ним просто общались, как коллеги, но я всегда ценил и сейчас ценю его за его труд, за его заслуги, потому что он настоящий журналист, отдал себя всего полностью работе.
Сальман Шайдуллин — фотокорреспондент:
— Мы все его ученики, он был специалист по газетам. Мы вместе работали на выездах, когда я в 1987–1988 году вернулся с шахт, он уже был начальником выездной фотографии в министерстве бытового обслуживания. Потом он начал сотрудничать с газетами в качестве общественного фотокорреспондента. Например, он числился в одной газете, но разносил информацию по всем. Автогонки в основном всегда он снимал. Хоккей он снимал — единственный, кто всегда стоял за воротами и снимал голы. Когда играл «Ак Барс», он всегда стоял за воротами, ловил, когда гол забьют. Тогда еще не было современных камер, с простым фотоаппаратом стоял, там холодно было на льду. Ни одного рубиновского матча не пропускал, все фотографировал. Он был справедливым фотографом, фотографировал всех, никого не боялся.
Римзиль Валеев — общественный деятель, журналист:
— Он был очень самоотверженным, преданным. Выделялся. Я сам бывший фотокорреспондент — моя первая должность это корректор, фотокор в районной газете, поэтому я очень хорошо понимаю их работу. Это не такая работа, которая способна прокормить, поэтому я обратил внимание, что в последнее время Шамиль порывался фотографировать все возможные мероприятия. В сегодняшнее время это очень жестокая работа — ходить с фотоаппаратом наперевес, фиксировать нашу жизнь и пытаться заработать на этом, поскольку в сегодняшних реалиях работать в статусе фотографа или фотокорреспондента немыслимо даже здоровому человеку. Дело же не заканчивается нажатием на кнопку фотоаппарата — фотохудожник должен родить шедевр, а кому сейчас нужен этот фотошедевр? У нас сегодня нет медиа, которые способны заплатить за шедевр, нет и читателя, который это оценит, к сожалению. Он был фотохроникером. Сейчас каждый второй — фотограф: снял на камеру телефона… Поэтому в последнее время нивелировался статус фоторепортера — это суровые, печальные будни журналистики. К сожалению, было ощущение, что он недоволен этой жизнью.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.