Инициатива Рафила Нугуманова, разработанная с целью прижать неплательщиков алиментов, забуксовала в Госдуме. В правительстве РФ полагают, что поправки в УК, предполагающие наказание за сокрытие имущества, потребуют допфинансирования, а Верховный суд не верит, что истец сможет убедить суд, что ответчик оформил активы на третьих лиц. Биться за законопроект придется депутату от Татарстана Ильдару Гильмутдинову, а эксперты «БИЗНЕС Online» советуют возложить бремя доказывать свою честность на ответчика.
В Госдуму поступил пакет документов от Госсовета Татарстана об ужесточении мер по взысканию алиментов
«ДВУШЕЧКА» ЗА СОКРЫТИЕ ИМУЩЕСТВА И МНИМЫЕ СДЕЛКИ С ним
В Госдуму поступил пакет документов от Госсовета Татарстана об ужесточении мер по взысканию алиментов. Разработанные теперь уже экс-депутатом, заместителем председателя комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку Рафилом Нугумановым поправки касаются Семейного, Гражданского и Уголовного кодексов. «Почти на каждом приеме граждан — алименты, алименты, алименты», — аргументировал важность проблемы Нугуманов на заседании Госсовета в июне этого года, и вот теперь она дошла до Госдумы.
Напомним, во-первых, Нугуманов предложил внести изменения в ст. 113 Семейного кодекса РФ. Действующая редакция данной статьи определяет порядок расчета задолженности по алиментам в отношении неработающих лиц, исходя из среднемесячной заработной платы по РФ. Однако средняя зарплата в стране сильно отличается в зависимости от региона. К примеру, в Татарстане она составляет 34 тыс. рублей в месяц, в Адыгее — 27 тыс. рублей, в Москве — 85 тыс. рублей. Парламентарий от Татарстана же предложил вести расчет задолженности по алиментам для неработающих граждан, исходя из средней зарплаты в регионе. В то же время предлагается сохранить существующий порядок исчисления задолженности — в случае проживания получателя алиментов в субъекте, в котором размер средней заработной платы выше относительно указанного показателя по месту жительства плательщика алиментов и выше средней заработной платы в РФ.
Вторая порция поправок касается ст. 235 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает возможность взыскания имущества, приобретенного за счет средств должника, но при этом оформленного на третьих лиц в целях уклонения от уплаты алиментов. Эту собственность предлагается продавать, а вырученные от продажи деньги — перечислять получателю алиментов.
Третий удар по неплательщикам алиментов законодатели намерены нанести через поправки в ст. 157 Уголовного кодекса РФ. Законопроект был внесен в Госдуму во вторник, 17 сентября. Документом предлагается внести правки в ст. 157 УК РФ («Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»). Сейчас в этой статье две части, которые предусматривают наказание за неоднократную неуплату алиментов без уважительных причин детям и нетрудоспособным родителям. В данном случае нарушителю грозит максимум год заключения. Но татарстанские законодатели пошли дальше, предложив прописать в ст. 157 УК РФ третью часть, которая предусматривает более суровые меры уголовной ответственности в том случае, если неплательщик алиментов умышленно скрывает имущество, переписывая его на третьих лиц или совершая с ним мнимые сделки. Такой нарушитель, согласно предложениям Госсовета РТ, заслуживает наказания, начиная от исправительных или принудительных работ и заканчивая лишением свободы до 2 лет.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что Татарстан уделяет повышенное внимание вопросам взыскания алиментов, для чего в республике создана межведомственная рабочая группа. В результате по сравнению с прошлым годом количество исполнительных производств по алиментам сократилось более чем на одну тысячу. При этом 12 тыс. татарстанцев закрыт выезд за границу, к административной ответственности привлечены 1,1 тыс. должников и возбуждено 339 уголовных дел по ст. 157 УК РФ. «Вместе с тем, несмотря на комплекс принимаемых мер, задолженность по алиментным платежам продолжает оставаться значительной», — утверждают авторы законопроекта. Так, в настоящее время в работе УФССП по РТ находится около 21 тыс. исполнительных производств о взыскании алиментов на 2,9 млрд рублей. Для сравнения: по всей России в конце 2018 года насчитывалось 825,5 тыс. исполнительных производств, как сообщала «Газета.ру» со ссылкой на пресс-службу ФССП, за первое полугодие 2019-го приставам удалось взыскать с алиментщиков около 7,6 млрд рублей.
Самое крупное единовременное погашение задолженности по алиментам в Татарстане было зафиксировано в июне этого года. Как сообщала пресс-служба УФССП по РТ, должник погасил 1,5-миллионный долг по алиментам, поскольку приставы ограничили его право выезда за границу, а также запретили любые регистрационные действия с его BMW 520i. «Чтобы продать автомобиль, должник погасил единовременно свыше 1,4 миллиона рублей долга по алиментам, а также исполнительский сбор в размере свыше 100 тысяч рублей за неисполнение решения суда в срок для добровольного исполнения требований», — рассказали в УФССП по Татарстану.
В Госсовете РТ утверждают, что одна из главных сложностей в том, что должники всеми силами уклоняются от принудительного взыскания принадлежащего им имущества. «Должники не оформляют имущество в личную собственность, не открывают на свое имя банковские счета. Приобретаемое имущество, на которое может быть обращено взыскание, фактически оставаясь в пользовании должников, оформляется ими на родственников и иных лиц. В этих условиях возбужденное исполнительное производство не имеет каких-либо положительных перспектив, а существующее правовое регулирование данных правоотношений не достигает заявленных целей», — говорится в пояснительной записке.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что Татарстан уделяет повышенное внимание вопросам взыскания алиментов, для чего в республике создана межведомственная рабочая группа.
ПРАВИТЕЛЬСТВО И ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ ОТКАЗАЛИ ТАТАРСТАНУ
Впрочем, надежды на то, что идея уголовного преследования тех, кто не платит алименты, будет одобрена Госдумой, весьма призрачны. К пакету документов приложен официальный отзыв правительства за подписью вице-премьера Константина Чуйченко, из которого следует, что кабмин не разделяет рвения Татарстана. В качестве замечаний указано, что предложение республики приведет к увеличению штатной численности дознавателей ФССП России, о чем в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не говорится. Кроме того, в документе республики не учтено, что действующая редакция ст. 157 УК РФ предусматривает, что злостный неплательщик алиментов уже был привлечен по ст. 5.35 КоАП («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», максимальное наказание — штраф до 5 тыс. рублей или административный арест до 5 суток). Татарстанских законодателей упрекают в том, что не приведены анализ правоприменительной практики и статистические данные, подтверждающие необходимость дифференциации уголовной ответственности по способу совершения преступления.
Учитывая, что в заключении правительства указано на необходимость дополнительного финансирования из федерального бюджета, возможно, законопроект и вовсе не будет вынесен на рассмотрение. Дело в том, что в отсутствие финансово-экономического обоснования по регламенту законопроект на основании заключения правового управления должен быть возвращен субъекту законодательной инициативы.
Не поддержали идею Татарстана и в Верховном суде РФ. В отзыве, подписанном зампредседателя Владимиром Давыдовым, отмечается, что состав преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 157 УК РФ, предполагает преюдицию — привлечение к ответственности лица, ранее подвергнутого административному наказанию. «В связи с этим предложенное в законопроекте конструирование части третьей данной статьи как квалифицированного состава неуплаты алиментов без уважительных причин может породить трудности в квалификации рассматриваемого преступления, поскольку возникает неопределенность в вопросе о том, должно ли первое правонарушение, за которое лицо привлекается к административной ответственности, также быть совершенным с сокрытием имущества», — говорится в отзыве. Кроме того, Давыдов указал, что в случае принятия законопроекта в правоприменительной практике возникнут проблемы, связанные со сложностями доказывания признаков состава преступления, таких как «фиктивное» оформление прав на имущество третьих лиц и заключение «мнимых» сделок.
Представлять эти инициативы в Госдуме будет депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов
«все наши попытки не пускать алиментщиков за рубеж, отбирать у них машины к прорыву не привели»
Представлять эти инициативы в Госдуме будет депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов. Как рассказал парламентарий корреспонденту «БИЗНЕС Online», сегодня вопрос поправок в Семейный кодекс будет рассматриваться на профильном комитете, на заседание которого в процессе разговора и спешил Гильмутдинов. «К сожалению, все наши попытки не пускать алиментщиков за рубеж, отбирать у них машины к большому прорыву не привели, — сетует он, напомнив статистику по долгам по алиментам, приведенную выше. — Представляете, что такое не получать алименты одиноким матерям? А если ребенок не один — целая трагедия. Они вынуждены обращаться к государству за помощью, но перекладывать это на власти нехорошо. Поэтому и ищем варианты — как сделать так, чтобы алименты платились. Этот законопроект от Татарстана — попытка подать сигнал алиментщикам, что можно и нужно выплачивать долги».
Гильмутдинова не смущают отрицательные отзывы правительства и Верховного суда. «Что делать, надо искать другие возможности и варианты как этим вопросом заниматься, — заметил Гильмутдинов. — Сегодня будет заседание комитета по вопросам семьи, женщин и детей. К сожалению, я за комитет решение принять не могу. Буду докладывать, доказывать свою правоту, убеждать. Дальше решение за депутатами».
«если ДОЛЖНИКА УПРЯЧУТ НА ГОД, ЛИШИВ ЕГО ДОХОДОВ, ВРЯД ЛИ ПРИБАВИТСЯ ВОЗМОЖНОСТь ВЗЫСКАТЬ С НЕГО ХОТЬ ЧТО-ТО»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали перспективность поправок.
Владимир Гусев, адвокат:
— С позицией Верховного суда я абсолютно согласен. С одной стороны, неплохо бы ужесточить ответственность за невыплату алиментов, с другой — это будет неприменимо, потому что установить, что данное имущество каким-то образом сокрыто или переписано на третьих лиц, куплено на сэкономленные от алиментов средства, невозможно. Если бы подобное было технически возможно, у нас бы и злостных неплательщиков по долгам активнее привлекали. Механизма такого нету, и вряд ли он появится. Поэтому позиция Верховного суда — это не формальная придирка, а взвешенное заключение.
В целом невыплаты алиментов — гигантская проблема. Огромные задолженности существуют, и мы понимаем, что в таких правонарушениях высокая доля элемента латентности, когда должник переходит на зарплату в конвертах, меняет работу, скрывает доходы. Но только ужесточение уголовного наказания это не есть панацея от всего. Надо также искать другие пути.
Айнур Ялилов, старший партнер юридической фирмы «Шаймарданов, Ялилов и Сабитов»:
— Желание татарстанских властей вмешаться в проблему понятно: и порядок определения размера алиментов, и механизмы взыскания, и недостаточная ответственность для злостных неплательщиков, и статистика привлечения к этой ответственности обоснованно критикуются специалистами и обществом.
Из критики правительства и Верховного суда я считаю обоснованным только последнее — кто и как будет доказывать мнимость сделок по выводу активов и фиктивное оформление имущества на третьих лиц? Я не большой сторонник впускать правоохранителей в огород цивилистики, сложно будет потом их оттуда выпроводить.
Это все же судебная плоскость. Можно установить повышенный стандарт доказывания для должника по алиментам, если взыскатель представит минимально достаточные для подтверждения обстоятельств убедительные доказательства (доказательства prima facie), и бремя доказывания реальности и экономической целесообразности сделок нужно возложить на ответчика. Так сказать, начать матч со счетом 1:0 в пользу истца.
Я думаю, что вопрос нужно решать посредством гражданского судопроизводства, просто применять современные тенденции и лучшие наработки развитых правопорядков.
А от того, что должника упрятать на год, лишив его доходов и средств к существованию, вряд ли прибавится возможностей взыскать с него хоть что-то.
Артем Кузнецов, председатель региональной общественной организации «Многодетные семьи Республики Татарстан», отец трех дочерей:
— Алименты — вещь серьезная, и если суд вынес решение, они должны выплачиваться в полном объеме. Я в рамках проекта «Крепкая семья» проводил ряд встреч в Госсовете РТ, ездил по республике — у нас ситуация с выплатами алиментов очень плохая. В большинстве районов в семьях годами не выплачиваются большие суммы и накапливаются крупные долги, от 300 тысяч рублей до миллионов. Причем ситуации бывают разные. Например, папа находится в местах заключения, с него получить больше, чем есть, не выходит. Есть родители, которые прячутся, и их невозможно найти. Гораздо хуже обстоят дела в неполных семьях, где дети-инвалиды, это в 10 раз усложняет ситуацию. Мама, оставшаяся один на один с таким ребенком, живет на одну пенсию и находится на грани выживания. А папа работает, вторую, третью семью заводит — это ненормально. Не сказать, что администрация района в таких случаях ничего не делает или ПДН, но такого явно недостаточно.
Конечно, имущество будет трудно найти у тех, кто его прячет. Но это в том числе и вопрос желания. Правда, если оно оформлено на тетю или дядю — тупиковый путь. Но надо однозначно ужесточать законодательные нормы по взысканию алиментов, с этим я полностью согласен. Имущество необходимо взыскивать, так алиментщики хотя бы шевелиться начнут. Хотя бы таким способом, но надо прививать ответственность за ребенка, причем как отцу, так и матери — бывает, что не платят алименты родители обоих полов. Необходимо закрывать финансовые дыры в семьях на 100 процентов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 120
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.