«Мы живем в федеративном государстве, в конце-то концов!» — возмутился Фарид Мухаметшин, предложивший принять лишь в первом чтении закон, предписывающий согласовывать с Москвой кандидатуру детского омбудсмена. О том, как альметьевские нефтяники скупили «сладкие» земли многодетных и теперь ставят ультиматумы власти, а Александр Славутский возмущался, что его обошел зеленодольский музыкальный театр, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Лейла Фазлеева, представляя главу республики, отчиталась о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг в организациях культуры, охраны здоровья, образования, соцобслуживания
«надо ФОМ, ВЦИОМ разогнать и отдать такие исследования общественным организациям!»
После бурного обсуждения отчета правительства Татарстана в повестке дня 47-го заседания сессии Госсовета РТ депутатов ждал еще один — публичный отчет президента РТ о результатах независимой оценки качества (НОК) условий оказания услуг в организациях культуры, охраны здоровья, образования, соцобслуживания в 2018 году в Татарстане. Это совершенно новый формат работы, отчет был подготовлен впервые — как то предписывает изменившееся федеральное законодательство, пояснила вице-премьер Лейла Фазлеева, которая и вышла к трибуне, представляя главу республики.
«Оценка не качества услуги, а качества условий оказания услуги», — подчеркнула нюанс Фазлеева. То есть оценке было подвергнуто не то, как врачи лечат, а учителя учат, а то, в каких условиях все это происходит: есть ли информация об услуге, каково время ее ожидания, доброжелательность работников, доступность среды для инвалидов и удовлетворенность людей условиями оказания услуг.
НОК была проведена общественными советами, созданными Общественной палатой РТ. К непосредственной работе в «поле» в качестве операторов были привлечены общественники — региональная общественная благотворительная организация ветеранов образования РТ, Поволжская семейная академия «Умай», РОО «Молодые и успешные», РОО «Под крылом семьи», и только в сфере охраны здоровья оценку осуществило ГАУЗ «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр». Работы были проведены в 2018 году за весьма скромную сумму в 340 тыс. рублей. Учитывая, что анкетированием и опросами были охвачены более 83 тыс. человек, получается, что на одного опрошенного приходится всего по 4 рубля бюджетных затрат. Это обстоятельство вызвало крайнее изумление депутата-коммуниста Артема Прокофьева.
«Если посмотреть [большой] объем исследования, возникает вопрос: и это за 340 тысяч рублей? Если так, то надо сегодня выходить с инициативой, что ФОМ, ВЦИОМ разогнать и отдать такие исследования общественным организациям!» — удивлялся он.
Оценкой было охвачено порядка 40% организаций социальной сферы. В ближайшие два года в РТ планируется довести охват до 100%. Организации, получившие больше всего баллов, будут рекомендованы как лучшие практики, в то время как по отстающим уже сформированы планы устранения недостатков, бодро рапортовала Фазлеева.
Александр Славутский поинтересовался, по каким критериям оценивались учреждения культуры
«как получилось, что на первом месте оказался Зеленодольский музыкальный театр?»
Однако методика и, главное, объективность оценки сильно взволновали депутатов, которые также задались грибоедовским вопросом: а судьи кто? Худрук и директор Казанского русского драмтеатра им. Качалова Александр Славутский поинтересовался, по каким критериям оценивались учреждения культуры. «В самом искусстве все время дебатируется — что есть критерии оценки деятельности учреждения искусства? С моей точки зрения — когда зритель есть, деньги театр зарабатывает… Либо какие-то отдельные статьи… Большая просьба отнестись к этому серьезно, с позиции духовной составляющей общества», — обратился театральный деятель, который, видимо, не очень хорошо слушал доклад Фазлеевой.
«Еще раз, уважаемые коллеги, речь не о качестве спектакля, — разжевывала вице-спикер. — Информирование населения на сайте, удобно ли в театре зрителю, удобно ли там человеку с ограничениями в плане здоровья, доброжелательность работников…»
Славутский на этом успокоился, но вопрос заинтересовал Прокофьева. Мол, как так получилось, что на первом месте по качеству условий оказания услуг среди театров оказался Зеленодольский музыкальный театр? «Да, может быть, он самый лучший, но у меня это вызывает вопросы. Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, театр имени Качалова занимают четвертое место в этом рейтинге, но так ли это? Я не знаю, но сильно сомневаюсь в этих оценках», — возмущался депутат.
Такая активность депутата стала раздражать спикера Госсовета Фарида Мухаметшин. «А вам не приходило в голову, когда на комитетах рассматривали, какие-то предложения к проекту представить? Представили бы, чтобы мы учли», — попрекал Фарид Хайруллович. Сам же он остался вполне доволен исследованием.
«Хорошо это или плохо? Считаю, что это нормально, это хорошо. Подключая Общественную палату, независимых экспертов... Нам надо будет на базе экспертных документов провести серьезную работу с отстающими, стоматологическими детскими учреждениями, объектами здравоохранения. Конечно, у таких крупняков, как оперный театр или Русский театр имени Качалова, по этим вопросам нет проблем. Речь не о содержании, кого вы там показываете — „Скрипача на крыше“ или другого музыканта в подвале», — довольно резко осадил всех критикующих сразу Мухаметшин.
Стоит отметить, что согласно розданным журналистам отчетам, наибольшее количество баллов в сфере культуры (максимально — 100 баллов) набрали Республиканская библиотека для слепых и слабовидящих и Национальный музей РТ (по 96 баллов). Наихудший результат (72 балла) — у Краеведческого музея Менделеевска и литературно-мемориального музейного комплекса Габдуллы Тукая (74 балла). В сфере охраны здоровья (максимум 100 баллов) лучше других оказалась челнинская городская поликлиника №7 (97 баллов). 96 баллов набрали республиканский клинический противотуберкулезный диспансер. Минимальные оценки получила Набережночелнинская инфекционная больница (75 баллов) и Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Бехтерева (76 баллов).
В сфере образования максимум (160 баллов) — у альметьевской Детско-юношеской спортивной школы по шахматам и Апастовской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов. Хуже всего выглядит казанский детсад №85 «Капелька» (103,8 балла) и зеленодольский детсад №8 «Голчачак» (113 баллов). В сфере соцобслуживания 100 баллов завоевали центр реабилитации инвалидов «Березка» и казанский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель». В аутсайдерах — социальный приют для детей и подростков с таким же названием в Алькеевском районе (70,72 балла).
Разиль Валеев доложил о поправках в закон «О культурном наследии»
ЗаГС в Иннополисе, надписи — нА РУССКОМ И НА ТАТАРСКОМ
Далее дело пошло быстрее. Глава комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев доложил о поправках в закон «О культурном наследии». Мухаметшин попросил его сообщить кратко, оставив на столе все, что «там понаписали в докладе», но Разиль Исмагилович все равно выступил с обстоятельным докладом на татарском языке. Его суть в том, что надписи на объектах культурного наследия РТ теперь должны указываться как на русском, так и на татарском языках. Аналогичным образом официальные наименования административно-территориальных единиц и населенных пунктов в РТ должны вноситься в соответствующий Реестр на двух государственных языках — русском и татарском. Такие изменения депутаты планируют внести в закон «Об административно-территориальном устройстве РТ», но пока он принят в первом чтении.
Глава бюджетного комитета Леонид Якунин озвучил, какие перемены ждут Счетную палату РТ — в свете перемен в федеральном законодательстве. К примеру, аудиторы получат полномочия внешнего муниципального финансового контроля. «Такое регулирование принято в связи с наличием малонаселенных муниципальных образований, в которых создание контрольно-счетного органа является нецелесообразным и экономически невыгодным», — говорится в пояснительной записке. Кроме того, Счетная палата получит право государственного финансового контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые являются получателями бюджетных средств.
В городе Иннополисе появится свой загс, порадовала начальник управления загса кабмина РТ Гульшат Нигматуллина. Она объяснила решение тем, что в наукограде ежедневно находятся более 4,1 тыс. человек, в образовательных учреждениях обучаются 728 детей, в 150 компаниях трудятся более 2 тыс. человека. «Иннополис является стремительно развивающимся городом, и регистрация записей актов гражданского состояния является востребованной услугой», — уверена новая глава управления загса. Он привела статистику: в 2016 году в городе было зарегистрировано 3 брака и одно рождение, в 2017 году — 7 браков и 5 рождений, в 2018 году — 4 брака и 3 рождения, но все они, за неимением загса, были зафиксированы в Верхнеуслонском районе.
В то же время депутаты прекратили полномочия по госрегистрации актов гражданского состояния в 21 сельском поселении республики, в которых за 2017–2018 годы не было оформлено ни единого документа. Разумеется, люди в этих населенных пунктах рождаются и умирают, но вот регистрировать эти события люди предпочитают в загсах своих муниципальных районов. По словам Нигматуллиной, причина тому житейская: «Получив свидетельство о смерти, которое в большинстве случаев выдается центральной районной больнице, люди предпочитают зарегистрировать акт в районном отделе загса. Свидетельство о рождении мы стараемся выдавать непосредственно в роддомах и перинатальных центрах, которые тоже располагаются в городах и районных центрах».
В городе Иннополисе появится свой загс, порадовала Гульшат Нигматуллина
«Это абсурд! Нас опять привязывают к согласованию с Москвой»
С огромным трудом боевой группе из 15 женщин-депутатов удалось пролоббировать поправки в закон «Об уполномоченном по правам ребенке в РТ», да и те были приняты только в первом чтении. Как пояснила один из разработчиков законопроекта Ксения Владимирова, внести изменения вновь велит федеральный законодатель. В частности, если раньше стать детским омбудсменом Татарстана мог гражданин не моложе 35 лет с высшим юридически или педагогическим образованием, то в новой редакции возрастной ценз понижен до 30 лет, а образования достаточно просто высшего.
Права детского уполномоченного также расширены — теперь он сможет обращаться в суд с административными исковыми заявлениями, участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также направлять президенту РТ и в органы госвласти республики свои предложения, направленные на соблюдения права и законных интересов детей.
Термин «избрание» уполномоченного по правам ребенка решено почему-то заменить на «назначение», хотя по-прежнему детского омбудсмена будут определять депутаты Госсовета большинством голосов, но теперь его кандидатуру необходимо будет согласовать с уполномоченным по правам ребенка при президенте РФ.
Этот момент вызвал бурную реакцию депутата от КПРФ Прокофьева, который поднял бунт: мол, доколе федеральный центр будет диктовать свои условия? «Та ситуация, которая у нас есть с федерализмом, доходит до абсурда, наступление такое идет на права регионов. Общественную палату нам так уже федеральный закон отрегулировал, что почти ничего мы не можем изменить. Все регламентировано, почти как в армии», — удивлялся он. Депутат не стал называть конкретные регионы, но заметил, что есть уже примеры, когда предложенные местными властями кандидатуры омбудсменов без конкретной мотивации отвергаются в Москве. «Что, наш регион не может сам назначить уполномоченного? У нас что, недостаточно самостоятельный парламент, органы исполнительной власти? Это абсурд! Нас опять привязывают к согласованию с Москвой», — возмутился Прокофьев.
Артем Прокофьев поднял бунт: мол, доколе федеральный центр будет диктовать свои условия?
Мухаметшин против обыкновения поддержал молодого депутата-коммуниста. Мол, часто его критикует, но, когда есть правда, она и есть правда. «Я разделяю его [Прокофьева] позицию. Может быть, в первом чтении принять и ждать практику, которая позволит нам внести законодательную инициативу? Или дождаться протеста прокурора, поспорить с ним?» — предложил Мухаметшин.
Глава комитета по соцполитике Светлана Захарова идею не оценила, она признала, что вопросы к законопроекту есть, но федеральный закон не оставляет поля для маневра. «Если закон не вступит в силу, мы получим протест прокурора», — объяснила она причину спешки.
«Выступление Прокофьева было логичнее. Слово „абсурд“ он употребил, оно имеет право на жизнь. Принять в первом чтении и подождем!» — с некоторым озорством настаивал Мухаметшин.
«А что, если в первом чтении примем, вы, Гузель Любисовна, прекратите свою работу по этому закону? Юк (тат. „нет“ — прим. ред.) ведь! Вы будете работать по существующим нормам закона, — обратился спикер уже к детскому омбудсмену Гузель Удачиной. — А мы в это время проведем с федеральным центром дискуссию, работу в профильном комитете, обратимся с законодательной инициативой. Мы живем в федеративном государстве, в конце-то концов, есть же полномочия — 72-я и 73-я статьи Конституции РФ, где прямо прописаны полномочия субъектов и парламента!»
Захарова что-то еще пыталась возражать с места, но микрофон ей уже не включили, так что журналистам не было слышно аргументацию. Мухаметшин упрекал ее словами о том, что торопиться не стоит и с таким отношением к делу далеко не уедешь. В итоге при 63 «за», 14 «против» и 3 «воздержались» документ, как того и хотел спикер, был принят, но только в первом чтении. Кстати, полномочия Удачиной истекают летом 2020 года (заканчивается ее второй пятилетний срок).
В целом 47-е заседание сессии Госсовета было поистине уникальным. Мало того, что Мухаметшин признал правоту депутата-коммуниста и бранил своих верных однопартийцев, так еще забракованной оказалась инициатива замдиректора КАМАЗа, депутата-единоросса Ильдара Шамилова, а именно — депутаты не поддержали документ об изменении правил поведения пикетов, демонстраций и шествий в Татарстане еще на комитете. И вот на сессии стало известно, что Шамилов сам пристыженно отозвал законопроект. В случае принятия поправок обновленный закон о митингах разрешил бы проведение подобных акций на расстоянии 10 м от госучреждений (сейчас — не ближе 50 метров).
С докладом об исполнении земельного законодательства в части бесплатного предоставления земельных участков многодетным выступил Азат Хамаев
«Купили земли богатые нефтяники — 120–130 семей, которые жестко ставят вопрос»
В «правительственном часе» с докладом об исполнении земельного законодательства в части бесплатного предоставления земельных участков многодетным выступил министр земельных и имущественных отношений РТ Азат Хамаев.
Министр напомнил, что в республике бесплатно земельные участки многодетным семьям начали предоставлять еще в 2011 году. За эти годы владельцами таких участков стали более 33 тыс. семей, средний показатель обеспеченности многодетных землей — 67%.
В сельских районах нехватки земли не наблюдается (а Сармановский район умудрился не только всех многодетных обеспечить землей, но и их участки — инфраструктурой). Дефицит более чем в 9 тыс. участков имеется в Казани и Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске — в связи с тем, что земли вокруг крупных городов и промышленных центров оказались распроданными коммерческим предприятиям. Хамаев заявил, что при выделении земли не нужно ограничиваться территориальными рамками районов, а районы должны сообща заниматься поиском дополнительных земельных массивов, которые нужно ко всему прочему обеспечить коммунальной инженерной структуры. Это и является, как известно, краеугольным камнем программы — землю дали, а коммуникации нет.
«Хотим — не хотим, а земля не резиновая», — заметил глава комитета по экологии Тахир Хадеев. Хамаев ответил в том смысле, что в некоторых регионах вводятся ограничительные требования, например ценз оседлости в регионе в течение пяти лет, наличие квартиры в другом регионе и др.
«Азат Киямович, наверное, ваше министерство меньше других заслуживает нареканий, потому-то в ПФО мы лидирующую позицию (по выделению земельных участков) занимаем, но это не решение проблемы для многодетных семей. Не имея инфраструктуры, они не могут решить свой жилищный вопрос», — отметила вице-спикер Татьяна Ларионова. Также она удивилась, почему «к барьеру» не призвали минстрой РТ, поскольку именно он, по логике, должен оснастить земельные участки многодетных коммуникациями. Хамаев считает, что без федерального финансирования (а его не было и нет) вопрос этот никогда не решится.
С яркой речь по проблемам многодетных выступил сам Мухаметшин, который признался, что именно он инициировал обсуждение вопроса. «Благое дело — обеспечить землей многодетные семьи, обеспеченность их жильем не была доведена до логического конца. Землю выделили, а у многодетных семей нет ни залогов, ни возможности кредиты взять, ни доходов для того, чтобы построить дом. Через год разрешили продавать эти земли или дарить. Но эта мера никак не „сработала“ на конечную цель».
Спикер привел пример из Альметьевского района, где под поселком Урсала многодетным были розданы «прекрасные земли, почти в черте города». «Но задача не решена, как только появилась возможность продавать, они продали. Получили какие-то деньги, но достижения конечной цели — обеспечения многодетной семьи жильем — у них не получилось. А новую проблему себе народили. Купили земли достаточно богатые и влиятельные нефтяники — 120–130 семей, которые жестко ставят вопрос: „Когда нам дорогу сделают, когда больницу построят, когда канализацию?.. Иначе мы на выборы не пойдем“. Это новая проблема, которую муниципальный бюджет ни за что не поднимет».
Мухаметшин говорит, что настало время для инициирования правительством следующего этапа реализации законодательства в части финансирования строительства объектов инфраструктуры и государственной поддержки многодетных семей.
Еще немного подискутировав, депутаты закрыли сессию под звуки гимнов России и Татарстана. Проработав около пяти часов без перерыва на обед и нагуляв, надо думать, хороший аппетит, депутаты поспешили на благотворительный обед.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.