На энергофорумах в очередной раз всплыл проект строительства газоперерабатывающего завода в Татарстане, который мог бы перерабатывать этан, извлекаемый из «трубы» «Газпрома». Именно этот продукт жизненно важен как сырье «Казаньоргсинтезу», но, как говорят эксперты, интересен и башкирским производствам. Нужен ли такой завод Татарстану и обязательно ли в нем участие ТАИФа, выяснял «БИЗНЕС Online».
«Газпром» и СИБУР подписали дорожную карту по проекту строительства газоперерабатывающего завода в Татарстане
«газ с каждым годом становится «жирнее»
На петербургском международном газовом форуме «Газпром» и СИБУР подписали дорожную карту по проекту строительства газоперерабатывающего завода (ГПЗ) в Татарстане. Как сообщила пресс-служба СИБУРа, в рамках проекта будет подготовлен технико-экономический анализ транспортировки этансодержащего газа месторождений Надым-Пур-Тазовского региона и строительства газоперерабатывающего завода в РТ. Конкретных параметров — точного месторасположения, мощностей и размера инвестиций — компания не называет.
«По Татарстану мы вместе с „Газпромом“ посмотрим на систему транспорта углеводородного сырья, на экономический и финансовый аспект создания газопереработки и дальнейшей реализации, а потом вместе примем решение, движемся или нет, — сказал „РИА Новости“ в кулуарах Российской энергетической недели (это другое мероприятие, параллельно проходившее в Москве, — прим. ред.) председатель правления „СИБУР Холдинга“ Дмитрий Конов. — Его (ГПЗ — прим. ред.), в принципе, вообще может и не быть даже… Там вариант — совместное участие, если будет решение, что проект есть. Мы вместе должны сначала его исследовать и понять, посчитать».
Гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин еще не слышал о соглашении СИБУРа и «Газпрома», но рассказал «БИЗНЕС Online», что, вероятнее всего, за этим документом стоит проект, который обсуждается в республике уже много лет. «Детали появятся — определимся. Мы ведем этот проект уже несколько десятков лет, все „Газпром“ не мог четко сказать. Если сейчас они решились — это очень хорошо. Дело в том, что газ с каждым годом становится „жирнее“. Там много этана, пропана, бутанов. Поэтому тяжелую часть надо извлекать, а метан продолжать гнать по трубе. Это очень интересный проект, его надо приветствовать», — сказал он.
Председатель правления «СИБУР Холдинга» Дмитрий Конов (второй справа): «По Татарстану мы вместе с „Газпромом“ примем решение, движемся или нет. Его (ГПЗ — прим. ред.) в принципе вообще может и не быть даже…»
Еще несколько источников «БИЗНЕС Online» поясняют, что суть проекта состоит в строительстве установки пиролиза на одном из участков газопровода, по которому «Газпром» отправляет природный газ за рубеж. Газопровод проходит на территории Татарстана под Казанью, за объездной дорогой, недалеко от «Казаньоргсинтеза», который, собственно, и использует природный газ в качестве сырья для полиэтилена. В этом природном газе высокое содержание этана, поэтому его можно выделить на установке пиролиза и в дальнейшем переработать в полезный продукт — этилен. Поставить установку, говорят наши источники, технически можно в любом месте прохождения газопровода, но нужно смотреть на экономическую составляющую исходя из логистики потребителей конечного продукта.
Нужно ли это ТАИФу?
Главный вопрос — для кого все-таки строить ГПЗ. Одним из очевидных вариантов является сотрудничество СИБУРа и «Газпрома» с ТАИФом, который уже неоднократно заявлял о заинтересованности в таком проекте. Ведь входящий в холдинг «Казаньоргсинтез» много лет жалуется на нехватку этиленового сырья, а появление рядом газоперерабатывающего завода могло бы облегчить, если не решить полностью эту проблему.
Еще в 2016 году «Газпром» презентовал проект татарстанского ГПЗ в районе компрессорной станции «Арская». В материалах зампредправления «Газпрома» Валерия Голубева на конференции «Газохимия-2016» говорилось, что новый ГПЗ будет питаться газом валанжинских и ачимовских залежей Надым-Пур-Тазовского региона. Он сможет производить 2,2 млн тонн этана и 1,5–1,6 млн тонн СУГ, которые пойдут на переработку в «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим». Далее из этого сырья можно произвести 1,7 млн тонн полиэтилена высокого давления.
Входящий в ТАИФ «Казаньоргсинтез» много лет жалуется на нехватку этиленового сырья. Однако сейчас, когда «Нижнекамскнефтехим» начал строить собственный этиленовый комплекс, ГПЗ может и не понадобиться
В феврале 2017 года правительство Татарстана, а также «Газпром», «Газпромнефть», СИБУР и ТАИФ подписали «Соглашение о сотрудничестве по реализации новых проектов по глубокой переработке природного газа и развитию нефтегазохимии в Республике Татарстан». Чуть позже «Интерфакс» сообщал, что этот проект подразумевает выделение отдельной нитки магистрального газопровода с Надым-Тазовского района в ЯНАО в Поволжье.
ТАИФ в рамках соглашения предлагал строительство газоперерабатывающего завода мощностью переработки до 27 млрд кубометров газа в год с выделением 2 млн тонн этана, более 800 тыс. тонн углеводородов и ШФЛУ. Сухой отбензиненный газ после выделения целевых углеводородов должен возвращаться в магистральный газопровод. Строительство ГПЗ могло бы утроить объем производимой на КОСе продукции.
«Реализация проекта строительства ГПЗ и создание нового нефтехимического комплекса по производству этилена и этиленпотребляющих производств позволит осуществить качественный и количественный скачок в развитии „Казаньоргсинтеза“. По нашим ожиданиям, реализация этих проектов позволит увеличить выпуск товарной продукции до 200 миллиардов рублей в год», — говорил в 2017 году гендиректор завода Фарид Минигулов (цитата по «Интерфаксу»). Тогда дефицит этанового сырья на КОСе он оценивал в 120–150 тыс. тонн в год.
Однако сейчас, когда «Нижнекамскнефтехим» начал строить собственный этиленовый комплекс, ГПЗ может и не понадобиться: этилен можно будет поставлять на КОС из Нижнекамска.
Впрочем, как говорит Яруллин, ТАИФ — не единственный желающий получать этан из Татарстана. «Его может использовать „Газпром“, его может использовать кто угодно: этилена и башкирам не хватает», — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online».
Рафинат Яруллин: «Там (в газе — прим. ред.) много этана, пропана, бутанов. Поэтому тяжелую часть надо извлекать, а метан продолжать гнать по трубе. Это очень интересный проект, его надо приветствовать»
Инвестиции — миллиарды рублей
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что объем инвестиций в ГПЗ зависит от мощности будущего предприятия, и ориентировочно его можно оценить в диапазоне 15–20 миллиардов рублей за переработку миллиарда кубометров газа. «Учитывая, что в республике развитая инфраструктура, благоприятные, по сравнению с другими регионами страны, климатические условия, стоимость мощностей предприятия, скорее всего, будет близка к нижней границе указанного диапазона», — отмечает он. В первую очередь здесь можно привести пример Амурского газоперерабатывающего завода, чья проектная мощность составляет 42 млрд кубометров газа, стоимость проекта — почти 800 млрд рублей. Инвестиции в проект ГПЗ и завода по сжижению газа в Усть-Луге общей мощностью в 45 млрд кубометров газа оцениваются в 700 млрд рублей.
«Давно говорили, что газ Западной Сибири нужно перерабатывать, с Ямала протащить [нитку] широких фракций легких углеводородов, чтобы вовлечь их здесь в переработку сырья. Причем инициатором проекта выступала Республика Татарстан, и возможность обсуждалась с этими компаниями, но тогда проект не получил поддержки. Сейчас, видимо, решили самостоятельно проработать такую возможность — не для татарстанских компаний, а для себя. В любом случае этот проект может быть реализован только при поддержке республики», — говорит первый гендиректор ТАНЕКО, ныне председатель общественного совета Нижнекамска Хамза Багманов.
Он считает, что ГПЗ Татарстану нужен однозначно. «У нас уникальные ресурсные возможности, которые должны использоваться. Десятилетиями обсуждают, что не сырье надо продавать, а продукцию производить. Пока есть возможность, пока есть сырье, его надо перерабатывать. И если будут учтены все нормы экологические и технологические, появится инвестор, то вопрос о том, надо или не надо строить ГПЗ, вообще стоять не может. Возможность переработки углеводородных ресурсов только поддерживается», — уверен Багманов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.