В этом году совокупная загрузка заводов Ford-Sollers не превысила 15%. Возможно, на показатель повлияли и ранние негативные прогнозы — впервые о возможном свертывании Ford в России стало известно в начале января В этом году совокупная загрузка заводов Ford-Sollers не превысила 15%. Возможно, на показатель повлияли и ранние негативные прогнозы — впервые о возможном свертывании Ford в России стало известно в начале января Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕ ТОЛЬКО ЛОКАЛИЗАЦИЯ, НО И ИМПОРТ?

Судьба заводов Ford-Sollers, возможно, станет известна уже завтра — как пишет «КоммерсантЪ», 27 марта совместное с американцами предприятие огласит детали собственной реструктуризации. Источники издания предвосхищают это событие неофициальными данными: летом выпуск легковых моделей будет свернут, останутся только легкие коммерческие (LCV). По информации газеты, на июнь дилеры СП заказали только LCV, которые относительно нормально продаются. В крупных салонах легковушки Ford останутся примерно до осени благодаря запасам. Издание отмечает, что речь идет не только о локализованных автомобилях, но и об импорте в Россию.

Если прогноз оправдается, в Татарстане из двух заводов СП останется только елабужский. На долю Ford в набережночелнинском заводе и в заводе двигателей, которые также производятся в «Алабуге», СП при участии российского правительства ищет покупателя. Даже если мощности обретут нового совладельца, это будет уже не Ford. До сих пор в Челнах собирались кроссоверы Ford Ecosport, а также хетчбэки и седаны Ford Fiesta, для них же выпускались и двигатели в ОЭЗ. Относительный успех LCV на отечественном рынке позволяет компании сохранить в «Алабуге» конвейер Ford Transit. Напомним, что в прошлом году «Почта России» заказала у СП свыше 600 этих автомобилей. Судьба выпускаемых здесь же кроссоверов Ford Explorer и Kuga остается наиболее туманной. «Ъ», в частности, допускает и окончательный уход американцев из России, поскольку для сохранения хотя бы части производственных позиций Ford нуждается в специальном инвестиционном контракте, работа над которым остановлена. Без СПИК производство в РФ становится нерентабельным даже при хороших продажах.

По данным экспертов, в этом году совокупная загрузка заводов Ford-Sollers не превысила 15%. Возможно, на показатель повлияли и ранние негативные прогнозы — впервые о возможном свертывании Ford в России стало известно в начале января, как только американцы посчитали в первой верстке итоги прошлого года, до сих пор непубличные. Основные издержки концерну обеспечила Европа (прежде всего Россия и Турция), только по итогам третьего квартала показав убыток в $245 млн и снижение рыночной доли на четверть до 6,5% с 2010 года. Тогда вице-президент Ford Стивен Армстронг и назвал датой окончательного решения по российским производствам второй квартал этого года, однако созрело оно, судя по всему, чуть раньше.

Впрочем, координатор по связям с общественностью Ford-Sollers в Татарстане Индира Салимгараева сегодня пояснила «БИЗНЕС Online», что стратегическое решение по-прежнему ожидается от американцев в названные сроки. «Пока пересмотр стратегических планов продолжается, решения еще нет. Оно будет во втором квартале, — сказала Салимгараева. — Что касается самих заводов, то все они пока продолжают работать в обычном штатном режиме».

СП Ford-Sollers просуществовало в России 8 лет. В 2011 году Ford и Sollers Вадима Швецова вложились на паритетной основе Ford-Sollers просуществовал в России 8 лет. В 2011 году Ford и Sollers Вадима Швецова (второй справа) вложились на паритетной основе Фото: president.tatarstan.ru

«ПЕРЕХОД НА ИМПОРТНЫЕ АВТОМОБИЛИ FORD МЫ НЕ РАССМАТРИВАЕМ, НО ЕСЛИ ДИСТРИБЬЮТОР БУДЕТ…»

К настоящему времени СП Ford-Sollers просуществовало в России 8 лет. В 2011 году Ford и Sollers Вадима Швецова вложились на паритетной основе: американцы внесли свой завод во Всеволожске мощностью 160 тыс. автомобилей в год, Sollers отдал под локализацию марки свой завод в «Алабуге» мощностью 85 тыс. машин. Челнинский завод на 110 тыс. автомобилей в год был открыт только в конце 2014-го и обошелся СП в $400 миллионов. Спустя еще год в «Алабуге» открылся завод двигателей стоимостью $275 млн — поставки с него шли в Челны и во Всеволожск.

В автограде, как уточняла Салимгараева в январе, на компанию работают порядка тысячи человек. Поступала ли от Ford-Sollers заявка на массовые увольнения, в центре занятости населения оперативно уточнить не смогли, но в любом случае безработица в случае закрытия завода челнинцам не грозит — резиденты ТОСЭРа примут всех.

Напомним, что по итогам 2017 года Ford-Sollers оказался самым убыточным юрлицом без госучастия, зарегистрированным в Татарстане. Головная компания СП, прописанная в Челнах, показала убыток в 13,6 млрд рублей. За 2014–2017 годы совокупный убыток предприятий холдинга составил 56,7 млрд рублей. В прошлом году по итогам 9 месяцев спрос на модели Ford в России упал на 7%: челнинский EcoSport удалось продать только в объеме 3,1 тыс. штук, Fiesta было реализовано всего 1183, а это годовое сокращение вдвое. В Татарстане за тот же период была продана всего 151 единица EcoSport и 46 Fiesta. Не случайно татарстанские дилеры оценивают продажи Ford как незначительные.

Вячеслав Зубарев Спад продаж Зубарев объясняет промахами маркетинга (линейка была не слишком хорошо воспринята покупателем, особенно при выставленном ценнике), хотя сами машины глава ТТС оценивает как неплохие Фото: «БИЗНЕС Online»

«Статистика продаж легковых автомобилей Ford постоянно падает в последние годы и находится в очередном кризисе, — поделился с „БИЗНЕС Online“ гендиректор ГК „ТрансТехСервис“ Вячеслав Зубарев. — Какие-то продажи у нас есть, но это уже незначительная часть. Хотя для всей дилерской сети Ford это, конечно, очень-очень неприятный сюрприз, потому что были построены автосалоны под их проекты и обещания. Но увы. Складские запасы легковых Ford достаточно большие, так что неудовлетворенного клиентского спроса не будет. Если производство легковушек в России закроют, то продажи заместят другими брендами. Переход на импортные автомобили Ford мы не рассматриваем. Работаем через официальные поставки — если дистрибьютор будет, тогда рассмотрим этот вариант».

Спад продаж Зубарев объясняет промахами маркетинга (линейка была не слишком хорошо воспринята покупателем, особенно при выставленном ценнике), хотя сами машины глава ТТС оценивает как неплохие: «По коммерческим автомобилям Ford все обстоит достаточно неплохо, но все-таки это нишевое. Надо переформатировать, нужно Ford переводить в более бюджетные салоны. Я думаю, что это будет происходить повсеместно».

«РЫНОК АМЕРИКАНСКИХ ПОСТАВЩИКОВ ДОСТАТОЧНО ПОЛИТИЗИРОВАН»

Владелец ГК «Апельсин» Руслан Абдулнасыров считает, что автомобили Ford хотя и утратили статус масс-бренда в последние годы, покупателя своего все же находили — среди индивидуальных клиентов, лояльных марке или просто привыкших к ней.

«Они были подороже, чем „одноклассники“ в ценовой категории, тем не менее бренд продавался и до сих пор продается достаточно неплохо, — охарактеризовал Абдулнасыров. — У нас в стране все решает цена. Люди не так избалованы достатком, чтобы иметь возможность за что-то переплачивать. Понимаете, людей, которые любят автомобиль Ford, достаточно. Вопрос в том, могут ли они себе теперь позволить эту машину. Ford Focus, например, „в базе“ стоит 920 тысяч рублей, тогда как та же KIA Rio — 740 тысяч. К тому же KIA Rio за 9 лет три раза прошла рестайлинг, а Ford Focus — ни одного».

Руслан Абдулнасыров По словам Абдулнасырова, ключевую роль в изменении ценовой политики Ford сыграли политические события 2014 года, связанные с Украиной Фото: «БИЗНЕС Online»

Абдулнасыров также считает, что Ford, всегда гордившийся четким выполнением норм локализации, все же отставал в этом вопросе от корейских конкурентов, что, соответственно, сказывалось и на цене конечного продукта. По словам владельца «Апельсина», ключевую роль в изменении ценовой политики Ford сыграли политические события 2014 года, связанные с Украиной.

«В отличие от корейских или немецких производителей, рынок американских поставщиков достаточно политизирован. У нас в 2014 году ушел такой производитель, как Chevrolet, это было связано именно с несогласием с политикой нашей страны в отношении Крыма», — привел пример Абдулнасыров.

Несмотря на то что Ford был не самым политизированным из американских производителей, отсутствие желания либо неспособность вкладывать достаточные ресурсы в локализацию производства привели к проигрышу компании в ценовой конкуренции, считает автодилер. «Есть совместные предприятия в Елабуге и Всеволжске, но этого все равно не хватает для того, чтобы выдерживать конкурентную среду, скажем, с корейскими производителями, которые также собирают машины в России», — пояснил Абдулнасыров свою мысль. В уходе американской марки из России он не видит существенных угроз для автоцентров.

Аналитическое агентство «Автостат» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» предоставило сведения о динамике продаж автомобилей Ford за последние три года. Данные подтверждают, что компания намного более уверенно чувствовала себя в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV), чем легковых. В 2016 году было продано 36 619 легковых автомобилей Ford, в 2017-м — 40 760, а в 2018-м уже меньше — 40 379. При этом, если в 2016 и 2017 годах доля Ford на рынке легковых автомобилей оставалась неизменной на уровне 2,8%, то в 2018-м она сократилась до 2,4%.

Для сравнения: в сегменте LCV Ford демонстрировал стабильный рост как по количеству проданных единиц, так и по доле рынка. Если в 2016 году было продано 5 017 легких коммерческих авто, то в 2018-м — уже 11 488, доля рынка увеличилась с 5,4% в 2016-м до 8,1% в 2017-м и 10,3% в 2018-м. 

Что касается главных конкурентов Ford, то, как пояснили в агентстве, ситуация здесь отражает приведенные выше количественные данные. «Ford в России представлен в нескольких сегментах. Если в LCV у него очень крепкие позиции (на рынке 3-е место среди марок, а Transit — самая популярная иномарка, тоже входит в тройку лидеров), то в сегменте легковых ситуация намного хуже. Например, в топ-30 рынка новых легковых машин не попадает ни одна модель Ford. Более того, некогда бестселлер российского рынка — Focus — даже в сегменте С не входит в тройку лидеров. Его здесь, к примеру, с заметным отрывом опережают Skoda Octavia и KIA Ceed», — говорится в сообщении агентства. 

Что касается причин, подвигших Ford задуматься о выходе с отечественного рынка легковых автомобилей, то «Автостат» указывает на то, что это самое «слабое звено» автопроизводителя. «К сожалению, сегодня мощности компании в нашей стране сильно недозагружены (работают всего лишь на 15 процентов), придется чем-то жертвовать, делая ставку на тот сегмент, в котором Ford успешен, а это LCV», — пояснили в агентстве.