Более 1 млн поездок в день, работа в 123 городах России и трех странах: Украине, Казахстане и Чехии — таков нынешний объем рынка таксоперевозок одного из крупнейших в РФ агрегаторов такси «Везёт». Директор по маркетингу Евгений Николаев рассказал в интервью, чем отличается рынок такси в России и за рубежом, что является главным для пассажира при выборе такси, а также о том, почему агрегатор проводит ребрендинг.
Евгений Николаев: «В России считается нормальным среднее время подачи автомобиля в течение 5–7 минут. Разве 20 лет назад можно было представить подобное?!»
ЕДИНЫЙ БРЕНД И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
— Евгений, вы представляете «Везёт» — известный в России и Татарстане в частности сервис заказа такси. Расскажите о сервисе, ведь это не такси в классическом виде?
— Конечно, это не такси в классическом понимании, а агрегатор, объединяющий наших партнеров — водителей и клиентов-пассажиров. Вы можете через нашу платформу заказать такси при помощи телефона или мобильного приложения.
— То есть это некий программный продукт?
— Да, информационный комплекс, платформа, которая в удобной форме представляет заказы для водителей.
— Можете дать характеристику современному рынку такси?
— Самое главное, на мой взгляд, что сегодня рынок меняется в сторону скорости оказания услуги и качества сервиса. Знаете, мы недавно проводили исследование, которое показало: в России считается нормальным среднее время подачи автомобиля в течение 5–7 минут. Разве лет 20 назад можно было представить подобное?! Нет! Надо было долго ждать, заказывать предварительно. Сейчас культура пользования такси изменилась. Услуга стала доступнее, оформление проще. Если говорить в целом, это сервис, который называется американизированным термином marketplace, то есть своеобразный онлайн-рынок, где встречаются продавец (водитель) и покупатель (пассажир). А мы связываем их друг с другом. У нас нет своих автомобилей и водителей. Мы занимаемся тем, что находим оптимального водителя для каждого пассажира и подходящую поездку для каждого водителя.
— А в классическом виде таксопарки остались на рынке?
— В целом рынок такси сейчас настолько массовый и на нем довольно сложно чем-то выделяться. Классических таксопарков становится все меньше. Хотя на рынке есть ниши, в которых локальные игроки могут быть лучше универсальных поставщиков услуг. Например, такси высочайшего класса обслуживания, медицинское такси. Кстати, я недавно ездил на «женском такси», где все водители — женщины. Не давая оценки самой идее, могу сказать, что подобная услуга имеет свою аудиторию. Почему? Потому что от женщин ожидают более аккуратной езды (эти ожидания подтверждаются нашими исследованиями), а данный аспект для многих очень важен.
«Привычные вещи будут меняться в лучшую сторону. Я надеюсь, что водители смогут получать больший доход, а пассажиры — комфортнее и удобнее ездить и чаще пользоваться нашим сервисом»
— Вы сами не планируете развивать точечные ниши?
— Сейчас все наши планы направлены на развитие текущего сервиса — массового, охватывающего 95 процентов потребностей людей.
— Вернемся к вашей компании. Когда появилась на рынке группа компаний «Везёт» и какова сегодня география вашего присутствия?
— Первая компания группы была организована около 20 лет назад, когда в одном из городов Краснодарского края появился сервис «Сатурн». А где-то лет 15 назад — сервис «Везёт», который до недавнего времени назывался в Казани и ряде других городов «Лидером». Объединение усилий и опыта произошло в 2017 году. Сейчас мы работаем в 123 городах России, а еще в Казахстане, Чехии и на Украине. Водители делают больше миллиона поездок в день, получая их в нашем сервисе. Локальные офисы по регистрации водителей есть во всех городах нашего присутствия, и три основных центра принятия решений — в Москве, Краснодаре и Уфе.
— Ваш сервис давно знаком татарстанцам под брендом «Лидер». Но вы отметили, что это название уже практически в прошлом…
— Мы работаем в Татарстане достаточно давно, более 10 лет. И сейчас делаем очередной шаг в развитии компании, объединяя все наши бренды под единым федеральным брендом «Везёт», внедряем новые федеральные стандарты качества работы.
— А сколько всего у вас брендов?
— 8 в разных уголках страны. Мы развивались под разными названиями, сейчас же объединяем под единым федеральным брендом, чтобы любой человек в любой точке страны мог довериться нашему сервису.
Ребрендинг — это, по сути, венец всех глобальных изменений, что происходят внутри группы. Мы провели объединение двух наших компаний, ввели огромное количество новых стандартов работы, подготовили новые процедуры работы с водителями, переработали пассажирское мобильное приложение и только потом приняли решение провести процедуру ребрендинга. Этим мы заявляем рынку о том, что мы поменялись — стали другими. Полагаю, что к осени завершим ребрендинг и тогда во всех 123 городах вы сможете вызвать такси одного и того же сервиса — «Везёт».
— Чего ждать водителям, пассажирам от ребрендинга?
— Никаких резких изменений не будет, революций устраивать мы не хотим. Просто привычные вещи будут меняться в лучшую сторону. Я надеюсь, что водители смогут получать больший доход, а пассажиры — комфортнее и удобнее ездить и чаще пользоваться нашим сервисом.
«Это агрегатор, объединяющий наших партнеров — водителей и клиентов-пассажиров. Вы можете через нашу платформу заказать такси при помощи телефона или мобильного приложения»
«РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТАКСИ — ОДИН ИЗ ТОПОВЫХ И ПРОГРЕССИВНЫХ В МИРЕ»
— Как сегодня можно конкурировать за клиента?
— Есть два уровня конкуренции в такси. Первый (условно назовем его базовым) — это стоимость услуги, время подачи и доход для водителя, который сотрудничает с нами, а также ключевые направления, куда мы вкладываем огромные усилия. И есть конкуренция за счет дополнительных сервисов. В конечном счете большую роль играет репутация, узнаваемость, рекламные акции.
— На ваш взгляд, насколько конкурентен рынок в Татарстане?
— Рынок конкурентен, и это очень здорово! Я вообще большой сторонник конкуренции, в которой, как правило, выигрывают все. В Казани есть три крупных игрока — и этого достаточно, чтобы сервис развивался лучше.
— Если говорить о сервисах, то можно ли считать, что сейчас побеждают онлайн-приложения?
— Конечно, нет! Несмотря на то что очень многие заказывают такси через приложения, чему мы, несомненно, рады, есть огромное количество людей, которым по тем или иным причинам намного комфортнее сделать звонок оператору. Они доверяют ему больше, им хочется услышать живой голос. Так что «живые» звонки оператору составляют большую нишу.
— Отличается ли российский рынок такси от зарубежного? По каким параметрам мы сейчас отстаем либо лидируем?
— Российский рынок такси — один из топовых и прогрессивных в мире. Кстати, когда в начале 2000-х появился Uber, уже тогда один из наших сервисов предоставлял услугу заказа такси через мобильное приложение. Конечно, смартфонов еще не было, использовались Java-программы для простейших телефонов. Мы, наверное, одни из законодателей моды на этом рынке. Если говорить об отличиях, то, как я уже отмечал, рынок массовый, услуги такси доступны сегодня большинству населения, поэтому глобальные, принципиальные отличия в целом по миру отсутствуют. Но данный рынок очень сложный, в нем десятки тысяч деталей. Мы это видим, сравнивая бизнес в разных странах и России.
«Сейчас мы работаем в 123 городах России, а еще в Казахстане, Чехии и на Украине. Водители делают больше миллиона поездок в день, получая их в нашем сервисе»
— Вы говорите, что нет принципиальных отличий на рынке таксоперевозок в мире. Предположим, в Лондоне я не буду чувствовать дискомфорта при пользовании такси?
— Конечно. Что такого — вызвать машину из точки А в точку Б? Водитель подъедет, возьмет ваши чемоданы и отвезет вас туда, куда вы скажете.
— Но у них все машины стандартизированы! К вам не приедет авто серо-буро-малинового цвета с непонятно как одетым водителем!
— Давайте посмотрим на обратную сторону: да, у них все машины стандартизованы, а водители работают по весьма драконовским требованиям. Но все это приводит к росту цен для вас как для пассажира и, соответственно, тормозит развитие рынка. Чем больше накладывается ограничений, тем выше стоимость поездки и тем меньше зарабатывают компании, которые предоставляют услуги такси. В результате им сложнее развиваться.
— Но зато безопасно!
— Конечно, безопасность — один из самых важных аспектов. Но разве цвет машины и наличие униформы у водителя напрямую влияет на безопасность? Другой пример: в Праге, если вы хотите работать таксистом, должны сдать экзамен на знание города. Он очень сложный, и сдать его удается далеко не всем коренным пражанам. Причем при наличии информационных, навигационных технологий доехать в любую точку города может каждый. Стоит ли из-за этого устраивать такие ограничения? В разных странах где-то требования жестче, где-то мягче. Лондон, кстати, вообще Uber запретил. И теперь горожане платят 20–40 фунтов за поездку. А в некоторых странах, к примеру, работают исключительно по таксометру. Россия одна из первых в мире стала работать по фиксированным тарифам, когда пассажиру заранее озвучивают стоимость поездки. Это был очень серьезный шаг в развитии такси. Рынок не стоит на месте, и хорошие идеи мигрируют от страны к стране с учетом локальных особенностей.
«Мы заклеиваем автомобили во всех городах своего присутствия нашей фирменной оклейкой — бесплатно для водителя и по требованиям ГИБДД в каждом регионе. И продолжим так делать, в том числе и в Татарстане»
БРЕНДИРОВАННОЕ ТАКСИ — ХОРОШАЯ ИСТОРИЯ ДЛЯ ПАССАЖИРА
— Несколько лет назад появился закон, обязывающий машины такси иметь определенный цвет: белый или желтый. Судя по всему, данный закон не особенно прижился. Как вы считаете, насколько эти требования жизнеспособны в принципе?
— Мнения у экспертов рынка по данному поводу неоднозначны. С одной стороны, стандартизированные машины, выделяющиеся цветом, наклейкой, удобнее для пассажиров. Их проще найти в потоке, проще понять, что за вами приехало такси. Для водителя чуть сложнее, потому что надо переклеивать, перекрашивать… Что касается нашего сервиса, то мы заклеиваем автомобили во всех городах своего присутствия нашей фирменной оклейкой — бесплатно для водителя и по требованиям ГИБДД в каждом регионе. И продолжим так делать, в том числе и в Татарстане.
— Но это же не ваши автомобили…
— Нет, машины наших партнеров-водителей, которые сотрудничают с нашим сервисом. Мы договариваемся с ними об оклейке, они, кстати, не против, потому что им это выгодно, они получают индивидуальные условия сотрудничества.
— А в ценовых войнах участвуете?
— Хороший вопрос. Агрегаторы конкурируют между собой: совершенствуют свои приложения, добавляют опции, улучшают картографию, разрабатывают умные системы распределения заказов, тратят деньги на рекламу. Все это делается для выгоды всех участников процесса: стабильно высокого дохода водителя с одной стороны и доступной цены и удобства пользования пассажира — с другой. Конечно, ценовые войны идут, что, на мой взгляд, для рынка и пассажиров очень круто.
«Агрегаторы такси проявили инициативу: будем сообщать друг другу, сколько времени водитель провел на линии. Тестовый пилот этого проекта запускается в Москве»
— А это не утопия? Похоже на историю, когда герой выбирал: сшить из шкурки одну шапку, которую можно носить, или пять, которые надеть будет невозможно. Так и здесь — как при низких ценах сохранить качество услуги?
— В IT-сервисах другая логика. Да, из одной шкурки нельзя сделать пять качественных шапок, но можно организовать такой сервис, который обеспечит водителя удобными заказами и даст возможность максимально заработать в течение рабочего дня. А пассажиры при этом получат оптимальные цены. Речь идет об оптимизации перемещений по городу. Конечно, если водитель едет к клиенту издалека, то это долго, в результате недоволен и пассажир, и водитель. Все теряют деньги. Компании, где отсутствует система управления заказами, не выдерживают конкуренции.
ЦЕНА И ВРЕМЯ — ГЛАВНОЕ, ЧТО ВЫБИРАЮТ КЛИЕНТЫ
— Что чаще выбирают клиенты — комфорт или цену поездки?
— Ключевыми факторами для принятия решения при выборе такси являются две вещи: стоимость поездки и время подачи автомобиля. Все остальные факторы — наличие приложения, машин бизнес-класса и так далее — намного меньше имеют значение в массовом сервисе заказа такси. Конечно, есть базовые вещи: безопасное вождение, аккуратность, вежливость — все это влияет в конечном итоге на заработок водителя.
— Многие таксисты работают по 10–12 часов за рулем. Что думаете по поводу системы контроля за состоянием здоровья водителя?
— Мы, как и любой участник рынка, озабочены тем, что на нем должны соблюдаться правила игры: водители — нормально работать, пассажиры — безопасно доезжать до точки назначения. Поэтому агрегаторы такси проявили инициативу: будем сообщать друг другу, сколько времени водитель провел на линии. Это необходимо для того, чтобы балансировать время, которое тратит человек за рулем, чтобы не было у него экстремальной усталости, которая может привести к негативным последствиям. Тестовый пилот этого проекта запускается в Москве.
— Если говорить о прогнозах, как в долгосрочной перспективе, скажем, в ближайшие 10 лет, изменится рынок такси?
— Во-первых, я уверен, что перевозка пассажиров как услуга будет трансформироваться: мы будем ездить мультимодальными маршрутами, когда на такси доезжаешь до какой-то точки, пересаживаешься на метро, автобус, получая оптимальный по цене и времени маршрут. Сервис будет предлагать вам оптимальный вид транспорта, который вас довезет до места назначения. Я уверен, что поменяется способ оплаты: вы не станете платить за каждую поездку, скорее всего, это будет что-то наподобие абонентской платы. Примерно так, как пакеты у сотовых операторов. Транспортные сервисы будут двигаться в эту сторону: вы оплачиваете один раз за некую подписку, а дальше ездите как вам удобно, не заморачиваясь расчетами и планированием. Последним займется за вас агрегатор.
— Расскажите о себе: как вы попали в этот бизнес?
— Я в течение 5 лет работал директором по маркетингу в компании «Яндекс.Деньги». В какой-то момент понял, что нужно сделать шаг вперед, и из сферы финансов ушел в такси — это штука, которая, на мой взгляд, помогает ускоряться.
— Расскажите о себе: где родились, какое образование получили?
— Родился в Санкт-Петербурге, там же окончил политехнический университет, по образованию экономист. Работал в Питере, сейчас перебрался в Москву.
— Что не приемлете в людях?
— Сознательное невежество, когда человек не хочет развиваться.
— Назовете секреты успешного бизнеса?
— У успешного бизнеса особых секретов нет. Работай много, делай только важные вещи, не обманывай. Нормально делай — нормально будет.
Визитная карточка компании
Сервис заказа перевозок «Везёт» входит в группу компаний «Везёт». Холдинг сформирован в мае 2017 года в результате объединения ведущих агрегаторов такси — «Сатурн» и «Рутакси», каждый из которых имеет более 15 лет опыта построения бизнеса в России. Сделка по объединению была реализована при поддержке UFG Private Equity, инвестировавшего в сервис около $100 миллионов.
Ключевое преимущество сервиса — омниканальность: поездку можно заказать как при помощи мобильного приложения, так и 20-секундным звонком по телефону. Сервисы компании доступны более чем в 100 городах России, а также Казахстане и Чехии. Ежедневно при помощи сервисов «Везёт» осуществляется более миллиона поездок на такси. Проекты ГК «Везёт»: «Везёт», Red Taxi, Fasten, «Такси Сатурн», «Лидер».
Сейчас компания проходит важный этап перехода на единый бренд «Везёт» во всех городах присутствия для консолидации маркетинговых усилий и разработки единой стратегии. В данный момент ребрендинг сервиса «Лидер» в сервис «Везёт» в 12 городах России.
Визитная карточка руководителя
Евгений Николаев — директор по маркетингу группы компаний «Везёт», 33 года.
Родился в Санкт-Петербурге.
Образование: Санкт-Петербургский политехнический университет.
Женат, двое детей.
Партнерский материал
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.