На встречу с сопредседателем центрального штаба Общероссийского народного фронта Еленой Шмелевой в Институте психологии и образования КФУ собрались региональные эксперты На встречу с сопредседателем центрального штаба «Общероссийского народного фронта» Еленой Шмелевой в Институте психологии и образования КФУ собрались региональные эксперты

КАК ОСТАНОВИТЬ ШКОЛЬНИКА С ЛЕДОРУБОМ

На встречу с сопредседателем центрального штаба «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Еленой Шмелевой в Институте психологии и образования КФУ собрались региональные эксперты. Как быстро выяснилось, каждый — со своей острой проблемой и с хорошо продуманными предложениями по ее решению. Шмелева попросила присутствующих высказать конструктивные предложения и обоснованную критику того, что сегодня можно изменить совместными усилиями за счет широкой экспертной сети. И эксперты откликнулись охотно.

Первой выступила учитель истории и обществознания казанской школы №114 Кадрия Нигматуллина. Она подняла вопрос чрезвычайно острый — о безопасности учебных заведений, причем не только школ, но и детсадов, и вузов. Кадрия Ильдаровна напомнила о негативных происшествиях последних недель в школах и о том, что «вот прямо сегодня» (встреча проходила 28 мая) вооруженный 15-летний подросток пришел в школу в городе Вольске Саратовской области, бросил под дверь учебного класса бутылку с зажигательной смесью и ударил девочку ледорубом.

«В статье 41 закона об образовании говорится о том, что безопасное пребывание учащихся лежит на плечах самой образовательной организации, — напомнила Нигматуллина. — Но в законе не прописан механизм реализации этого положения. И администрация школы поставлена в очень затруднительную ситуацию: либо на охрану ставила техперсонал — уборщицу, гардеробщицу, — либо собирала школьное родительское собрание, обращаясь к родителям с просьбой войти в положение и оказать содействие. То есть идет сбор денег с родителей…» Учитель подчеркнула сложившееся странное положение: «В ночное время школа под наблюдением охранника, то есть материальные ценности школы охраняются. А днем школьники, учителя, персонал не охраняются». «У нас есть предложение ввести ставку дневного охранника. И это, наверное, должно быть профинансировано из федерального бюджета», — сказала Нигматуллина.

Также, оговорившись, что она не теоретик, а практик, учитель высказала свои мысли по очень серьезной проблеме: «На первое место выходят рейтинги, рейтинги, рейтинги, ЕГЭ, ОГЭ — а не дети. Воспитательный момент у нас ушел на второй план».

Эксперты устроились за огромным круглым столом, где было хорошо видно и слышно всех Эксперты устроились за огромным круглым столом, где было хорошо видно и слышно всех

«ПОЛОВИНА ДЕТЕЙ НЕ ПОСЕЩАЮТ КРУЖКИ ПО ТОЙ ПРИЧИНЕ, ЧТО ДЕНЕГ НЕТ»

Педагог-психолог казанского детсада №135 Лилия Мухаметзянова говорила о бесплатных кружках в дошкольных учреждениях, точнее, об их отсутствии. Они имеются в отчетах чиновников, но вот на деле…

«Вести с 25 детьми 8 занятий в месяц и получать за это 400–600 рублей?» — задала риторический вопрос Лилия Фаридовна. Ну а платные кружки многим родителям не по карману. Педагог привела конкретный пример. Женщина работает медсестрой, оплачивает два кружка стоимостью 1200 рублей в месяц. За детсад платит 2679 рублей. Плюс 572 — питание. Плюс 150 за охрану. А компенсацию от государства получает 300 рублей. «Сами понимаете, что помимо этих расходов есть еще и квартплата, многое другое, — напомнила Мухаметзянова. — Так что половина детей не посещают кружки по той причине, что денег нет… А я, как психолог, вижу, что детям нужны кружки — для развития, например, мелкой моторики… Но родители от кружков отказываются, потому что для них плата за кружки достаточно большая». Еще один интересный момент: только 40% от оплаты кружка идет педагогу…


Мухаметзянова рассказала о хорошей инициативе ОНФ в Татарстане. Здесь больше года работают четыре бесплатных детсадовских кружка и еще один — в обществе глухих. Существуют эти кружки за счет средств, которые ОНФ получает, собирая макулатуру.

Предложения Лилия Фаридовна высказала такие: ввести (или скорее восстановить) штатную единицу — педагога дополнительного образования в дошкольных учреждениях. А еще — предоставить детям равные возможности, начав выдавать сертификаты по примеру школ. «Это решение многих проблем в дошкольном образовании», — считает Мухаметзянова.

Елена Шмелева говорила про общие принципы, на которых работает ОНФ, и попросила присутствующих высказать конструктивные предложения и обоснованную критику Елена Шмелева говорила про общие принципы, на которых работает ОНФ, и попросила присутствующих высказать конструктивные предложения и обоснованную критику

УЛУЧШАЮТ ДЕМОГРАФИЮ, А ЛЬГОТ — НИКАКИХ

Предложений на встрече было высказано немало. Так, Инна Шайхутдинова с горечью говорила о проблеме нехватки квалифицированных тьюторов (педагогов-наставников по индивидуальному обучению): «У меня у самой ребенок с синдромом Дауна. Естественно, я изучаю этот вопрос, читаю научные статьи, посещала международную конференцию. Люди с синдромом Дауна — прекрасно обучаемые. Среди них есть и адвокаты, и педагоги, даже доктор медицинских наук… Мы хотим, чтобы наши дети выросли действительно полезными государству»

Тут в разговор вступил ректор КФУ Ильшат Гафуров, который сказал, что в этом случае нужны курсы для родителей: «Родители сами должны способствовать развитию собственного ребенка». Также он проинформировал о том, что на одной из встреч президенту Татарстана сообщили: «У нас дети с аутическими расстройствами, мы создали сообщество, встречаемся, но у нас даже площадки нет». «После этого возникла идея попробовать. Хотя не знаю, что у нас получится — сделать садик [для детей с ограниченными возможностями], внести университету свою лепту в разработке программ по социализации таких детей», — сказал Гафуров.


Два интересных предложения высказал Артем Кузнецов, председатель региональной общественной организации «Многодетные семьи РТ». Во-первых, он считает, что школы, и уж тем более начальную и среднюю, надо перевести по примеру Башкортостана на пятидневку. Во-вторых, Артема возмущает, что современные школьники вынуждены таскать на уроки рюкзаки с тяжеленными учебниками. И это в XXI веке, когда в телефон или планшет можно закачать тысячи книг…  Заодно Артем повозмущался — и совершенно справедливо! — тем, что у многодетных семей в два-три раза повысилась плата за коммунальные услуги, так как теперь их считают не за квадратные метры квартиры, а за число жильцов. При этом никаких льгот тем, кто улучшает демографию, почему-то не предусмотрено…

Член ОНФ Андрей Медведев рассказал о проведенном в РТ мониторинге школ, результаты которого очень удивили: оказалось, что в 244 нет горячей воды, а в 142 нет туалета внутри здания!

В конце встречи Шмелева сказала: «Все прозвучавшие сегодня предложения надо оформить и спланировать совместное мероприятие с привлечением экспертов других регионов. И в конце июня попробовать провести дополнительное мероприятие, которое могло бы эти инициативы предложить в план действий на будущий учебный и будущий финансовый годы».