В череде рейтингов влиятельных фигур в той или иной отрасли, которые регулярно составляет «БИЗНЕС Online», этот особенный. Мы не стали ранжировать наших героев, ибо какая может быть «влиятельность» в небе? В череде рейтингов влиятельных фигур в той или иной отрасли, которые регулярно составляет «БИЗНЕС Online», этот особенный. Мы не стали ранжировать наших героев, ибо какая может быть «влиятельность» в небе? Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАК КТО ЖЕ ЛЕТАЕТ В ТАТАРСТАНЕ?

В череде рейтингов влиятельных фигур в той или иной отрасли, которые регулярно составляет «БИЗНЕС Online», этот особенный. На сей раз мы не стали ранжировать наших героев, ибо какая может быть «влиятельность» в небе? Там все равны и подчиняются суровым законам аэродинамики и летной дисциплины. Президент РТ в небе не более чем берущий уроки новичок, вместе с тем у каждого любителя есть шанс вырасти, к примеру, до пилота бизнес-джета.

Но мы все же разделили наших героев на группы (сразу подчеркнем, градация в ряде случаев достаточно условна). В первой — известные люди, которые летают, не будучи профессиональными пилотами. Они во многом подают пример, формируют моду на авиацию. Во второй — действующие профессионалы: пилоты, имеющие летный опыт, руководители авиапредприятий. В третьей — так скажем, любители в степени фанатов неба и инструкторы, приобщающие людей к авиации. Наконец, в четвертой — наши уважаемые ветераны отрасли, бывшие гражданские и военные пилоты, а также экс-испытатели. Общее условие для персоналий — все они должны быть в какой-то мере знаковыми для отрасли. Блюдя небесную демократию, мы расположили наших героев в алфавитном порядке.

По нашим данным, Альберт Каримов с детства мечтал о небеФото: «БИЗНЕС Online»

ПРЕЗИДЕНТЫ, МИНИСТРЫ, БИЗНЕСМЕНЫ…

Как говорится, неплохо устроился начальник НГДУ «Азнакаевнефть» Марат Залятов: утверждают, что на работу он летает из дома в Альметьевске на собственном самолете — «Аэропракте». Залятов сделал большое дело — стал одним из учредителей аэроклуба в нефтяной столице РТ.

Вице-премьер РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов вообще любитель экстрима, например яхтинга. По нашим данным, он с детства мечтал о небе. Необходимые часы практики начал наматывать в Татарстане, а в конце 2018 года в одной из московских летных школ получил пилотское удостоверение и теперь в плотном рабочем графике старается найти возможность летать на легких вертолетах.

По нашим сведениям, пилотских «прав» у Минниханова нет, но он не раз брал практические уроки у профессионалов, в том числе у Тима Такера По нашим сведениям, пилотских «прав» у Минниханова нет, но он не раз брал практические уроки у профессионалов, в том числе у Тима Такера Фото: «БИЗНЕС Online»

Президент РТ Рустам Минниханов известен своим неравнодушием к технике. По нашим сведениям, пилотских «прав» у него нет, но он не раз брал практические уроки у профессионалов, в том числе у шеф-пилота Robinson Helicopter Company, пилота-испытателя федеральной авиационной администрации США Тима Такера.

Генеральный директор московского АО «Девелоперская корпорация „Антей“» Владимир Осташко затеял создать в Татарстане авиадеревню по западному образцу и думает перебраться в республику на ПМЖ. В детстве он хотел стать военным летчиком, но из-за хоккейной травмы путь в летное училище оказался закрыт. Однако мечта не умерла: в 59 лет (сейчас ему 64) освоил пилотирование одно- и двухдвигательных самолетов, а в 60 — вертолета. В собственности бизнесмена — самолеты Tecnam P2002 Sierra, Tecnam P2006T, вертолеты Robinson R-44 и Ми-2.

Легкими самолетами управляет генеральный директор АО «Казанская ярмарка» Лев Семенов Легкими самолетами управляет генеральный директор АО «Казанская ярмарка» Лев Семенов Фото: «БИЗНЕС Online»

Легкими самолетами управляет генеральный директор АО «Казанская ярмарка» Лев Семенов. По образованию он инженер-механик, окончил КАИ.

Бывший заместитель полномочного представителя РТ в РФ, экс-советник премьер-министра РТ, экс-директор департамента управления делами и имущественным комплексом «Росатома», генеральный директор работающего на космос ростеховского ОНПП «Технология» Андрей Силкин летает на Ми-2, Robinson R-22  и R-44.

Андрей Силкин летает на Ми-2, Robinson R-22 и R-44 Андрей Силкин летает на Ми-2, Robinson R-22 и R-44 Фото: tatarstan.ru

Казанец Константин Тимофеев — пример того, как банкир может стать летчиком настоящей пилотажной группы. В 1994 году он окончил КФЭИ и возглавил аналитическое управление Волжско-Камского акционерного банка, потом его пригласили на пост председателя правления ИнтехБанка, в 2011-м был назначен председателем комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства мэрии Москвы. Но в минувшем декабре подал в отставку ради авиапромовской должности: сегодня Тимофеев — старший вице-президент по операционной деятельности АО «Гражданские самолеты Сухого». Работая в коммерческих компаниях, он параллельно окончил Вяземский учебно-авиационный центр, Ульяновский институт гражданской авиации и Московский авиационный институт. Освоил самолеты L-39, PA 46, EMB 550, причем настолько успешно, что его приняли в пилотажную группу «Русь» (летает на реактивных L-39, постоянный участник воздушных шоу в России и Европе), которую, по всей видимости, еще и частично спонсирует. В составе группы экономист в 2018 году летал и в Казани на недавнем празднике «Я выбираю небо».

Министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин — еще один VIP-экстремальщик. Известна его страсть к мотоциклам. Но этого ему мало. Ирек Энваровач владеет легким самолетом А-20 PAO171G украинской разработки и производства. Правда, говорят, в последнее время он не летает — на ремонте.

Нужды бизнеса подтолкнули экс-гендиректора «Красного Востока» Айрата Хайруллина купить несколько вертолетов — надо посещать сельхозугодья Нужды бизнеса подтолкнули экс-гендиректора «Красного Востока» Айрата Хайруллина купить несколько вертолетов — надо посещать сельхозугодья Фото: «БИЗНЕС Online»

Нужды бизнеса подтолкнули экс-гендиректора «Красного Востока» Айрата Хайруллина купить несколько вертолетов — надо посещать сельхозугодья, но депутат Госдумы РФ и сам управляет вертолетом. Летать научился в 2004 году и сегодня садится в пилотское кресло не только популярного у любителей Robinson R44, но и «серьезного» Bell 407.

И такой занятный момент: на очень пижонской двухмоторной Cessna 421 летал в Куркачах предприниматель Григорий Шапиро (Водно-промышленная компания). Правда, сейчас он в бегах, а машина продана в Краснодарский край.

Генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев (слева) начал свой путь в небо в махачкалинском аэроклубе Генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев (слева) начал свой путь в небо в махачкалинском аэроклубе Фото: tatarstan.ru

ПРОФЕССИОНАЛЫ НАДЕВАЮТ БОТИНКИ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ НОГИ

Фаиль Загидуллин возглавляет авиацию МВД по РТ. Он и его подопечные летают на вертолетах Ка-226, «Ансат-К» и Ми-8АМТ.

Генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев начал свой путь в небо в махачкалинском аэроклубе. Школьный выпускной вечер совпал с первым самостоятельным полетом. В конце 90-х за $25 тыс. купил в Молдавии Як-12 1957 года выпуска — такой же, на котором учился летать. Сегодня это самый раритетный олдскульный самолет в РТ.


Мегапрофессионалом называют пилота бизнес-джетов авиакомпании «Тулпар» Эдуарда Калимуллина. Если какой-то сложный полет за границу, то это к нему.

Весьма известен в авиационных кругах, в том числе виртуозностью управления вертолетом, экс-начальник авиации МВД по РТ и до недавнего времени начальник аэроклуба ДОСААФ РТ Фларит Мавлеткулов. Его любимая машина — Ка-226.

Весьма известен в авиационных кругах, в том числе, виртуозностью управления вертолетом экс-начальник авиации МВД по РТ и до недавнего времени начальник аэроклуба ДОСААФ РТ Фларит Мавлеткулов Весьма известен в авиационных кругах, в том числе виртуозностью управления вертолетом, экс-начальник авиации МВД по РТ и до недавнего времени начальник аэроклуба ДОСААФ РТ Фларит Мавлеткулов Фото: «БИЗНЕС Online»

Должность Василия Мирошникова лучше всего говорит о его профессиональных навыках — он командир экипажа президента Татарстана. До него на этом месте работал Валерий Портнов. Последний — один из самых авторитетных авиаторов Татарстана. Окончив в 1980 году Краснокутское летное училище гражданской авиации, Портнов прошел в Казани все ступени авиационной карьерной лестницы, начиная со второго пилота Ан-2 и до генерального директора авиакомпании «Татарстан» (декабрь 2009-го — декабрь 2010-го). Сегодня он командир эскадрильи, занимающейся перевозками высших должностных лиц РТ, компании «Авиасервис».

Валерий Портнов прошел в Казани все ступени авиационной карьерной лестницы, начиная со второго пилота Ан-2 и до генерального директора авиакомпании «Татарстан» Валерий Портнов прошел в Казани все ступени авиационной карьерной лестницы, начиная со второго пилота Ан-2 и до генерального директора авиакомпании «Татарстан» Фото: tatarstan.ru

Восходящей звездой называют испытателя Казанского вертолетного завода (КВЗ) Сергея Прияткина.

Петр Трубаев — аксакал отрасли и генеральный директор авиакомпании «ЮВТ Аэро». Трудовую деятельность он начал по окончании Бугурусланского летного училища гражданской авиации в Бугульминском авиапредприятии в 1979 году. В пилотские суеверия не верит, но все-таки перед полетом обувь предпочитает надевать с определенной ноги, с какой — не говорит.

Аксакал отрасли и генеральный директор авиакомпании «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев. В пилотские суеверия не верит, но все-таки перед полетом обувь предпочитает надевать с определенной ноги, с какой — не говорит Петр Трубаев — аксакал отрасли и генеральный директор авиакомпании «ЮВТ Аэро». В пилотские суеверия не верит, но все-таки перед полетом обувь предпочитает надевать с определенной ноги, с какой — не говорит Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще один патриарх — председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» (ТАГ) Азат Хаким. Его с полным правом можно назвать одним из первых российских авиабизнесменов. Начинал с Як-40, арендованного у ОКБ «Сокол», где трудился испытателем, а сегодня — глава группы компаний. На одном из недавних авиапромышленных мероприятий Минниханов рекомендовал Азата Муртазовича как успешного предпринимателя, типа «где Хаким — там верный успех». Отметим, что ТАГ спонсирует авиационное образование ребят в казанском лицее №83, несколько тамошних подростков уже окончили планерную школу. «Если два-три летчика вырастут — уже результат», — говорит Хаким.

Перечень профессионалов отрасли был бы неполным без Василя Ханафиева, который воспитал немало местных летчиков. Он выпускник Калужского летного училища и Ульяновского высшего авиационного училища, в 2007–2012 годах возглавлял авиационный учебный центр «Авиатор», что в Куркачах. Сегодня Ханафиев трудится вторым пилотом бизнес-джета Challenger 350 в «Тулпар Эйр», а также представляет Татарстан в Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА-Россия).

Азата Хакима с полным правом можно назвать одним из первых российских авиабизнесменов Азата Хакима с полным правом можно назвать одним из первых российских авиабизнесменов Фото: «БИЗНЕС Online»

ЛЕТАТЬ КАК ДЫШАТЬ

Летчик-инструктор и общественник казанского аэроклуба Сергей Борзенков — обладатель редкостного для наших краев самолета, пилотажного биплана Skybolt. Но главное не это, а то, что Сергей Юрьевич возглавляет центральный детский дом творчества им. Чкалова и по собственным программам 30 лет ведет кружок «Пилот-конструктор».

Виктора Ермоленко, одного из основателей (вместе с Михаилом Невельским) фирмы «МВЕН», проектирующей и строящей легкие самолеты, а также парашютные системы их спасения, кажется, можно отнести ко всем категориям татарстанских пилотов: он и конструктор, и практикующий пилот (придерживается принципа «конструктор обязательно должен уметь летать»), и ветеран отрасли, и ее пропагандист. Высшего уважения достойно то, что человек занимался любимым делом в самые сложные времена и добился своего: сегодня сельхозсамолет Т-500 пошел в серию, а парашютные системы от МВЕНа регулярно спасают жизни пилотов.

Сергей Борзенков  (справа) возглавляет центральный детский дом творчества им. Чкалова и по собственным программам 30 лет ведет кружок «Пилот-конструктор» Сергей Борзенков  (справа) возглавляет центральный детский дом творчества им. Чкалова и по собственным программам 30 лет ведет кружок «Пилот-конструктор» Фото: «БИЗНЕС Online»

Валерий Карташев известен прежде всего как бывший замгендиректора КВЗ и идеолог создания вертолета «Ансат». Но, как выясняется, Валерий Борисович на седьмом десятке лет пошел в АУЦ «Авиатор» и выучился на пилота вертолета. Раскроем небольшую тайну: сегодня на мощностях МВЕНа он строит собственный сверхлегкий вертолет.

Есть люди, чьими, казалось бы, незаметными усилиями снизу и живет авиация. Один из таких подвижников — Иван Лямин. Он автор и двигатель татарстанской программы «Страна Авиация» — ведет в школах РТ профориентационную программу по привлечению детей в авиацию. Школьники проходят настоящую подготовку на самолетах, планерах и прыгают с парашютом. Каково это для мальчишки!.. Естественно, Лямин и сам пилот, например освоил пилотирование Як-52, спортсмен-планерист и летчик-инструктор.

Директору АУЦ «Авиатор» Юрию Мищенко предстоит непростая борьба за то, чтобы центру вновь разрешили готовить пилотов-любителей. Напомним, после катастрофы Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» подавляющему большинству таких учебных заведений запретили готовить пилотов.

Еще один фанат летного дела — Радик Туйкин. Он представляет в нашем списке сверхлегкую авиацию: дельталетчик и дельтапланерист Туйкин руководит в Казани профильным клубом «Икар».

Директор авиакомпании «Вектор» Марат Фазлеев — хозяин стратегически значимого для татарстанской малой авиации места — самого ближнего к Казани аэродрома. Называется он Вишневка и давно стал домом для казанских любителей авиации. Это в районе Советского района столицы РТ, в 500 м от поселка Привольного, в 2 км от Богородского и в 1 км от трассы Казань – Мамадыш. «Вектор», в отличие от АУЦ «Авиатор», специализируется на сверхмалых воздушных судах.

Один из известных любителей неба — бывший гендиректор Казанского авиазавода Наиль Хайруллин Один из известных любителей неба — бывший гендиректор Казанского авиазавода Наиль Хайруллин (справа) Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Один из известных любителей неба — бывший гендиректор Казанского авиазавода Наиль Хайруллин. Как-то его попросили раскрыть секрет хорошей формы, он ответил: «Садишься в самолет и крутишь фигуры высшего пилота­жа: то ноги к ушам, то уши в ноги». Шеф-пилот завода Михаил Ковбасенко (увы, ныне покойный) обучил Наиля Гумеровича управлению Як-18 и L-29. Также Хайруллин летает на планере.

Единственная женщина в нашем перечне — президент федерации планерного спорта РТ, двукратная чемпионка России Лариса Хамитова. Она говорит, что небо было ее мечтой с детства. Летает с 1987 года. Лариса отмечает, что сегодня спорт требует немалых денег и она благодарна Советскому Союзу за то, что бесплатно обучил и открыл дорогу в небо. Могут ли так сказать сегодняшние мальчишки и девчонки?

За то же переживает и председатель федерации спорта сверхлегкой авиации РТ, руководитель Альметьевского аэроклуба Владимир Чупарков.

С ТУ-160 НА ЛЕГКИЙ САМОЛЕТИК

Наконец, скажем о наших уважаемых ветеранах. До недавнего времени работал начальником управления режима и контроля департамента безопасности Ак Барс Банка полковник в отставке Марсель Бигеев, в прошлом — пилот Ми-24, во время войны в Афганистане — командир 181-го отдельного вертолетного полка.

С особой теплотой казанские авиаторы отзываются о бывшем старшем летчике-испытателе Казанского авиазавода Алексее Буряченко. В свое время он был в Куркачах инструктором у многих начинающих пилотов. «Несмотря на то что был занят в большой авиации (Ту-22М3, Ту-160), он никогда не забывал малую авиацию и всегда, когда его просили, помогал. Говоришь ему: „Алексей Алексеевич, надо самолет облетать“. „Буду в выходные“, — отвечает. И дело совершенно не в деньгах — все было, так скажем, на дружественных началах, — говорит один из местных авиаторов. — Легендарная личность! И как человек — человек, и специалист высшего класса».

Нельзя не упомянуть и его коллегу по заводу — летчика-испытателя 1-го класса Виктора Короткова, летавшего на таких машинах, как Ту-22М3, Ту-160, Ил-62. Что интересно, летал до последнего, когда был уже в солидном возрасте. Сегодня Виктор Алексеевич — военпред на КАЗе.

Вряд ли надо представлять Газинура Хайруллина — второго пилота того самого кандагарского экипажа и экс-гендиректора авиакомпании «Татарстан» Вряд ли надо представлять Газинура Хайруллина — второго пилота того самого кандагарского экипажа и экс-гендиректора авиакомпании «Татарстан» Фото: tatarstan.ru

Вспомним также поднявшего в небо «Ансат» летчика-испытателя КВЗ Виктора Русецкого: сегодняшнее, можно сказать, триумфальное шествие данного вертолета — это во многом его заслуга.

В КАИ работает ведущим инженером отдела технических средств обучения Сергей Степанов — пилот 1-го класса, замкомандира вертолетного полка в Афганистане, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС. Он и его товарищи забрасывали с неба аварийный реактор в первые дни катастрофы.

Вряд ли надо представлять Газинура Хайруллина — второго пилота того самого кандагарского экипажа и экс-гендиректора авиакомпании «Татарстан».

Экс-главу Татарского управления Росавиации Шавката Умарова небезосновательно называют крестным отцом всей малой авиации РТ Экс-главу татарского управления Росавиации Шавката Умарова небезосновательно называют крестным отцом всей малой авиации РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Бывшего главу татарского управления Росавиации Шавката Умарова небезосновательно называют крестным отцом всей малой авиации РТ. За счет деятельности Шавката Абдулхаевича управление считалось очень прогрессивным, именно благодаря ему здесь буквально расцвела малая авиация. Умаров, к примеру, организовал АУЦ «Авиатор», который дал путевку в небо более чем 200 пилотам.

***

Что симптоматично, почти все эксперты, с которыми корреспонденты «БИЗНЕС Online» общались в ходе подготовки этой статьи, говорили: «Обязательно скажите о Владимире Николаевиче». Речь идет о патриархе местных авиаторов Владимире Николаевиче Хусаинове (увы, ныне покойном) — бывшем руководителе Казанского объединенного авиаотряда, шеф-пилоте экипажа Хо Ши Мина «и прочая и прочая».

Понятно, что мы не можем рассказать обо всех авиаторах Татарстана — действующих и былых, поэтому будем благодарны нашим читателям за уточнения, которые обязательно учтем при подготовке материалов на авиационные темы.