В нынешние выходные начинает работу VI театральная лаборатория «Город АРТ-подготовка», которую проводит фонд «Живой город» при поддержке министерства культуры РТ. Лаборатория, тема которой в этом году — «Человек», начинает вырастать в настоящий двухнедельный театральный фестиваль. «БИЗНЕС Online» решил помочь своим читателям разобраться в обилии мероприятий форума, чтобы вы сами могли решить: идти вам на «Выставку вещей» на улице Меридианной или спектакли Дмитрия Волкострелова.
Фото: фонд «Живой город»
ОТ ЛАБОРАТОРИИ К ФЕСТИВАЛЮ
В Казани может появиться еще один театральный фестиваль. Об этом говорят руководители фонда поддержки современного искусства «Живой город», устроители VI лаборатории «Город АРТ-подготовка», которая в 2019-м пройдет с небывалым размахом. В прошлые годы схема проведения «АРТ-подготовки» была примерно одной и той же: собиралось несколько команд (режиссеров, драматургов, композиторов, актеров), работавших 7–10 дней над эскизами спектаклей, после чего они в течение одного-двух дней демонстрировались публике, которая весь день могла курсировать от одной локации к другой, от одного эскиза к другому.
Результаты такой работы временами получились очень яркими. Можно вспомнить актерский дебют Дианы Сафаровой в «Истории медведей панда…» на неотремонтированном этаже КХУ им. Фешина, ностальгический вальс в здании старого загса от именитого театрального художника Ксении Перетрухиной (своего рода предтеча будущей иммерсивной «Анны Карениной»), прошлогодний эскиз, действие которого происходило в знаменитом здании с яркой историей и грустным настоящим — Мергасовском доме. При этом «Город АРТ-подготовка», неизменным худруком которой выступает гуру отечественного лабораторного движения Олег Лоевский, потихоньку стала местом паломничества театральных критиков, а эскизы довольно регулярно превращаются в полноценные спектакли, идущие на площадке «Угла».
И вот на 6-й год существования «АРТ-подготовки» отцы-основатели «Живого города» (Сафарова, Инна Яркова, Артем Силкин) решили изменить его формат, фактически приходя к модели полноценного театрального фестиваля, включающего в себя разные сегменты. Кроме того, различные события в рамках лаборатории будут происходить с 1 по 15 июня.
«БИЗНЕС Online» подготовил своеобразный путеводитель по лаборатории, тема которой в этом году — «Человек». Ключевые события мы поделили по четырем основным блокам в хронологическом порядке: выставочно-лекционный, премьерный, основная программа лаборатории и гастроли «театра post».
1. ВЫСТАВОЧНО-ЛЕКЦИОННЫЙ БЛОК
Бесплатная регистрация на мероприятия этого блока здесь.
Художественно-исследовательский проект «Выставка вещей» (авторы: Елизавета Спиваковская, Михаил Колчин, художник: Ваня Боуден) будет работать 1 и 2 июня в обычной квартире на улице Меридианной. В пустующей квартире Нины Константиновны Стрельник представят объекты, найденные в стенах ее жилья и олицетворяющие идею выставки: любое жилье может стать поводом для художественной рефлексии.
«Оказавшись здесь, мы попытались разобраться в происхождении обнаруженных предметов обихода, взглянуть на них как на артефакты, имеющие свою персональную историю, место и время появления на свет, — говорят авторы о своем проекте. — Вещи обрели „паспорта“, стали героями: и старый чайный сервиз, и газета, в которую он обернут. Однако обстановка комнат не воссоздана согласно тому, как это было при жизни хозяйки или принято в то время, это не мемориальная квартира и не музей социалистического быта. Получилась именно выставка вещей».
На этой же площадке культуролог Павел Вавилов посвятит свою лекцию вопросам изучения ментальных структур повседневности, объяснив, к примеру, что общего между ковром типичной советской семьи и селфи-палкой, а Рамина Абилова расскажет о феномене любительской фотографии, ее истории, значении и месте в искусстве. Наконец, в штабе о современном театре будет говорить известный критик Елена Гордиенко — автор телеграм-канала «Театр и академия».
2. ПРЕМЬЕРНЫЙ БЛОК
Едва ли не самые ожидаемые события лаборатории «Город АРТ-подготовка», на какие-то из театральных премьер в «Углу» еще можно купить билеты здесь.
Настоящим хитом «Угла» обещает стать спектакль по книге «147 свиданий» Радмилы Хаковой о том, как меняются отношения в современном мире. Во всяком случае, на оба показа в рамках лаборатории билетов уже нет. Художник Ксения Шачнева, член команды «золотомасочных» «Снов Иакова», выступает в качестве режиссера, смешивая настоящий и виртуальный мир и давая возможность прожить книгу вместе с ее реальными героями.
Вторая премьера лаборатории «Город АРТ-подготовка» тянет на небольшую театральную сенсацию федерального масштаба. Великая Роза Хайруллина, несмотря на свой нынешний звездный статус, признающаяся, что казанский ТЮЗ начала 90-х — это лучшее, что было в ее биографии, возвращается в столицу РТ с новым театральным проектом практически спустя полвека. «Мне показалось» режиссера и «театрального панка» из Вятских Полян Васи Березина — история о том, что было и чего не было в жизни выдающейся актрисы и не только. «Все кажется. И от этого становится дико грустно. Потому что кажется, что мне 26 лет, ей — 58. Мы загоняемся, и, кажется, что и жизнь вся пролетела. Мне так дальше будет казаться и ей. Кажется, что не было никакой Москвы и Роза осталась в Казани. Она мне показывала балкон, говорила, что вот здесь жила, а тут гуляла, там что-то еще», — рассказывал он в интервью «БИЗНЕС Online».
Наконец, совсем свежая премьера «Угла» — Спектакль «Төшке ялдан соң / После тихого часа», который поставила поэт Йолдыз Миннуллиной по стихотворению Мударриса Аглямова, где соединяются поэзия и танец. Его произведение повествует нам о совместном поиске и сомнениях в себе и своей правде. Ключевая фраза стихотворения «Рожденный строить и создавать не может уйти, разрушив» освобождает от страха разрушения, герои спектакля как раз и размышляют на эту тему.
3. ПРОГРАММА ЛАБОРАТОРИИ
Регистрация на бесплатные показы откроется здесь.
Собственно программа лаборатории «Город АРТ-подготовка» выглядит в этом году необычно и интригующе. Вспомним задачу самой лаборатории — расширить представление о границах современного театра и языке сцены посредством экспансии театра на неисследованные территории города, осмысление городских пространств. Этим и будут заниматься авторы эскизов. Если раньше многие из них создавались с прицелом на последующее попадание в регулярный репертуар «Угла» в качестве полноценного спектакля, то в 2019-м в фонде «Живой город» не ставят такую задачу на первое место.
Это будет пять эскизов, над которыми работают разные представители искусства: художницы Василина Харламова, Алиса Сафина, композитор Дмитрий Власик, кинорежиссер Софья Силкина и театральный режиссер Регина Саттарова. Каждая команда представляет эскизы вне театрального пространства: школьный спортзал, пространство галереи, улица, для одного из них создается подобие зимнего сада. Причем некоторые из площадок еще находятся в стадии согласования.
Пока лишь известно, что один из эскизов будет посвящен татарскому классику Абдулле Алишу и пройдет в спортзале ДК им. Ленина, а Власик сделает свою работу в честь Альберта Лемана — одного из основателей татарской композиторской школы, причем создает он этот эскиз со студентками… художественного училища.
4. ГАСТРОЛИ «ТЕАТР POST»
Купить билеты и бесплатно зарегистрироваться на показ «Я свободен» можно здесь.
Наконец, завершают программу гастроли Дмитрия Волкострелова и «театр post». Лидеры постдраматического театра в России — давние друзья «Живого города», регулярно приезжающие в Казань со своими спектаклями. На этот раз «театр post» покажет последние премьеры Волкострелова, а также «Я свободен» по пьесе Павла Пряжко — работу, которая остается едва ли не самым радикальным высказыванием режиссера. В 2015 году в интервью «БИЗНЕС Online» Волкострелов называл именно этот спектакль наиболее полно отражающим то, чем занимается «театр post»: «Пряжко совершил удивительную, радикальную вещь, хотя для него в этом нет ничего радикального, он просто пользуется таким языком. Драматург написал фотопьесу, состоящую из 535 фотографий и 13 подписей к ним. Снимки показываю я и комментирую их. Это продолжается час. Таких разных реакций я не встречал нигде».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.