В челнинском суде постепенно раскрывается секрет превращения камазовских двигателей «Евро-2» и «Евро-3» в моторы классом выше, которыми, по версии следствия, торговала местная компания «РенБизнесАвто». Свидетели из числа инспекторов ГИБДД Кировской области объясняют свое участие в оформлении некондиционных грузовиков незнанием новых регламентов, судья же заподозрил их как минимум в превышении должностных полномочий.
Второе судебное заседание по делу «РенБизнесАвто» сегодня было целиком посвящено допросу свидетелей — инспекторов МРЭО ГИБДД по Кировской области, которые занимались оформлением «КАМАЗов» с поддельными, по версии следствия, двигателями
«получается, вы знали о нарушениях и допускали их?»
Второе судебное заседание по делу «РенБизнесАвто» сегодня было целиком посвящено допросу свидетелей — инспекторов МРЭО ГИБДД по Кировской области, которые занимались оформлением «КАМАЗов» с двигателями, запрещенными к эксплуатации в России. Всего потерпевших по делу насчитывается свыше 100 человек, полутора месяцами ранее допрошены были двое из них.
Гендиректор челнинского ООО «Регионтрансснаб» Рамиль Ахкиямов тогда заявил, что купленные у РБА два грузовика с якобы установленными на них двигателями экологического стандарта «Евро-4» он перепродал и не получал рекламаций от покупателя — следовательно, и ущерба не понес. Другой потерпевший — гендиректор АО «Заводоуковский машиностроительный завод» Сергей Захаров, также купивший два «КАМАЗа», эксплуатировал машины два года без проблем, однако после возбуждения уголовного дела получил запрет на их использование, теперь они простаивают. Захаров потребовал заменить движки на положенные класса «Евро-4» и оценил свой ущерб в 1,4 млн рублей. В целом же, по расчетам следствия, ущерб потребителей от действий РБА оценивается более чем в 800 млн рублей. Однако главным потерпевшим в деле РБА выступает государство, которое, по версии следствия, лишилось утилизационных сборов с проданных компанией грузовиков. Стоит напомнить, что до 1 января 2014 года утилизационный сбор платили только импортеры автомобилей, а после плата распространилась и на внутренний рынок. Ставка для грузовиков и автобусов в период предполагаемой махинации составляла 150 тыс. рублей. Отечественные автопроизводители взамен получили многомиллиардные субсидии.
Поскольку с 2014 года факт уплаты утильсбора должен фиксироваться в паспорте транспортного средства, сегодня объектом внимания суда стали именно автоинспекторы из Кировской области. По словам инспектора МРЭО ГИБДД по Кировской области Анны Чистяковой, которая в 2014–2015 годах занималась приемом документов для оформления автомобилей, в то время сайт госуслуг только начинал работать, так что документы сдавались в порядке живой очереди. Люди сдавали ПТС, одни сотрудники их сшивали, другие осматривали автомобиль, сверяя номера двигателя и кузова с данными документов. Вопрос о том, соответствует ли класс двигателя указанному в ПТС, перед инспекторами не стоял по регламенту работы. По словам Чистяковой, в 2015 году коллега Александр Лаптев по указанию их общего начальника — ныне подсудимого Александра Окулова — попросил ее оформить четыре «КАМАЗа» от «РенБизнесАвто», что она без задней мысли и сделала.
Главным потерпевшим в деле РБА выступает государство, которое, по версии следствия, лишилось утилизационных сборов с проданных компанией грузовиков
— В ваших должностных обязанностях есть отслеживание уплаты утилизационного сбора? — задал свидетелю вопрос один из адвокатов подсудимых.
— Нет, — категорично ответила Чистякова.
— Может быть, вы знаете, кто должен это делать?
— Наверное, мы, — признала автоинспектор и пояснила, что тогда, в 2015 году, инспекторы не знали, что должны были отслеживать такие нюансы.
Отметка об утильсборе проставляется либо таможней в случае импорта, либо российским автопроизводителем. По словам свидетеля, приказ о проверке этих отметок довели до инспекторов году эдак в 2016-м, так что оснований для отказа в регистрации тех четырех грузовиков у нее не было. Однако судья Агля Сахипов усмотрел в ее показаниях несоответствие материалам, приобщенным к делу.
— Вот же приказ от 2014 года, о котором мы говорим — про особые отметки и утилизационный сбор, — продемонстрировал документ Сахипов. — Который вам, к сожалению, не довели. О, а это что такое? Ваша подпись?
— Да, — подтвердила автоинспектор.
— И что в нем говорится?
— Что приказ до меня был доведен, — смущаясь, сказала женщина.
— И как вас понять и показания, которые вы даете следствию и суду, и эту ведомость? Значит, получается, знали о нарушениях и допускали их? Что можете пояснить?
— Я не помню, — запинаясь, произнесла свидетель. — Вижу, что расписалась, но не знаю, о чем приказ.
— Вы же понимаете, что незнание не освобождает от ответственности? Вы же должностное лицо. У нас предусмотрена статья 286 («Превышение должностных полномочий» — прим. ред.). И некоторые из вас уже сидят — ваши товарищи, ваши коллеги. А то «не знали, не знали»!
Подобное предостережение прозвучало и в адрес другого свидетеля — кировского инспектора Михаила Суслова, который, по материалам дела, без принуждения со стороны оформил уже 88 «КАМАЗов». С приказом о необходимости проверять наличие отметки об утилизационном сборе он якобы ознакомился в 2016 году, но его подпись стоит под документом, датированным полутора годами ранее.
По словам Чистяковой, в 2015 году ее коллега старший инспектор МРЭО ГИБДД Александр Лаптев по указанию их начальника Александра Окулова попросил оформить четыре «КАМАЗа» «РенБизнесАвто», что она без задней мысли и сделала
не захотел пойти на конфликт с начальством…
Еще один свидетель, госинспектор МРЭО ГИБДД по Кировской области Владимир Арбазов, которому также было поручено оформление нескольких грузовиков РБА, получив в 2015 году аналогичные ПТС, все же усмотрел в них нарушение, о чем и сообщил Окулову. Непосредственный начальник, по словам свидетеля, ответил, что вопрос согласован с главой областной инспекции Александром Плотниковым, ныне обвиняемым. Арбазов посчитал, что неисполнение приказа грозит ему понижением в должности или даже увольнением. Служебная проверка действий Арбазова уже состоялась, он привлечен к ответственности за неполное служебное соответствие. Однако пояснить суду, в чем заключались его нарушения, автоинспектор не смог — не читал соответствующего приказа.
Как бы то ни было, из показаний свидетелей стало ясно, что проверить подлинность печати об обязательстве утилизационного сбора у них возможности не было. Дело в том, что печать отражает порядковый номер изготовителя в реестре крупнейших автопроизводителей, а доступа к самому реестру инспекторам не предоставили. Вернее, не организовали и не проконтролировали, если учесть, что реестр доступен на сайте минпромторга РФ.
После четырех часов заседания судья объявил перерыв. Завтра планируется допрос владельца ТД «Авто» Ильдара Саитова. Следствие считает его организатором ОПС, разработавшим схему продажи грузовиков РБА под видом автомобилей класса «Евро-4». Именно он якобы договорился и об оформлении нужных бумаг с руководством ГИБДД по Кировской области. Дело в отношении самого Саитова выделено в отдельное производство, так как он частично признал вину. Лидерство в ОПС Саитов отрицает.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.