УФАС не нашел признаков нарушения закона о конкуренции в организации нашумевшего тендера АИРа: участников было несколько, а цена снизилась с 12,3 до 10,8 млн рублей. И все-таки осадок от того, что победителем стала фирма, зарегистрированная год назад и никогда прежде ничего не выигрывавшая, остался. О том, какие детали выплыли в ходе разбирательства, — в материале «БИЗНЕС Online».
6 марта с жалобой на АИР в УФАС обратилась республиканская прокуратура
«Победитель определен и готов исполнить обязательства, если ему не будут мешать»
В республиканском УФАС накануне прошло заседание комиссии по результатам проверки законности тендера, объявленного агентством инвестиционного развития РТ для организации участия республики в международной выставке высоких технологий, инноваций и промышленной автоматизации Hannover Messe 2019 в немецком Ганновере.
Напомним, 6 марта с жалобой на АИР в УФАС обратилась республиканская прокуратура. Как говорится в письме, признаки нарушения законодательства о защите конкуренции были выявлены в ходе мониторинга Единой информационной системы в сфере закупок. АИР назначил датой проведения аукциона 18 марта, тогда как сама выставка начинается уже 1 апреля. Извещение же об аукционе появилось 26 февраля. Стартовая цена составляла 12,3 млн рублей. В документации представлен подробнейший райдер, включающий детальное описание стенда со всей мебелью и оборудованием, диаметр корпуса пишущих ручек, форму тарелок и количество мини-шоколадок (150, а далее по потребности). При этом фирменный стиль, план экспозиции и рекламной кампании подрядчик должен представить в течение трех дней после заключения контракта.
В столь короткие сроки, полагает прокуратура, организовать участие республики в зарубежной выставке мог «лишь заранее осведомленный о подобных требованиях исполнитель». На этом основании прокуратура и попросила УФАС организовать проверку «и при наличии оснований принять меры реагирования».
Как бы там ни было, проверка была проведена, и вечером в понедельник в УФАС состоялось заседание с участием представителей АИРа и двух из пяти конкурировавших в тендере фирм — ООО «Римоторс» (собственник и директор Ренад Исмагилов) и ООО «Барс Экспо» (собственник и директор — Руслан Фахардынов). Ну и конечно же, не обошлось без представителей прокуратуры.
Перед самым началом заседания поступил запрошенный редакцией «БИЗНЕС Online» комментарий от самого руководителя АИРа Талии Минуллиной, сопровожденный просьбой использовать комментарий в том виде, в каком он отправлен. Приводим его полностью: «В техническом задании к аукциону указано, что участие Республики Татарстан в выставке подразумевает организацию выставочной экспозиции. Заявление о том, что за указанный срок исполнить данное мероприятие невозможно, — субъективное мнение. Мы выходим на рынок, и рынок сам определяет тех участников, которым это под силу. Это подтверждается тем, что на аукционе по Hannover Messe было 5 участников. Процедуры все состоялись. УФАС приостановил только заключение контракта. Победитель определен и готов исполнить обязательства, если ему не будут мешать», — прокомментировала руководитель агентства.
Больше всего вопросов у и. о. замруководителя УФАС Алмаза Яфизова было к победителю тендера — учредителю и директору ООО «Барс Экспо» Руслану Фахардынову (второй справа)
КТО ПОВЕЗЕТ АИР В ГАННОВЕР
Больше всего вопросов у и. о. замруководителя УФАС Алмаза Яфизова было к победителю тендера — учредителю и директору ООО «Барс Экспо» Фахардынову — по виду молодому парню. У него поинтересовались, когда компания была учреждена.
— Восемнадцатого. Года. В марте, — ответил молодой человек.
— То есть год работаете? — уточнил Яфизов.
Получив утвердительный ответ, руководитель комиссии поинтересовался, сколько молодому предпринимателю удалось выиграть контрактов. Фахардынов затруднился назвать точное количество, но заверил, что таковых много, в том числе и за рубежом.
Как далее выяснил Яфизов, Фахардынов ранее не был учредителем каких-либо иных организаций, но якобы являлся директором фирмы «Экспос», а также неоднократно привлекался разными организациями в качестве технического директора по проведению выставочных работ.
На самом деле, по данным «Контур.Фокус», ни одного выигранного контракта за исключением ганноверского у ООО «Барс Экспо» нет. Зарегистрирована фирма 21 марта в квартире №6 невзрачного дома на ул. Привокзальной, 10. Отдельного внимания заслуживает упоминание компании «Экспос». Ее бессменным с 2011 года учредителем и директором выступает директор департамента развития бизнеса МВЦ «Казань Экспо» Адель Нагуманов, он же директор АНО «Дирекция Международных Программ», учредителем которого выступает АИР РТ. Дирекция постоянно организует мероприятия агентства — например, участие республики в недавнем форуме в Сочи (судя по тендеру, обошлось в 15,7 млн рублей). Но, видимо, со всем огромным объемом работы не справляется. Тогда на помощь, видимо, и приходят такие фирмы, как ООО «Барс Экспо». К слову, у «Экспоса» ни одного контракта от АИРа нет, иначе это было бы совсем подозрительно.
«Это (HANNOVER MESSE 2019) одна из самых крупных выставок в мире»
«Вообще у нас направление деятельности — поставки запасных частей и обслуживание автомобилей»
Яфизов же между тем перешел ко второму участнику тендера.
— «Римоторс», вы раньше где-либо участвовали в закупках? — обратился Яфизов к сидевшей рядом с Фахардыновым Гульшат Талиповой, представителю компании «Римоторс».
— Ну вообще у нас направление деятельности — поставки запасных частей и обслуживание автомобилей (в основном для МВД по РТ — прим. ред.), — начала объяснять Талипова. — Но, поскольку рынок уже перенасыщен и поставщиками, и исполнителями, мы решили освоить новое направление. В прошлом году попробовали провести одно мероприятие для АИРа в городе Нижнекамске (машиностроительный кластерный форум за 1,4 млн рублей — прим. ред.). Заказчики остались довольны, и мы решили продолжить развивать это направление.
— Сотрудничаете с «Барс Экспо»? — поставил вопрос ребром Яфизов.
— Было бы неправильно скрывать, что мы знакомы и друг с другом работаем. Встречались на выставках, по некоторым проектам иногда соприкасаемся. Но по проектам, которые имеют для нас стратегическое значение, — извините, у нас здоровая конкуренция, — нашла правильные для стен УФАС слова Талипова.
— А зарубежные выставки вы организовывали? — вновь обратился Яфизов к Фахардынову. Директор «Барс Экспо» ответил утвердительно, а также пояснил, что он сам прожил в Германии порядка 7 лет и еще тогда начал заниматься выставочной деятельностью, «осваивать международные проекты».
— А как вы считаете, это большая выставка состоится в Ганновере? — вновь начал к чему-то подводить Яфизов.
— В Ганновере? Это одна из самых крупных выставок в мире, — отвечал Фахардынов.
— Какая площадь там у республики?
— Если не ошибаюсь, порядка 86 квадратных метров.
— Вы арендовали уже место?
— Выставочную площадь? Да, заявка есть, но как раз сейчас такая ситуация в связи с вашими жалобами… подозрениями, и у меня есть небольшое опасение, что…
— Сорвется не сорвется? — подсказал Яфизов и тут же спросил, как именно отправляется заявка на аренду площадей. Как выяснилось, это можно сделать и по электронной почте, и по WhatsApp.
— Тогда у меня вопрос — когда вы отправили заявку?
— Заявку? На площадь? …Буквально…в начале… марта — старался вспомнить Фархадынов.
— Есть электронное письмо или WhatsApp?
— Ну сейчас с собой нет, но, если есть необходимость предоставить, я могу предоставить.
— В WhatsApp нет?
— В WhatsApp нет.
Перед тем как передать слово представителю прокуратуры, Яфизов уточнил у представителей АИРа, сколько изначально было подано заявок. Как выяснилось, их было подано пять, а участников аукциона было три. Третий участник (ООО «Майндмайс» Ирины Павлюковой) не из Казани и потому на заседании отсутствовал. Также представители АИРа подтвердили, что в результате аукциона произошло снижение цены на 1 млн 841 тыс., что оказалось наилучшим предложением. В результате участие в выставке обойдется Татарстану в 10,8 млн рублей.
Представитель прокуратуры Булат Фатыхов поинтересовался, чем была обусловлена подача заявки на аренду площадей в Ганновере именно в начале марта
«У меня очень близкие отношения с подрядчиками, доверительные»
Далее слово взял сидящий по левую руку от Фахардынова представитель прокуратуры Булат Фатыхов. Он поинтересовался, чем была обусловлена подача заявки на аренду площадей в Ганновере именно в начале марта.
— Проведением конкурса и моим желанием реализовать этот проект, — ответил Фахардынов. Далее он пояснил, что еще в прошлом году знал, что АИР проводил тендер и в 2018 году принимал участие в этой выставке.
— И исходя из этого у меня появилось желание в 2019 году реализовать этот проект, — пояснил молодой директор.
Затем Фатыхов уточнил, требовалось ли предварительное бронирование площади выставочного центра. Получив утвердительный ответ, он спросил, требовала ли немецкая сторона каких-либо обеспечительных мер, не перечислял ли им Фахардынов залога или аванса за аренду.
— Нет, не перечислял. Еще раз повторю, как я работаю с подрядчиками. У меня очень близкие отношения с ними, доверительные. Мы какую-то работу проделываем, но как я могу заплатить за какую-либо услугу, если я еще не знаю, выиграл ли этот тендер?
— Я правильно понимаю, что оплата за аренду площади будет проходить после подписания контракта? — уточнил Фатыхов.
— Да, конечно.
— Но в этом случае у вас подписание контракта будет происходить в считанные дни до начала самой выставки, — продолжал «дожимать» представитель прокуратуры. — Давайте абстрагируемся: если бы кто-то другой — не такой, как вы, дальновидный — не оставил заявку в начале марта и 28 марта отправил бы заявку в Германию, чтобы забронировать площадь в 86 квадратных метров, имелась бы у организаторов возможность предоставления такой площади?
— Если человек имеет отношение к выставочной деятельности и на площадке уже выступает не в первый раз как организатор, то такая возможность имеется, — уверенно отвечал Фахардынов.
Тогда Фатыхов с тем же вопросом обратился к представителю «Римоторс», обращалась ли и она к организатору выставки в Германии по поводу бронирования площади. Из нескладного ответа Талиповой следовало, что обращалась, но не смогла вспомнить, когда именно это было.
Зафиксировав, что никто из членов комиссии больше не имеет вопросов к представителям агентства и бизнеса, Яфизов попросил всех освободить помещение для совещания и принятия решения.
На текущий момент можно констатировать, что Талия Минуллина оказалась права: жалоба прокуратуры действительно оказалась лишь «субъективным мнением»
«Жалоба прокуратуры признается необоснованной»
Спустя некоторое время участников заседания вновь пригласили в зал, и председательствующий Яфизов профессиональной скороговоркой зачитал результативную часть, из которой следовало, что УФАС по РТ отказывается удовлетворить жалобу.
«Жалоба прокуратуры признается необоснованной, — сказал Яфизов. — На участие в закупке подали заявки пятеро участников. Это стало известно только в ходе заседания. Три из них подавали ценовые предложения, цена в итоге снизилась на 2 миллиона рублей».
УФАС выявил нарушение в документации, но, как пояснил Яфизов, оно никак не повлияло на определение поставщика, поэтому он может продолжать работу по организации выставки в Германии, до начала которой осталось лишь пять дней.
Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Фатыхов, дальнейшие действия прокуратуры будут зависеть от позиции руководства. «Надо почитать решение. Мы с вами пока услышали только результативную часть», — отметил он.
Таким образом, на текущий момент можно констатировать, что Минуллина оказалась права: жалоба прокуратуры действительно оказалась лишь «субъективным мнением». Посмотрим, будет ли у этой истории продолжение.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 146
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.