ПО СТРАННОМУ СОВПАДЕНИЮ АНАЛОГИЧНЫЙ СЛУЧАЙ С ТЕПЛОХОДОМ ТАКОГО ЖЕ ПРОЕКТА ПРОИЗОШЕЛ В КАМСКОМ УСТЬЕ 30 ЛЕТ НАЗАД
Сегодня активно обсуждаются версии, почему «Булгария» так быстро ушла на дно. Изношенность? Неполадки? Перегруз? Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты склоняются к версии, что «Булгария» напоролась на подводное препятствие. Печально, но о возможности подобного развития событий предупреждают официальные документы минтранса РТ.
«КАМСКОЕ УСТЬЕ МЫ СЧИТАЕМ МОРЕМ»
«БИЗНЕС Online» дозвонилась в ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро». Как нам сообщили, буквально все бюро сегодня бурлит – все обсуждают катастрофу «Булгарии», но при этом конструкторы не представляют, как теплоход мог так стремительно пойти ко дну, и призывают не считать документом слова находящихся в шоке людей. «Каким бы старым ни было судно, если у него не было повреждений, сразу так пойти ко дну оно не может, - говорит источник «БИЗНЕС Online» в ЗПКБ. - Такое могло быть, если бы судно зацепило какое-то препятствие, пропороло борт на треть длины, но не почувствовать этого удара... К тому же они шли по фарватеру, а на Волге, в отличие от северных рек, «дрова» просто так не плавают. Очень много непонятного. Есть сомнения в достоверности информации, например, почему до сих пор не посчитали, сколько там было человек?»
Главный конструктор ЗПКБ по гражданским проектам Вячеслав Емельянов рассказал «БИЗНЕС Online», что возраст судна, конечно, играет значение, но не может быть причиной крушения: «Да, старое судно, хотя в этом нет ничего страшного. В Севастополе есть теплоход 1908 года выпуска, на нем четыре раза меняли деревянную палубу, а крупповский металл не гинет и все. Если с корпусом все в порядке, судно так быстро не затонет… Да, раньше мы проводили в Камском Устье испытания. Там тяжелые условия, особенно осенью. Мы его считаем морем, мореходные испытания можно проводить. Самое широкое место – около 42 километров, могут быть шторма, особенно осенью».
КАПИТАН ПОГИБ ВМЕСТЕ С СЕМЬЕЙ
Капитан-наставник ОАО «СК «Татфлот» Адель Заппаров рассказал «БИЗНЕС Online», что капитан «Булгарии» был его другом:
- Только что выяснил, что он погиб вместе с семьей – женой и двумя детишками-школьниками. Островский Александр Борисович - он наш, казанский, мы с ним вместе работали одно время.
- Адель Анварович, у речников есть версия произошедшего?
- Все сходятся на том, что судно пробилось. Потому что на выходе из Булгар очень много пеньков. Там очень узкий фарватер, чтобы на Волгу выйти, – и справа пни, и слева пни. Так вот, судно, напоровшись, могло еще проехаться немножко, минут десять, выйти на глубину и затонуть.
- А разве можно не почувствовать, что судно напоролось на пенек?
- Это могло произойти незаметно. Легкий толчок и все.
- Могли ли сыграть другие факторы?
- Первое. Говорят, «Булгария» в последнее время с креном ходила, даже в порту так стояла. Второе. Жара, иллюминаторы могли быть открытыми, а они у этого проекта над водой едва ли не в полуметре. По всей вероятности, наскочил на пенек, прорезался, иллюминаторы были открыты, вода пошла, а иллюминатором если черпанул – все, не остановишь, сразу на бок лег. Плюс учтем ветер.
А то, что по телевизору говорят, будто там переборок нет никаких, то это вряд ли возможно. Как это нет? Есть машинное отделение, есть топливная цистерна, которая ограждается, котельное отделение, кубрики. Так что это неграмотно сказали.
И ведь такая история уже была лет 30 тому назад, с точно таким же казанским теплоходом «Грузия». Рулевой ночью ошибся и напоролся на пенек. Но вовремя заметили течь и сумели судно посадить на мель. Но это были государственные теплоходы, за ними тщательно следили. И тогда на борту точно были профессионалы - в те времена на таких теплоходах даже матросы работали Бог знает по сколько лет.
- Как оцените профессионализм капитана?
- Грамотный специалист, грамотный капитан, грамотный механик, с очень большим опытом. Кстати, и заходы он там знать должен был хорошо…
- Что-то вас смущает в поступающей информации?
- То, что толком установить не могут, сколько людей на борту было… Вот капитан поехал на выходные, взял семью. Другие тоже могли взять.
Дежуривший в тот день главный штурман Татфлота Николай Зиновьев рассказал «БИЗНЕС Online», что Камское Устье считается у речников сложным участком по волновому режиму, но вчера погодная обстановка была нормальная.
«КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ ИЗНОС ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ»
Что касается подводных пеньков, отметим: татарстанские речники из года в год обращают внимание на неудовлетворительное состояние речной инфраструктуры. Например, вот что можно прочитать в «Концепции развития внутреннего водного транспорта в РТ до 2015 года»: «Многие пристани эксплуатируются и принимают пассажирские суда без проведения каких-либо путевых работ, то есть даже без траления, что не обеспечивает безопасности судоходства к этим пристаням. Это пристани Дом отдыха «Пустые Моркваши», Набережные Моркваши, Антоновка, КАМСКОЕ УСТЬЕ (выделено автором), Тетюши, Чистополь, Красный Яр, Берсут, Камские Поляны, Соколки».
О возрасте флота. Пусть в данном случае это не главный, но все же существенный фактор. А ведь и многие татарстанские суда уже отпраздновали полувековой юбилей. На этом также из года в год акцентируется внимание на коллегиях минтранса РТ. Можно процитировать пресс-релизы за пару последних лет. «Высокая степень износа имеющегося флота пассажирских, грузовых перевозок, имеющейся инфраструктуры». «Технологическая изношенность судов и навигационного оборудования». «Сложившаяся ситуация не позволяет создать условия для: … кардинального повышения уровня безопасности судоходства». «В связи с предельным износом пассажирского парка предприятий РТ, судов типа «МО», «ОМ», «Москва», «Московский», «Ракета», «Метеор», «Восход», необходимо принятие концептуального проекта по развитию водного транспорта». «Острой проблемой водного транспорта остается катастрофический износ пассажирских судов».
По базе данных портала fleetphoto.ru, возраст эксплуатирующихся в Казани теплоходов «ОМ» следующий: 1954, 1958, 1959, 1961, 1963, 1964 годов постройки. Теплоходы пректа «Московский» - 1986 - 1987 годов постройки. Относительно свеж крылатый флот. Теплоходы на подводных крыльях «Восход»: 1986 и 1990 годов постройки. «Метеоры» - 1986 - 1990 годов постройки.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ С БОЛЬШИМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ
Бывший гендиректор ОАО «Казанское речное пассажирское агентство» Александр Бабурин в прошлом году говорил автору этих строк: «Наша семерка «Омов» начала справлять пятидесятилетние юбилеи! Теплоходы «Москва» - тоже 60-х годов постройки. И такая ситуация по всей Волге. Коллектив поддерживает суда в исправном состоянии - контроль жесткий, но все равно эксплуатируются они с большими ограничениями. О комфорте и не говорим. И чем старее судно, тем больше в него вкладывается средств. Экономически выгоднее построить новое, чем содержать старое».
Вот что говорил на последней коллегии минтранса РТ генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» Иван Егоров: «В настоящее время изношенность российского и нашего республиканского речного пассажирского флота достигла своего критического уровня. Средний возраст судов составляет примерно 30 лет. Более четверти судов пассажирского флота используются 50 лет и более… Да, пока можно обходиться ремонтом. Но по оценке специалистов завода стоимость минимально необходимого ремонта одного судна составляет от 10 миллионов рублей. При этом срок эксплуатации судна увеличивается не более чем на 10 лет, а комфортабельность остается на прежнем уровне – уровне 50–70-х годов прошлого века… По-нашему мнению, поэтапное обновление парка пассажирских судов более целесообразно, чем ремонт старых, давно отработавших свой ресурс судов».
Новые суда Татарстан намеревался построить к Универсиаде. Например, в пресс-релизе «Перечень мероприятий, планируемых в рамках подготовки к всемирной летней Универсиаде 2013 г.» сказано: «Проектировка и строительство головных прогулочных судов «МАКСАТ» (180 млн., 2010 - 2012 г). Модернизация структуры пассажирских перевозок с приобретением новых судов типа "Метеор" и "Восход" (760 млн., 2009 - 2012 г.)». Но не сделано ничего. Между тем, проекты современных судов и мощности для их производства у татарстанских корабелов есть. Но такое ощущение, что они никому не нужны.
Тимур Латыпов
Фото Айназа Мухаметзянова
==GOLOS37==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.