Завтра в Набережных Челнах откроется умный завод китайской компании Haier. Директор производства Сунь Гуйвэй провел для «БИЗНЕС Online» эксклюзивную экскурсию по предприятию и рассказал, почему китайцы считают именно корпус сердцем завода, как на Haier борются с браком и почему российскому покупателю, в отличие от китайцев, нужны компактные стиральные машины.
Директор производства Сунь Гуйвэй провел эксклюзивную экскурсию по предприятию для «БИЗНЕС Online»
«ЭТО БЫЛИ САМЫЕ СЛОЖНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. В КИТАЕ ТАКИХ НЕТ»
Церемония закладки первого камня на строительстве завода стиральных машин состоялась 28 мая 2018-го. И вот спустя год с небольшим недалеко от поселка Азьмушкино на территории в 29 тыс. кв. м вырос большой бело-синий корпус нового производства. Первые стиральные машины сойдут с конвейера завтра, когда 123-й по счету в мире и первый в России завод Haier торжественно откроют при непосредственном участии президента Татарстана Рустама Минниханова и основателя корпорации Чжана Жуйминя.
За несколько дней до открытия на заводе побывали журналисты «БИЗНЕС Online». На пороге их встречал директор Сунь Гуйвэй в рабочей серой робе с синим воротничком. Предварительно напоив гостей зеленым чаем, собранным с горы Лаошань, руководитель провел экскурсию по новому предприятию почти по президентскому маршруту. Зайдя через центральный вход, мы оказались в будущем шоу-руме. Сейчас там наносят последние штрихи: устанавливают освещение, панель, на которой будет большой экран — на нем президент увидит хронологию строительства завода и историю развития китайского холдинга. Потом делегацию попросят заложить капсулу времени, покажут карту мира, который уже почти завоеван компанией Haier. Разумеется, продемонстрируют разные модели бытовой техники, в том числе и те образцы, что будут изготавливаться на челнинской площадке.
Сунь Гуйвэй: «Сейчас мы видим результат — нигде нет трещин, полы соответствуют всем требованиям. Уложиться в сроки удалось»
Почти через стенку от шоу-рума расположены просторные цеха завода, в строительство которого было вложено $50 млн, причем только 30% от этой суммы ушло на оборудование, а половина — на возведение самого корпуса. Именно стены, полы и потолки, а не производственные линии, китайцы считают сердцем завода. Над этим сердцем поработала челнинская компания «Евростиль» Ильнара Гайсина — главный подрядчик работ. «Полгода строительных работ проводилось во время зимы, когда шел снег, — рассказывает Гуйвэй. — Это были самые сложные условия для строительства, каких нет у нас: в Китае снег — редкость. И самым напряженным этапом стало устройство полов, когда на улице было минус 20, а корпус еще не полностью закрыли. Конечно, в России очень часто ведется стройка в зимнее время. Но именно для полов нужно было обеспечить температуру выше 10 градусов. Тогда можно не переживать за качество. Мы провели тщательный анализ, обсуждали с генподрядчиком, с производителями бетона. И после этого было найдено одно решение. Завод разбивался на зоны, и они обогревались. Сейчас мы видим результат — нигде нет трещин, полы соответствуют всем требованиям. Уложиться в сроки удалось. Мы хотели бы поблагодарить руководство города и различные СМИ за поддержку. Благодаря этому смогли так быстро построить завод. Мы довольны результатом проделанной работы».
Правительство действительно есть за что благодарить. Помимо налоговых льгот, предоставляемых Haier как резиденту ТОСЭРа, местный муниципалитет выделил под индустриальный парк корпорации площадку в 127 га, через фонд развития моногородов к заводу были подведены инженерные сети за 340 млн рублей. А улицу до завода назвали именем корпорации Haier.
Почти через стенку от шоу-рума расположены просторные цеха завода, в строительство которого было вложено $50 млн
Что касается подрядчика, то руководство Haier, по заверениям директора, проделало большой путь, разыскивая тех, кому можно доверить строительство. «Сначала мы рассматривали порядка 20 компаний. Потом были отобраны 6–7 претендентов. А после прошел еще один круг отбора, и была определена одна компания. Выбирали по разным параметрам, и по общему количеству баллов компания „Евростиль“ набрала наивысший балл. Мы рассматривали различные критерии компаний — наличие нужного оборудования, удаленность от места строительства, как скоро они смогут мобилизоваться. Был довольно сложный процесс. В итоге выбрали местную компанию, потому что она обладает всеми необходимыми мощностями для реализации проекта», — пояснил господин Гуйвэй. Впрочем, в России принято так, что подрядчиком становится организация, которая предложит самую низкую цену. Но, видимо, китайцев такой расклад не устраивал. Господин Гуйвэй считает, что цена — важный аспект, но безопасность и качество важнее, и уверяет, что во время строительных работ большое внимание уделялось этим двум составляющим.
Конечно, завод в Челнах — не точная копия китайского. Стандартен только внешний вид. Стены сделаны из китайских сэндвич-панелей, оборудование завезено тоже из Китая и частично из Европы, российские на заводе только кран-балки производства «РусТальМаш». Но у каждого из заводов есть своя изюминка. «Мы должны адаптироваться под местные особенности, климат. Также когда создается план по оборудованию, внимание обращается на локализацию. В Челнах, например, очень развиты поставщики металлических штампованных деталей, и заводу уже не нужно устанавливать это оборудование. Разница между Китаем и Россией большая и в плане законодательства, и в плане способов строительства. И пока я тут нахожусь, все время обучаюсь. Очень много новой информации», — поделился наш гид по заводу.
Завод в Челнах — не точная копия китайского. Стандартен только внешний вид. Стены сделаны из китайских сэндвич-панелей, оборудование завезено тоже из Китая и частично из Европы
76 БРАКОВАННЫХ ХОЛОДИЛЬНИКОВ И МИЛЛИОН КОМПАКТНО-ВМЕСТИТЕЛЬНЫХ «СТИРАЛОК»
Завод будет умным, оборудованным по технологии индустрии 4.0, как и другие предприятия Нaier по всему миру. При этом самое главное, что требуется обеспечить — непосредственную связь клиента и технологии. Это призвана сделать платформа COSMOPlat, которая позволяет связать все звенья потребительско-производственной цепочки: логистику, поставки комплектующих, склад, сервис, каналы продаж, R&D центры и обратную связь с потребителями. COSMOPlat позиционируется Haier как типовой софт для умного завода: через эту программу потребитель доносит свои пожелания прямо на предприятие; когда набирается некая критическая масса тождественных запросов, компания запускает идею в производство. Система, по сути своей, максимально примитивна, ведь это элементарная работа на заказ, исполненная на простейших принципах расчета рентабельности. Только здесь гражданин посылает свои хотелки не в российский гараж, а на огромный роботизированный завод.
Пока же производство не запущено и челнинская продукция как таковая еще не получена. Основных линий несколько: по изготовлению корпуса стиральных машин, штамповки металлических изделий, окрашивания корпуса, цех термопластавтоматов, где производятся пластиковые детали, и линия общей сборки. Журналист «БИЗНЕС Online» как раз застал работников за процессом изучения линии общей сборки и самих стиральных машин, партия которых прибыла из Китая и стройным рядом была выставлена вдоль одной из стен. Сейчас проводится работа по обучению сотрудников и отладке всех линий.
На предприятии разработана масштабная система мер по борьбе с браком. Уже сама стадия проектирования моделей стиральных машин позволяет его избежать
Кстати, на предприятии разработана масштабная система мер по борьбе с браком. Уже сама стадия проектирования моделей стиральных машин позволяет его избежать. Например, различные клеммы крепятся только в одном положении, и вставить детали, перепутав точки соединения, просто невозможно. Кроме того, большое внимание уделяется обучению работников. Линии оборудованы множеством сканеров, которые ведут контроль качества. Вопрос про брак для компании, можно сказать, основополагающий. История корпорации началась как раз с того, что господин Жуйминь, только пришедший руководить заводом, приказал работникам лично уничтожить 76 бракованных холодильников, сделанных их руками. Говорят, многие из них плакали. Но, несмотря на жесткое решение, высчитывать убыток из рабочих зарплат руководитель не стал, пожертвовав своей. С тех пор проблема качества на заводе была решена.
Напомним, что в год будет производиться 500 тыс. стиральных машин. Впоследствии планируется установить вторую линию, которая позволит выпускать до 1 млн единиц техники. Модельный ряд пока насчитывает 12 наименований с последующим его расширением. На первом этапе будет производиться техника среднего ценового сегмента. Отметим, что еще год назад на церемонии закладки камня будущего завода гостям показали модели стиральных машин из Китая, которые будут делать на челнинской площадке. Однако произойдет это не сразу.
«Продукция местного завода, — объясняет директор, — это полностью новая модельная линейка, которая рассчитана на потребности российских пользователей и будет продаваться только на российском рынке. Например, сейчас в Китае тенденция такая — пользователи подбирают более вместительные машины. Продукт постоянно увеличивается в размерах. А в России все ровно наоборот — здесь покупатели хотят иметь компактную технику, при этом чтоб она все равно вмещала в себя необходимое количество белья». Такой тренд понятен: в среднестатистических российских квартирах небольшие ванные комнаты, а стиральные машины могут стоять в самых неожиданных местах — от кухни до кладовки.
Журналист «БИЗНЕС Online» как раз застал работников за процессом изучения линии общей сборки и самих стиральных машин, партия которых прибыла из Китая
Как отметил господин Гуйвэй, продажи стиральных машин Haier в России за последние три года выросли в 7 раз, поэтому потенциальная потребность в миллионе штук однозначно существует. Любопытно, что такими цифрами ранее не оперировали. Так, на прошлый год план по продажам в России стиральных машин составлял 150 тыс. штук, которые импортировались с завода в Циндао. Об этом год назад сообщал управляющий директор «Haier Россия» Сергей Фомичев.
Отметим, что Haier уже три года подряд удерживает значительную долю мирового рынка — 14,4% и названа самой быстрорастущей компанией в мире: с 2009-го по 2018 год обороты компании выросли с $18,5 млрд до $39,1 миллиардов. В Китае на долю Haier и вовсе приходится 44% рынка. А после приобретения Candy Hoover в прошлом году компания вошла в пятерку лидеров европейского рынка (5,9% рынка). Кстати, по продажам холодильников компания сейчас занимает 22,7% мирового рынка, стиральных машин — 19,8%, морозильных камер — 25,8%. Haier Russia вошла в топ-3 поставщиков стиральных машин в России, заняв 14,7% рынка. На этом показателе сказалась интеграция с Candy Hoover, так как годом ранее на долю компании в сегменте стиральных машин приходилось 10,9%.
Напомним, что на момент начала строительства завода в Челнах по стиральным машинам ставилась задача к 2020 году выйти на 1–2-е место в России. На вопрос о том, кто основной конкурент у Haier на российском рынке, директор завода ответил, что не следит за соперниками, а отслеживает лишь потребности пользователей.
Как отметил господин Гуйвэй, продажи стиральных машин Haier в России за последние три года выросли в 7 раз, поэтому потенциальная потребность в миллионе штук однозначно существует
В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПОСТАВЩИКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИЗ ЧЕЛНОВ
Первые месяцы работы завод будет представлять собой фактически промышленную сборку из китайских комплектующих. Однако сейчас на предприятии хотят решить основную задачу — достичь 60% локализации уже к следующему году, доведя ее в перспективе до 100%. В первую очередь планируют локализовать металлические штампованные и пластиковые детали, а также резиновые комплектующие. Кроме того, для производства необходимы некоторые детали из алюминия, и сейчас завод договаривается о сотрудничестве с КАМАЗом.
«Продукция китайских поставщиков прошла тестирование и одобрение, поэтому мы пока используем их детали. Некоторые детали местных производителей тоже отправили на тесты, думаю, скоро будет принято решение об их использовании. В Челнах уже есть много хороших поставщиков, которые могут производить продукцию высокого уровня, так как здесь развита автомобильная промышленность, есть компания КАМАЗ. Мы очень надеемся на то, что будем работать с местными поставщиками. Поэтому предстоит познакомиться с ними и рассказать о наших потребностях. Среди местных в первую очередь будут рассматриваться те, кто уже работает с заводом холодильников», — пояснил Гуйвэй.
В исполкоме прорабатывается идея проведения мероприятия, на которое пригласят не только действующих производителей, но и потенциальных, кто сможет открыть новое производство под потребности завода стиральных машин. День поставщика должен быть максимально открытый и скорее даже обучающего формата. По крайней мере, руководству Haier уже дали наказ: в первую очередь производители должны быть из Челнов, во вторую — из Татарстана.
Не останется в стороне и нижнекамский резидент из Китая «Камасталь», который изготавливает рулонную сталь для завода холодильников. С ним будут вести переговоры. В первую очередь рассмотрят их технические возможности. «Скорее всего, пока они смогут лишь производить доработку деталей. Сам материал — листовую сталь — мы также планируем покупать в России. Сейчас проводятся тесты российских образцов, в Нижнекамске же нам смогут производить нарезку этих листов. Но пока все на стадии переговоров», — рассказал директор.
Сейчас на завод трудоустроены 150 человек, всего же понадобятся 385. Собственно граждан Китая всего семеро
150 РАБОТНИКОВ И СЕМЕРО КИТАЙЦЕВ
Сейчас на завод трудоустроены 150 человек, всего же понадобятся 385. Собственно граждан Китая всего семеро. Среди них как руководители, так и несколько человек с технической специализацией. Есть работники, пришедшие с закрытого недавно завода Ford Sollers. Но нехватку кадров здесь не скрывают — рабочие руки нужны. В числе первоочередных — специалисты по литью пластмассы, штамповке металлических изделий и окраске. Требуются и водители погрузчиков, специалисты склада. Переманиванием кадров Haier не занимается, уверяет Гуйвэй, рынок, мол, и так свободный. Но в целом для корпорации очень важно, чтобы работники развивались вместе с Haier, чтобы у них были цель и мечта. Такое развитие идет в фарватере идеологии бизнес-модели RenDanHeYi, реализованной в 2005 году, которая подразумевает отказ от традиционной вертикали управления. Подробно о ней в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывал гендиректор «Haier Россия» Сунь Чженьхуа. Заводы Haier представляют собой систему самостоятельных микропредприятий, которая заменила собой большую часть собственного штата фирмы. Сейчас в системе Haier работает порядка 2 тыс. таких микропредприятий. лидеры этих групп сами отвечают за стратегию развития своей команды, причем они не назначаются сверху, а избираются внутри группы по чисто демократическому механизму. Когда сотрудник готов создать новый продукт, он подает заявку с бизнес-планом, и если жизнеспособность проекта подтверждается, то он и становится лидером производственной команды. Аналогичная модель будет создана и на челнинской площадке. Правда, у журналиста «БИЗНЕС Online» возникло сомнение, что подобная философия подходит под российский менталитет, привыкший к авторитарному стилю работы.
«То же самое, если мы будем говорить о культуре Китая в 20–30 словах, вряд ли у вас появится какое-то понимание, — проводит параллели Гуйвэй. — Надо просто прочувствовать это, поучаствовать в процессе, тогда можно понять такую модель. После запуска завода проведут еще очень много работы в данном направлении, но уже сейчас метод управления на заводе в Челнах соответствует модели RenDanHeYi. Также эта философия будет отражаться и во время проведения совещаний, и во время текущей работы. Наши сотрудники уже работают в соответствии с этой моделью».
Рабочая неделя в Китае такая же, как в России: 40 рабочих часов. Рабочий день на заводе длится с 8:30 до 17:30. Предусмотрена вахта, для личного транспорта — экопарковка. В отличие от китайских заводов, большая площадь первого этажа отдана под раздевалки и душевые. В планах организовать несколько зон отдыха для сотрудников, где они смогут попить чай во время технического перерыва. В ночные смены завод ближайшие полтора года работать не будет. Кстати, для работников после запуска завода обещают скидки на покупку бытовой техники Haier. Средняя зарплата будет примерно такой же, как и на заводе холодильников — 38 тыс. рублей. Озвучить заработок на китайских заводах Гуйвэй так и не решился, сказав, что в Китае 10 заводов стиральных машин, все они находятся в разных регионах Китая и даже между ними есть разница в зарплате.
Под конец экскурсии и рассказов Гуйвэй немного рассказал и о себе. Окончил университет в Китае по специальности «механическая наука», после чего сразу устроился на Haier
Под конец экскурсии и рассказов Гуйвэй немного рассказал и о себе. Окончил университет в Китае по специальности «механическая наука», после чего устроился на Haier. 8 лет проработал на заводе стиральных машин в Китае. После этого его направили на аналогичный завод корпорации в Японию. В конце 2017 года Гуйвэй был откомандирован в Челны и с тех пор руководит этим объектом. В Китае у него остались жена и 10-летний сын. «Наилучший пример для сына — это усердно трудиться и хорошо выполнять свои обязанности, — считает руководитель. — Нужно показывать, как себя вести, на личном примере. Конечно, частые командировки мешают нормально общаться с семьей. Но сейчас расстояние не настолько критичный вопрос — есть различные мессенджеры. Единственная проблема — 5-часовая разница во времени».
На вопрос о том, где он живет в Челнах, директор ответил, что далеко от города, в какой-то деревне, название которой даже и не знает, так как плохо ориентируется на местности.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.