Запретить гастроли татарского юмориста Данира Сабирова требует Всемирный курултай башкир Запретить гастроли татарского юмориста Данира Сабирова требует всемирный курултай башкир Фото: «БИЗНЕС Online»

«Татарин ты или башкир — не в этом вопрос. И от татар, и от башкир рождаются русские — вот в чем беда!»

Неожиданный интерес к творчеству татарского юмориста Данира Сабирова накануне проявил всемирный курултай башкир (ВКБ). На официальном сайте организации — аналога всемирного конгресса татар — появилось открытое письмо в адрес Рустама Минниханова, Ирады Аюповой и Рината Закирова.

В нем солидная башкирская общественная организация указывает: «Общественность и население республики глубоко возмущены выступлением Данира Сабирова, которое вызвало широкий резонанс среди общественности республики, а также оскорбило чувства народа. Считаем это откровенным плевком в душу башкирского народа». Руководство ВКБ считает, что такие выступления, где высмеивается «духовное наследие других народов», негативно отражаются на межнациональных отношениях, а также противоречат принятой президентом РФ Владимиром Путиным Стратегии государственной национальной политики.

От адресатов письма требуют ни много ни мало «провести цензуру выступлений Сабирова», а то и вовсе «запретить его выступления на территории Республики Башкортостан до конца 2019 года». Пикантности добавляет еще и тот факт, что именно сейчас артист находится в туре по Башкортостану. Пока ни о каких проблемах с его концертами слышно не было. Более того, с 11 по 14 апреля у юмориста запланированы ежедневные концерты в Уфе.

Что касается скандального видео, которое появилось еще несколько лет назад, то речь о номере «Пародия на танцы». Там в числе прочего Сабиров рассуждает о природе башкирского танца (смотреть с 1-й минуты 30-й секунды), якобы появившегося как результат похмелья. Дескать, башкир просыпается утром не в лучшей форме, жена ему уже приготовила кумыс, он тянется к нему, совершая странные телодвижения, а затем, подлечившись напитком, пускается в пляс.


Интересно, что в этой же юмореске Данир «стебется» в соответствии с жанром и над плясовыми традициями других народов. К примеру, быстрый темп марийского танца появился из-за того, что его автор спешил в туалет. В татарском же танце артист обнаружил и вовсе сексуальный подтекст, дескать, с помощью него девушки ищут себе кавалеров. Танцы представлены на достаточно профессиональном уровне, ни о каком глумлении над самой народной хореографией речи не идет. 

Сам номер начинается следующими словами: «Я не делю людей на татар и башкир, хотя помню, как во время гастролей в Башкортостане зашел такой патриот и сказал по-башкирски: „Вы, татары, над нами смеетесь“. Но я никогда не смотрю на национальность человека, потому что у меня у самого бабушка из Башкортостана, дедушка — татарин, отец — узбек. А сам я, наверное, в итоге чувашин, не знаю даже. Потому никогда не смотрю на национальность человека, это и не нужно, писал ведь башкортостанский поэт Ангам Атнабаев: „Татарин ты или башкир — не в этом вопрос. И от татар, и от башкир рождаются русские — вот в чем беда!“».

«БИЗНЕС Online» вчера вечером дозвонился до самого Сабирова, но тот отказался от комментариев: «Давайте оставим тему, я уже устал от данного вопроса. У меня гастроли в Башкортостане, много работы. Сейчас скажу что-то, а потом все, как обычно, перевернут. Может, позже вернемся к этому разговору».

Более всего ученик профессора Казанского государственного института культуры Салавата Фатхетдинова известен как пародистФото: «БИЗНЕС Online»

«У МЕНЯ ТАКОГО ЖЕЛАНИЯ НЕТ, В ПОЛИТИКУ НЕ ЛЕЗУ, БОЛЬШЕ АРТИСТОВ ПОКАЗЫВАЮ»

32-летний Сабиров, у которого «БИЗНЕС Online» брал интервью год назад в канун 1 апреля, сейчас, пожалуй, переживает пик популярности. Он артист универсального жанра — поет, танцует, читает юмористические монологи. «Мне нравится пробовать себя во всем: петь, читать серьезное, юморное, танцевать. Я не претендую на роль певца, но во все, что делаю, вкладываю свою душу и сердце, стараюсь доводить до профессионального уровня: это и аранжировки песен, и работа с хореографами во время постановок танцев, и работы над пародиями», — рассказывал он нашей газете.

Однако более всего ученик профессора Казанского государственного института культуры Салавата Фатхетдинова известен как пародист. Корреспондент «БИЗНЕС Online» неоднократно был свидетелем того, как татарский певец №1 искренне смеялся над тем, как ученик пародирует учителя на концертах. Среди героев пародий Сабирова есть и депутат Госсобрания РБ Айдар Галимов, с которым они часто выступают вместе. Однако при этом известны и случаи, когда коллеги по цеху обижались на артиста. Пародировать государственных деятелей Данир не очень любит. «У меня такого желания нет, в политику не лезу, больше артистов показываю», — говорит он.

Мнение двух экспертов «БИЗНЕС Online», не последних людей в мире татарского юмора, относительно творчества Сабирова и самой нынешней истории разделились.


«Я сам люблю, когда надо мной смеются, с удовольствием читаю язвительные комментарии про себя. Везде над всеми смеются: Зеленский над Путиным потешается, над своими президентами, Comedy Club чего только не вытворяет, — говорит директор и художественный руководитель Буинского драмтеатра Раиль Садриев. — У Данира все нормально, по-моему. Я считаю, что у каждой нации есть свой образ — чукча ли, грузин ли, татарин... Все это нормально. Над нами, мишарами, казанские татары ведь смеются — и мне это тоже очень нравится».

А вот писатель-сатирик Алмаз Хамзин считает, что для сатиры и юмора Сабиров «еще не созрел». «Для того чтобы стать сатириком, нужно, чтобы тебе было лет 50, должен быть жизненный опыт. Он, наверное, возомнил себя большим человеком, не знает, чего можно касаться, а чего — нет. Ни в коем случае нельзя смеяться над какой-либо нацией. Раз ты говоришь со сцены, то должен знать грань и очень осторожно к ней подходить. Сатира и юмор — очень серьезные вещи», — сказал Хамзин нашему корреспонденту.

Некторые из наших собеседников, знакомых с ситуацией, обнаружили в этой истории политический подтекст. Дескать, нашлись силы, решившие омрачить исторические Дни Татарстана в Башкортостане Некоторые из наших собеседников, знакомых с ситуацией, обнаружили в этой истории политический подтекст. Дескать, нашлись силы, решившие омрачить исторические Дни Татарстана в Башкортостане Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДЛЯ БОЛЕЕ ГЛУБОКОГО ПОНИМАНИЯ ПЛАСТИКИ И КОНТЕКСТА БАШКИРСКОГО ТАНЦА ДАНИРУ НУЖНО ЧАЩЕ БЫВАТЬ В БРАТСКОМ БАШКОРТОСТАНЕ»

Некоторые из наших собеседников, знакомых с ситуацией, обнаружили в этой истории политический подтекст. Дескать, нашлись силы, решившие омрачить исторические Дни Татарстана в Башкортостане, намеченные на следующую неделю. Напомним, что последний раз подобные мероприятия проводили аж в 1988 году, но сейчас лидеры республик Рустам Минниханов и Радий Хабиров уверенно делают шаги навстречу друг другу. И вот якобы противники такого сближения вытащили из нафталина старую шутку юмориста, чтобы вызвать скандал.

Впрочем, известный публицист из Уфы Шамиль Валеев не видит никакой связи между открытым письмом ВКБ и Днями РТ в РБ. «Ролик этот я увидел — несмотря на всю природную пластику Данира Сабирова, он мне не показался художественным и убойно смешным. Не показался он и какой-то агрессией: так, неудачная шутка, которую хочется „развидеть“ и забыть навсегда», — рассказал Валеев нашему корреспонденту. «Есть несколько важных вещей, — считает собеседник „БИЗНЕС  Online“. — Как правило, такие моменты вирусной активности возникают в результате деятельности оскорбленных. Если бы не резонанс, я бы и не узнал о существовании этого номера и самого исполнителя. Также очевидно, что ничего скверного стендапер не имел в виду, это был легкий путь — дежурная попытка обшутить бытовым юмором сложные вещи, такие как выражение души народа через хореографию. Получается, что надо тщательнее, тоньше работать с этим материалом. Возможно, для более глубокого понимания пластики и контекста башкирского танца Даниру нужно чаще бывать в братском Башкортостане, больше пить кумыса в хорошей и дружной интернациональной компании».

Шутка не удалась, считает Валеев. «Когда двойняшки между собой общаются, такое иногда происходит, думаю, идеально, если у стендапера будут другие, более возвышенные, озарения по поводу культуры братских народов. Лучше шутить, возвышая и сближая, чем разделяя и принижая. Раз возмущение и такие серьезные обращения есть, очевидно, что тонкие границы дружеского уважения были нарушены. Это надо исправлять — спокойно, с любовью, через вдох-выдох. Данный случай, конечно, несопоставим с грубыми и провоцирующими выступлениями господина Белого (стендапер Руслан Белый, который на концерте в Уфе назвал башкирского национального героя Салавата Юлаева „бандитом“, — прим. ред.)», — резюмировал уфимский публицист.

Целиком за дружбу народов и продюсер татаро-башкирского эстрадного фестиваля «Дуслык купере», директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов. «В целом, когда говоришь со сцены, артисту нужно 100 раз подумать, прежде чем что-то сказать, особенно если это касается других народов. Татары и башкиры — братья, оскорблять друг друга вообще неприемлемо, нормальный человек этого никогда не сделает. Тем более сейчас, когда на носу проведение Дней Татарстана в Башкортостане, фестиваль татаро-башкирской песни „Дуслык купере“, являющийся ярким образцом нашей многовековой дружбы, которая из года в год только крепнет. В то же время думаю, что какие-то такие мелкие вещи никак не повлияют на братские взаимоотношения двух республик и наших народов», — сказал Фаттахов газете «БИЗНЕС Online».

Интересно, что истории, когда в Башкортостане болезненно относились к выступлениям артистов, случались и ранее. Например, в ответ на шутку стендапера Белого там даже запускали флешмоб «Салават не бандит». В 2014 году в Уфе прерывали гастроли Альметьевского татарского театра. Часть местных зрителей возмутила комедия «Смелые девушки» по пьесе татарского классика Тази Гиззата. Неудовольствие уфимцев вызвала безобидная на первый взгляд сцена: всего-навсего врач говорит шакирду, что надо соблюдать гигиену. Но дело в том, что врач — татарин по национальности, а шакирд — башкир. По словам очевидцев, которые потом бурно делились эмоциями в блогосфере, из уст врача прозвучали слова «вонючий, вшивый башкир». Интересно, что разруливать ситуацию в Уфу отправилась нынешний министр, а тогда первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова. Она принесла официальные извинения уфимским зрителям «за непреднамеренное нарушение этических норм, допущенное труппой Альметьевского татарского драматического театра». «Мы считаем своим долгом принести извинения в адрес всех тех зрителей, чьи национальные чувства или эмоции были задеты. Я искренне заявляю, что мы никоим образом не хотели обидеть сидящих в зале. Мы принимаем критику в наш адрес, будем работать в этом направлении», — цитировал Аюпову тогда сайт минкультуры Башкортостана.