Среднюю школу №42, что затерялась в зелени дворов на окраине Приволжского района Казани, не сразу найдешь даже с навигатором. Не встретить ее и в списках «элитных», «углубленных» и «экспериментальных». Однако именно среди выпускников данного учебного заведения два действующих министра Татарстана, руководители крупных компаний, депутаты, именитые спортсмены и артисты. О том, как в обычной школе воспитывают необычных людей и с какой целью на днях здесь побывали сразу три известные в Татарстане персоны, — в нашем материале.
Школа №42: среди ее выпускников два действующих министра Татарстана, руководители крупных компаний, депутаты, именитые спортсмены и артисты
КАК МЫ ЖИЛИ, КОГДА НЕ БЫЛО ГАДЖЕТОВ
Символический золотой ключ получила в начале сентября директор МБОУ СОШ №42 Казани Светлана Насыбуллина из рук министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова, директора татарстанского филиала ПАО «МТС» Марата Шакирова и совладельца группы компаний Bulatov Group, вице-президента ассоциации предпринимателей-мусульман России Радика Абдрахманова. Будучи выпускниками этой школы, они минувшим летом сделали альма-матер подарок — на свои средства отремонтировали малый спортивный зал.
«В 2018 году мы с друзьями навестили родные стены, где проучились 10 лет, — с ноткой ностальгии вспомнил Шакиров. — Прошлись по коридорам, заглянули в спортзал, куда на тренировки прибегали прямо в 6 утра, перед уроками… Тогда не было гаджетов, так что всю энергию мы, мальчишки, отдавали спорту».
Абдрахманов отмечает, что уверенность, сила духа и стремление к победе у него самого и его товарищей сформировались именно благодаря спортивным занятиям в родной школе под руководством тренера по вольной борьбе Раиса Шигапова и заслуженного учителя РТ Мудариса Хикматуллина. Кстати, педагог, чей профессиональный стаж превышает 50 лет, преподает в учебном заведении и по сей день.
«Это решение шло от сердца, — поделился с собравшимися на открытии школьниками руководитель республиканского минпромторга. — Я проучился в 42-й школе все 10 лет, много времени проводил с друзьями на борцовском ковре как раз здесь, в малом спортзале. С тех пор прошло немало лет, и, конечно, помещение уже нуждалось в ремонте. Потому этим летом мы решили сделать такой подарок вам, ученикам сегодняшнего дня, — в знак благодарности воспитавшей нас школе и ее замечательным учителям».
Как рассказала директор учебного заведения, в школе, которой уже более 40 лет, есть два спортзала. И если большой удалось отремонтировать за счет бюджетных средств, оборудовав его просторными раздевалками и душевыми, то малый, где занимаются ученики начальных классов, давно требовал замены полов, освещения, обновления стен. При этом нагрузка на малый зал, вопреки названию, большая: только первоклашек в 2019 году набрали 6 параллелей. А всего в школе сегодня учатся 1 200 детей. Микрорайон прирастает все новыми жилыми комплексами, но вот с учебными заведениями в них напряженно. В 42-ю приходят ребята из ЖК «Изумрудный город» и «Светлый», Вишневки, Куюков, и многие остаются после уроков на спортивные секции, кружки, занятия музыкой — словом, внешкольная жизнь кипит ключом.
Символический золотой ключ получила в начале сентября директор МБОУ СОШ №42 Казани Светлана Насыбуллина из рук вице-президента ассоциации предпринимателей-мусульман России Радика Абдрахманова
«Сейчас отсюда даже не хочется уходить, мы получили практически новый спортзал, — не скрывала эмоций Насыбуллина. — Во внеурочное время здесь проводятся занятия по вольной борьбе, гимнастике, с этого года хотим еще и фехтование. Особенно душу греет тот факт, что ремонт сделан по инициативе и на средства наших выпускников, что они откликаются на наши просьбы о помощи, не забывают свою школу, учителей».
Еще один выпускник школы, министр здравоохранения РТ Марат Садыков, обещал помочь с переобустройством в учебном заведении медкабинета. Теперь Светлана Евгеньевна мечтает благоустроить прилегающую к школе территорию, чтобы в микрорайоне появилась полноценная зона отдыха. Для чего хорошо бы, конечно, войти в программу развития парков и скверов Казани. Но и в ожидании этого момента в школе, заверила директор, тоже не собираются сидеть сложа руки: «Все, что вы видите на пришкольном дворе (клумбы, композиции), сделано руками наших детей. Диванчики в коридорах приобрели на деньги, которые ребята заработали сбором макулатуры. Так исподволь мы воспитываем в них понимание, что они хозяева своей жизни и сами в ответе за то, что происходит с ними и вокруг них».
Марат Шакиров: «В 2018 году мы с друзьями навестили родные стены, где проучились 10 лет. Прошлись по коридорам, заглянули в спортзал, куда на тренировки прибегали прямо в 6 утра, перед уроками…»
УМЕТЬ ПОДОБРАТЬ ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК К ДЕТСКИМ СЕРДЦАМ
По дороге от спортзала до директорского кабинета я пытаюсь узнать у Насыбуллиной, в чем он, секрет другого золотого ключика, который открывает детские сердца и позволяет растить в стенах самой обычной районной школы, которую посещают ребята из семей разного социального уровня, достатка, воспитания, талантливых и успешных людей.
Отвечая на вопросы, директор на бегу ухитряется параллельно выполнять еще множество дел и натренированным учительским оком подмечать любую мелочь — поинтересоваться у пробегающего мимо третьеклашки, отчего «глазки грустные», уточнить у преподавателя математики планы на завтра и о чем-то пошептаться с темноволосым застенчивым подростком.
«Я придерживаюсь принципа „сначала любить, потом учить“, — говорит Светлана Евгеньевна. — Учитель — не профессия, это диагноз. И мне в школе нужны „больные“ профессионалы своего дела. Уверена, что любовь к школьному предмету вырастает из увлечения личностью наставника. Дети всегда чувствуют фальшь и оценят, если ты с ними искренен, вовлечен в их жизнь, открыт. Я директорствую в школе 10-й год, но такая закваска, педагогический принцип „школа — большая семья“ были заложены здесь изначально. Это, конечно, не отменяет проблем, как и в семье, в нашей повседневной жизни случается всякое, но мы их решаем совместно — дети, учителя, папы и мамы. У нас ведь с семьей общая цель — гордиться ребенком, вырастить его счастливым. Поэтому, обращаясь к родителям, мы говорим „ваши наши дети“. Дверь в моем кабинете никогда не закрывается».
«Учитель — не профессия, это диагноз. И мне в школе нужны «больные» профессионалы своего дела. Уверена, что любовь к школьному предмету вырастает из увлечения личностью наставника»
Словно в подтверждение этих слов раздается стук — и в директорский кабинет вплывает куча разноцветных воздушных шариков. «Светла-на Евгеньев-на, ку-да это мож-но по-ло-жить?» — старательно выговаривает кто-то, еще не видимый за шарами.
«Проходи, Ту, познакомься с корреспондентом, скажи, как тебе, нравится учиться в энергетическом классе?» — приглашает смущенного пятиклассника к разговору директор. И Ту охотно рассказывает, как с одноклассниками ходил на чемпионат WorldSkills.
Сегодня 42-ю можно в полном смысле назвать многонациональной школой — здесь учатся ребята, чьи родители переехали в Казань из Азербайджана, Узбекистана, Вьетнама. Иногда мальчишки и девчонки, как Ту, поступают в школу вовсе без знания русского языка, но быстро адаптируются, проявляют способности и интерес к математике, физике, медицине.
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРОФЕССИЮ СОВЕРШАЮТСЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ»
Все же будет неправильным называть 42-ю самой обычной школой, потому что, по словам нашей собеседницы, это единственное в России муниципальное учреждение среднего образования, где уже с пятого класса ведется предпрофильное обучение. А работа по ранней профориентации стартует вообще с начальной ступени — уже первоклассники участвуют в творческих конкурсах и работают над проектами. На базе школы в течение пяти лет проходит республиканская научно-практическая конференция «Шаги в профессию». На ней интересные проекты презентуют учащиеся Казани и со всего Татарстана, работает секция по обмену опытом в профориентации для учителей и воспитателей детских садов.
Альберт Каримов: «Это решение шло от сердца, я проучился в 42-й школе все 10 лет, много времени проводил с друзьями на борцовском ковре как раз здесь, в малом спортзале»
«Мы уделяем очень большое внимание ранней профилизации детей, организуем ее в рамках внеурочной деятельности, — поясняет Светлана Евгеньевна. — Уже третий год в школе функционирует медицинский класс, в котором два вузовских преподавателя ведут теорию и практику медицины, а наши учителя уже с пятиклассниками проводят уроки химии и биотехнологии. В энергетическом классе читают лекции преподаватели энергоуниверситета, проходят занятия по 3D-моделированию, плюс в этом году вводим новую компетенцию „электромонтаж“. Ребята, интересующиеся бизнесом и предпринимательством, идут в социально-гуманитарный класс».
Неудивительно, что с таким подходом, сочетающим образовательный и профориентационный компонент, ученица 8-го класса школы №42 Регина Тазова стала финалистом юниорского этапа WorldSkills Russia. Чтобы попасть в национальную сборную, девушка победила во всех отборочных этапах по компетенции «преподавание в младших классах».
«Детям нужно давать как можно больше возможности попробовать себя в разных сферах, — считает директор школы. — Необязательно после медкласса выпускник выберет профессию врача, но он будет знать, как оказывать первую помощь, вести здоровый образ жизни, а учащийся из класса энергетики как минимум сможет легко ремонтировать дома бытовые приборы. Мы не зацикливаемся только на профильных классах, работаем в разных направлениях, будь то тестирование на платформе „Билет в будущее“ и даже дорогостоящие исследования склонностей ребенка по ДНК. В любом случае мы предоставляем детям свободу выбора, помогая сориентироваться в современном, насыщенном информацией и возможностями мире. И когда бывшие ученики возвращаются в родную школу преподавателями, благотворителями, просто добрыми друзьями, это ли не высшая оценка нашего труда?»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.