Игорь Козырев и Владимир Езерский продолжают серию концептуальных статей, посвященных «Стратегии развития татарского народа» Владимир Езерский и Игорь Козырев продолжают серию концептуальных статей, посвященных «Стратегии развития татарского народа»

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

Скажи мне, кто твой друг,

И я скажу, кто ты

Мы продолжаем свои комментарии и предложения к эскизу «Стратегии развития татарского народа», обсуждаемой сейчас в Татарстане (плановый срок принятия — сентябрь 2019 года). В этой части цикла статей будет рассмотрен вопрос об Образе Будущего Татарстана и его Коллективной Мечте.

Наследниками великой Истории можно быть условно (по праву родства) или заслуженно, по заслугам. Заслуги — это всегда свершения во имя некой Цели и Будущего. Татарстан прервал свои заслуги. Не зря академик Р. Хакимов когда-то написал статью «Татарстанский путь — экономика выживания». Поэтому вопрос «кто ты, татарин?» упирается сегодня в выбор заслуги, Цели Будущего. Своего или для всего мира. Выбор масштаба — дело только внутреннее. При этом мотив выбора «для всего мира» может оказаться вполне прагматичным и даже безальтернативным — других способов войти в мировое лидерство сегодня просто нет, а быть первым снимает многие риски.

КОНТЕКСТ «ПРОТИВ»

Контекстом прохода России и Татарстана в Будущее являются два транзита — переход мира через кризис в новую эпоху и транзит России в аутсайдеры мира.

Переход мира в 6-й технологический уклад NBIC технологий сменит все базовые основания бытия (антропологический переворот и др.); мировой системный кризис отменяет все инерционные сценарии развития и требует цивилизационных инноваций; блокада России со стороны США и Ко («ледяная война» по С. Переслегину) делает ее токсичной и подталкивает к деградации и развалу; скорый транзит власти в России повышает риски распада и инвестирования; отсутствие заинтересованности в России в мире лишило ее друзей, сателлитов и тыла.

Россия сегодня — мировой аутсайдер. При этом построение нового мирового порядка в версии США и словами З. Бзежинского предполагается «против России, за счет России и на обломках России». Китай этому сильно не возражает и поддерживает экономические санкции, оставляя по отношению к России три интереса — ресурсный, территориальный и духовный, резервируя для нее место «старшей сестры» (носителя мудрости нестяжания) в семье народов незападных цивилизаций. Россия же устами В. Путина заявила: «А зачем нам нужен такой мир, если в нем не будет России?»

Два предыдущих мессианских концепта — «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать» и «построение коммунизма» потерпели крах. Россия в них выродилась и потеряла моральные основания претендовать на мировое лидерство. Построение капитализма руками компрадорской элиты, силовиков и вороватого бизнеса это только закрепляет.

На территории своего исторического влияния (СНГ) Россия в плане концептуальности отстает от того же Казахстана, предложившего миру идею справедливых финансов — акме-капитала и акметализма (вместо капитализма) с этичной идеей блага в экономике, регулированием прибыли и недоминационной эмиссией мировой валюты, а также идею переходного периода — транзитал в форме финансового «Ноевого Ковчега» для существующих активов. В поддержку своих идей Казахстан создал мировую интернет площадку G-GLOBAL и проводит форумы «GlobalSilkRoad» мэров городов, входящих в проект Нового Шелкового Пути Китая, занимая в нем активную позицию.

Китай предложил и реализует свою модель миропорядка Датунобщего блага», «Великого Единения человечества») в рамках Нового Шелкового Пути, опирая его внутри себя на азиатский способ производства (двухконтурную финансовую систему) и переход к тотально этичной системе общества за счет самонастройки поведения граждан вокруг SCS/социального рейтинга, отслеживаемого искусственным интеллектом («Большим братом 2.0») и его конвертации в goodwill как добрую волю (а не товарный знак или технологии).

Необходимость перехода к понятию «блага» отмечает и Римский Клуб, критикуя показатель ВВП, ориентирующий на неограниченный рост, на траты, а не на счастье и/или блага, существующие вне рынка.

Татарстан же пассивно идет в кильватере России. Его обе стратегии — «Татарстан 2030» и нацразвития — стерильны: оперируют абстрактным «вписать в глобальный мир», «конкурировать в нем» в условиях «повышенной волатильности и неопределенности в экономике» и т. п. Это сродни плыть в лодке сразу во всех направлениях.

ОБРАЗ БУДУЩЕГО ТАТАРСТАНА

На круглом столе и в комментариях к нему озвучена необходимость образа Будущего — без него, как и без истории, невозможно двигаться вперед. В эскизе № 2 стратегии от «Милли шура» образа Будущего нет, но есть «устремленность в будущее» (с.7).

Поэтому дадим свою версию Образа Будущего Татарстана. Исходя из следующих соображений/критериев (он не может быть простым): Образ Будущего — это воплощенная Коллективная Мечта и источник пассионарности; достигнутый Образ есть Реализованная Нация; он должен резонировать с ключевым противоречием цивилизации (диалектикой развития) и быть средством его разрешения; он должен опираться на мейнстримы развития человечества. Коллективная мечта должна служить развитию человечества и не замыкать нацию на самой себе. Она обязательно должна вдохновлять молодежь и быть ее руководством к действию, быть и ее выбором тоже. То, что предложит старшее поколение, хорошо, но каким хочет увидеть свое Будущее молодое поколение — еще важнее. Молодежь через призму Коллективный Мечты, Образа Будущего должна увидеть свою эпоху.

Все остальные характеристики Будущего оставим Р. Курцвейлу (Google) и его последователям, как провозвестникам техносингулярности.

С учетом названных критериев мы предлагаем Татарстану заявить свою версию новой основы глобального мира, явить ее на своем примере, положив ее в основу своей модели экономики и общежития. По сути, предложить новый цивилизационный общественный договор (ЦОД), т. к. старый терпит крах. Предложить более фундаментальную мировую идею, чем она есть сегодня. И тогда это будет не столько «вписаться в глобальный мир», сколько «спасти его».

Подробнее об этом.

Мир стал глобальным. Это значит, что в его основе лежит некое общецивилизационное согласие, цивилизационный общественный договор (ЦОД). Схематично идея смены ЦОД показана на рис. 14:

Видим, что сегодня ЦОД зиждется на двух базовых ценностях — на лозунге французской революции «свобода — равенство — братство» и на допустимости «эксплуатации человека человеком». Отсюда имеем всю институциональность либерализма (рынок, конкуренцию, контракты, доминацию, иерархии) и «священное право частной собственности», ее неприкосновенность и наследование. Окормляющее мировоззрение — (нео)модерн.

Но завтра ЦОД должен измениться. Должно произойти замыкание «свободы–равенства–братства» на «возможность каждому реализовать свою мечту/проект», а эксплуатация смениться на коллаборацию и долевое сотрудничество своими компетенциями и вкладами в общее дело/проект на условиях фондирования обязательства (принцип соединение без объединения). В основе — эмпатия и недоминация, окормляющее мировоззрение — метамодерн, поведение множественности на условиях ризомной самоорганизации и децентрализации в качестве развития институциональности (пиринговая финансовая система криптовалют, краудфандинг и т. д.).

Такой ЦОД послужит основанием для перехода к ноосферному этапу развития человечества — ноосферной цивилизации в форме Коллективного Разума.

Замыкание лозунга французской революции необходимо, т. к. исторически оказалось невозможным практиковать его комплектно (3:1): свобода выродилась в атомизацию и деградацию общества на Западе, равенство — в подавление личности при социализме, братство — в национализм и фашизм. Кроме того, лозунг гарантировал лишь «равный вход» — попытку каждому состояться («американскую мечту»), но не гарантировал «равный выход», 100-процентную гарантию состояться и самореализоваться. Поэтому и необходимо центрирование «свободы-равенства-братства» на мечту и смысл жизни человека, на выход. И это более сильная и ответственная цель, чем современные «индексы счастья» или лозунг коммунизма «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Надо отдать должное Марку Цукербергу, основателю Facebook. В своем выступлении в Гарварде именно он предложил эту идею-вызов — новый социальный договор его поколения. Сделать так, чтобы в мире оказалось возможным каждому реализовать свою мечту или испытывать принадлежность к общему большому делу. Но он свою мысль не продвинул дальше идеи помощи каждому стартующему со стороны уже состоявшихся и богатых, таких как он. Не дошел до того, чтобы увидеть и предложить — каким образом под такую задачу должны измениться цивилизационная модель общежития и ЦОД? А это воистину эпохальная и революционная задача!

«Ты раб — ты капитал, продающий свой труд (100% вход) — ты свободный человек, реализующий свою мечту (100% выход)»

И Татарстан может попытаться (возможно, совместно с Казахстаном) предложить Миру новый ЦОД — новую цивилизационную модель общежития, в которой КАЖДЫЙ может предъявить и осуществить свою мечту и/или принять участие в большом проекте, в котором есть «благо/акме» и гармонизация интересов. И нет ни одной объективной причины, чтобы не попытаться встать на этот путь. Проблема может оказаться в самом Татарстане — мелко плавает. И поэтому драйвером развития своего национального видит прошлое — некую историю (?) и абстрактное устремление в будущее (?). Упускает мощнейшие драйверы своего центрирования в мире.

Еще раз подчеркиваем фундаментальный смысл. Переход к тому, чтобы гарантировать каждому состояться в его Смысле Жизни и Мечте — это кардинальная смена всех типов отношений и фокуса общества. Такой задачи человечество себе еще не ставило (коммунизм формулировал утилитарно способности, а не мечты). Но сегодня для этого созрели и понимание, и предпосылки. И все стратегии Татарстана должна исходить именно из этого. Постулировать это четко.

Например, «Татарстан — это общество, в котором первые в Истории реализован принцип общежития — каждый человек может предъявить и гарантированно реализовать свою Мечту на пространстве других Мечт, оперевшись на институциональную поддержку государства и процессы самоорганизации. Человек — это не капитал, а хозяин своей судьбы и Творец».

Абсолютно прав политолог из Уфы Анвар Хафизов, когда пишет: «Нация обретает свое величие, когда становится воплощением какого-то варианта судьбы всего человечества».

Ключевыми словами являются «каждому» и «мечта». И тогда предстоит ответить на вопрос — каким образом это возможно сделать? Кто будет покрывать риски неуспеха? И что делать, если данная мечта никому, кроме ее автора, не нужна? С какого момента включается режим «гарантированно» и что он означает? Возможно ли экономическое перепроизводство мечт и их воплощений подобно тому, как это возможно с товарами? О какой новой институциональности тут должна идти речь? Каким образом это будет сочетаться с существующей институциональностью и моделью экономики?

Ответ такой — будут сочетаться по модели «Два Татарстана». Старое-новое и интерфейс между ними. Причем, «новое» — это признак поведения, использования новых механизмов создания стоимости (отношений) и капитализации. Поэтому новыми могут быть все компании, а не лишь вновь создаваемые в новой экономике.

Но, прежде чем перейти к модели «Два Татарстана», необходимо разобраться, о какого рода мечтах идет речь и каким образом они создают Новую Экономику — новые типы рынка, капитала и модели капитализации и управления? Почему это невозможно в действующей экономике?

КОНСТРУКТ МЕЧТЫ

Есть мечта и Мечта. Как говорят в Одессе, «две большие разницы». Мы говорим только об особом роде Мечт, которые преобразуют человечество и поэтому носят признаки цивилизационных. О предпринимательских, а не о бизнесовых.

Сказанное означает, что если у вас мечта построить магазинчик на углу улицы, то это не та мечта, которая общество заинтересует, а реализовать ее вы сможете сами, получив кредит и наняв работников. Не интересует, не потому, что магазинчик или угол улицы, но потому, что она не обладает необходимыми цивилизационными признаками. Но мечта о магазинчике может стать цивилизационной, если станет местом пересечения и чужих мечт тоже, в результате чего вам начнут помогать, вплоть до того, что магазинчик не придется строить самому и, возможно, он будет о совсем другом.

Мы в части 3.2 цикла статей уже писали, говоря о смысле Изобилия: «Итак, промежуточная формула Изобилия — это самоорганизация в минимально короткое время в сорезонансе и на противоходе — от обратного, когда идеальное дает возможность „Нечто“ обратно перейти в „Ничто“. Когда свое надо отпустить — „пусть будет“. Это означает, что (а) некорректно самому реализовывать свою Мечту, (б) некорректно самому организовывать и реализовывать свой бизнес.  Ни то ни другое не отвечает требованию „САМО“ и KPI-эффективности, оба противоречат механизму Творения. Должно произойти совершенно другое: как только у вас появилась Мечта (видение лучшего качества Мира) и вы ею поделились со всеми, она должна максимально быстро обрасти встречными мечтаниями от других людей и/или их поддержкой и вниманием. Чтобы ее стали лелеять (уважать) и поддерживать своими встречными мечтаниями». Творите словом — особого рода своей Мечтой и станьте модератором вокруг идей своего магазинчика. Магазинчик тогда становится пусковой площадкой, общим фокусом.

Когда вы оперируете мечтой (с маленькой буквы), то сами порождаете себе проблемы и во всем дефицит — бежите за кредитом в банк, и все начнут ощипывать вас как курицу. Но если вы превращаете свое видение в Мечту (с большой буквы), т. е. в КОНЦЕПЦИЮ для мечт других людей (см. 1-й этап в Кубите Мечты в статье 3.2), то создаете себе стартовое изобилие и другую политэкономию — другие типы отношений, создания стоимости и капитализации. Все они основаны на саморазвитии и самоорганизации вокруг суммы мечт и ресурсов, стоящих за ними или передаваемыми под них.

Словом, необходимо стать Мечтой с большой буквы — особым типом отношений. Именно они лежат в основе нового ЦОД. И именно ими предлагается институционально овладеть Татарстану.

Тогда каковы признаки таких мечт? Дадим их характеристики, хоть и сжато, но, по возможности, развернуто, т. к. всё проистекает из них:

1. Уровни трансценденции — изменение Мира (в области известного) и прорыв в неизвестное (Иное). Проектная и поисково-постановочный типы мечт.

2. Качество — целостность, совмещение духовной и материальной составляющих в своем воплощении.

3. Объем вместимости или уровни сопряжения — по формуле «1=∑N, (N)», где «1» — мечта автора, N – встречные мечты других людей, пересекающиеся, дополняющие и усиливающие мечты автора. Тем самым мечта автора развивается и исполняется «всем миром», синергетически, сингулярно — это обязательное условие. Это не отношения типа «лидер–подчиненные», «собственник–наемники», т. к. каждый родился, чтобы реализовать свою мечту и свой смысл жизни, а не чужие. Истинно трансцендентная мечта, как и клетка, множится — размножается в среде других мечт (организмический подход). Подобное с подобным (горизонтальное развитие). В результате вокруг Мечты и на их сумме образуется растущее Пространство (рынок) Мечт. Оно дополняет два других рынка — товаров/услуг и рабочей силы.

4. Наличие двух обязательных режимов «САМО» — саморазвития Мечты и самоорганизации воплощения. Пространство такой самоорганизации есть новый тип экономики и рынка.

5. Прохождение статусов (эйдос мечты, цикла жизни) — «мечта — Мечта — Big Data Мечт — принадлежность Большому Делу — Коллективный Разум вокруг проблематики Большого Дела –– проект — фондирование коллективных обязательств исполнения проекта — обнуление Мечты». Для Татарстана «большими делами» являются три стратегии — «2030», нацразвития и экологии (Территориальная схема обращения с отходами).

6. Все время (перманентно) открытая позиция. Что создает три режима существования и трансформаций Мечты: от чего-то в ней можно отказаться (отдать другим), если при этом она развилась в другом направлении; возгонка ее предмета и идеала (вертикальное развитие); у нее расчет число встречных мечт (горизонтальное развитие); вы на время отдали свою мечту в чужие руки, в которых она развивается наилучшим образом и потом возвращается к вам же для пользования. Это соответствует букве и смыслу ее саморазвития, а также ситуации «исчезновения субъекта» — лучшая ситуация та, когда Мечта оторвалась от ее носителя. Это примерно как с любовью к Богу — Он не настаивает на вашей любви к Нему, оставляя свободу выбора за вами. В этом смысле он не имеет собственности на вас — свое творение (но это не отменяет его суд).

7. Опора на этику нестяжательства — недоминация, меритократия, бесконфликтные коммуникации при различных точках зрения, тактичность к чужим мечтам, ризомное поведение.

8. Опора только на ризомные принципы — на стадии формирования коллективного знания и проектности.

9. Опора только на надконфликтные коммуникации — на принципы индийской притчи «о слоне и слепых» при формирования коллективной истины.

10. Время и режим работы с ним — кайрос и режим синкайризации (соединение множеств будущего).

11. Обоснование (понимание) взаимоотношений — опора на полную политэкономию/отношения Изобилия (см. часть 3.2 цикла статей).

12. Реализация на основе новой модели стоимости и капитализации — коллаборативной, фондирования обязательств участия, а не активов, и без образования уставного капитала и отношений купли-продажи внутри цепочки стоимости.

13. Стремление «исчезнуть». Любой предмет деятельности, в т. ч. в мечте, стремится к своему объективному идеалу, который в пределе переходит в свою противоположность (крайности сходятся, «есть/нет»).

14. Отсутствие целевой составляющей. Так как цели должны достигаться автоматически и на основе саморазвития, то ключевым становится модерирование пересечения мечт и проектностей. Пример автоматического достижения целей (желаемого) приведен здесь.

15. Есть еще характеристики, но остановимся на этих.

Дополнительно выделим некоторые акценты, т. к. мы говорим об абсолютно ином типе отношений.

Впервые в Истории в центр отношений будет поставлен Человек и его Мечты. Опыт построения коммунизма в СССР таковым не был — там человек был поставлен «к стенке» или к «общему делу». В обоих случаях ради идеологии. Здесь же общее Дело насыщается мечтами людей для проектной самореализации. К принципу либерализма «мои права ограничена твоими правами» добавляется «моя мечта усилена мечтами других» (1=∑N=∑∑N). Царит принцип «соединяй и твори», а не «разделяй и властвуй». Соборный и кооперативный тип поведения становится ведущим. Происходит переход к множественности — проявлению себя через нее и управлению своей мечтой через нее. Это же пример фрактального подхода, когда ЦОД реплицируется в частном случае (фрактале) личной/коллективной мечты. Это все механизмы «САМО» — саморазвития мечты и самоорганизации и развития на ее основе.

Возникают новые типы интеллектуального капитала, рынков, стоимости и способов капитализации и монетизации, управления рисками. Возникает режим и обстоятельства гарантирования Мечты. Возникает Полная Экономика (она же человеческая) — духовная и материальная одновременно (свитие). Модель развития имеет под собой два качественных источника по формуле «Доход = Дефицит ресурсов + Изобилие отношений и компетенций».

Так, полная цепочка (эстафета) рынков такая: рынок мечт/даров — рынок проектных вкладов в фондирование коллективных обязательств — рынок товаров/монетизации.

Мы теперь можем уточнить понятия «блага» или «акме-капитала» (по Н. Назарбаеву). Его признаки: замыкание на общее Дело, которое распаковывается на пространство (рынок) мечт людей и сумму регулятивных признаков под него (по типу Киотского протокола); относительно него возникает структуризация общества — на мечты и долевые вклады в проекты под них; возникает недоминация эмиссия (по Н. Назарбаеву) — эмиссия обязательств-вкладов по депозитарно-учетной цене и двухконтурное финансирование инфраструктурных проектов (схема Китая); часть рынка во внутренней части цепочки стоимости, вплоть до конечного потребителя, переходит на сторону производителя/проекта как его продолженная стоимость. Наконец, возникает эффект «бесплатной стоимости» — особого рода синергетического эффекта от добровольного и бесплатного сложения (фондирования) своих возможностей и ресурсов в проект без наценок и отсутствия промежуточных налогов (нет сделок).

На вопрос «каким образом и с какого момента начинаются гарантии 100% реализации мечты (выхода)?» можем теперь ответить. Во-первых, нужно говорить о 2-х типах гарантий по отношению к Мечте — то, что она будет услышана со вниманием и получит обратную связь человеческой поддержки; и то, что в нее будут инвестированы другие мечты и ресурсные вклады (инвестиционная поддержка) в форме долевого проекта. Во-вторых, чем больше масштаб и глубина вашей Мечты (горизонтальное и вертикальное насыщение), тем выше ее шансы на самореализацию, т. к. она не просто попадает на рынок мечт — она его создает вокруг себя. В определенной степени она и есть рынок. Такие гарантии участия включаются сразу же — как только вам «мерещится» (мера ищется), приходит интенция Свыше — ее сразу же надо выносить на общественный суд и коллективную возгонку. Это же означает, что в обществе должна появиться соответствующая институциональность — свой вариант «посевной стадии».

Переход к управлению гарантиями реализации Мечт полностью переворачивает все существующие парадигмы и модели управления компаниями и бизнесом. Особенно их зацикленность на всякого рода закрытости. Тут же все с точностью до наоборот. Именно внешняя синергия и открытость к ней (win-win) создают стоимость и прибыль. Классификация новых моделей управления не входит в цели настоящей статьи, чтобы не уходить от самой сути Мечты как конструкта, а не только как рода блужданий мыслей в голове. Но еще раз акцентируем (имеющий уши, да услышит): «мечта … она не просто попадает на рынок мечт — она его создает вокруг себя. В определенной степени она и есть рынок». Сейчас ни одна компания не представляет из себя рынок, даже если это Газпром. Но Мечта, упакованная как цивилизационный конструкт, — это рынок. И бизнес, стоящий за ней — тоже рынок, в который захотят проинвестировать, реализуя ей режим саморазвития.

ОПЕРАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

У реализации Мечт есть свои операционные инструменты. Их немного, но они достаточны, т. к. носят характер платформ и выполняют организующие и консолидирующие функции. Их назначение и состав следующие:

1. сформировать новый интеллектуальный капитал — довести до кондиции Мечту и знания вокруг нее и Большого Дела (блага), упаковать их в 4D текст. За это отвечают инструменты Big Data мечт, Big Data компетенций, Big Data проектов и IT-инструмент специальных процедур общения в 4D формате Rizzoma (от компаний Rizzoma и Google), лежащий в основе технологий Коллективного Разума;

2. сформировать проекты и режим саморазвития проектов Мечт — технология синкайризации (от названия времени «кайрос»), согласование видений и проектов Будущего;

3. сформировать новую стоимость — гибридную, без транзакций купли-продажи внутри цепочки стоимости проекта Мечты (фондированную) и монетизацией при реализации конечному потребителю. Это фондово-ресурсный механизм хозяйствования.

Примыкающими к ним инструментами являются: blockchain, zipchain, hashgraph (распределенного консенсуса), ImpactInvesting («преобразующие инвестиции», новые стандарты инвестиций от глобальной сети Global Impact Investing Network, куда входят J. P. Morgan, Goldman Sachs, Credit Suisse, Deutsche Bank, Prudential, UBS и другие), инструменты ответственного финансирования (ESG-finance), в т. ч. «зеленые финансы/облигации» (в России 12.2018 состоялся их первый выпуск). Внутри компаний переход на практики srum, agile, холократию и другие.

Примером перехода на тотально децентрализованную систему управления (с отменой штатного расписания, должностных инструкций, самостоятельным установлением себе рабочего графика, отпусков, уровня зарплаты и т. д.) является бразильская ТНК Semco. Мало кто знает, но в Казани есть компания, в которой установлен предел работы в ней — 6 лет. И чем ты будешь более успешным (а компания все делает для этого), то тем быстрее из нее будешь уволен — тебе сделают внешнюю карьеру на подготовленное место.Это залог ее роста в долгую, и под это есть своя процедурная технология, завязанная на бизнес.

В части BidData обратим внимание на следующий нюанс. Татарстан (минсвязи РТ) уже выходил с предложением к Сбербанку (Г. Грефу) с предложением объединить базу электронного правительства с сервисом «Сбербанк-онлайн». На что был получен ответ — если объединяться базами данными (БД), то навсегда, никто больше не может войти в этот пул, в т. ч. «АК Барс» Банк. Вполне разумное требование со стороны Сбербанка. И мы считаем, что хорошо, что объединения не случилось. Так как контроль своих консолидированных БД есть признак субъектности и определенной независимости; Сбербанк пока все свое внимание сосредоточил на «выходе» — лишь на потребительском поведении клиентелы и не видит пока «входа» — созидательного и проектного поведения людей. А Big Data Мечт и Big Data проектов, если они появятся у Татарстана, как раз и являются такими БД. Татарстан не должен отдавать своего суверенитета над оцифровкой жизненной активности людей. Если угодно, такая информация — это «вторая нефть» Татарстана и его будущее.

Прокомментируем технологию Коллективного Разума. Это синтез двух технологий — специальных процедур и правил надконфликтного общения и IT-платформы упаковки коллективного знания в 4D формат (от компаний Rizzoma и Google). Открытый ризомный принцип круга общения является обязательным. Специальные правила общения следующие: нет фиксированного коллектива — вход и выход свободны всем; нет запрещающих правил; нет монополии на истину, но есть коллективное видение, в т. ч. состоящие из конфликта интересов и взглядов; нет единого и оптимального решения, но есть согласованное пространство множества решений; нет единого сценария/проекта действий, но есть индивидуальные траектории, согласованные с пространством решений; и т. д. Такой подход полностью соответствует и принципу adhoc — ситуативной самоорганизации «по поводу». В результате становятся возможными ризомные и бесконфликтные — субъектность, знания, действия/проекты, оргструктуры.

Это технология подводит нас к Ризомному Человечеству на основе Коллективного Разума — и как нового субъекта, и как технологии сингулярного общения и формирования знаний (интеллектуального капитала). И именно эта технология отвечает за снятие ключевого сегодня противоречия между растущей IT-сингулярностью и отсутствующей пока человеческой сингулярностью. Напомним, что выше мы указывали одним из требований Ключевой Мечты Татарстана — это участие в разрешении ключевого противоречия современности (диалектики развития).

Есть международный проект «Простiр Злагоди», реализованный на Rizzome (авторы статьи его участники). Накопленная статистика за 4 года по проекту следующая: возникли 103 значимые темы (4000 вопросов) коллективного обсуждения/проектирования, возникла смысловая память социума (50 000 страниц структурированных текстов), появилась база данных о людях и их компетенциям по этим вопросам, сформировалось коллективное видение (4D-база знаний) по 37 крупным темам; проведены полевые проекты приведения к ризомному взаимодействию конфликтных социальных групп по политико-экономическим задачам. Дополнительную информацию о Проекте можно прочитать здесь и здесь.

На Западе этой тематикой вплотную занимаются лаборатория SenseLab (Канада) и Институт сингулярности (США).

Прокомментируем тему новой, гибридной стоимости. Это фондово-ресурсный механизм хозяйствования (ФМХ). Впервые применялся в России до 1917 года (купец и меценат В. Леденцев) и в 90-х годах, сегодня в США (оборонном комплексе).

Основная идея ФМХ состоит в том, что все компоненты товара/услуги/проекта и его себестоимости собираются не через их покупку, а путем предоставления/объединения их владельцами в создаваемый товар/услугу/проект, который становится общедолевым. При этом отчуждения собственности на свои компоненты не происходит. В результате можно говорить о полной или гибридной модели стоимости, когда внутри себя цепочка стоимости собирается вне трансакций купли-продажи, а конечному потребителю продается за деньги, через куплю-продажу. Собственно денежные отношения возникают только в максимально доходовой области рынка — на финише цепочки стоимости.

Основные характеристики ФМХ (ФМХ-модели бизнеса и инвестирования) при его применении в реальном секторе экономики следующие:

— отсутствуют внутренние отношения купли-продажи между участниками общего дела/цепочки стоимости;

— поэтому не происходит отчуждения собственности на активы и деловые возможности участников, тем самым не возникает общей собственности — но возникает общее распоряжение вместо владения и общий конечный доход к последующему распределению;

— отсутствует промежуточное налогообложение, так как нет отношений купли-продажи — объекта налогообложения. Налоги возникают только при продаже общей продукции конечному потребителю. Общая налоговая нагрузка снижается;

— существенно снижается себестоимость продукции из-за отсутствия промежуточного налогообложения и снижения потребности в кредитах для покрытия кассовых разрывов и недостатка денег, которые потребовались бы для отношений купли-продажи. Денежная масса и потребность в деньгах резко снижаются. Привлечение кредитов теперь тоже может выглядеть по-другому — как вклад банка, а не кредит. В этом случае банку не надо отчислять резервы в Центробанк. Это тоже снижается себестоимость продукции и повышает доходность банка;

— снижение себестоимости позволяет получить большие прибыль и рентабельность при той же цене конечной продукции или даже при ее снижении. Снижение цены (без потери доходности) часто может иметь смысл. Главным образом, чтобы поддержать платежеспособность конечного заказчика. В целом, снижение цены при сохранении маржинальности ведет к росту коммерческих перспектив продукции и бизнеса, снижает его риски как заемщика;

— организационная схема ФМХ в себя включает ключевые элементы: учетную систему (депозитарий) обязательств участников цепочки стоимости, долевое значение которых будет основанием распределения общего дохода от конечной продукции; внутреннее планирование по цепочке; логистику взаимоотношений и ресурсов (модерирование); Банк фонда; управляющую компанию (функцию, исполняемую одним из участников или Банком):

Юридические формы для ФМХ в рамках российского законодательства — договор о совместной деятельности, договор присоединения (деятельностью, а не как форма объединения собственности на активы), товарищество на вере (когда вкладами являются фондированные обязательства участников в проекте).

Подробнее о проектах на основе ФМХ можно прочитать здесь.

Таким образом, видим, что ФМХ является и инструментом создания Новой Экономики на основе гибридной стоимости и самоорганизации ее участников, и перевода Мечт в проектную форму. Какие дополнительные преимущества он создает уже на республиканском и государственном уровня, а также как меняет банковскую деятельность, мы будем говорить чуть позже.

МЕЧТА КАК IT-ОБЪЕКТ

Великих IT-компаний можно пересчитать по пальцам одной руки. И можно понять, за счет чего они стали ими и на каких технологиях. Это: 1) Microsoft — программа basic (компания ее не разрабатывала, но первой растиражировала), перевод машинного языка на «человеческий» для написания программ; 2) Apple — иконки на экране, удобство и операционализация пользовательской функциональности; 3) Интернет — связь всех со всеми (вброс из недр Минобороны США); 4) Google — поисковик и ранжирование (в скрытой части модель выбора и аватары людей); 5) Facebook — как соцсеть не имеет особого смысла, но в скрытой части модель неконтролируемой презентации себя. Видим, что везде решалась какая-то задача, связанная с особенностями людей как феноменом. Всегда на кончике пера был СОЦИАЛЬНАЯ задача, а не чисто IT-шная.

Следующей компании № 6 пока нет, так как предстоит решить следующую фундаментальную (прорывную) социальную задачу, она же цивилизационная. Это формирования распределенной Коллективной Субъектности в Сети (не путать с безответственным трепом в FB, Instagram и т. п.). Так как именно она будет ключевой в ноосферную эпоху и носителем коллективного разума, ступенькой к субъекту Человечество. Для этого нужно по-новому решить целый класс когнитивных и коммуникационных задач (через букву «I» освоить букву «С» в NBIC 6-м техноукладе).

Среди них — надконфликтные распределенные коммуникации; свертка бесконечных объемов информации в 4D форматы (компания Rizzoma в США, технология GGG-технологии (GlobalGnoseologyGraph) в России; и другие.

Сюда же относится решение задачи — создание платформы «Мечта как IT объект». Мечта тут — после модели «человек» следующий функциональный синтетический образ о нем. Это то, что в ближайшем будущем будет центрировать на себе все отношения, новую экономику и знания. Не вдаваясь в подробности, перечислим входящий класс задач: IT-конструкт Мечты, Big Data мечт, компетенций, проектов и долевых вкладов в проекты-мечты, Big Data ошибок, IT-платформа надконфлитных коммуникаций в полиязычной среде, кооперативная оптимизация бизнес стратегий по Дж. Нэшу и Р. Ауманну (сейчас Израиль и Англия сильно движутся в этом направлении); специального рода игры (не оргдеятельностные); и другие. Все это также является новой технологией управления «множественностью через множественность» и отношениями типа «1=∑N».

Татарстан имеет теоретические шансы включиться в эту IT-гонку при выполнении ряда условий, которые у него напрочь отсутствуют. Но все возможно из того, что возможно. И никогда не говори «никогда». Но это уже тема не этой статьи.

РЕЗЮМЕ

Заглавие этой части цикла статей мы дали «Один в поле не воин», а эпиграфом «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Подразумевая под «один» и одного человека, и Татарстан в целом. В части «одного человека» верно подметил Р. Хакимов, что «человеческий капитал состоит также в способности людей составлять друг с другом некую общность», что масштаб доверия между людьми — горизонтальная и вертикальная интеграция — ведет к росту масштаба их экономического объединения, экспансии и компаний.

Мы в своей статье предлагаем всему этому основу — Мечты людей, являющиеся одновременно входным ресурсом в экономику и фокусом всех институциональных правил общежития и развития общества. И принятие нового цивилизационного правила — гарантировать «выход», то, что КАЖДЫЙ сможет 100% свою Мечту реализовать. Такой задачи человечество себе еще на ставило. Но новое поколение, рожденное в 2000-х, уже само вышло на такое понимание устами М. Цукерберга. Значит, это уже витает в воздухе, а системный кризис подталкивает в эту сторону тем, что явно обозначает противоположное — трансгуманизм и неорабство. Значит, этому должно быть противопоставлено еще более сильное, истинно человеческое.

Если условные рокфеллеры и ротшильды, Ватикан (мы ранее писали) создали глобальные правила Игры № 1-3, Китай выходит на капитализацию времени кайрос и циклос —  правила Игры № 4 (а с ним солидаризируются веждисты, г. Москва, книги которых Китай перевел, назвав учением, и сейчас создает на территории России с ними ThinkTank), то мы предлагаем Татарстану увидеть вариант № 5 — более зонтичный по отношению ко всем им вместе взятым. Если одни оперируют формами дефицита, другие временем и «экономической своевременностью», то Татарстан должен оперировать Изобилием человеческих отношений, возможностью процессов самоорганизации и саморазвития на пересечении Мечт людей. Запустить механизмы выявления и стыковки Мечт с тремя своими стратегиями — «2030», нацразвития и «Территориальной схемы обращения с отходами» (экологии).

Мечты — это полноценный тип отношений. Не только полноценный социальный конструкт, но и базовый экономический конструкт — такой же как, в свое время, им стали «товар» и «экономический материальный интерес». И именно поэтому возможна новая институциональность и новая экономика на их основе — Полная Экономика, которая в себе объединяет духовные и материальные отношения, гибридную стоимость. В любом случае, настает время двинуться дальше по пирамиде потребностей А. Маслоу. А друзей-мечтателей должно становиться все больше и больше — это главный, но не единственный шаг, в реализации своего Смысла Жизни.

У нас сегодня могут быть высокими всякие ВВП, НД, темпы экономического роста и формальные «индексы счастья». Но у нас нет высоких индексов «реализации своей Мечты и Смысл Жизни». Имеем что-то очень близкое к нулю, если присмотреться к людям. Именно поэтому никак нельзя старые правила Игры оставлять своим детям.

«Один» в контексте нашей статьи — это когда реализуется формула «1=∑N, где N», когда «один» выражает в себе мечты других людей, пересекающихся с его собственной, и они взаимно друг друга усиливают, масштабируют и выводят на «бесплатную стоимость». Когда «один» — это Татарстан со своими целями и стратегиями, но которые распакованы на инициативные Мечты людей, его граждан и из-за пределов республики. Когда «один» — это фрактал, набор всех признаков Мечты, соответствующих новому Цивилизационному Общественному Договору (ЦОД). Его и должен предложить и явить на собственном примере Татарстан. Только тогда он станет «Когнитивной Долиной или Меккой» мира.

Предложение нового ЦОД — это будет цивилизационной инновацией Татарстана при переходе в 6-й технологический уклада в XXI веке. Под него потребуется свой цивилизационный инжиниринг. Мы о нем сознательно не упоминали, т. к. пока важнее концептуальная часть.

Имея конструкт «Мечты», Татарстан может начать сотрудничать с Казахстаном вокруг идеи Н. Назарбаева акме-капитала и акметализма, «блага» и через это входить в повестку дня Нового Шелкового Пути. Пока Н. Назарбаев у руля, Казахстан мудр, что будет завтра — неизвестно. Поэтому надо спешить.

Такое видение Образу Будущего и Коллективной Мечты Татарстана соответствует типу/составляющей стратегии — «взгляд Свыше для захвата и удержания Будущего» (латиняне). Но собственно реализация такого видения — это уже другая часть стратегии, «Путь хитрости» (Китай). В чем он должен состоять для Татарстана в масштабе России и мира мы поговорим в следующей части цикла статей.

Продолжение следует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции