Тема мастер-класса звучала как «Задай себе один вопрос — и шоу будет успешным», однако этот вопрос гость раскрыл только под занавес встречи Тема мастер-класса Алексея Сеченова звучала как «Задай себе один вопрос — и шоу будет успешным», однако этот вопрос гость раскрыл только под занавес встречи

«РЕЖИССУРА — ЭТО ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ХУДОЖНИКА СО ЗРИТЕЛЕМ»

Целых три часа продлился в минувшую пятницу мастер-класс Алексея Сеченова в казанском «АртХабе». Учиться у гуру масштабных и красочных шоу (на счету его компании — премия «Муз-ТВ», церемонии открытия и закрытия Универсиады в Казани, всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи, чемпионата мира по водным видам спорта, чемпионата мира по рабочим профессиям WorldSkills, открытие Зимних азиатских игр в Казахстане и концертные шоу Сергея Лазарева, Филиппа Киркорова и Николая Баскова) в основном пришли профессионалы индустрии — среди гостей были замечены президент общественной организации «Мисс Татарстан» Изольда Сахарова и основатели творческого коллектива «Громкие рыбы» Тимур Исмаев и Кирилл Карамов.

Тема мастер-класса звучала как «Задай себе один вопрос — и шоу будет успешным», однако этот вопрос гость раскрыл только под занавес встречи. Начал же он ее с озвучивания количества постановочных работ — с 2004 года Сеченов и Ко успели создать 48 шоу, притом что каждое готовится год или два. «Работы были разные, создание тоже, но во главу угла каждой работы становилась литература», — подчеркнул режиссер. Любой проект начинается с кропотливого формирования литературного багажа. Для какого бренда создается шоу? Какая будет у него аудитория? Какие идеи станут транслироваться? Каковы тенденции современного мира с точки зрения технологий, морали, экономики, политики? Для шоу «Пульс», которое открывало чемпионат мира по рабочим профессиям WorldSkills в Казани, такой период накопления базы составил полгода.

После этого во всем собранном информационном хаосе нужно построить дороги в красивый рисунок, который становится новым миром со своими законами. «В этом мире обязательно должна быть некая центральная фигура, которая отражает мое внутреннее состояние, что я хочу показать, что данный спектакль собой символизирует. И такой образ должен быть понятен зрителю, в конце спектакля ему нужно почувствовать связь с ним и даже, возможно, захотеть ему подражать», — считает Сеченов. В шоу «Пульс» таким образом стала пирамида, которая символизирует человека с поднятыми руками. «Нам хотелось, чтобы зрители видели свое отражение в зеркальной пирамиде и понимали, что это образ про них, для них, об их мыслях, творчестве и принадлежности к слову „жизнь“», — объяснил режиссер.

Во взаимоотношении зрителей и постановщика не бывает мелочей, подчеркивает Сеченов. Они должны быть четкими и ясными. «Очень важно, чтобы зритель выходил с ощущением пережитой проблемы, с ощущением будущего, с желанием измениться. Если даже несколько зрителей сказали, что хотят изменить свою жизнь, то мы свою миссию выполнили. Для нас режиссура — взаимоотношение художника со зрителем. Для кого ты это делаешь? Это очень важный вопрос», — считает гость «АртХаба». Он призывает не отталкиваться от личностей приглашенных звезд: «Ваша идея и есть звезда».

В любом шоу и спектакле должна храниться некая тайна — например, на шоу WorldSkills всех интриговала закрытая пирамида. В открытии пирамиды и было ее предназначение, она должна была раскрыть проблематику шоу В любом шоу и спектакле должна храниться некая тайна — например, на шоу WorldSkills всех интриговала закрытая пирамида. В открытии пирамиды и было ее предназначение, она должна была раскрыть проблематику шоу

«СИНХРОНИЗАЦИЯ 60 ЭЛЕМЕНТОВ И ПРИВОДИТ К УСПЕХУ ШОУ»

В любом шоу и спектакле должна храниться некая тайна — например, на шоу WorldSkills всех интриговала закрытая пирамида. В открытии пирамиды и было ее предназначение, она должна была раскрыть проблематику шоу — чем болен современный мир, за что он переживает, что может изменить в себе. «Сейчас все гораздо быстрее, тоньше, жестче, нет градации между черным и белым, нет ровных линий. Мы идем по каким-то кривым. Взаимоотношения двух поколений — рожденного в XX веке и поколения технического прогресса, которое увидит принципиальное изменение мировой структуры — выстраивают вопрос: в чем заключается счастье? Либо ты бежишь, стремишься, создаешь, либо твое счастье рядом, на соседнем кресле? С этим вопросом мы сталкиваемся ежедневно. Данное шоу посвящено проблеме глобальных перемен, изменений человеческого мировосприятия и поиску счастья», — рассказал Сеченов. По его словам, название «Пульс» символично — это одновременно и ритм современного мира, и теплое сердцебиение.

Механика создания сценария должна отвечать на вопрос: для чего пришли на стадион 45 тыс. зрителей? Сеченов добавляет, что в последнее время он ориентируется на стадионный формат, который позволяет делать шоу на 360 градусов, не отгораживаясь от зрителей сценой. «Я всегда задаю себе этот вопрос: на что пришли зрители? Они хотят удивиться, повеселиться, узнать что-то новое, поучаствовать в празднике? Мне кажется, зритель приходит не просто на праздник, а за пониманием, постижением чего-то нового, за иной эмоцией, переживанием, ощущением», — считает режиссер. Шоу для него — это модель жизни и мира, где работают свои законы и гравитация: «Зритель поэтому и верит в происходящее — оно выстроено как модель реальной жизни, которая спрессована в три часа».

В структуре компании Sechenov.com есть несколько отделов — продюсерско-производственный, литературно-редакторский, компьютерной графики, режиссерская, инженерная, художественно-постановочная группа, видеопроизводство и бухгалтерия. Художники визуализируют идеи шоу, инженеры заставляют эти рисунки двигаться, и так постепенно спектакль начинает оживать. После написания сценария начинается производственная часть — компания ставит техзадание перед подрядчиками, объясняя им, как они видят тот или иной элемент шоу. Между экономикой и экономией Сеченов делает выбор в пользу первого — ему важно добиться наилучшего качества постановок. Он работает с категорией максимального минимума, который не потревожит идею и поможет ее создать. Перед шоу он четко прописывает таймлайн, автоматизируя все процессы и создавая машину со своим почти бесперебойно работающим механизмом.

«Когда два года находишься в проекте, самое интересное начинается потом. Ты знаешь его не то что назубок — помнишь место каждой зубочистки. Наступает день шоу, и испытываешь неописуемое чувство, когда два года подготовки сжимаются в два часа. В такой момент внутри твоей головы и души не существует ни времени, ни пространства. Это примерно то же самое, что запустить ракету в космос — в одну секунду происходит 60 действий. Синхронизация 60 элементов и приводит к успеху шоу», — считает Сеченов. Сам он во время шоу контролирует его съемку. И если вдруг что-то пойдет не так, в его сторону повернутся 30 человек и спросят: «Что делать?» Режиссер должен быть готов к такому повороту событий и уметь быстро принимать решения. Например, когда на церемонии закрытия WorldSkills пошел сильный дождь, Сеченов принял решение не останавливать шоу. По словам участников мероприятия, этот момент только зарядил их энергией и вдохновением.

«Наступает день шоу, и ты испытываешь неописуемое чувство, когда 2 года подготовки сжимаются в 2 часа. В этот момент внутри твоей головы и души не существует ни времени, ни пространства. Это примерно то же самое, что запустить ракету в космос» «Наступает день шоу, и ты испытываешь неописуемое чувство, когда два года подготовки сжимаются в два часа. В такой момент внутри твоей головы и души не существует ни времени, ни пространства. Это примерно то же самое, что запустить ракету в космос»

«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПЛАТИТ, СООТНОСИТ СЕБЯ С ТРЕТЬЯКОВЫМ И МАМОНТОВЫМ»

Львиную долю времени мастер-класса заняли вопросы от его участников, которых волновала, кажется, почти вся жизнь режиссера — от его любимых стран до бюджета поставленных им шоу. На вопрос о том, что сколько стоит, Сеченов ответил так: «Каким бы ни был бюджет, посмотрев на наши работы, люди называют сумму, которая в три раза выше реальной цены. Создайте шоу таким образом, чтобы его оценили в три раза дороже. И тогда КПД ваших вложенных денег — миллионы это или миллиарды — не будет играть роли, ведь восприятие станет иным». Однако он все же раскрыл стоимость одного из шоу — премия «Муз-ТВ» в 2012 году стоила $1 млн, а создавалось оно год.

Отношение к бюджету у компании Сеченова такое же кропотливое, как к сценарию. «Это искусство, возможно, еще похлеще, чем литература. Там столько тонкостей!» Формирование бюджета происходит до презентации проекта. Во время работы над чемпионатом мира по водным видом спорта режиссер столкнулся с нехваткой средств и предложил показать шоу «Пилигрим» 7 раз — так удалось увеличить бюджет постановки. «При формировании бюджета вам может помочь знание технологий, восприятия зрителя, знакомство с материалами», — считает постановщик. Он подчеркивает: нужно выделить главные элементы в спектакле, которые необходимо профинансировать.

Заказчик хочет получить произведение искусства, считает Сеченов. «Я ставлю цели для создания того или иного ивента гораздо более высокие, чем думает заказчик. Характеристика качества у всех разная, а характеристика произведения искусства — одна. Человек, который платит, соотносит себя с Третьяковым и Мамонтовым. И если с ним разговаривать на языке большого искусства, ваши корабли будут плыть в одном направлении. И деньги будут играть не такую большую роль, они перестанут являться противоборствующим компонентом», — отмечает режиссер.

Гендиректор «АртХаба» Михаил Волконадский призвал собравшихся задавать вопросы только по постановке и режиссуре шоу Гендиректор «АртХаба» Михаил Волконадский призвал собравшихся задавать вопросы только по постановке и режиссуре шоу

«НЕ СТАНУ РАБОТАТЬ С ФАШИСТАМИ. А С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ БУДУ»

Некоторым участникам мастер-класса захотелось больше цифр, и они напрямую спросили, сколько стоило шоу «Пульс». «А как вы сами думаете, сколько?» — задал встречный вопрос Сеченов. «Ну… думаю, миллиона три долларов», — предположил автор вопроса. «Как хотите», — улыбнулся режиссер, вызвав взрыв смеха в зале. После этого гендиректор «АртХаба» Михаил Волконадский призвал собравшихся задавать вопросы только по постановке и режиссуре шоу. Однако Сеченов возразил: «Это прекрасный вопрос. Все люди сталкиваются с денежными вопросами каждый день. И чем больше мы между собой проговариваем эти вопросы, тем легче они переносятся на бумагу, тем быстрее достигаем взаимопонимания. Мы все стесняемся разговаривать о бабках. А разве про это не надо говорить? Режиссеры вообще стеснительные и похожи на доходяг».

На вопрос о заказчиках, с которыми Сеченов никогда не будет работать, режиссер признался: «Не стану работать с фашистами. А с инопланетянами буду». На встречный вопрос из зала: «А что, если инопланетяне окажутся фашистами?» Сеченов горько заметил: «Это характеристика только нас, землян». Любимой площадкой постановщик назвал кровать: «Знаете, какие там шоу происходят!»

Сеченов не считает основополагающим фактором шоу регион, где оно будет проходить. «Для меня не существует пресловутой ментальности. Мне кажется, это какая-то хрень ,и для чего она придумана, я не понимаю. Каждый человек стремится к изменениям, удивлению, восхищению и наслаждению. Как эти мысли связаны с ментальностью? Я не делю зрителей и не ощущаю в этом необходимости. Все шоу хороши, кроме скучного», — считает постановщик. Тем не менее сделать основой спектакля историю, философию и культуру народа — это дань уважения к нему. «Если тысячелетняя история народа не влезла в сценарий, то ваш сценарий — дерьмо. Это фундаментальные вещи, из которых возникает шоу», — отмечает Сеченов.

Изольда Сахарова (в центре): «Это человек — философ, целая вселенная. Поэтому встречу с ним было интересно посетить не только с точки зрения пополнения знаний о режиссуре, но и с точки зрения встречи с удивительным человеком» Изольда Сахарова (в центре): «Это человек — философ, целая вселенная. Поэтому встречу с ним было интересно посетить не только с точки зрения пополнения знаний о режиссуре, но и с точки зрения встречи с удивительным человеком»

«ЖЕЛАТЕЛЬНО ИГРАТЬ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ, УМЕТЬ ПЛЯСАТЬ, СНИМАТЬ…»

Главными качествами для режиссера он считает абсолютный, бескомпромиссный трудоголизм и коммуникабельность. «Это простая работа — ори на всех, и погромче», — шутит Сеченов. Для него коммуникабельность — это умение общаться, делиться мнением, заставлять поверить в свои искренние чувства. «Желательно играть на музыкальном инструменте, уметь плясать, снимать, внимательно читать — это все второстепенно», — добавил постановщик.

Наконец, вопрос, который должен задать себе режиссер, чтобы шоу было успешным, звучит так: «Зачем это все нужно?». «Если каждый день задавать себе этот вопрос, то, поверьте, шоу будет успешным. Но при одном условии — если вы себе ответите откровенно и честно». Однако самым неожиданным вопросом на мастер-классе стал один из последних. «Для чего вам была нужна сегодняшняя встреча?» — спросили у Сеченова под занавес мероприятия, словно четко срежиссировав момент благодарственной речи и финальной точки. «Во-первых, я очень люблю своего друга Михаила, во-вторых, обожаю Казань. А в-третьих, почему бы нет?» — ответил постановщик.

На выходе из «АртХаба» корреспондент «БИЗНЕС Online» поймала хозяйку конкурса «Мисс Татарстан», чтобы узнать, не планирует ли она пригласить Сеченова для обновления церемонии награждения республиканских красавиц. «Если бы у нас были такие бюджеты! — рассмеялась Сахарова в ответ. — Это человек — философ, целая вселенная. Поэтому встречу с ним было интересно посетить не только с точки зрения пополнения знаний о режиссуре, но и с точки зрения встречи с удивительным человеком». И с этим суждением невозможно не согласиться.