Галина Березина: «Если сейчас Россия не обернется лицом к истокам человечества, чуть позже нас просто задавят китайцы. Товары оттуда уже полностью обесценили ручной труд русского человека-ремесленника» Галина Березина: «Если сейчас Россия не обернется лицом к истокам человечества, чуть позже нас просто задавят китайцы. Товары оттуда уже полностью обесценили ручной труд русского человека-ремесленника»

«МЫ ЗАБЫВАЕМ ГЛАВНОЕ — КТО МЫ, КУДА И ОТКУДА»

— Галина Александровна, какой целью вы задаетесь в первую очередь, возглавляя центр ДПИ?

— Я прежде всего пропагандирую народное творчество, поэтому всегда стараюсь принимать участие в городских и республиканских праздниках, всероссийских выставках, когда есть возможность. Я понимаю, что моя деятельность очень трудозатратна, но, считаю, за народными ремеслами — будущее. Если сейчас Россия не обернется лицом к истокам человечества, чуть позже нас просто задавят китайцы. Товары оттуда уже полностью обесценили ручной труд русского человека-ремесленника. Мы забываем главное — кто мы, куда и откуда.

— Сколько сейчас мастеров в центре?

— Да их практически уже и не осталось. Основной костяк челнинских ремесленников — всего человек 15. Мастеров декоративно-прикладного творчества в городе множество, но это, стоит отметить, не ремесло. Многие работают лишь для того, чтобы как-то прожить. А хочется, чтобы наши ремесла — исконные, традиционные — продвигались дальше.

— Какие зарплаты в этой отрасли?

— Совсем небольшие, в культуре оклады — 12–15 тысяч рублей. Хотя она стоит на первом месте по защите рубежей отечества, а не армия. Кто сюда пойдет творить за такие деньги? Поэтому теряем ценнейшие и деятельные кадры.

«Заказывали куклу Владимира Путина с голым торсом, сидящего на медведе. Сейчас в центре есть еще одна кукла, изображающая его, пока не продана» «Заказывали куклу Владимира Путина с голым торсом, сидящего на медведе. Сейчас в центре есть еще одна кукла, изображающая его, пока не продана»

— Раньше дополнительное образование было бесплатным, можно было из десятков направлений выбирать, что действительно интересно ребенку…

— Да, раньше мы обходили все кружки, чтобы выбрать для себя парочку. Сейчас пропагандируется профильное образование после 9-го класса. А как подросток может знать, чем он хочет заниматься в жизни, к чему больше предрасположен, если он ничего не попробовал? Как можно выбрать профиль? Мы в свое время знали, чего хотели: кто учителем будет, кто — инженером, кто — космонавтом. Сейчас родители вынуждены оплачивать дополнительное обучение ребенка. В итоге что мы получаем? Малыша записывают в один кружок, покупают абонемент на множество занятий, и, как говорится, ребенку хочешь не хочешь придется туда ходить. Большая удача, если ему понравилось занятие, а если нет, что тогда? У детей отсутствует свобода выбора. У многих родителей вообще нет возможности платить за кружки или секции. Эти ребята просто предоставлены улице. Или еще хуже, когда родители настойчиво двигают детей туда, где сами не смогли себя реализовать, воплощают свои мечты в них, думая, что именно это им необходимо, часто ломают интересы сыновей и дочерей.

«ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО ЛЮДИ СЕЙЧАС ОТВЕРНУЛИСЬ ОТ РЕМЕСЛА, СТАЛИ ЛЕНИВЫ…»

— Дети часто посещают центр? У них вызывают интерес экспонаты декоративно-прикладного искусства?

— В последние годы, к сожалению, живо интересующихся детей я наблюдаю реже. На экскурсии быстро пробегают глазами по экспонатам, не задавая вопросов. В нашем городе такой центр всего один, но и он становится никому не нужным. А в него очень много вложено. Главная проблема в том, что люди сейчас отвернулись от ремесла, стали ленивы, забывают свои корни. Что с нами будет, когда мы перестанем помнить родство? Все, что делается руками, сейчас не в почете. А когда они не работают, у мозга тоже возникают проблемы. Еще есть возможность исправить ситуацию. Пока наши мастера, бабушки живы, мы имеем возможность научиться у них мастерству ремесла, сохранить и преумножить в наших детях и последующих поколениях. В центре «Живая традиция» есть такие мастера, которые могут научить плести кружева, ткать на бердо, станке, вязать, валять одежду и обувь, делать кукол в разных техниках, рисовать батик, вышивать.

«В последние годы, к сожалению, живо интересующихся детей я наблюдаю реже. На экскурсии быстро пробегают глазами по экспонатам, не задавая вопросов» «В последние годы, к сожалению, живо интересующихся детей я наблюдаю реже. На экскурсии быстро пробегают глазами по экспонатам, не задавая вопросов»

— Как давно вы занялись изготовлением кукол?

— Около 18 лет назад. Я тогда была в декретном отпуске. Моя подруга совершено случайно предложила мне сходить с ней на пятидневные курсы по изготовлению кукол, они были весьма для меня дорогостоящими. Я заинтересовалась, и мне пришлось даже продать свое вечернее платье, чтобы их оплатить. Вот тогда я четко осознала, что это именно то, чем хочу заниматься. Планировала посвятить этому всю свою жизнь. Забросила практически все, только шила на заказ, вязала. Теперь этого ничего не нужно, лишь бы скорее добраться до мастерской и утонуть в своем сказочном кукольном мире.

— Одежда и атрибуты на куклах изготавливаются тоже вами? Из какого материала сама кукла?

— Да, авторская кукла же подразумевает ручное исполнение. Каркас ее делаю из проволоки, видимые части — из дорогостоящей полимерной глины Living Doll, остальное — ткани и кожа, аксессуары по необходимости для создания образа. Пилю, режу, строгаю сама. Даже когда хожу в магазины, смотрю всякие украшения и ткани для кукол, а не для себя.

«КУКЛЫ В РУССКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ ПОЧЕМУ-ТО МЕНЬШЕ ВОСТРЕБОВАНЫ»

— Каких кукольных персонажей вы любите мастерить?

— Для меня очень интересен образ Чингисхана. Я сделала таких кукол пять штук. Что примечательно, каждая последующая изображает мужчину постарше, так получается. Вроде пытаюсь создать молодого, а руки делают опытного и зрелого Чингисхана. Я считаю, что он олицетворяет сильных духом мужчин. Люблю красавицу Сююмбике с мужем и сыном. Для Универсиады я выполнила 15 таких кукол. Невероятно сложно сделать однотипные работы. Повторить лицо куклы во второй раз практически невозможно. Очень люблю изображать стариков, с их мудростью и спокойствием, а еще Баба-яга — один из любимых персонажей.

«Каркас куклы делаю из проволоки, видимые части — из дорогостоящей полимерной глины Living Doll, остальное — ткани и кожа, аксессуары по необходимости для создания образа» «Каркас куклы делаю из проволоки, видимые части — из дорогостоящей полимерной глины Living Doll, остальное — ткани и кожа, аксессуары по необходимости для создания образа»

— Что из перечисленного больше востребовано?

— Куклы в национальных костюмах, особенно в татарских. Куклы в русских национальных костюмах почему-то меньше востребованы. Портретные куклы интересуют. 7 лет назад я впервые сделала куклу президента РТ Рустама Минниханова. Заказывали куклу Владимира Путина с голым торсом, сидящего на медведе. Сейчас в центре есть еще одна кукла, изображающая его, пока не продана.

— Куклы как живые получаются…

— Да, у них даже взгляд говорящий. Каждая приходит в мир со своим характером. Когда делаю кукол бабок-ежек, они получаются особенно эмоциональными. Иногда выходят хмурыми, порой — озорными, причудливыми. Кстати, очень хорошо продаются! Говорят, в Испании Баба-яга считается символом благополучия и успеха. Эти сувениры размещают почти в каждом доме. Мне срочно нужно туда, где ценят творчество.

«У нас есть валяние из шерсти, ткачество, роспись по ткани, кружевоплетение на коклюшках, резьба по дереву, керамика, печворк, изделия из кожи, художественная обработка металлов, традиционная национальная одежда, куклы в различной технике» «У нас есть валяние из шерсти, ткачество, роспись по ткани, кружевоплетение на коклюшках, резьба по дереву, керамика, печворк, изделия из кожи, художественная обработка металлов, традиционная национальная одежда, куклы в различной технике»

— Хотели бы уехать?

— У нас такой большой город, его строили всем Советским Союзом. К нам приехали все 15 республик со своими ремеслами, богатыми творческими традициями в НХП и культуре, многие здесь остались. У Челнов есть огромный потенциал, мы можем аккумулировать идеи, позволяющие развивать город как современную, открытую, популярно-туристическую территорию, которая предлагает жителям, туристам и гостям новые возможности личностного развития и самореализации. Необходимо организовать творческий обмен между регионами, создать условия для профессионального общения и роста, возникновения партнерских отношений и совместных творческих проектов. Одна из идей — представить наш город на всероссийской ярмарке «Ладья. Зимняя сказка». Почему от нашей республики только мастера из Казани? У нас тоже есть что показать стране: валяние из шерсти, ткачество, роспись по ткани, кружевоплетение на коклюшках, резьба по дереву, керамика, печворк, изделия из кожи, художественная обработка металлов, традиционная национальная одежда, куклы в различной технике. Надо двигаться вперед, развивать центр, обучать детей и взрослых творить! Потому что «творить» и «творец» — однокоренные слова, об этом стоит помнить.