В этом году Государственный симфонический оркестр РТ встречали в Ла-Рок-д’Антерон как триумфаторов В этом году Государственный симфонический оркестр РТ встречали в Ла-Рок-д’Антерон как триумфаторов

«МОЩНЫЙ ГИМН МУЗЫКЕ В ПАРКЕ «ФЛОРАНС»

В этом году Государственный симфонический оркестр РТ встречали в Ла-Рок-д’Антерон как триумфаторов — и публика, и критики помнили прошлогодний успех ГСО под управлением главного дирижера, народного артиста России Александра Сладковского на международном фестивале фортепианной музыки. «Благодаря ему год назад мы прорвали интернациональную брешь, и о нас очень серьезно заговорили выдающиеся продюсеры, организаторы фестивалей в Азии и Европе», — говорил маэстро в своем материале для „БИЗНЕС Online“. — Очередной фестиваль в Ла-Рок-д’Антерон, который будет в августе этого года, станет весомым дополнением ко всем нашим завоеваниям».

Так и произошло — вместо прошлогодних 4 концертов оркестр отыграл 6, в программе были выдающиеся русские композиторы — Петр Чайковский и Сергей Рахманинов, а также одна симфония Иоганнеса Брамса — Четвертая. Солистами выступили известные пианисты Лукас Генюшас, Варвара, Александр Малофеев (который, к слову, совсем недавно записал с ГСО РТ Первый концерт Чайковского), Нельсон Гернер, Юлианна Авдеева и Вадим Холоденко. Разумеется, такое сочетание не могло не произвести впечатление на слушателей: что ни концерт, то аншлаг (площадка фестиваля вмещала более 2 тыс. слушателей), а после выступления музыкантов ждали бурные овации и очереди за автографами.

В прессе выступления оркестра назвали оглушительным успехом, особо отметив исполнение произведений Рахманинова. Автор издания La Provence Жан-Реми Барланд пишет, что благодаря ГСО РТ вечерний концерт в парке «Флоранс» стал «настоящим праздником музыкального искусства, мощным и невероятно проникновенным гимном музыке». Автор TV83 Жан-Франсуа Принсипиано в статье «Возвращение великого Сергея» отмечает, что вечер музыки, посвященный Рахманинову, оправдал все ожидания публики: «Для слушателей концерта приятным сюрпризом стало выступление Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Коллектив продемонстрировал удивительную технику звука, особенно музыканты со струнными и духовыми инструментами. Слушатели стали свидетелями безупречного исполнения оркестром блестящего концерта Рахманинова».

Журналистка Мэривонн Коломбани на портале Zibeline сравнила исполнение Первого концерта Рахманинова с потоком жизни и музыкального вдохновения: «Вадим Холоденко исполнил Концерт для фортепиано с оркестром №1 фа-диез минор, ор. 1 Рахманинова в сопровождении оркестра под руководством безупречного Сладковского, отличающегося невероятным динамизмом и харизмой. Блестящая и в то же время воздушная игра пианиста объединялась подобно музыкальной волне со звуками оркестра, рождая волшебные переливы, в которых слышалась техническая виртуозность, обрамленная палитрой насыщенных оттенков. Подобно огромному потоку жизни и музыкального вдохновения одна часть концерта плавно перетекает в другую».

«Как оркестр, так и дирижер явно не страдали от нехватки благородства, музыкальной интеллектуальности, чувственности, страсти и пыла» «Как оркестр, так и дирижер явно не страдали от нехватки благородства, музыкальной интеллектуальности, чувственности, страсти и пыла»

«ЗА РОСКОШНЫМ НАЧАЛОМ ИГРЫ ПИАНИСТА ПОСЛЕДОВАЛИ БЛЕСТЯЩИЕ ЗВУКИ ОРКЕСТРА»

Высоких оценок критиков удостоился и Второй концерт Рахманинова. «Как оркестр, так и дирижер явно не страдали от нехватки благородства, музыкальной интеллектуальности, чувственности, страсти и пыла, — отметил Бардланд. — В частности, поэтичное начало Концерта № 2 прозвучало в высшей степени грациозно и безупречно. Это счастливое мгновение дало основания думать о том, что слушатели получат возможность прочувствовать магию музыкального вечера».

Музыкальный критик Грегор Тасси на страницах Seen and Heard International называет исполнение Второго концерта Рахманинова волшебным: «Знаменитые мрачные аккорды концерта как бы подготовили слушателя к незабываемому выступлению солиста. Вступление оркестра прозвучало глубоко выразительно, а затем Сладковский чутко поддерживал фортепианную партию едва различимым аккомпанементом струнных и мягко вступающих деревянно-духовых. Исполнение было волшебным на протяжении всей части Moderato, ошеломительно прозвучала сыгранная Сергеем Антоновым побочная партия валторны в кульминации концерта, в то время как пианист возвратился к репризе, позволив оркестру достигнуть мощного фортиссимо в до миноре».

Коломбани так описывает начало исполнения концерта: «За роскошным началом игры пианиста последовали блестящие звуки оркестра под руководством Сладковского, отличавшегося ярким энтузиазмом. Накаленное до предела состязание вдохнуло жизнь в диалог между роялем и оркестром там, где и ожидалось слияние их музыки». Другим динамичным выступлением Коломбани называет исполнение Концерта №4 с пианисткой Варварой: «Яркая экспрессия пианистки позволила услышать каждый звук в совершенстве, а также послужила идеальным ответом на грандиозные подъемы оркестровой партии. Изящный диалог между оркестром и пианисткой продолжился в Рапсодии на тему Паганини (op. 43), сыгранной с такой виртуозностью, что казалось, будто мы впервые услышали ее исполнение».

Третий концерт Рахманинова с его сложной партитурой показал вершины исполнительского мастерства оркестра и аргентинского пианиста Гернера, считает Коломбани: «Мощь исполнительского мастерства и проникновенная чувственность оркестра и пианиста сочетаются с невыразимой элегантностью. Партитура, которую некоторые отнесли бы к категории сложнейших в мире, приобретает в их исполнении простое и естественное дыхание человеческой души. Потрясенные ликующим душевным порывом, мы будто отрываемся от земли. И все вокруг — гармония. Здесь возвышенное приобретает свой истинный смысл».

Грегор Тасси в своей рецензии отметил поразительное взаимодействие в ансамбле между дирижером, оркестром и солистом во время исполнения Четвертого концерта Грегор Тасси в своей рецензии отметил поразительное взаимодействие в ансамбле между дирижером, оркестром и солистом во время исполнения Четвертого концерта

«БЕСПОДОБНАЯ ТОЧНОСТЬ И БОГАТСТВО ЗВУКА»

Тасси в своей рецензии отметил поразительное взаимодействие в ансамбле между дирижером, оркестром и солистом во время исполнения Четвертого концерта. «Ларго было исполнено очень чутко, оркестр тонко чувствовал солиста, несмотря на то что они впервые играли вместе. В Allegro vivache задумчивое настроение сменилось быстрым движением и вновь каким-то удивительно выразительным исполнением Варвары. Тема Dies irae возникла снова в ясной формулировке этой чрезвычайно одаренной молодой пианистки. Если она была неизвестна многим поклонникам классической музыки до этого концерта, она наверняка станет главной звездой в ближайшие годы», — полагает критик.

Исполнение Рапсодии на тему Паганини он считает главным событием вечера: «Начиная с первых тактов вступления темы в L’istesso tempo пианистка разложила серию красиво расцвеченных аккордов, поддерживаемая прекрасным оркестром Сладковского. Чуткие вступления кларнета, флейты, гобоя помогли услышать всю красоту рахманиновской партитуры. Это была потрясающая интерпретация всем знакомого сочинения, однако здесь оно прозвучало довольно свежо в руках выдающейся талантливой пианистки». Барланд тоже высоко оценил исполнение произведения: «Фантастическая Рапсодия на тему Паганини — шедевр, написанный для фортепиано с оркестром, был исполнен оркестром на высоком профессиональном уровне с невероятной элегантностью и страстью!»


Исполнение поэмы «Остров мертвых» критики единодушно признали мастерским. «Однако удивительную согласованность оркестр достиг в исполнении „Острова мертвых“ — уже менее известного и редко исполняемого шедевра Рахманинова. И тогда стало очевидным, что Сладковский — великий режиссер музыкального искусства», — пишет Барланд. Тасси заметил, что композиторское видение раскрывается красочно и многогранно: «Удивительное и чуткое исполнение музыкантов оркестра Сладковского. Прекрасное владение дирижером этой партитурой подтверждает должное внимание к маэстро в России: в марте 2019 года он был награжден международной премией имени Рахманинова за выдающуюся интерпретацию сочинений композитора в предыдущем сезоне». Принсипиано называет «Остров мертвых» лучшей частью вечера: «Сладковскому и оркестру удалось мастерски расставить музыкальные акценты, что позволило полностью прочувствовать события, описанные в произведении». Коломбани солидарна с коллегой: «Плеск воды, „вагнеровский порыв“, воспоминание о Dies Irae („День гнева“)… все это оркестр показал с бесподобной точностью и богатством звука, превращающего концертный зал в кафедральный собор».

«В «Снегурочке» Чайковского взмахи магической палочки творят музыкальное волшебство, а сам Сладковский подобен волшебнику» «В «Снегурочке» Чайковского взмахи магической палочки творят музыкальное волшебство, а сам Сладковский подобен волшебнику»

«БУДТО ЦЕЛЫЙ МИР КИНЕМАТОГРАФА ЗАГЛЯНУЛ В Ла-Рок-д’Антерон»

Исполнение произведений Чайковского, концерты и симфонии которого в июле были записаны в ГБКЗ им. Сайдашева, тоже заслужило похвалу критиков. Во втором концерте солировал Малофеев. Как отмечает Коломбани: «Пианист исполнил виртуозные приемы с непринужденной легкостью, музыка для него — само вдохновение, душевный порыв. Его руки буквально бегают по клавиатуре, соединяясь с вариациями оркестра таким образом, что кажется, будто между оркестром и пианистом установились настолько тесные связи, какие бывают только в узком кругу семьи. Публика улыбается, завороженная чудесным исполнением молодого дарования. Художественный руководитель оркестра поддерживает его взглядом, в котором читается забота».

Коломбани отмечает невероятной мощи энтузиазм оркестра при исполнении последней Симфонии Брамса №4 ми минор (op. 98). «Ей были свойственны мелодическая плавность, палитра различных оттенков звука, удивительное сочетание романтизма и классицизма, а также невероятной мощи энтузиазм, погружающий нас в атмосферу „Звездных войн“! Будто целый мир кинематографа с его поражающим воображение могуществом заглянул в Ла-Рок-д’Антерон во время выступления оркестра», — пишет журналистка.

Также она отдельно остановилась на бисах оркестра — «невероятной музыкальной палитре красок» во Второй симфонии Чайковского, чувственности «Вакханалии» из оперы «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса и жизнеутверждающей мощи «Стана Тамерлана» Александра Чайковского. «Умножив количество дирижерских жестов в театральном ликовании, маэстро Сладковский продемонстрировал тонкую самоиронию. Казалось, будто он приготовился исполнять цыганский танец во время исполнения всемирно известного шедевра Чайковского „Лебединое озеро“ („Испанский танец“), затем дирижер перевоплотился в героя из оперы „Самсон и Далила“ Камиля Сен-Санса. В „Снегурочке“ Чайковского взмахи магической палочки творят музыкальное волшебство, а сам Сладковский подобен волшебнику», — описывает происходившее на сцене Коломбани.

По итогам успешных гастролей во Франции ГСО РТ в очередной раз получил приглашение на участие в юбилейном 40-м Международном фестивале фортепианной музыки Ла-Рок-д’Антерон в 2020 году По итогам успешных гастролей во Франции ГСО РТ в очередной раз получил приглашение на участие в юбилейном 40-м международном фестивале фортепианной музыки в Ла-Рок-д’Антерон в 2020 году

«ПУБЛИКА НАХОДИТСЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ЧИСТОЙ ЭНЕРГИИ»

Особо ее впечатлило исполнение «Стана Тамерлана», о котором она упомянула сразу в двух статьях. «Наконец, дирижер — вожак варварского войска в энергичном „Стане Тамерлана“ Чайковского, тогда как музыканты испускают боевой клич под ритм кочевых племен, освобождая от незримых цепей слушателей, которые все до единого в этот момент ощущают себя юными и свободными. Публика находится под властью бурного потока чистой энергии, способного разрушить любые преграды и условности», — пишет Коломбани. Она называет произведение «жизнеутверждающим шедевром, сыгранным оркестром под руководством предводителя дикой когорты.

«Сладковский совершает невероятное: он оставляет оркестр на сцене и возвращается лишь в самом конце под звуки убедительных аплодисментов слушателей! — поражена журналистка. — Подаренные оркестром улыбки в полной мере оправдывают экспрессию этого благородного и в то же время нетипичного оркестра. Ведь музыка — искусство, созданное с целью поделиться чувствами и эмоциями, радость, в конце концов, разве не это самое главное!»

Остается только добавить, что по итогам успешных гастролей во Франции ГСО РТ в очередной раз получил приглашение на участие в юбилейном 40-м международном фестивале фортепианной музыки в Ла-Рок-д’Антерон в 2020 году. А казанской публике повезло больше, ведь она снова увидит и услышит оркестр уже в конце августа — в День города и республики пройдет 9-й международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень».