«МЫ ДАВНО ДУМАЛИ О СОВМЕСТНОМ ПРОЕКТЕ С ЦЕНТРОМ ОПЕРНОГО ПЕНИЯ ГАЛИНЫ ВИШНЕВСКОЙ»

У меня начинается 10-й сезон в Казани. 10 лет! А ровно 20 лет назад я выиграл конкурс Прокофьева в Ленинграде. Это просто фантастика какая-то. И 54-й концертный сезон оркестра откроется 25 сентября фестивалем им. Галины Вишневской. Почему именно фестиваль Галины Павловны? Потому что и она, и Мстислав Ростропович — личности, которые сыграли историческую роль в судьбе России, и не только в музыкальной среде. С центром оперного пения ее имени у нас давние связи. Я давно дружу с Ольгой Мстиславовной Ростропович, восхищаюсь ее подвижничеством. В 2017 году она приглашала оркестр на фестиваль Ростроповича в Оренбург. Мы давно думали о совместном проекте, ведь у них есть целый театр с молодыми певцами, которые жаждут работать. Так и родилась идея кооперации. Я горжусь тем, что у нас сложились такие отношения и они обратились к нам с предложением это реализовать. С солистами, которые приедут на фестиваль, я никогда не работал, но у этого центра априори не может быть плохих солистов. Там все молодые исполнители — мирового уровня.

Кроме того, 25 сентября — день рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Мы будем исполнять две его симфонии — Пятую и Четырнадцатую вместе с центром оперного пения. Ростропович обожал Пятую симфонию — он играл ее, когда приезжал в СССР как худрук Вашингтонского симфонического оркестра и дирижировал ею, когда вернулся в Россию после 12-летнего перерыва. Я был свидетелем этого и присутствовал в Петербурге на его концерте. Здесь его встречали триумфально — будто рыцарь на белом коне вернулся на незаконно отобранные у него территории. Его концерты до сих пор у меня перед глазами, и я восхищаюсь и горжусь тем, что был свидетелем этих абсолютно уникальных и исторических событий. У нас с Ростроповичем было много чисто человеческих точек соприкосновения. Он был настоящим проводником гуманистических, потрясающих, уникальных поступков и с него хотелось брать пример. Приезд Ростроповича в 1990 году очень повлиял на регионы, ведь тогда экономически Россия была в руинах. А он в 1991 году приехал защищать Белый дом, сидел там с автоматом, рискуя жизнью, не зная, чем все это кончится… 

Я видел его последний концерт в Большом зале консерватории на праздновании 100-летия со дня рождения  Шостаковича. Я ассистировал ему в Петербургской консерватории на проекте «Неизвестный Мусоргский» в пору ректорства нашего друга Александра Чайковского. Мне посчастливилось ему ассистировать, представляете! То есть готовить хор и оркестр для выступления. К сожалению, он был уже болен, и мне пришлось дирижировать самому. Это очень символично для меня. Очень важно, что мы открываем сезон именно в день рождения Шостаковича, одного из моих любимых композиторов и играем то, с чем связана вся моя творческая жизнь, ведь три года назад мы записали всего Шостаковича. Вот так удивительным образом переплетаются связи и времена, и сублимируются в открытие нашего нового сезона. 

«ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ СЫГРАТЬ «ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА» В МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ — ЭТО, МЯГКО ГОВОРЯ, ОЧЕНЬ КРУТО»

Одним из главных его событий будет новый фестиваль в феврале 2020 года, посвященный органной музыке. Мы такого еще не делали, и для нас это будет расширением рамок, возможностью показать то, что может и делает оркестр. Идея фестиваля родилась очень просто, ведь в ГБКЗ есть орган и есть оркестр. А также существуют всемирно известные, фантастические исполнители-органисты, которые никогда не были в Казани. Я работаю только с музыкантами с высочайшим реноме и уровнем мастерства и стараюсь себе не изменять. Например, в прошлом году мы подружились с органистом собора Парижской Богоматери. Курировать фестиваль будет профессор и выдающаяся органистка Евгения Кривицкая, с которой мы много лет поддерживаем тесную творческую связь. Помимо того, что это потрясающий критик, музыковед, профессор Московской консерватории, она еще и фантастическая органистка и знает всех блистательных исполнителей на этом короле музыкальных инструментов. Органный фестиваль — одно из возможных направлений развития оркестра. К сожалению, у нас нет хора, необходимого для исполнения Малеровских симфоний. Но у нас есть орган, так что почему бы не исполнять эту музыку? Думаю, это будет интересно как нашей замечательной публике, так и оркестру. 

В марте мы исполним в Казани и Москве оперу «Летучий голландец» Рихарда Вагнера в концертом исполнении. Получить разрешение сыграть «Летучего голландца» в Московской филармонии — это, мягко говоря, очень круто, потому что это одна из первых опер Вагнера, очень сложное, огромное полотно. И возможность сыграть его в Казани и в абонементе Московской филармонии — это целое событие. Мы продолжаем увлеченно играть немецкую музыку и продолжаем играть оперу, потому что симфонический оркестр обязан играть оперу, как и оперный оркестр обязан играть симфонические концерты, чтобы обогащать свой репертуар. 

В минувшем сезоне мы с фантастическими солистами записали всего Петра Чайковского — все его симфонии и концерты. Этот материал сейчас в Москве, где с ним работают очень серьезные звукорежиссеры. Запись будет издана на лейбле Sony Classical — одном из самых выдающихся лейблов за всю историю музыки. Презентацию записи мы планируем организовать в мае в Москве, Санкт-Петербурге и Казани и таким образом присоединимся к мировому масштабному празднованию 180-летия Петра Ильича. Я думаю, это событие — очень важный вклад в развитие музыкальной и культурной жизни Татарстана. Очень показательно, что региональный оркестр делает записи не просто каких-то популярных симфоний, а циклы, которые остаются в истории. 

Забегая вперед, скажу, что в 2020 году будет отмечаться 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена, и к этому мероприятию мы тоже собираемся сделать сюрприз для Татарстана и России — записать в июне следующего года все 9 симфоний Бетховена. Немецкая музыка — это обожаемая мною часть музыкальной культуры, в России и мире знают, что это наш конек. Конечно, Бетховен создал симфонизм, который мы знаем сейчас, и благодаря ему сложилось представление о том, что такое симфонический оркестр. Все 9 его симфоний уже давно в нашем репертуаре, мы постоянно их играем. А сейчас я решил собрать их в один бокс.

«ДЛЯ КАЗАНИ ИСПОЛНЕНИЕ ШТОКХАУЗЕНА — ЭТО КАК ЗАПУСТИТЬ РАКЕТУ В КОСМОС»

30 октября мы будем играть Пятую симфонию Густава Малера. Это наша репертуарная симфония — фантастическая, одна из моих любимых среди малеровских. Также в октябре мы сыграем Малера для студентов и ветеранов на благотворительном социальном концерте — это тоже одно из направлений работы, моей и оркестра. Почему очень важно сыграть Пятую симфонию? Потому что в Москве концерт будет записан и потом будет транслироваться на Mezzo TV. Мы давние партнеры с этим потрясающим французским каналом, и благодаря очередной записи Татарстан вновь покажется в этой ветви музыкальной культуры, ведь канал транслируется на весь мир. Я настойчиво продолжаю делать то, что мы делали всегда, просто немножко расширяя границы и получая при этом максимум удовольствия.

На международном фестивале современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia в ноябре впервые будет исполнен Карлхайнц Штокхаузен, который в Казани вообще не звучал — в оркестре его точно никогда не играли. Я заявлял о нем еще три года назад, и сейчас мы это воплощаем. Для Казани исполнение Штокхаузена — это как запустить ракету в космос, потому что его музыка — совершенно уникальная, и она никогда здесь не звучала.

В новом сезоне традиционно будут и прекрасные приглашенные дирижеры. Признаюсь честно — с дирижером, которого публика не знает, продать концерт гораздо сложнее, чем со мной, поэтому тут я иду на определенный риск, приглашая дирижеров не с мировым именем. Но ведь и дирижеров с мировым-то именем мало кто знает! Для меня важно, чтобы к оркестру подходили разные мастера, с разными стилями и способами общения. На машине такого класса должен ездить мастер! Музыкантам интереснее в творческой жизни, если они играют с разными дирижерами. При этом у меня нет никакой ревности — я приглашал сюда Владимира Федосеева, Юрия Ивановича Симонова, Василия Петренко, который в 2021 году возглавит Королевский филармонический оркестр в Лондоне, нового главного дирижера Большого театра Тугана Сохиева. Это люди, которые сделали игровую карьеру, известны в мире и работают с лучшими оркестрами мира. Также это мои друзья, однокашники, я за них рад и с удовольствием пригласил бы снова. 

Я буду только рад, если кто-то из моих коллег поработает с моим оркестром. Я не хочу утомлять публику собой и дирижировать по пять концертов в месяц. Я считаю, что каждый мой концерт должен быть событием. Ведь я тоже много где выступаю в этом качестве — Дмитрий Бертман пригласил меня в «Геликон-оперу» поставить в октябре «Травиату», у меня есть концерты с госоркестром им. Светланова, приглашения в зарубежные поездки — Южную Корею, Японию, Италию. При этом везде, где я появляюсь, написано — худрук оркестра Татарстана, то есть автоматически возникает название нашей республики. Я не просто дирижирую, а представляю Россию и Татарстан своей собственной персоной. 

Продолжая тему зарубежных гастролей — проект Чайковского мы продали на фестиваль в Нанте, то есть в 2021 году мы играем всего Чайковского на фестивале «Безумный день». Покажите мне еще какой-нибудь оркестр, кроме оркестра Мариинского театра Валерия Гергиева, который может работать настолько мобильно и продукция которого сразу востребована? Не исключено, что мы повторим этот репертуар и в Японии. Спрос на нашу продукцию интернациональный! И это очень важно — не для моих амбиций, они вполне удовлетворены, а для имиджа республики, для президента Рустама Нургалиевича Минниханова, для людей, которые понимают, насколько это бесценно — иметь такой инструмент, такую машину представительского класса, которую можно презентовать в любой точке мира. Я всегда это декларировал, хотя 9 лет назад никто не понимал этого. А сегодня мы приглашены практически на все площадки Москвы и Санкт-Петербурга, не говоря о фестивалях наших друзей и фантастических солистов, с которыми мы постоянно работаем. Нас приглашают все больше и больше, и не только в России, но и за рубежом. У нас уже есть планы на 2021 год по зарубежным гастролям и поездкам. Мы получаем удовольствие от того, что мы делаем. Конечно, нагрузка очень большая. Но практика подсказывает, что это дает позитивные результаты, это по-настоящему развивает оркестр. Как спортсмену нужны тренировки, так и музыканту необходимы концерты, и, чем их больше, тем он счастливее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции