Марат Мустафин: «Производители цифровых голограмм вынуждены без конца придумывать дополнительные степени защиты. Аналоговые голограммы в этом не нуждаются, мы вне этой гонки» Марат Мустафин: «Производители цифровых голограмм вынуждены без конца придумывать дополнительные степени защиты. Аналоговые голограммы в этом не нуждаются, мы вне этой гонки» Фото предоставлено Маратом Мустафиным

«Мировой производитель столкнулся с проблемой защиты своей продукции от подделки — мы смогли помочь»

— Марат Камильевич, у вас довольно редкий бизнес, как вы в него пришли?

— Я стоял у истоков этого предприятия, созданного моими родителями-голографистами, затем занялся своим бизнесом. Родители долгое время трудились в государственном институте прикладной оптики. Я тоже поработал в ГИПО, освоил вакуумную технику, оптику, что называется, руками все прочувствовал, узнал работу изнутри. Когда начался развал Советского Союза, на предприятии перестали платить зарплату, в 1993 году родители решили создать свое предприятие. Они первыми запустили производство голографических наклеек, доработав известную технологию получения голографических решеток. Я же в 90-е годы много чем занимался, как и полстраны у нас: строительством, фондовым рынком, пчеловодством, но в итоге сосредоточился на производстве голограмм. Несколько лет назад семейная компания перешла ко мне по наследству. Последние 20 лет предприятие находилось на территории училища, принадлежащего КОМЗ (Казанский оптико-механический завод). Новое руководство завода решило забрать арендуемые нами площади под другие цели. В итоге наша компания сменила прописку на другое режимное предприятие. Это хорошо охраняемый объект.

— Были попытки хищения технологии или голограмм?

— Да, ранее была попытка украсть голографические наклейки, которые мы производим для психоневрологического диспансера. Как выяснилось, молодой человек по медицинским показаниям не мог получить водительские права и решился выкрасть спецнаклейку, чтобы подделать справку от психиатра. Ему, конечно, это не удалось. Позже мужчину задержали, когда он предъявил справку с поддельной цифровой голограммой ПНД, которую специалисты сразу распознали.

«Производство аналоговых голограмм — наукоемкое. Для него нужны специалисты, уникальные технологии и оборудование за несколько миллионов» «Производство аналоговых голограмм — наукоемкое. Для него нужны специалисты, уникальные технологии и оборудование за несколько миллионов» Фото предоставлено Маратом Мустафиным

— А если кто-то просто переклеит вашу голограмму с одного бланка на другой?

— При попытке отклеивания изображение разрушается.

— Чем отличается цифровая голограмма от вашей?

— Для начала поясню, что такое голограмма. Это запись на фоточувствительный слой голографической решетки с различными частотами. В зависимости от частоты, при определенном угле наклона появляется тот либо иной цвет. Есть два способа производства голографической матрицы — аналоговый и цифровой. Разница между ними, как в фотографии. У аналоговой разрешающая способность практически бесконечна, а у цифровой все сводится к количеству пикселей на единицу площади. Производители цифровых голограмм вынуждены без конца придумывать дополнительные степени защиты, так как, по сути, их матрица — компьютерная программа (довольно стандартная) и все степени защиты с красивыми, зачастую мудреными названиями тоже. Все их можно с точностью повторить. Аналоговые голограммы в дополнительной защите не нуждаются, мы вне этой гонки. Кстати, в суде и цифровая фотография до недавнего времени не принималась как доказательство.

Недавно с нами связалась одна московская фирма, к которой обратилась компания Nike. Мировой производитель столкнулся с проблемой защиты своей продукции от подделки — суд не признавал используемую ими цифровую голограмму в качестве доказательства, несмотря на массу так называемых степеней защиты, поскольку невозможно было отличить данную наклейку от той, что изготовили китайцы тем же цифровым методом.

«Голографические наклейки заказывают на справки, документы,  а также некоторую продукцию. География бизнеса обширна — это практически вся территория России — от Крыма до Хабаровска» «Голографические наклейки заказывают на справки, документы,  а также некоторую продукцию. География бизнеса обширна: это практически вся территория России — от Крыма до Хабаровска» Фото предоставлено Маратом Мустафиным

— А на глаз определить аналоговую голограмму от цифровой можно?

— Можно при помощи увеличительного стекла — в цифровой будет видно деление на пиксели. В случае электронно-лучевой технологии, чтобы понять, что перед вами цифра, нужно достаточно большое увеличение, но подобная технология производства матриц рентабельна при многомиллионных тиражах, поскольку стоимость матрицы в данном случае очень высока (несколько десятков тысяч долларов). Аналоговая голограмма уникальна, подделать ее невозможно. Более того, ее нельзя в точности повторить даже на том же оборудовании, на котором она была изготовлена. Хотя на первый взгляд она будет похожа, но при детальном рассмотрении отличие обнаружится.

— В чем особенность применяемой вами технологии производства матриц?

— Первоначально матрица создается на фотопластинке с напыленным на нее слоем полупроводника, далее делается никелевая матрица, с нее проводится тиснение на металлизированной лавсановой пленке и получается конечный продукт. Для производства голограммы используется лазерное, оптическое и вакуумное оборудование.

— Вернемся к истории с Nike. Чем вы смогли помочь москвичам и, соответственно, мировому производителю спортивной одежды и обуви?

— Мы для них разработали режим копирования для размножения их продукции и защиты от подделки — пленки с невидимыми невооруженным глазом отверстиями, полученными в результате бомбардировки ее протонами. Это другой вид наших услуг, не связанный с оптикой, но также необходимый для тех, кому важна идентификация товара.


«Есть отрасли, для которых «цифра» критична»

— А кто является потребителем вашей продукции?

— Самый широкий круг — это медицинские учреждения, например наркологические и психоневрологические диспансеры, нотариусы, производители лекарств, производители газового оборудования и другие. Голографические наклейки заказывают на справки, документы, например пропуска, а также некоторую продукцию. География бизнеса обширна: это практически вся территория России — от Крыма до Хабаровска. Кроме того, есть заказчики из Казахстана.

— Но ведь больничные становятся электронными, оцифровываются трудовые книжки и так далее. Насколько безопасно полностью уходить в «цифру»?

— Я считаю, что есть отрасли, для которых «цифра» критична. Например, те же ГНД и ПНД, которые выдают справки на ношение оружия, на получение водительского удостоверения. В прошлом году одно из медицинских учреждений объявило тендер на поставку голограмм, его выиграла компания, предложившая нереально низкую цену, и поставила обыкновенные фольгированные наклейки вместо голограмм. Такие картинки можно изготовить на обычном цветном принтере. Так что подделать их ничего не стоит. Думаю, не надо объяснять всю серьезность ситуации, когда речь идет о медицинских документах, выдаваемых наркологами и психиатрами покупателям оружия и потенциальным водителям. Сколько таких наклеек в итоге вышло на рынок медуслуг, я не знаю. Больше данный поставщик на конкурсы пока не заявлялся. Но ситуация со справками близка к критичной.

— Оцифровка представляет риск для вашего бизнеса?

— Ситуация с той же Nike говорит о том, что аналоговая голограмма как высокая степень защиты продукции востребована в мире. Скорее вирусам и различным атакам подвержены именно цифровые технологии.

«Голографические матрицы для аналоговых голограмм выпускаем в Поволжье только мы. Да и вообще в этом регионе предприятий с полным замкнутым циклом производства как у нас нет» «Голографические матрицы для аналоговых голограмм выпускаем в Поволжье только мы. Да и вообще, в этом регионе предприятий с полным замкнутым циклом производства, как у нас, нет» Фото предоставлено Маратом Мустафиным

— И все же производители цифровых голограмм являются вашими конкурентами?

— Те, кто находится в Москве и Питере, — да. Те же, кто в нашем регионе, — не совсем конкуренты, поскольку занимаются тиражированием, а не производством голограмм. Голографические матрицы для аналоговых голограмм выпускаем в Поволжье только мы. Да и вообще, в этом регионе предприятий с полным замкнутым циклом производства, как у нас, нет.

— На ваш взгляд, почему сложилась такая ситуация на рынке?

— Производство аналоговых голограмм — наукоемкое. Для него нужны высококвалифицированные специалисты, уникальные технологии и оборудование стоимостью несколько миллионов. Для выпуска цифровой голографической матрицы нужен, по сути, только обученный пользователь компьютера. Большинство молодых предприятий, торгующих цифровыми «защитными» голограммами, в основном заказывают матрицы в Китае или Индии, причем безопасность не гарантируется, поскольку исходные матрицы находятся не у продавцов голограмм. Производители могут продать ее и другим клиентам. Такое, кстати, уже случалось. Заказчик отказался от покупки матрицы в Индии, и иностранная компания предложила нам ее выкупить!

— Почему вам?

— Мы тогда рассматривали как вариант покупку дополнительного оборудования, используемого для тиражирования голограмм, в Индии, обратились к производителю, который занимался также выпуском спецнаклеек. Параллельно решили заказать тиражирование одной из голограмм — у нас тогда был очень большой заказ и своими мощностями мы могли не справиться в срок. И вот индусы предложили нам выкупить матрицу, которую ранее им заказывала другая российская компания, занимающаяся тиражированием и продажей голограмм. Покупать ее мы, конечно, не стали.

«Для производства голограммы используется лазерное, оптическое и вакуумное оборудование» «Для производства голограммы используется лазерное, оптическое и вакуумное оборудование» Фото предоставлено Маратом Мустафиным

«Производство аналоговых голограмм сродни написанию картины»

— Какое у вас оборудование: импортное или отечественное?

— И то и другое. У нас есть прекрасное оптическое и вакуумное оборудование советских времен, которое до сих пор безотказно работает! Что из себя оно представляет — это чугунная плита весом около тонны, размером метр на два, она подвешена на пружинах. Такая масса нужна для того, чтобы в процессе производства не было вибрации. На ней установлены лазер для когерентного излучения и оптическая голографическая схема. Плоттеры, граверы у нас японские. Кстати, преимущество плоттерной нарезки в том, что мы можем легко менять форму наклейки.

— Как долго готовится одна матрица?

— Можно сделать три матрицы в день, а можно одну делать неделю, это зависит от нескольких факторов. Сейчас у нас процесс отлажен, а было время, когда наше предприятие арендовало площади возле железной дороги. Первые годы поезда ездили редко, и можно было легко подстроиться под их график, но когда они стали ездить чаще, вибрация, исходящая от них, сбивала нам рисунок в процессе производства, и тогда компания переехала. Вообще, производство аналоговых голограмм — процесс творческий. Он сродни написанию картины, а цифровая голограмма для меня сравнима с репродукцией, поэтому мне было бы не интересно заниматься ей в принципе.

— Сколько сотрудников занято в этом процессе?

— Директор, оптик-голографист, вакуумщик, специалист по тиснению, плоттерщики, дизайнер, бухгалтер, два менеджера по продажам.

— Пик спроса на голограммы когда был?

— В нашей стране, на мой взгляд, он еще не наступил.

«Спрос на наши услуги постепенно растет, поскольку развивается авторское право, производители пытаются защитить свои товары от подделок» «Спрос на наши услуги постепенно растет, поскольку развивается авторское право, производители пытаются защитить свои товары от подделок» Фото предоставлено Маратом Мустафиным

«Долго занимать нишу бюджетных организаций оказалось неправильным»

— Как ваша компания пережила кризисы 1998, 2008, 2014 годов?

— Поскольку в то время мы в основном работали с бюджетными организациями, то кризисы особо на нас не сказывались. Единственное, что расходные материалы для производства дорожали. Но долго занимать нишу бюджетных организаций оказалось неправильным — издержки росли, а прибыль нет, и мы начали искать новые рынки сбыта продукции, оптимизировали некоторые процессы в компании.

— Сейчас какая ситуация на рынке? И каковы прогнозы?

— Спрос на наши услуги постепенно растет, поскольку развивается авторское право, производители пытаются защитить свои товары от подделок. Что касается прогнозирования, то это дело неблагодарное. Возможно, настанет время, когда будет придумана защита лучше, чем аналоговая голографическая наклейка. Но в ближайшем обозримом будущем такое вряд ли произойдет.

— За рубежом широкое распространение получили 3Д-голограммы, например проекции артистов на различных шоу. Вы не планируете развить это направление?

— Для этого необходимо закупать дополнительное оборудование, но выходить на развлекательный рынок не планируем.

— А какие планы на развитие у вас есть?

— Расширять производство.

— Кредитная нагрузка у вас большая?

— Кредиты не берем, они на сегодняшний день невыгодны, пускаем на развитие прибыль.

— Назовите, пожалуйста, три секрета успешного бизнеса.

— В первую очередь порядочность по отношению к клиентам, сотрудникам, увлеченность своим делом и немного везения.

— Какие качества цените в людях?

— Надежность.

— Расскажите, пожалуйста, о семье.

— У меня замечательная семья — любимая супруга, дочь, зять и трое внуков.

— Чем увлекаетесь?

— Увлечений несколько — рыбалка, конструирование, изготовление аэролодок, строительство, огородничество, музыка (окончил музыкальную школу по классу «скрипка», играю на фортепиано, гитаре), чтение книг. (Улыбается.) Кроме того, у меня еще есть общественная нагрузка — я являюсь председателем правления дачного потребительского кооператива. Учусь чему-то новому постоянно, и мне это нравится. Как говорил Конфуций: «Делай то, что нравится, — и в твоей жизни не будет ни одного рабочего дня».