Мастерские по ремонту одежды и техники, популярные в СССР, сегодня отличают быт развитого капитализма. Блогер «БИЗНЕС Online» Николай Атласов в своем обзоре австрийской столицы от первого лица рассказывает, как Вена поддерживает идеологию отказа от переработки ресурсов в отходы и старается по минимуму использовать мусоросжигательные заводы, которых в городе целых три.
Панорама австрийской столицы
ВЕНА ПЕРЕРАБАТЫВАЕТ ПОЛОВИНУ ОТХОДОВ, НО ЭТОГО МАЛО
Вена уже много лет входит в лидирующую группу всевозможных мировых рейтингов по качеству жизни. Одним из показателей, влияющих на высокую позицию столицы Австрии, является чистота города. Вена давно значится в списках самых чистых городов Европы, несмотря на влияние ряда неблагоприятных факторов — таких как круглогодичное пребывание в городе огромного количества туристов и недавний наплыв нелегальных мигрантов. В этом контексте система организации обращения с отходами в Вене представляет особый интерес.
Австрия – небольшая страна даже по европейским меркам, поэтому вопросу обращения и утилизации отходов здесь уделяется огромное внимание, а в вопросах регулирования и управления отраслью важную роль играют федеральное и земельные (региональные) правительства, а также европейские директивы и регламенты. Австрийская столица обладает статусом субъекта федерации, поэтому администрация полностью контролирует процесс обращения с отходами на своей территории на всех его этапах. В структуру исполнительной власти города входят 59 департаментов, отвечающих за различные отрасли. Они известны не по своим названиям, а по номерам, и сфера обращения с отходами, как и уборка города, находятся в ведении 48-го муниципального департамента. В этой отрасли городского хозяйства работают более 3,5 тыс. человек.
Мусоросжигательный завод Шпиттелау в дизайнерском исполнении Хундертвассера
Хотя 48-й департамент является органом исполнительной власти, он функционирует как предприятие и имеет доходные статьи в структуре своего бюджета. В собственности департамента находятся мусорные полигоны, предприятия по первичной переработке отходов и по выработке газа из биотоплива. 48-й департамент также плотно контролирует три городских мусоросжигательных завода, вырабатывающих электричество и тепловую энергию для муниципальных сетей. Завод Шпиттелау, в частности, получил широкую известность благодаря не столько своей системе безопасности, сколько оригинальному внешнему дизайну.
Австрия является одним из европейских лидеров по переработке отходов. В настоящее время эта страна перерабатывает 63% внутренних отходов, хотя есть региональные особенности. Непосредственно в Вене доля перерабатываемых отходов составляет 49%, в то время как в западно-австрийском регионе Форарльберг – около 70%. Именно мусоросжигательные заводы не позволяют городу выйти на первые позиции среди австрийских регионов, поскольку значительная часть мусора сжигается в их печах. Если говорить только о бытовых отходах, то, согласно данным Евростата, лишь 1% закапывается на мусорных полигонах, 39% (органика) перерабатывается в компост, 30% (неорганические отходы) перерабатывается во вторичное сырье и столько же сжигается.
Контейнеры для раздельного сбора мусора в Естественно-историческом музее Вены
АВСТРИЙЦЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ ПОНОШЕННОЕ
Несмотря на развитые технологии мусоросжигания, руководство 48-го департамента четко следует принципу: самый простой метод избавления от отходов не есть самый эффективный. Вена вынуждена адаптировать под современные экологические требования наследие прошлых десятилетий, когда Европа в условиях быстрого роста потребления увлеклась сжиганием мусора, надеясь найти самый быстрый и эффективный способ утилизации. Издержки этого метода стали очевидными относительно недавно. Именно поэтому Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС), занятое среди прочего мониторингом качества воздуха, настойчиво рекомендует правительствам европейских стран постепенно отказаться от мусоросжигательных заводов. Невозможность закрыть их вынудила руководство австрийской столицы пойти на глубокую, дорогостоящую, но необходимую модернизацию. При этом в 48-м департаменте жестко придерживаются приоритета переработки отходов. Там невозможны ситуации вроде нашей, когда инвестор будущего мусоросжигательного завода в Казани и связанный с ним регоператор обвиняют сторонников раздельного сбора отходов в том, что последние якобы незаконно «обезжиривают» отходы инвестора. С точки зрения австрийцев, сжигать пластик, бумагу, древесные и прочие пригодные к переработке отходы просто нерационально.
Раздельный сбор отходов давно и успешно внедряется по всей территории Австрии в рамках федеральной программы, хотя в каждом регионе допускаются свои особенности. Чаще всего выделяют 6 фракций: стекло, металл, бумагу, пластик, органические и несортируемые отходы. Во многих общественных местах Вены установлены также раздельные контейнеры для белого и цветного стекла. Селективным сбором охвачен весь жилой сектор столицы Австрии, которая еще в 2010 году была удостоена европейского титула «Город, максимально приблизившийся к устойчивому управлению отходами».
Контейнер для раздельного сбора белого и цветного стекла в одном из парков Вены
Впрочем, австрийцы, как и многие другие продвинутые европейцы, уже давно поняли, что кардинальное решение проблемы отходов возможно лишь путем сокращения объемов их образования. Они поняли, что нужно бороться с издержками потребительской культуры: в Вене даже сформировалось общественное движение против чрезмерного потребления, и городские власти приветствуют его идеи. В 2006 году в Вене стартовала программа по сокращению отходов. Она поддерживает такие инициативы, как, например, создание мастерских по ремонту бывшей в употреблении одежды, обуви и бытовой техники. Кроме того, власти города дали зеленый свет блошиным рынкам – не для туристов, охотящихся за раритетами и ретроодеждой, а для своих граждан, настроенных на использование бывших в употреблении вещей.
КАК ИЗ МСЗ СДЕЛАЛИ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАГНИТ
Вся эта деятельность во многом отражает философию внедрения в урбанизированное техногенное пространство элементов живой природы. Такой подход был характерен и для известного австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера, чьим самым знаменитым творением стал многоквартирный жилой дом в венском районе Вайссгербер. Дом необычной архитектуры и окраски отличается множеством зеленых насаждений на фасаде и крыше. Хундертвассеру также поручили разработку внешнего дизайна мусоросжигательного завода Шпиттелау.
Мусоровоз на улицах Вены
Завод действительно впечатляет своим внешним видом. Он расположен недалеко от исторического центра, в непосредственной близости от крупного транспортного узла. Рядом с заводом – один из корпусов Университета Вены.
Осматривая экстерьер Шпиттелау, я пришел к мысли, что необычный и веселый дизайн от Хундертвассера далеко не случаен. Дело в том, что в 1980-х годах прежний мусоросжигательный завод на этом месте пострадал от пожара, ЧП вызвало большой резонанс и вопросы к безопасности предприятия. Тогда было принято решение о реконструкции завода по новейшим технологиям экологической безопасности. Однако такой подход при всей его дороговизне не снял полностью проблему доверия населения — она носила скорее психологический характер. Веселые архитектурно-художественные приемы Хундертвассера, контрастная окраска основного корпуса призваны были снизить чувство тревоги у людей. Вероятно, это удалось – завод действительно стал центром притяжения, в первую очередь туристов.
Знаменитый дом Хундертвассера в Вене
Не стоит, однако, забывать главного: руководство Шпиттелау вернуло доверие людей не только новейшими технологиями, но и открытостью предприятия. На завод водят туристов, информация о составе и количестве выбросов предприятия открыта и контролируется независимыми инстанциями. Сама территория завода хорошо просматривается с пешеходной эстакады, прилегающей к транспортному узлу.
Будет ли мусоросжигательный завод в Казани таким же технологически продвинутым, экологически безопасным, открытым для публики? Если верить СМИ, инвестор предприятия засекретил часть технической документации, на контакт с общественностью идет очень сложно. Неизвестно пока, смогут ли желающие «туристы» посетить МСЗ или предприятие огородят бетонным забором с колючей проволокой.
Николай Атласов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.