В Галерее современного искусства столицы РТ открылась выставка «Transformatio. Современное искусство Дагестана», на которой представлено около 100 работ актуальных дагестанских художников. Среди них — видеоперформансы знаменитой Таус Махачевой, чьи работы были представлены на Венецианской биеннале и в центре Помпиду. «БИЗНЕС Online» побывал на вернисаже и узнал, чем привлекает президента фонда «Марджани» дагестанское искусство и почему его обязательно должны увидеть в Казани.
В Галерее современного искусства столицы РТ открылась выставка «Transformatio. Современное искусство Дагестана», на которой представлено около 100 работ актуальных дагестанских художников
«МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ВАЖНЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ СЕБЯ, РАЗГОВАРИВАЯ О, КАЗАЛОСЬ БЫ, ДАЛЕКОМ НАРОДЕ»
«Год назад мы стояли именно в этом зале — абсолютно черном, здесь были руины. И мы мечтали, что создадим здесь серию выставок из ваших собраний и с произведениями тех художников, с которыми вы очень активно работаете», — этими словами директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева открыла в минувший четверг новую экспозицию в галерее современного искусства, которая стала второй в серии совместных выставок изомузея с фондом «Марджани». Открылась серия в галерее «Хазинэ», где с 27 марта по 12 мая экспонировались работы уфимского художника Азата Миннекаева.
«Эта восточная палитра, о которой мы мечтали, уже второй раз возникает в наших залах в этом году, — продолжала Нургалеева, обращаясь к президенту фонда Рустаму Сулейманову. — Я знала, что эти проекты будут замечательными. На этой выставке представлено несколько абсолютно актуальных, абсолютно современных художников, и мы очень рады, что она открывается». Рад был событию и знаменитый меценат Сулейманов — в своей речи на вернисаже он подчеркнул, что выставка очень важна для Казани и Татарстана. К слову, год назад экспозицию на ура приняли в петербургской «Эрарте».
«Я думаю, что казанцы смутно представляют себе, что такое Дагестан и кто такие дагестанцы. Хотя в Казани дагестанский след определенно остался — ведь в доме Шамиля жила дочь купца Апакова Бибимарьямбану со своим мужем, третьим сыном имама Шамиля Мухаммед-Шафи Шамилем. У них родилась дочь, которая потом вышла замуж за революционера Мухаммед-Али Дахадаева по псевдониму Махач, в честь которого и названа Махачкала. Вот такие неожиданные и глубокие связи между Казанью и Махачкалой», — отметил Сулейманов, вызвав удивление на лицах приехавших на открытие выставки дагестанских художников.
Президент фонда «Марджани» добавил, что дагестанские богословы и дагестанские суфии имели очень крепкие связи с татарстанскими и башкирскими коллегами
Также президент фонда «Марджани» добавил, что дагестанские богословы и дагестанские суфии имели очень крепкие связи с татарстанскими и башкирскими коллегами. «И третья для меня очень важная нить — Лев Николаевич Толстой. Все мы помним его „Кавказского пленника“, „Хаджи Мурата“, многие через эти произведения знакомились с Кавказом. А Лев Николаевич, как известно, был студентом Казанского университета и поступал на восточный факультет», — напомнил Сулейманов.
Президент фонда «Марджани» отметил, что дагестанских художников, представленных на выставке, интересуют как бытовые вопросы, например почему забываются орнаменты, природные материалы заменяются бетоном, кирпичом, пластиком, джинсами, так и вопросы морали. «Дагестан — это по-прежнему высокодуховная страна, но в то же время там существуют взятки, казнокрадство, своячничество. Осознавая свою ответственность перед народом и перед собой, они говорят смело, искренне и интересно», — считает Сулейманов.
«На выставке мы видим размышления художников, очень современные по форме, но по содержанию в них прослеживается глубокая связь с землей, предками»
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он добавил, что поиск идентичности, отраженный в работах дагестанских художников, — важная тема для жителей Татарстана. «Приобретая что-то новое, стремясь к современному, гонясь за успехом, мы можем потерять что-то важное из своей идентичности, — уверен наш собеседник. — На выставке мы видим размышления художников, очень современные по форме, но по содержанию в них прослеживается глубокая связь с землей, предками. Проблема идентичности их тоже очень волнует. Это не специфическая татарская или дагестанская проблема, а вообще проблема современного человека. Налицо раскол в обществе — кто-то становится набожным человеком, кто-то гонится за бизнес-успехом, кто-то замыкается в себе, кто-то растворяется в чужих идеях. Такой проект для казанцев полезен — мы можем сделать какие-то важные выводы для себя, разговаривая о, казалось бы, далеком народе».
Сулейманов подчеркивает — современная форма искусства не должна становиться препятствием для восприятия. «Любое, даже самое удобоваримое искусство требует подготовки, образованности и работы над собой. Поэтому надо отучать людей от идеи, что искусство — это просто развлечение для глаз. Это в первую очередь пища для глаз и для ума. Это не сфера развлечений, а сфера интеллектуальных усилий», — считает президент фонда «Марджани».
«Такой проект для казанцев полезен — мы можем сделать какие-то важные выводы для себя, разговаривая о, казалось бы, далеком народе»
«СУПЕРТАУС» И «ЭТНОТЕХНО»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поговорила с куратором выставки Марией Филатовой об особенностях каждого представленного на выставке художника. Некоторые их работы можно было увидеть в музее современного искусства «Гараж» в Москве и на других выставочных площадках в России и мире. «Фигуратива (картины и скульптуры, похожие на реальные объекты, — прим. ред.) здесь достаточно мало, — говорит Филатова. — Дагестанские художники мыслят абстрактными образами, этому, видимо, способствует сама природа республики — горы, линии домов, которые строятся друг над другом, так что можно выйти на крышу дома. Народное искусство во многом формирует генетический код, который появляется в современном искусстве».
Эдуард Путерброт (1940–1993). Самый старший среди представленных художников, который оставил очень глубокий след в головах и душах мастеров следующих поколений. Вокруг Путерброта собралась компания из художников — Магомеда Кажлаева, Апанди Магомедова, Ибрагимхалила Супьянова, все они считают его духовным учителем. Путерброт был философом, теоретиком и художником-абстракционистом. На выставке он представлен графическими работами и двумя живописными из коллекции Кажлаева и Магомедова.
Ибрагимхалил Супьянов сначала пишет свое произведение, затем открывает книгу и находит там название, которое подходит работе
Магомед Кажлаев, Москва. Художник-абстракционист, активный участник квартирных выставок 1970-х годов. Кажлаев умеет разговаривать с космосом — он ловит вибрации и превращает их в линии и знаки на холсте. Это очень сложное искусство, которое надо не расшифровывать, а чувствовать душой. На выставке представлены его живописные работы и ранние работы с использованием текста.
Ибрагимхалил Супьянов, Махачкала. Показан ранними фигуративными работами и поздними абстрактными, которые называются совершенно неожиданно: «Лечебная книга», «Помню песню». Супьянов сначала пишет свое произведение, зачем открывает книгу и находит там название, которое подходит работе. Также на выставке представлены его трехмерные работы — одна из них называется «Дорожный знак». Это не автомобильный знак, а отсылка к нагромождению из камней и палок, которые ставили по пути следования отар овец и крупного рогатого скота, чтобы они не уходили с тропы.
У Апанди Магомедова есть серия «Посвящение кизяку», который служил топливом для дагестанских семьей
Апанди Магомедов, Махачкала. Работает с разными материалами — на выставке представлены его трехмерные и рельефные двухмерные объекты, которые созданы на холсте из палок, гвоздей, железных деталей. Он умеет работать с формой и заставлять абстрактную форму звучать определенным образом, из естественного и бытового создает искусство. Например, у Магомедова есть серия «Посвящение кизяку», который служил топливом для дагестанских семьей. Для сушки дагестанские женщины прикрепляли его к стенам дома и делали это очень красиво, что заметно и в работах Магомедова.
Аладдин Гарунов, Москва. Представлен работами из серии «Этнотехно» — «Пятикратная молитва», «На убой» и другими. Гарунов размышляет о современном мире с его глобализацией, стиранием национальных и религиозных особенностей. Массовая культура, питающая поп-арт, и этническая традиция — понятия во многом несовместимые, и к этой борьбе противоположностей обращается художник, доводя образы до чистой метафоры. Для серии «Этнотехно» он использовал современные этнографические фотографии и переводил их в живопись, используя резину, ковер, трансформируя фигуры. В пейзажах из этой же серии он использует холст, акрил и куски резины.
Аладдин Гарунов размышляет о современном мире с его глобализацией, стиранием национальных и религиозных особенностей
Наталия Мали, Лондон. Представлена большими фотографиями, посвященными Хазарскому каганату — древней империи, которая исчезла в IX веке по странному стечению обстоятельств. Мали создает сказку на эту тему, фотографируя себя и своих знакомых в царских, сказочных образах и антураже. Таким образом художница грезит об ушедшем прошлом. Также Мали работает в жанре перформанса, фотографии, видеоарта, участвует во многих выставках и ярмарках современного искусства.
Таус Махачева, Махачкала. Очень известная дагестанская художница, победительница множества международных конкурсов, чьи работы приобретаются крупнейшими музеями, внучка Расула Гамзатова. Несмотря на то, что она живет и работает в разных точках земного шара, 90% ее творчества посвящено Дагестану. Также она использует жанр перформанса, видеоарта, инсталляций, постоянно обращаясь к истории Дагестана и современным реалиям. Как и другие художники, она относится к ним очень уважительно, но заставляет задуматься о том, что очень хорошо, а что стоит поменять. На выставке представлены два видеоперформанса Махачевой. «Гамсутль» — это изображение истории Дагестана танцевальными фигурами на фоне старой крепости. «СуперТаус» — видео о роли женщины в жизни: героиня совершенно свободными движениями, которыми моет посуду и готовит пищу, сдвигает огромный валун с дороги.
Мурад Халилов представлен видеоартом и небольшим количеством живописи
Мурад Халилов, Махачкала. Представлен видеоартом и небольшим количеством живописи. На видео под названием «Кубачинская тишина» ничего не происходит, а в конце ролика слышны приглушенные голоса за стеной. Халилов смог поймать настроение улицы, которое проникает в душу. Вторая история — «Расстрел глиняных лошадей». В Махачкале закрыли ипподром, а лошадей перевезли и хотели расстрелять их за ненадобностью. В ответ на это художник реконструировал древний сюжет — вылепил из глины фигурки лошадей и попросил своего знакомого в костюме чиновника расстреливать их. Таким образом он сохраняет жизнь живым лошадям. Интересно, что после этого перформанса лошадей действительно оставили в живых.
Оценить, насколько потрясающи художники из Дагестана, можно уже сейчас — выставка в ГСИ продлится до 14 июля
«ЭТО ОЧЕНЬ СТИЛЬНО, АКТУАЛЬНО, СДЕЛАНО ВО ВКУСОМ»
Выставка стала возможной в Казани благодаря взаимодействию разных институций — фонда «Марджани», ГСИ во главе с заведующей Эльвирой Камаловой, ГМИИ РТ и министерства культуры РТ. Поддержал проект по сотрудничеству с фондом и президент РТ Рустам Минниханов. На открытии выставки замминистра культуры РТ Ленар Хакимзянов вручил Сулейманову нагрудный знак минкульта РТ «За достижения в культуре». Благодарили Сулейманова также ГМИИ РТ и дагестанские художники, а председатель творческого союза художников России в РТ Ильгизар Самакаев отметил, что до этого был не очень знаком с дагестанским искусством и шел на выставку с предвзятым отношением: «Но здесь я понял, что это очень стильно, актуально, сделано во вкусом, грамотно и профессионально».
Следующим совместным проектом фонда «Марджани» и ГМИИ РТ станет выставка русско-таджикского художника Александра Акилова, ее открытие планируется в начале сентября. Он закончил ВГИК, сейчас живет в Москве и Германии. «Мы будем показывать его живопись и фотографии. У него совершенно потрясающие фотографии и фильмы», — считает Филатова. Нургалеева же отмечает «абсолютно восточный, таинственный колорит» работ Акилова и особо выделяет «мелодичные, панорамные человеческие образы». А оценить, насколько потрясающи художники из Дагестана, можно уже сейчас — выставка в ГСИ продлится до 14 июля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.