Как стало известно «БИЗНЕС Online», полиция расследует дело о краже крупной суммы из ячейки в Камкомбанке. Сейф не взломан, поэтому судить о факте и масштабе преступления можно только со слов потерпевшего — солидного бизнесмена Фарита Гильмутдинова, чья фирма поставляет химикаты «Газпрому» и «Татнефти», имея оборот свыше полумиллиарда рублей. Впрочем, у него появился «союзник» — о пропаже из ячейки 4,5 млн рублей заявил другой клиент банка. Юристы дают понять, что шансы взыскать компенсацию с банка близки к нулю, а безопасность хранения ценностей в ячейках весьма сомнительна.
Как стало известно «БИЗНЕС Online», следователи казанского УМВД возбудили уголовное дело по нескольким фактам кражи в особо крупном размере из казанского отделения Камского коммерческого банка
ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОЦЕНИЛИ УЩЕРБ В 72,5 МЛН РУБЛЕЙ
Как стало известно «БИЗНЕС Online», следователи казанского УМВД возбудили уголовное дело по нескольким фактам кражи в особо крупном размере из казанского отделения Камского коммерческого банка. Фабула дела настолько скупа на подробности, насколько и скандальна. По данным двух независимых друг от друга источников нашей газеты, в середине прошлой недели в полицию обратился казанский бизнесмен Фарит Гильмутдинов, заявивший, что он был ограблен на сумму почти в миллион евро.
Гильмутдинов заявил полицейским, что хранил в трех сейфовых ячейках отделения Камкомбанка свои сбережения в наличной иностранной и российской валюте. В первой ячейке, как следует из заявлений потерпевшего, хранилось порядка $500 тыс., во второй — около 300 тыс. в той же валюте. В третьей ячейке якобы было не менее 15 млн рублей. 17 апреля клиент банка, по его словам, обнаружил, что все деньги исчезли, и обратился в правоохранительные органы.
19 апреля следователи возбудили уголовное дело по факту кражи в особо крупном размере (ч. 4 ст. 158 УК РФ). Виновному грозит до 10 лет лишения свободы. Факт возбуждения уголовного дела нашему изданию подтвердили в пресс-службе УВД Казани. «Проводятся оперативно-разыскные мероприятия», — добавила руководитель пресс-службы городской полиции Мария Киямутдинова. По данным нашего источника, пока достоверно не установлен сам факт хищения, то есть явных следов взлома нет.
Отделение Камкомбанка расположено в центре Казани, на улице Петербургской. Офис потерпевшего Гильмутдинова находится буквально в 15 м оттуда — в цоколе соседнего жилого комплекса «Терра Милано»
WHO IS MR. ГИЛЬМУТДИНОВ?
По данным одного из наших источников, ставшее предполагаемым местом преступления отделение Камкомбанка расположено в центре Казани, на улице Петербургской. Офис потерпевшего Гильмутдинова находится буквально в 15 м оттуда — в цоколе соседнего жилого комплекса «Терра Милано». Найти офис, впрочем, непросто. Сотрудники расположенного здесь кафе о принадлежащей Гильмутдинову компании «Современные химические технологии» впервые услышали от нашего корреспондента, на нужную дверь смогли указать лишь местные разнорабочие. «Нефтяники там», — указали они на скромную лестницу позади здания, ведущую на второй этаж.
Корреспонденту нашего издания удалось побывать в офисе компании Гильмутдинова. Гостей встречают скромный холл и стеклянные стены немногочисленных кабинетов, которые разделяет вывеска компании: аббревиатура СХТ.
«Фарита Ярхамовича сейчас нет на месте, он уехал», — заявляет сотрудница офиса, затем набирает помощника руководителя, который довольно долго объясняет ей что-то в трубку. Часть звуков теряется, часть можно расслышать, например фразу: «Журналистам ничего не говори».
Позже помощник бизнесмена перезванивает и лично говорит, что господин Гильмутдинов отказывается от комментариев.
Информации об этом бизнесмене в открытых источниках немного. До 2008 года он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Сейчас указан как владелец компаний «СХТ» и «СХТ-Трейд». Оборот первой за 2017 отчетный год составил скромные 14,8 млн рублей. Вторая куда интереснее: 627,7 млн рублей выручки при 22,1 млн чистой прибыли.
Обе фирмы, как следует из открытых источников, зарегистрированы в Москве. Несмотря на это, в сети легко найти казанский адрес офиса компании. На него выводит и сайт «Современных химических технологий». Там указано, что главное направление в работе организации — «создание современных и эффективных химических решений для технологических задач в нефтегазодобывающей промышленности».
На сайте представлена и продукция фирмы: это всевозможные полимеры, реагенты и смазочные добавки, которые используются нефтяниками при работе с буровыми установками. «В течение 10 лет компанией заключено и реализовано более 100 контрактов на поставку продукции собственного производства с ведущими нефтяными и сервисными компаниями РФ», — указано на сайте. Там же перечислены крупнейшие клиенты СХТ. В их числе: «Роснефть», «Газпром», «Татнефть», «Лукойл», «Газпромнефть» и «Новатэк».
Самый крупный собственник Камкомбанка — действующий предправления Ак Барс Банка Зуфар Гараев, которому принадлежит 40% капитала организации
КАМКОМБАНК ПЕРЕДАЛ ВИДЕОЗАПИСИ В УМВД И ПРОВОДИТ СОБСТВЕННОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Камский коммерческий банк — один из старейших в республике и самый старый в Набережных Челнах, где расположен центральный офис данного финансового учреждения. Как следует из информации, опубликованной на сайте организации, банк был зарегистрирован 4 октября 1990 года. Крупнейших совладельцев банка четверо: 6,9% принадлежит Фариту Салимгараеву, заслуженному строителю РТ, бывшему гендиректору завода ЗЯБ; 21,3% — Рамилю Курамшину, зампреду банка и управляющему его казанским филиалом; 31,3% контролирует Рустем Миргалимов, бывший зампредправления Ак Барс Банка, бывший предправления агропромышленной группы «Разгуляй»; наконец, самый крупный собственник Камкомбанка — действующий предправления Ак Барс Банка Зуфар Гараев, которому принадлежит 40% капитала организации.
В Камкомбанке заявили, что в четверг, 18 апреля, из следственной части УВД Казани поступил запрос предоставить записи с камер видеонаблюдения. Формулировка следующая: «В связи с имеющимися в производстве материалами проверки». Параллельно банк проводит служебное расследование, о его предварительных итогах пока не сообщается. Отвечать на наш вопрос о том, застрахованы ли были средства клиента, в Камском коммерческом банке не стали.
По версии сайта Камкомбанка, немаловажный плюс сейфовых ячеек — анонимность: «При использовании вами сейфовой ячейки сотрудники банка не знакомятся с тем, какие ценности вы закладываете в сейф»
Условия хранения ценностей подробно описаны на сайте Камкомбанка, и они ничем не отличаются от стандартных. Указано, что финансовая организация предоставляет ячейки в аренду. Клиентам предлагается оставлять ценности в ячейках в случае командировки или поездки на отдых, да и в целом если человек переживает за сохранности денег или документов у себя дома. Утверждается, что это один из самых надежных способов хранения ценностей.
«Это бронированные металлические ячейки, оснащенные замками с повышенной защищенностью и размещенные в специальном хранилище банка. Сейфовые ячейки имеют различные размеры, адаптированные для хранения ценностей различных размеров, — сказано на сайте Камкомбанка. — Наши сейфы находятся в специальном банковском хранилище, имеющем многоуровневую систему защищенности».
На той же странице указан и прайс: снять ячейку можно и на 1 день (обойдется в 50 рублей), и на 1 месяц (500 рублей), и на срок выше полугода (300 рублей в месяц). Указан и штраф за повреждение либо утрату ключа — 1 тыс. рублей.
Наконец, ключевой момент. По версии сайта Камкомбанка, немаловажный плюс сейфовых ячеек — анонимность: «При использовании вами сейфовой ячейки сотрудники банка не знакомятся с тем, какие ценности вы закладываете в сейф». Возникает вопрос: а где гарантия, что клиент банально не выдумал, что держал в банковской ячейке миллионы, которых там на самом деле не было? Как в старой комедии: «Три портсигара отечественных, куртка замшевая… три куртки».
Рушан Сахбиев: «Обычно ответственность за внешнюю сохранность банковской ячейки несет банк, а за ее содержимое — клиент»
«Если следов вскрытия на сейфе нет, то банк считается обеспечившим сохранность»
УМВД пока не раскрывает, какие версии произошедшего рассматривают следователи. По данным наших источников, дело возбуждено в отношении неустановленных лиц. Оперативное сопровождение осуществляют уголовный розыск при поддержке отдела экономической безопасности УМВД Казани.
Наши источники, близкие к правоохранительным органам, также отмечают, что ход следствия держится в тайне. Не в последнюю очередь в связи с нестандартной фабулой дела. Доказать сам факт хранения денег в банковской ячейке весьма непросто, считают источники. Аналогичного мнения придерживаются опрошенные нами эксперты.
«Обычно ответственность за внешнюю сохранность банковской ячейки несет банк, а за ее содержимое — клиент. То есть банк не проверяет, что находится в ячейке», — объяснил Рушан Сахбиев, заместитель председателя Волго-Вятского банка — управляющий отделением «Банк Татарстан» Сбербанка России.
Несмотря на это, он уверен, что вероятность раскрыть это «ограбление века» все же высока: достаточно посмотреть записи камер видеонаблюдения в хранилище отделения Камкомбанка на Петербургской. «Посещение банковского хранилища возможно только при наличии паспорта, визуального контроля, проверки того лица, на имя которого открыт договор, или уполномоченного лица. Все посещения фиксируются на видеокамеру: кто и когда приходил, кто и когда забирал, — рассказал Сахбиев. — Еще один важный технический момент... Не знаю, как в том банке, но в Сбербанке так реализовано: чтобы открыть ячейку, требуется одновременно вставить два электронных ключа. Один ключ хранится у клиента, и он изготовлен в единственном экземпляре, а второй — у сотрудника банка. То есть открыть ячейку возможно только в присутствии сотрудника банка и хозяина ячейки или его уполномоченного представителя».
Впрочем, по информации другого источника на банковском рынке, многие банки все-таки держат у себя на всякий случай дубликаты клиентских ключей. Храниться они должны в службе безопасности, обычным клеркам банка доступ к ним строго запрещен. Однако в небольших банках стандарты могут и не соблюдаться так строго.
По информации другого источника на банковском рынке, многие банки все-таки держат у себя на всякий случай дубликаты клиентских ключей. Храниться они должны в службе безопасности
В целом, по его словам, по закону возможны два вида использования банковских ячеек — по договору хранения и по договору аренды. В первом случае все, что клиент закладывает в ячейку, документируется. При пропаже банк несет полную ответственность за сохранность содержимого. На практике такую услугу банка предлагать невыгодно, поэтому ячейки, как правило, сдаются в аренду. При этом в п. 3 ст. 922 ГК РФ четко сказано: «Если договором хранения ценностей в банке с предоставлением клиенту индивидуального банковского сейфа не предусмотрено иное, банк освобождается от ответственности за несохранность содержимого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома клиента был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы».
Как это применяется на практике, поясняет партнер юридической компании «Шаймарданов и партнеры» Айнур Ялилов. «Если следов вскрытия на сейфе нет, то банк считается обеспечившим сохранность и целостность сейфа. Он освобождается от ответственности, если докажет, что, по условиям хранения, доступ кого-либо к сейфу без ведома клиента был невозможен», — объясняет адвокат. Но даже если следы взлома налицо, то это еще ничего не значит. «Доказать, что именно и в каком объеме было помещено в ячейку, крайне сложно, поскольку, кроме вас, никто этого и не знает, — говорит юрист. — Поэтому аренда сейфов для клиентов, на мой взгляд, небезопасна».
Если ввести в поиске запрос «кража из банковских ячеек», можно увидеть, что это преступление не такое уж редкое, счет сообщениям идет на сотни. Поэтому, если вы храните что-то в банковском сейфе и уверены, что защищены от неприятностей, есть повод задуматься еще раз. Не зря же у коррупционеров всех мастей при обыске находят мешки наличных денег прямо на дому…
P. S. После публикации материала источники нашего издания уточнили: полиция Казани расследует второе уголовное дело о краже из ячеек Камкомбанка. С аналогичными показаниями в полицию города пришел другой клиент банка, его имя не раскрывается, известно лишь то, что он сотрудник одной из коммерческих организаций Казани. Мужчина заявил следователям, что у него пропало из ячейки порядка 4,5 млн рублей. Возбуждено уголовное дело по статье «Кража в особо крупном размере». Совокупная сумма ущерба оценивается в 72,5 млн рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 117
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.