Артур Шайхутдинов: «В Казани нет целых продюсерских центров, как в Москве, которые бы были посредниками между блогерами и рекламодателями. Только SMM-агентства и блогеры, знакомые друг с другом» Артур Шайхутдинов: «В Казани нет целых продюсерских центров, как в Москве, которые бы были посредниками между блогерами и рекламодателями. Только SMM-агентства и блогеры, знакомые друг с другом»

«СЕЙЧАС ТЕМА ИНСТАМИТОВ СОШЛА НА НЕТ»

— Артур, что представляет собой казанское блогерское «Инстаграм»-сообщество?

— Года два назад я создал большую беседу в «Телеграме» — человек сто — и добавил туда всех своих знакомых. Там бывают предложения работы, сотрудничества, обсуждение каких-то общих тусовок и прочее.

Вообще изначально я первый в Казани создал InstaMeet — в 2014 году, только переехав из Альметьевска. Знал, что в России такая тема есть, а в Казани ей никто не занимается. Изначально инстамиты были созданы для встречи блогеров, ранее знакомых только онлайн. Вместе мы посещали разные локации и создавали фотоконтент. Мы выбирали маршрут, устраивали там экскурсию, фотографировали, общались. Это могла быть как уличная локация, так и что-то скрытое от глаз обычных фотографов. Мы даже ездили в Иннополис и на Казанский вертолетный завод, пытаясь разнообразить. К нам приходили до 150 человек. Все это было совершенно бесплатно, потому что приходило в формате прогулок, поэтому инвестиции не были нужны.

Года два назад свои инстамиты начала проводить резиденция креативных индустрий «Штаб». У нас даже были какие-то недопонимания, потому что однажды совпали дни проведения инстамита. Мы устраивали его на фабрике Алафузова, а они — в «Штабе». Пригласили популярных российских блогеров. Но среди честных и по-настоящему интересных блогеров все достаточно адекватные, и мы поддерживаем хорошие отношения, поэтому у самих участников не возникло никаких противоречий, многие позже присоединились к нашей прогулке.

Сейчас тема инстамитов сошла на нет, перестала быть популярной. И «Штаб» перестал проводить прогулки по Кремлю, и мы уже задействовали все интересные локации. Это сейчас уже все друг друга знают, а тогда, четыре года назад, это было уникально, и все шли за новыми знакомствами и нетворкингом.

«У школьника может быть очень активная аудитория, которая лайкает, но она неплатежеспособна» «У школьника может быть очень активная аудитория, которая лайкает, но она неплатежеспособна»

— Можно ли сказать, что блогерский «профсоюз» — это симптом того, что рынок развивается?

— Надеюсь, что да. Выбор рекламодателей, того, кто на что соглашается, зависит и от того, насколько развит сам человек. То, как он оценивает себя, свой блог. Есть куча девочек, которые массфоловингом привлекли к себе подписчиков или просто накрутили за пару сотен рублей себе ботов, и им за радость сходить в какое-то кафе или кальянную.

— Без такого сообщества рынок не будет развиваться?

— Круто ведь, если рынок будет держать какую-то планку — это и в «Инстаграме», и в фотоделе, и в любом другом. Рынок реально ломают какие-то школьники, а еще — непрофессионализм большинства рекламодателей. Написала школьнику какая-то девочка с предложением работать по бартеру, а он не разбирается, какие показатели активности и вовлеченности должны быть при определенном количестве подписчиков, как проверить блогера на накрутки, и, совсем не изучив показатели, просто соглашаются на бартер или даже за оплату.

Развитие нужно с обеих сторон — чтобы и люди понимали, что накрутки это не круто и легко проверяется, но и чтобы предприниматели не заказывали такую некачественную рекламу.

— Сколько всего сподвижников?

— Таких людей много.

— Пытаетесь давить на тех, кто продолжает работать по бартеру?

— Нет, механизмов регулирования нет. Да и невозможно ждать от всех честности. Нужно, чтобы еще и предприниматели понимали, как работать с блогерами. Мне самому до сих пор пишут с предложениями о бартере либо пытаясь прорекламировать товар, продукт, который совсем не будет интересен моей аудитории.

— Вы всегда отказываетесь?

— Нет, это может быть интересное предложение, связанное с путешествием или поездкой в другой город, в ходе которой я смогу создать нативный контент, подходящий и под мой профиль, и в то же время рассказывающий о продукте. Такой опыт всегда лучше воспринимается аудиторией и просто интересен самому. Несколько лет назад я участвовал в проекте от одного из сотовых операторов. Они заказывали несколько публикаций за небольшую плату, но мне было интересно поездить по республике, создавая нативный контент. Это грамотная работа, а не просто «Бери вещь и опубликуй пост».

— Какие еще есть симптомы оздоровления рынка?

— Понимание, что такое качественный контент и за что вообще должны платить. И чтобы выдвигали не требования вроде «приди к нам и сфоткай», а чтобы это было обоснованно и круто. Хорошо, когда рекламодатель дает полную свободу, но пока и сами блогеры не стремятся создавать действительно качественный контент. В большинстве случаев все же здорово, если имеется какое-то ТЗ.

«Я не знаю цены у всех блогеров. Цена определяется из уровня рекламодателя, уровня сложности и от оценки своей аудитории» «Я не знаю цены у всех блогеров. Цена определяется из уровня рекламодателя, уровня сложности и от оценки своей аудитории»

 «ПРЕДПОЧТУ МЕНЬШЕ ЗАКАЗОВ, НО ДОРОЖЕ И КАЧЕСТВЕННЕЕ»

— Как решаете, сколько будет стоить реклама в вашем блоге?

— Я не знаю цены у всех блогеров. Цена определяется из уровня рекламодателя, уровня сложности и от оценки своей аудитории. Если есть реклама алкоголя, то кто-то будет просить за нее больше остальных, в силу специфики своего блога. Я исходил из своего минимума. Раньше мой час работы в качестве фотографа стоил 3 тысячи, затем 4 тысячи рублей. И на блог сначала поставил 4 тысячи за пост. Когда я понял, что люди это покупают, им нравится моя работа, поднял ценник в несколько раз, делая оплаченные публикации пусть не так часто, как можно было бы, но зато сотрудничая только с крупными брендами. У меня качественная активная аудитория — в большинстве своем люди от 18 до 40 лет.

— Как меняются цены у блогеров в зависимости от количества подписчиков?

— Все по-разному! Может быть 10 тысяч подписчиков у школьника с очень активной аудиторией, которая лайкает и комментирует, но не платежеспособна, а у кого-то из 10 тысяч активных всего 100 человек, но зато это обеспеченные предприниматели. Так что цены могут серьезно разниться. Соответственно, количество не всегда равно качеству.

«Круто ведь, если рынок будет держать какую-то планку — это и в инстаграме, и в фотоделе, и в любом другом» «Круто ведь, если рынок будет держать какую-то планку — это и в «Инстаграме», и в фотоделе, и в любом другом»

— Сколько примерно стоит реклама у школьника с 10 тысячами подписчиков?

— Реклама в сториз у него может стоить 200–300 рублей. Но это не значит, что если подписчиков в пять раз больше, то и цена так же выше. Можно купить рекламу у пятидесятитысячника и за 400 рублей, просто кто-то делает по 10 таких публикаций в день.

Есть российский телеграм-чат «Инсталогия», в котором состоят несколько десятков тысяч участников. Вот там есть готовые таблицы с ценами и комментариями по рекламе у популярных блогеров. Например, у школьников очень лояльная аудитория, и через них очень круто продвигаться в плане количества подписчиков. В Казани за последний год появилось очень много девочек-школьниц, многодетных домохозяек и предпринимателей, создающих видимость своей крутости — аудитория некоторых сильно растет каждый месяц. За год аудитория никому в реальной жизни неизвестной девушки может дорасти до 60–80 тысяч подписчиков. И зарабатывают они достаточно стабильно, при этом самые дальновидные реинвестируют бо́льшую часть дохода в рекламу у других блогеров. Реклама в их сториз может стоить 300 рублей, но за месяц они могут заработать 80 тысяч рублей за счет объема.

— Сколько стоит самый дорогой блогер Казани и кто это?

— Этим я никогда не интересовался, но, возможно, одна из самых дорогих блогеров — инстамама Мисс Риссовски. Реклама в ее блоге может стоить больше 50 тысяч рублей. Есть еще Диля На Луне — самая популярная школьница, но реклама у нее стоит дешевле, думаю, в районе 20–30 тысяч рублей. Интересно, что подобные блогеры со школьной аудиторией неплохо зарабатывают на продаже своего мерча. Мне этого не понять, но их футболки с простейшими принтами не лучшего качества подписчики раскупают на ура.

В Казани нет целых продюсерских центров, как в Москве, которые бы были посредниками между блогерами и рекламодателями. Только SMM-агентства и блогеры, знакомые друг с другом.

«Моя основная работа — это фотография и продвижение в соцсетях — SMM и создание качественного визуального контента» «Моя основная работа — это фотография и продвижение в соцсетях: SMM и создание качественного визуального контента»

— Вы зарабатываете на своем блоге?

— Моя основная работа — это фотография и продвижение в соцсетях: SMM и создание качественного визуального контента. Сейчас мы работаем с моей девушкой, создавая уникальные, стилизованные фотопроекты и разрабатывая стратегии продвижения как для личных блогов, так и для заведений. Мы сами как потребители устали видеть однообразное и скучное, «Инстаграм» создавался прежде всего для того, чтобы люди могли делиться по-настоящему красивыми кадрами, и нам хотелось бы видеть подобное в бизнес-профилях и профилях локальных брендов. Еще я снимаю свадьбы — красивые, в формате путешествий или какие-то камерные проекты.

В «Инстаграм» я не вкладываю достаточно, чтобы его монетизировать, хотя при желании это можно сделать, но не думаю, что в нынешних реалиях и трендах мне это придется по душе. В первую очередь он заводился как личный дневник, а сейчас служит площадкой для нативного продвижения собственных проектов и услуг. Например, мы часто путешествуем вдвоем или с друзьями и в ближайшее путешествие через «Инстаграм» набрали людей на свободные места.

«Инстаграм» создавался, прежде всего, для того, чтобы люди могли делиться по-настоящему красивыми кадрами, и нам хотелось бы видеть подобное в бизнес-профилях и профилях локальных брендов» «Инстаграм» создавался прежде всего для того, чтобы люди могли делиться по-настоящему красивыми кадрами, и нам хотелось бы видеть подобное в бизнес-профилях и профилях локальных брендов»

— Сколько свадеб бывает в сезон?                                                                      

— На начало мая у меня уже забронирована больше половины летнего сезона. Средний чек — около 30 тысяч рублей. «Инстаграм» помогает мне продавать себя как фотографа.

— А в фотоделе есть регулирование цен на рынке?

— Вряд ли это возможно из-за слишком большой конкуренции. Фотошколы постоянно выпускают новичков, которые продавливают рынок, да и фотографы со стажем имеют разный уровень работ. Кто-то продается только за счет своей личности, кто-то крутыми работами, есть только представлении о средних ценах.

— Такой дичи на съемках, когда невеста якобы держит на ладони жениха, сегодня нет?

— У меня точно нет. Это дело вкуса. Не всегда, но зачастую ценник отсеивает клиентов с подобными запросами. Если в целом о свадьбах, то сейчас многие отказываются от больших торжеств, организовывая не менее интересные камерные свадьбы.

— У людей развит визуальный вкус?

— Те, кто не видит разницы между съемкой за 3 тысячи и за 30 тысяч, выбирают за 3. Хорошая фотография для меня состоит из трех ключевых факторов: естественные эмоции, красивая локация и хороший свет. Окружение и сюжет тоже важны, для этого у нас есть команда организаторов и декораторов.

Ретушь я делаю сам, это не занимает очень много времени. На самом деле, удивляет, когда свадебные фото отдают заказчикам через полгода, в век моментальной информации и соцсетей это странно. Я отдаю своим клиентам через месяц, причем первые кадры с фотопрогулки готовы уже в течение недели. Есть даже те, кто скидывают фото во время мероприятия через Wi-Fi на камере.

«Сейчас сториз становятся даже актуальнее постов — их смотрят больше, так же за счет оперативности» «Сейчас сториз становятся даже актуальнее постов — их смотрят больше, так же за счет оперативности»

 «У НЕКОТОРЫХ ОЧЕНЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ, НО МАЛО ПОДПИСЧИКОВ»

— Расскажите о себе.

— Мне 22 года, окончил бакалавриат в КФУ по мировой экономике. Сейчас учусь на магистра по специальности «креативный маркетинг». Это достаточно новая, интересная кафедра.  

— Вы периодически участвуете в городских мероприятиях — на дне молодежи, в школе блогеров. Как вас приглашают?

— Форумов проходит много. Часто проходят школы, на которых учат быть блогером, причем начиная уже даже с дошкольного возраста, когда у детей и «Инстаграма»-то нет. Хайповая тема, и на ней кто-то зарабатывает. Если честно, все эти школы для меня сливаются в одно. Приглашают поучаствовать минмолодежи и другие организации, связанные с республиканскими форумами.  

— Кто-то считает, что «Инстаграм» «съест» любой некачественный товар.

— Это вообще обидная тема. Видишь, как стараются некоторые блогеры. У некоторых очень качественный контент, но мало подписчиков. А потом открываешь какой-нибудь профиль с откровенно дурацким контентом, но 150 тысячами подписчиков. Причина — вирусный контент, который любит большинство аудитории.

— В чем секрет популярности «Инстаграма»?

— Простота и скорость создания контента, искренность, возможность подглядывать в закулисье. Сейчас сториз становятся даже актуальнее постов — их смотрят больше, также за счет оперативности.