«ЗА ЭТИ ГОДЫ ВИДНО ВОСХОЖДЕНИЕ ОРКЕСТРА НА ЭВЕРЕСТ»

Очередной концерт IX международного фестиваля им. Сергея Рахманинова «Белая сирень» принес публике много сюрпризов. Начались они со смены программы — вместо заявленных симфонических поэм Ференца Листа и Сергея Рахманинова там появилась Третья симфония Петра Чайковского. «Денис Леонидович должен улететь сразу после первого отделения, поэтому мы сделали такую рокировку, — объяснил журналистам художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский. — Во втором отделении мы будем играть Третью симфонию Чайковского, которую я здесь еще никогда не играл. Мы решили это сделать перед нашей записью всех симфоний Чайковского, так что я очень рад, что вы будете свидетелями этого события».

Денис Мацуев на пресс-подходе тоже выглядел весьма радостным. Чувствовалось, что он предвкушает международный музыкальный конкурс им. Чайковского, который пройдет в июне. «Приближающийся конкурс Чайковского… Чувствуете, химия идет, уже совсем рядом? Я надеюсь, у вас будут трансляции („Конечно!“ — кивнул Сладковский) этого незаурядного события. А ваш покорный слуга будет сидеть там в качестве председателя жюри», — добавил скромно Мацуев.

Журналисты мягко вернули пианиста из будущего в прошлое, попросив рассказать о его впечатлениях от «Белой сирени». «Это фестиваль самого первого класса, высочайшей пробы. Как вчера помню — в 2011 году сюда приехал Александр Борисович Рахманинов и своим появлением задал высокую планку проведения фестиваля. Сладковский его обаял, влюбил в себя, и он был поражен мастерством оркестра и его энергетикой. За эти годы видно восхождение оркестра на Эверест. Если посмотреть на афишу фестиваля, то его можно сравнить с любым самым звездным фестивалем. Я люблю сюда приезжать», — подчеркнул всемирно известный пианист.

Мацуев рассказал, что Сладковский был первым дирижером, который сыграл с ним все фортепианные концерты Рахманинова. Пианист добавил, что они с худруком ГСО РТ уже сыграли все возможные произведения Рахманинова: «Но каждый раз, когда мы играем вместе, это как в первый и в последний раз. Потому что мы идем на сцену как в последний раз».

УРОКИ ТАТАРСКОГО ОТ ВЕДУЩЕГО «КУЛЬТУРЫ» И РЕФОРМАТОРСТВО ЛИСТА

Первое отделение в результате рокировки оказалось целиком посвящено Мацуеву — давнему другу и творческому партнеру Сладковского. Вел концерт традиционно телеведущий Юлиан Макаров, который так часто приезжает в Казань, что уже стал здесь своим. И в своем выступлении он это подчеркнул, поприветствовав публику в стиле президента РТ Рустама Минниханова: «Хэерле кич, кадерле дуслар!» Далее он провел краткий ликбез по фигуре Ференца Листа, чей Второй концерт значился в программе: «Лист как явление в искусстве, наряду со своим старшим современником Бетховеном и младшим — Рахманиновым, сочетал в себе совершенно удивительные вещи: гениальный композитор и дирижер и величайший пианист. Он был музыкальным реформатором — добился первенства рояля, переложил для него шедевры многих композиторов. Фортепиано становится для него универсальным инструментом, который может передать и мощь оркестра, и певучесть человеческого голоса».

Чтобы подтвердить эти слова на практике, на сцену вышли Мацуев и Сладковский. «Мы репетируем всю жизнь, потому что часто выступаем на сцене. Момент репетиций для нас — это проверка чувства локтя, потому что все основное происходит во время концерта», — говорил на пресс-подходе пианист. И действительно, с первых же нот совместного исполнения в воздухе возникает какая-то необъяснимая магия. Напористый мацуевский пианизм дополняется уверенным звучанием оркестра. Сладковский и Мацуев выступают абсолютно на равных, добиваясь исключительной точности и чистоты звука, вдвоем справляясь с невероятными, космическими перегрузками второго раздела.

В третьем разделе солирующая виолончель невероятно певуча. Таков и рояль Мацуева. Два инструмента слово ведут интимный и доверительный разговор, полный чувства и нежности. Позже рояль становится более эмоциональным, и оркестр Сладковского великолепно приподнимает эту эмоциональность, подчеркивая ее трепещущими струнными. Многоцветная фактура концерта подчеркнута деликатным звучанием деревянных духовых и особой певучестью скрипок.

В Казани Мацуев играет особенно легко и уверенно благодаря многолетнему доверию между ним и Сладковским. Пианист уже давно говорит, что чувствует себя в Казани как дома, и на сцене ГБКЗ это отчетливо видно. Неподдельное удовольствие от работы с худруком ГСО РТ сквозит во всех его движениях, почти невесомых и в то же время четких и экспрессивных. Весь концерт чувствуется, что Сладковский и Мацуев находятся в абсолютной гармонии — как по интерпретации музыкального материала, так и по уровню экспрессии. Кажется, разбуди их ночью — сыграют без единой заминки. Та же слаженность видна и у музыкантов оркестра — чувствуется, что они слушают не только дирижера, но и друг друга, поэтому им удается с блеском исполнять даже самые сложные партии. Это результат безупречной дисциплины Сладковского, которой восхищаются как местные критики, так и западные всемирно известные солисты.

«Я ВСЕГДА ИЩУ В ЧЕТВЕРТОМ КОНЦЕРТЕ КАКИЕ-ТО ПОТУСТОРОННИЕ ГЛУБИНЫ»

В Четвертом концерте Рахманинова сыгранность Сладковского и Мацуева проявила себя в полной красе. Контрастная первая часть была исполнена настолько страстно и виртуозно, что в паузе зрители не удержались от аплодисментов. Распевная, лирическая средняя часть прозвучала со всей глубиной и певучестью, доступной музыкальным инструментам. Мацуев вел тихий и таинственный разговор с роялем, а Сладковский идеально балансировал между пиано и форте, подчеркивая соло Мацуева. Нужно особое мастерство, чтобы добиться деликатнейшего пиано и пианиссимо — и оркестр Сладковского его достиг. Нежно касаясь музыкальной ткани, маэстро словно подставляет ее солнцу, и в его руках она переливается, искрится, играет всеми своими цветами. Она яркая и насыщенная, эмоциональная, словно картина импрессиониста.

В скерцозном финале Сладковский идеально выстраивает стремительный ритм, который не смазывает фактуру, а только добавляет ей выразительности и экспрессионистской жесткости. Виртуозная игра Мацуева и оркестра не уступают друг другу, а порой ставят новые рекорды музыкального мастерства. «И по сей день этот Четвертый концерт остается, по большому счету, неизведанным. Я всегда ищу там какие-то потусторонние глубины вместе с маэстро и оркестром. Я его обожаю, это один из моих самых любимых концертов», — поделился с журналистами Мацуев. И это действительно чувствовалось — и неподдельное удовольствие от игры, и удивительные музыкальные открытия, которые совершались здесь и сейчас. Как бы извиняясь за свое отсутствие во втором отделении, Мацуев сыграл на бис аж три произведения, и это был второй сюрприз за вечер: «Экспромт №3» Шуберта, скерцо из третьей сонаты Бетховена и «Революционный этюд» Скрябина. Стоит ли говорить, что после такого феерического выступления зал утопал в аплодисментах, а Мацуев — в цветах.

ПЛАНЫ НА ЛЕТО ГСО РТ И ПЛЯСКИ В СТАНЕ ТАМЕРЛАНА

Во втором отделении Макаров официально объявил, что летом ГСО РТ запишет диски со всеми симфониями Чайковского, с Первой по Шестую, а также симфонию «Манфред» три фортепианных концерта, скрипичный концерт, «Вариации на тему рококо» и «Концертную фантазию». Запись пройдет с 14 по 28 июля в ГБКЗ им. Сайдашева, бокс-сет выйдет на влиятельном лейбле Sony Classic. «Солистами станут победители конкурса имени Чайковского разных лет. Назову только одно имя — Борис Березовский, и уровень уже станет понятен. И сегодня с вашей помощью не на репетиции, а при живом дыхании зала оркестр соприкоснется с не самой часто исполняемой Третьей симфонией Чайковского», — сказал ведущий.

Исполнение симфонии показало, в какой отличной форме находится оркестр Сладковского. Лирические моменты звучат невесомо и виртуозно, а стремительные — не теряют изящества. Звук настолько точно настроен маэстро Сладковским, что точно бьет в сердце каждого слушателя. Мощь оркестра окутывает зал, словно удивительное музыкальное облако, и, надышавшись этим воздухом, уже не уйдешь оттуда прежним. Внимание Сладковского к деталям позволяет ему добиться невероятной выразительности от всех групп инструментов. Маэстро глубоко прорабатывает каждый мотив и каждую симфоническую фигуру, которые образуют мастерски слитое единое целое. Одновременно это очень чувственная проработка — высокое техническое мастерство не мешает музыкантам ярко и выпукло рисовать все эмоциональные оттенки.

Нельзя не отметить удивительную синхронность оркестра и дирижера — они находятся в такой гармонии, что словно читают мысли друг друга. Каждое движение музыкантов выверено и отлажено, словно идеальный музыкальный механизм, но отнюдь не механистично, а наполнено глубоким пониманием и чувством музыки, которую они играют. И это еще одна из причин, почему ГСО РТ вновь и вновь гремит на международных фестивалях и в мировых столицах. Ликующий финал симфонии прозвучал словно победная песнь оркестра — да, позади много тяжелой работы, но сейчас мы счастливы играть перед вами на самом высоком уровне и не собираемся останавливаться.

Следом, разумеется, грянули овации, но зрителей ждал еще один сюрприз. На бис оркестр сыграл «Пляску скоморохов» Чайковского из музыки к весенней сказке Островского «Снегурочка», что только утвердило вышеописанную синхронность. Во время исполнения произведения Сладковский даже не дирижировал, а просто управлял музыкантами одним взглядом и пританцовывал, вызывая улыбки у музыкантов и слушателей (некоторые даже не сдержались и немедленно поаплодировали).

Вечер был бы не полным без знаменитого «Стана Тамерлана» Александра Чайковского — визитной карточки ГСО, исполняемой оркестром на множестве фестивалей в различных точках земного шара. И Сладковский это почувствовал. «Это уже проверенное оружие, которое стреляет всегда только в яблочко. Мы проверяли во всех возможных залах — от „Мюзикферайн“ до пермских Березников, и реакция людей совершенно однозначная. Это та самая музыка, которая играет на струнах любого, даже самого безразличного, слушателя», — говорил Сладковский в материале для «БИЗНЕС Online». И действительно, после такого биса и последнего на этом концерте сюрприза публика просто взорвалась криками и аплодисментами, ликование было неподдельным — как из партера, так и с балкона.

Однако это была только кульминация фестиваля, а впереди еще два концерта. 4 июня за дирижерский пульт встанет маэстро Армо Вольмер, который выступал в Большом театре, Финской и Норвежской национальных операх, Сиднейском и Мельбурнском национальных театрах. Солисткой выступит победительница международного конкурса им. Шопена Юлианна Авдеева. В программе — Первый концерт Чайковского и «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля.