Ильдар Ягафаров: «За 4 года союз произвел около 20 фильмов. Члены союза кинематографистов так или иначе участвуют во всем, что происходит в кинематографии» Ильдар Ягафаров: «За четыре года союз кинематографистов произвел около 20 фильмов. Его члены так или иначе участвуют во всем, что происходит в кинематографии»

«ДВА-ТРИ ГОДА ПОЗАНИМАЛИСЬ КИНО, А ПОТОМ УХОДЯТ НЕПОНЯТНО КУДА»

— Ильдар Рашитович, в текущем году истекает ваш первый срок на посту председателя союза кинематографистов РТ. Что сделано за это время?

— Мне кажется, что с приходом нашей команды союз активнее зашевелился, появилось больше кинематографических работ. Был сделан поворот на укрепление позиций данной структуры. На днях встречались с замминистра культуры РТ по финансовым вопросам — президент выделил деньги на ремонт нашего здания. У союза никогда не было своего помещения, а сегодня оно есть, хоть и небольшое — 160 квадратных метров. Этот дом находится на территории «Татаркино», он был передан нашей организации в безвозмездное пользование минземимуществом РТ в 2016 году. Об этом сам Никита Михалков писал президенту Татарстана — и тот поддержал. Мне кажется, это тоже большая победа, потому что у многих союзов нет никаких помещений. Для чего здание нужно? Чтобы собираться, чтобы мы могли смотреть фильмы, приглашать гостей, устраивать семинары. Раньше мы постоянно были у всех в гостях — напрашивались в Дом актера, арендовали различные места. Надеемся, что через полгода обзаведемся своей площадью, постараемся быть в центре кинематографической жизни. Это была основная задача, и нам кажется, что мы ее выполнили.

Финансирование союза увеличилось за счет различных грантов и субсидий на кинопроизводство. Мы привлекли больше денег в кинопроцесс, и нам кажется, что в этом тоже заслуга нашей команды. Кроме того, мы стремимся к созданию Дома кино. Он нужен не только нам, а всему городу — станет украшением Казани. Там смогут собираться любящие кино люди, которые будут смотреть фильмы. Есть кинотеатр «Мир», но он не соответствует формату Дома кино — маленький.

За четыре года союз произвел около 20 фильмов. Его члены так или иначе участвуют во всем, что происходит в кинематографии. Это касается как полнометражных, так и документальных лент, а также мультипликации, других видеопроектов. Союз обновляется — не так быстро, как хотелось бы, но мы стараемся принимать молодых и талантливых. В настоящее время мы обновились на 30 процентов — было 39 членов союза, сейчас их 54. К сожалению, за четыре года от нас ушли ветераны — руководитель кинопроизводства Александр Шадрин, знаменитый киновед Роберт Копосов, кинодраматург Дмитрий Хохлов, режиссер и оператор Энвер Габдрахманов. Это большая потеря для организации. Я считаю, что для членства в союзе необходимо кинематографическое образование и желание все жизнь заниматься кино. Бывает, что в данную сферу попадают и случайные люди: два-три года позанимались кино, а потом уходят непонятно куда. Обидно, что подобное происходит. И таких людей у нас нет.

— А какие фильмы появились благодаря союзу?

— Я бы рискнул сказать, что почти все. Даже те проекты, которые появились благодаря другим организациям, сделаны членами союза. Из громких — «Мулла», «Водяная», «Осанна», «Инсаф», «Байгал», короткометражная картина «Волчий яр», мультипликация «Татармультфильма». Пять членов союза делают мультипликацию и сейчас приступили к производству короткометражных игровых детских фильмов. Здорово, что эта ниша заполняется. У нас есть большая государственная российская программа по продвижению детского кинематографа, которую поддержал Владимир Владимирович Путин. На производство игровых детских фильмов выделяется около миллиарда рублей. Поэтому и в этой сфере началось движение.

Мне кажется, документальное кино снимается только в союзе — Николай Морозов, Светлана Серова, Салават Юзеев, Леонид Славин сняли фильмы в текущем году. База нашего союза — это документалисты, и у нас сохраняется очаг документального кино.


«МОЖЕТ, ПОРА ПРАВИТЕЛЬСТВУ ЗАДУМАТЬСЯ О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КИНОКОМПАНИИ»

— На средства, которые получает союз, снимают больше зрительское кино или фестивальное?

— Это интересный вопрос. Сегодня мы произвели большое количество фестивальных фильмов, завоевали много призов, много работаем на кинокритиков, но, кажется, с этого года надо разворачиваться к зрительскому кино, двигаться в кинотеатры. Фестивали — это хорошо, важно получить престижный приз на европейских, российских мероприятиях, но, как говорит Мансур Гилязов, зритель должен нас видеть и узнавать. Для нас была бы большая радость, если бы наших актеров узнавали на улице. Артист зависит от этого, он должен быть знаменитым. У нас пока такое незнаменитое кино. Все переспрашивают: а что, у нас имеется кино? Оно есть, уже появилось, набирает серьезные обороты, им занимаются разные компании — частные, государственные. Идет волна, которую не остановить.

Может, пора правительству задуматься о создании государственной кинокомпании? Это не означает монополизацию производства, но с точки зрения идеологии Татарстана такая студия должна появиться. Ни один бизнесмен не сможет вложиться в киностудию, она стоит очень больших денег, но зато будет всегда занята: вот ТНВ начал снимать сериалы, а павильонов нет, где проводить съемки? И вообще по стране дефицит павильонов, поэтому, если такой появится в РТ, он всегда будет в работе. Просто нужно его грамотно построить — с гостиницей, инфраструктурой, павильонами, чтобы люди из других городов могли приехать, там жить и работать.

— За время вашего председательства в союзе кинематографистов сменился министр культуры Татарстана. Ирада Аюпова прислушивается к вашим идеям?

— У нас есть ощущение, что подсознательно министр выбрала приоритетом кинематограф — она чувствует, что идет волна татарского кино. На одном собрании сказала, что в письмах и обращениях министерству чаще всего упоминают кинематограф. Конечно, у Ирады Хафизяновны много других забот и направлений, для нее все приоритет, все надо двигать и продвигать. Но кино — это очень важная сфера развития. Нам кажется, что мы понимаем друг друга в том плане, что нужно создавать фильмы, которые останутся в антологии татарского кинематографа.

«До кинотеатров нужно достучаться и сказать — если хотите поднять продажи, ставьте каждую неделю один татарстанский фильм, и вы увидите, как увеличится ваша аудитория» «До кинотеатров нужно достучаться и сказать: дескать, если хотите поднять продажи, ставьте каждую неделю один татарстанский фильм — вы увидите, как увеличится ваша аудитория»

— Ранее ваш коллега Алексей Барыкин говорил, что в кинотеатры трудно пробиться местным производителям — там царит монополия американских киногигантов. Как с ней бороться?

— Лешка вообще большой молодец — в нашем кругу он один из лучших продюсеров. Я тоже не могу понять, почему кинотеатры так делают, ведь в Казани и РТ любые татарские картины вызовут подъем продаж билетов на 10–20 процентов. На эти фильмы придет другая публика, население, которое хочет услышать фильмы на родном языке. Мы знакомы с подобным — где бы у нас ни были показы, везде полные залы. Просто до кинотеатров нужно достучаться и сказать: дескать, если хотите поднять продажи, ставьте каждую неделю один татарстанский фильм — вы увидите, как увеличится ваша аудитория. Я веду переговоры с «Синема 5» — это дружественная нам компания, и главное, что у ее головной офис в Йошкар-Оле, а не в Москве. И тут поднимается очень важный вопрос, который можно решить и на уровне правительства: может, уже пора создать свою сеть кинотеатров? Ведь мы снимаем кино, а показывать его очень сложно — оно отправляется либо на телевидение, либо в интернет.

— То есть можно все-таки договориться с сетями кинотеатров или имеет смысл лоббировать квоты, как делает минкульт РФ?

— У нас был недавно разговор с Ирадой Аюповой, она сказала: «Если нужно какое-то лобби, я вам помогу. Если необходимо позвонить, сказать, что это кино надо взять, я позвоню». Если человек продвигает кино, ему нужно правильно ставить задачи перед министерством культуры. Помимо кинопроката, у нас достаточно хаотично выделяются средства на создание фильмов. Должна быть создана система покупки сценариев министерством культуры, экспертный совет должен возбудить сценаристов, чтобы они писали не в стол, а зарабатывали, чтобы профессионал, который написал отличный сценарий, получил хорошие деньги — 200–300 тысяч рублей. На самом деле это тоже маленькие средства, потому что в Москве одна серия несерьезного сериала стоит около 3 тысячи долларов, а заказать полный метр известному сценаристу стоило бы порядка 3 миллионов рублей.

Сейчас ощущается острая нехватка сценариев как для кино, так и для большого спектакля. Вопрос решается финансово — когда люди узнáют, что за сценарий им заплатят серьезные деньги, то начнут писать. И это привлечет в том числе серьезных сценаристов. Призовой фонд конкурсов должен быть не менее 1 миллиона рублей. Хотя у нас есть прецедент — «Время кино» организовывает премию «Золотая тарелка», которая пройдет в декабре. Надеемся, что она принесет нам сценарий, по нему мы сможем снять хороший полнометражный фильм, который станет национальным проектом.

«Ирада Аюпова сказала: «Если нужно какое-то лобби, я вам помогу. Если нужно позвонить, сказать, что это кино надо взять, я позвоню» «Ирада Аюпова сказала: «Если нужно какое-то лобби, я вам помогу. Если нужно позвонить, сказать, что это кино надо взять, я позвоню»

«СНИМАТЬ КИНО, НАСМОТРЕВШИСЬ АМЕРИКАНСКИХ СЕРИАЛОВ, — ЗНАЧИТ ОБРЕКАТЬ СЕБЯ НА ВТОРИЧНОСТЬ»

— Многие известные кинематографисты считают, что проблема отсутствия хороших сценариев — в том, что у сценаристов нет насмотренности. Вы с этим согласны?

— Я всегда говорю: режиссеры и сценаристы — это генофонд. У нас пока идет поколение татарской молодежи, и я сам выходец второго поколения из деревни — во мне больше крестьянского, нежели интеллигентного городского. Мы и от этого страдаем — через свою голову не перепрыгнешь. Сколько бы книг ты ни прочитал, без ДНК далеко не побежишь. Но и мы должны не стоять на месте, через три-четыре поколения родятся те кинематографисты, которые создадут шедевры мирового искусства здесь, в Татарстане.

Многие думают, что кино надо снимать, начитавшись книжек. Но я считаю, что талант либо есть, либо нет. Например, были Шукшин и Тарковский — оба представляли разные слои населения, но создавали такие талантливые фильмы! Мне кажется, что, когда снимаешь кино, ты не должен думать, что на этом заработаешь. Это сильно мешает — люди начинают больше смотреть в кошелек, чем на экран. Второе — нужно снимать то, что для тебя необходимо, о чем ты должен обязательно сказать. Многим кажется, что чем больше они будут ходить на всякие семинары и утренники, которые созданы, чтобы выкачивать деньги, тем профессиональнее станут. Но от того, что послушаешь кого-то, кто с умным видом полтора часа чего-то говорит, ты не поумнеешь. Это как работа с репетитором: ты думаешь, что он тебя чему-то научит, но это не так, нужно самому брать в руки книгу, читать, внедряться. Необходимо начинать трудиться с материалом, который сидит внутри, окружает тебя, — твои родители, родственники, детство, любовь, интимные вещи. Если ты будешь работать с тем, что тебе очень близко, вероятность получения хорошего сценария очень высока. А если станешь постоянно пытаться кому-то понравиться, то всегда получится вторичный продукт.

Снимать кино, насмотревшись американских, европейских сериалов, — значит обрекать себя на вторичность. Нужно создавать что-то уникальное — весь мир ждет уникальности. И с этой точки зрения он ожидает нового национального татарстанского кино. Нужно показать природу, генетику людей, которые здесь живут. Иногда мне говорят, что я деревенский режиссер и снимаю деревенскую жизнь. Но назовите хоть один такой мой фильм! Я только ратую, чтобы появилось что-то очень важное для всего мира, чего он не видел. Например, феномен якутского кино только в его уникальности, а не в силе сюжетов. Там лица, природа, актеры, темы другие. А как только якуты начинают снимать городское кино, оно становится никому неинтересно.

«Мне кажется, когда ты снимаешь кино, не должен думать, что на этом ты заработаешь. Это сильно мешает — люди начинают больше смотреть в кошелек, чем на экран» «Мне кажется, что, когда снимаешь кино, ты не должен думать, что на этом заработаешь. Это сильно мешает — люди начинают больше смотреть в кошелек, чем на экран»

— Может, нужны образовательные курсы для сценаристов в том же КазГИКе?

— Мы стараемся, чтобы наши талантливые ребята, которые показали себя, уехали учиться во ВГИК, на высшие режиссерские курсы, в московскую школу кино, возможно, в школу Никиты Михалкова. И сейчас мы нашли отклик у министерства, поддержаны три человека — Рустем Рашитов, Султан Сунгатуллин и Оксана Сенчугова. Если президент подпишет документ, они поедут на высшие режиссерские курсы в Москву. Это действительно интересные ребята, которые уже себя показали. Я нисколечко не боюсь, если они вдруг останутся в Москве, зато это будут наши ребята. Первопрестольная засасывает самых талантливых в секунды. Разве сюда вернется оператор Юра Данилов, который снимал «Байгал»? Какой ему смысл? С его талантами он поедет работать в Голливуд. И таких примеров огромное количество — 30–40 специалистов рождены в Казани, а работают в Москве на топовых фильмах.

У нас не созданы условия для их возвращения. Если в Уфе есть киностудия со штатным расписанием, люди ходят туда на работу и получают зарплату, то у нас такого нет. «Татаркино» занимается прокатом, а не производством фильмов. Люди должны понимать, что их здесь ждут, что у них будет работа. Нужно, как в спорте, сравнять зарплаты — и тогда таланты приедут сюда трудиться. Татарстан может легко это сделать. Если в «Ак Барс» покупают хоккеиста за миллион, то почему нельзя купить хорошего режиссера, хорошего оператора, да и вообще кинопроизводственную команду? Когда мы начали изучать, сколько может стоить оператор, мне назвали абсолютно доступные суммы — 50 тысяч рублей за смену. Мне кажется, что Татарстан может найти такие деньги на хорошего оператора, ведь перед нами стоит задача снять талантливый фильм, а денег нам дают 14 миллионов рублей, 10, 8, 6, чаще 2, хотя настоящее кино стоит более 100 миллионов.


В Башкортостане создали фильм «Сестренка» по Мустаю Кариму. Очень хорошее кино, но там все-таки работала московская команда — так же, как и в сериале «Зулейха открывает глаза». Мне очень нравится идея создания картины о Мусе Джалиле. Если мы будем делать ее на коленке, сами понимаете, какой получится продукт. За данной лентой должна стоять очень хорошая продюсерская команда, которую нужно тщательно набрать на кастинге. И выстроить этот фильм необходимо так, чтобы он вышел в российский прокат, ведь идея картины великолепная, Джалиля знают по всей России, поэтому люди придут и будут смотреть.

Кроме того, надо создавать боевики, комедии. У Асгата Ахметовича есть очень хорошая книга о «казанском феномене», давайте на ее основе создадим кино! Тот криминалитет похлеще «Бригады»! Нужен хороший сценарист, который написал бы сильный прокатный фильм. Я не сторонник романтизации бандитской жизни, но это будет кассовое кино. Есть книга «Тайна стоит жизни» Зуфара Фаткудинова об острове Свияжске, о том, как беглые арестанты прятались в катакомбах Свияжска. Прекрасная идея, давайте это все восстановим! Конечно, у нас есть идея снимать по татарской классике, но подобное не должно быть единственным путем развития. Молодежь сама хочет высказаться, снимать собственное авторское кино, а контрапунктом идет приоритет на создание классики. Необходимо внимательно читать авторские сценарии и запускать молодых. В XXI веке мы должны использовать новые произведения — возможно, они тоже станут шедеврами. И фильмы нужно создавать не на уже имеющейся основе, а как абсолютно новый, авторский, единичный продукт.

«Что касается проекта «7 дней» — это великолепная история. Я знаю продюсера Станислава Ершова — он привез сюда съемочные группы со всего мира, которые снимали здесь кино бесплатно» «Что касается проекта «Кино за 7 дней» — это великолепная история. Я знаю продюсера Станислава Ершова — он привез сюда съемочные группы со всего мира, которые снимали здесь кино бесплатно»

«РИБЕЙТЫ РАБОТАЮТ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА СНИМАЮТ ГОЛЛИВУДСКИЕ КОМПАНИИ»

— «Время кино» стремится к системе кинорибейтов — чтобы люди создавали фильмы в Казани, Татарстане и таким образом вкладывались в экономику региона. Эту идею отчасти продвигал и проект «Кино за 7 дней». Как вы думаете, это поможет местному кинематографу?

— Давайте разберемся с рибейтами — они работают только в том случае, когда голливудские компании снимают такие фильмы, как «Железный человек», «Форсаж» и так далее. В данном случае рибейты имеют огромное значение — на экранах всего мира появятся виды Татарстана. Например, в Тбилиси сейчас снимают последний «Форсаж». А если речь идет о неизвестной студии, то зачем республике туда вкладывать деньги?

Что касается проекта «Кино за 7 дней» — это великолепная история. Я знаю продюсера Станислава Ершова — он привез сюда съемочные группы со всего мира, которые снимали здесь кино бесплатно. Любой проект хорош, если он создает кино. Единственное — я как татарский отец всегда считаю странным помогать другим, не накормив своих детей. Давать деньги на сторону — итальянцам, китайцам, притом что свои не накормлены? Для меня это немного странно. Лучше создать внутренний проект, поддержать местных кинематографистов. Да, может, результат будет плохим, но как для татарского отца для меня приоритет в том, чтобы моя семья жила хорошо, а потом я могу подумать и о помощи другим. То же самое и в кинематографе.

У нас есть кинофестиваль, разные проекты, а само внутреннее производство очень сильно страдает, потому что на него не выделяются средства. Мы же знаем, сколько стоит фест — точно больше 10 миллионов. И мы в курсе, сколько выделяется на проекты типа «Зулейхи», которые тоже поддерживают в Татарстане. Надо все-таки доверять местным кинематографистам. Получается, что мы даем деньги своим, заведомо зная, что у них не получится, потому что просто ресурсов не хватит. Продюсер должен иметь возможность купить самых талантливых операторов или режиссеров, например, в какой-то момент на сценарий на татарской основе привлекут чешского или венгерского оператора. Я как режиссер хотел бы приобрести венгерского оператора, которого знаю, но такое очень дорого — около 5 миллионов за проект. Но если мы сейчас этого не сделаем, то так и будем болтаться на месте. Мы постоянно станем создавать некий первый национальный фильм, а нужно начать играть в высшей лиге. Ведь кино — рекламная кампания всей республики.

Кроме того, важно не ждать, чтобы тебе в рот деньги положили. У нас закостенелое мышление — мы привыкли, чтобы министерство нам давало и давало средства, а надо начать двигаться по-другому, участвовать в грантах, что мы в союзе и делаем. Необходимо самим зарабатывать деньги и придумывать оригинальные проекты. Я хочу сделать большую выставку в аэропорту, чтобы зрители видели наши лица, фотографии и кадры со съемок фильмов. У меня есть желание, чтобы к 100-летию ТАССР наши картины были показаны в Москве. Работа союза — пропагандировать и продвигать татарстанскую культуру.

Я внимательно слушал послание президента РТ Госсовету — и про культуру и кино там было очень мало сказано, а я бы хотел, чтобы говорили о подобном больше, потому что вся экономика зависит от этого. Когда будут проблемы с экономикой, защитой станет культура. Если у народа, который здесь живет, высокая культурная база, сломить его будет сложнее. Чтобы защищать экономику, должны быть наука, культура, образование на высшем уровне, У нас все уже создано: мощнейший союз писателей, театральных деятелей, художников и — четвертая ласточка — союз кинематографистов, которому уже 35 лет. Некоторые говорят, что в Казани остались самые посредственные кинематографисты, а все остальные уехали. Я тоже могу отправиться на сериалы в Москву, но мне не хочется. Хочу жить в своем доме, заниматься чем-то серьезным и остаться в истории — чтобы моя фамилия была в Татарской энциклопедии, чтобы мои дети мной гордились.

Может, мы оставим этот фестиваль [кинофестиваль мусульманского кино] таким, как он есть. У него есть особая задача — объединить мусульманский кинематографический мир «Может, мы оставим этот фестиваль [мусульманского кино] таким, как он есть. У него есть особая задача — объединить мусульманский кинематографический мир»

«У НАС ЕСТЬ ИДЕЯ СОЗДАТЬ КАЗАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ СТАНИСЛАВА ГОВОРУХИНА»

— В этом году кинофестиваль мусульманского кино выглядел особенно странно. Может, стоит лоббировать его обновление?

— Может, мы оставим этот фестиваль таким, как он есть. У него есть особая задача — объединить мусульманский кинематографический мир. Однако мусульманская тема его ограничивает. В Казани должен появиться еще один фестиваль — светский. Наш город достоин не одного подобного мероприятия, а нескольких. В Москве их проходит даже не десятки, а сотни, в других городах — по два-три. У нас есть идея создать казанский кинофестиваль имени Станислава Говорухина — детство и студенчество он провел на этой земле, было бы здорово увековечить его имя.

«Время кино» делает молодежный кинофестиваль, который появился и проходил в союзе, — Николай и Кузьма Морозовы создали его еще во времена Зили Валеевой в качестве министра. Первым организатором мусульманского фестиваля, когда он назывался «Золотым минбаром», тоже был союз кинематографистов РТ. Но, как только появляется лакомый кусочек, он тут же уходит в другие руки. Порода фестиваля — я не побоюсь этого говорить — зависит от людей, которые занимаются его организацией. Если бы в зерне этого феста были кинематографисты, может, и отношение к нему было бы теплым, ведь сейчас в его создании почти не участвуют настоящие кинематографисты, притом что в РБ кинофестивалем занимается киностудия «Башкортостан».

Может, мы и сами виноваты — слишком раздраженно ведем себя, нужно немного успокоиться. Но в союзе есть люди, которые могут быть в руководстве фестиваля и правильно его организовать. На подобных мероприятиях кинематографисты не должны чувствовать себя чужими, они должны быть там как дома. Тогда и гости будут воспринимать фест по-другому.

«Сериал — это великолепная вещь для поддержки местной киноиндустрии, ведь занятые в нем актеры, режиссеры и операторы будут постоянно получать зарплату» «Сериал — это великолепная вещь для поддержки местной киноиндустрии, ведь занятые в нем актеры, режиссеры и операторы будут постоянно получать зарплату»

«Я САМ ХОЧУ СДЕЛАТЬ ФИЛЬМ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ И В КАЖДОЙ ДЕТАЛИ ВОССОЗДАТЬ ТАТАРСКИЙ БЫТ»

— Сейчас продолжается «золотой век» сериалов — стриминговых сервисов создается все больше, а уже существующие Netflix и HBO становятся все успешнее. Одновременно наш татарстанский канал ТНВ почему-то выбрал курс на «Санта-Барбару» и создает ситком в духе девяностых и нулевых. Не стоит ли обратиться к более актуальным трендам?

— ТНВ — национальный канал. Он создает контент для своей аудитории, которая живет в пригороде, деревнях, — это национальная татарская интеллигенция. Потому я прекрасно понимаю, почему они сделали ставку на семейную комедию с национальным оттенком. Я немножко участвовал в проекте в самом начале — на уровне консультации.

Считаю, что любой сериал вторичен и его главная задача — затащить много рекламы на канал, чтобы ТНВ продал больше рекламного времени. Кроме того, сериал — великолепная вещь для поддержки местной киноиндустрии, ведь занятые в нем актеры, режиссеры и операторы будут постоянно получать зарплату; долгоиграющий продукт, в котором участвуют 7–8 сценаристов, 5–6 операторов, 3 режиссера (за каждую серию они получат деньги). Сейчас они сняли 30 серий и в конце октября хотят выйти на большой экран.

Давайте посмотрим на результат — я думаю, получится хорошо. Одним из режиссеров там выступил актер театра имени Камала Радик Бариев. Он очень неожиданный персонаж для телевизионной режиссуры и может создать очень талантливую вещь. Главное, чтобы продукт был искрометно смешным. Я читал несколько серий — они смешные, там есть на что посмотреть. Потенциал у данного проекта очень сильный. Кроме того, он снят на татарском языке, а проблема родного языка по-прежнему актуальна.

Я сам хочу сделать фильм на татарском языке и в каждой детали воссоздать татарский быт — как садятся за стол, как кушают, выходят на улицу, встречаются на праздниках, обнимаются, что говорят, как картошку окучивают, в офисе сидят, папе и маме звонят. Если это появится, сам себе буду благодарен.

— Вы имеете в виду фильм «Исәнмесез» по вашему сценарию с Мансуром Гилязовым, который пока существует в виде спектакля Фарида Бикчантаева?

— Да. Его основная проблематика — вопрос о том, можем ли мы как татарская нация объединиться. Там есть и преувеличения, но кино — это сказочный продукт, и какие-то гиперболы там допустимы. Сейчас мы находимся на подготовительном этапе — получили финансирование и дорабатываем сценарий. Пока ты не довел сценарий до конца, на площадку выходить крайне опасно. Также крайне опасно выходить туда без средств, что частенько у нас бывает. Люди работают в долг за маленькие деньги, а значит, у них страдает сценарий, актеры, внешний вид. Картины без финансирования запускать нельзя — только в момент, когда получили деньги, сделали хороший сценарий, отчитались, нужно заходить на площадку.


«НУЖНО РОЖДАТЬ И НОВЫХ ГЕРОЕВ, ЗАНИМАТЬСЯ СОЗДАНИЕМ ДЕТСКОЙ КИНОШКОЛЫ»

— Какой будет актерская труппа, есть ли пересечения с составом спектакля?

— Тяжелый вопрос. У меня есть один фаворит на роль главного героя, он из Набережных Челнов. Но как человек сомневающийся я объехал уже несколько городов — был и в Уфе, и в Оренбурге, и в Самаре. Ищу новое лицо. В спектакле главную роль сыграл Ильдар Хайруллин — очень сильный актер, но, если я его приглашу еще раз, это для меня будет вторично, он должен понять и не обидеться. Если мы промахнемся с главным героем, то промахнемся во всем.

— Многие критиковали татарских актеров за то, что в кино они смотрятся неорганично.

— Есть такая проблема. Татарская культура немножко вычурная, как и японская. Я думаю, в японском театре кабуки тоже сложно найти киноактера, но там это стиль, от которого никуда не денешься. Многое в фильме зависит и от режиссера: я всегда, когда работаю на площадке, прошу актеров разговаривать шепотом — так они выглядят естественнее. Но ведь кроме моих любимых Камаловского и Тинчуринского театров есть и много других. Иногда нужно объехать всю республику, чтобы найти своего актера.

— А сколько составит финансирование проекта?

— 15 миллионов рублей. Это крайне мало, мы получили сумму в 2 раза меньше, чем планировали. Хотим захватить для съемок обширную географию — там будет очень много городов, перемещений, актеров. Производством займется коллектив союза кинематографистов. Свою команду не меняю. Мне говорят, что надо пробовать со всеми, но я считаю, что нужно культивировать некую киносемью, отношения с которой развиваются годами и в которой мы уже понимаем друг друга с полуслова. С Мансуром Гилязовым работаем всю жизнь. Мы очень близки друг другу и в то же время у нас разные взгляды на жизнь. Часто ругаемся, иногда ненавидим друг друга, но лучше иметь одного хорошего друга, чем сто посредственных. Оператором я вижу Пашу Трубникова, с которым мы сняли мою первую дипломную работу «Бахетке» (она была на американских фестивалях и завоевала кучу гран-при). Также я хотел бы поработать с Рафиком Галеевым — с ним мы снимали «Куктау». Оба уже давно трудятся в Москве и стали операторами категории А.

В кино очень важно изображение, поэтому у операторов должен быть еще более сильный генофонд. Например, у Юры Данилова есть воспитание, образование — Казанская консерватория по классу фортепиано. Представляете, какой у него внутренний бонус? Он всегда слышит музыку в голове. Я готов похвалить его на всю республику — это очень сильный парень. У нас есть и другие талантливые и сильные ребята — Айдар Шарипов, Ильшат Рахимбай. Нужно рождать и новых героев, заниматься созданием детской киношколы — не фейковой, которая собирает по 15 тысяч рублей с родителей, а по примеру фотокружка в ДК Алиша, из которого вышли все знаменитые операторы Татарстана.

Создатели этих фейковых киношкол говорят ребенку: «Иди сюда, мы тебя научим», — а сами никакого отношения к кино не имеют, просто объявили себя кинематографистами. Родители подают в суды, в итоге жалобы долетают до нас, хотя мы к этому никакого отношения не имеем. Нужно восстановить эту практику и проводить селекцию уже в раннем возрасте — чтобы с 10–15 лет дети могли учиться в хорошей киношколе в Казани. Обучение в ней могли бы проводить наши ветераны, причем не за такие бешеные деньги, а за 2–3 тысячи рублей в месяц которые может найти любой родитель.

У нас впереди очень много всего. Уже четыре года идет работа над музеем союза «Дыхание времени». В России очень мало подобных музеев. Но вся деятельность, которая происходит около кино, должна сопровождаться самим производством кино талантливыми людьми. Для меня это важнее всего.

— Будете ли вы баллотироваться на пост председателя союза кинематографистов РТ в текущем году? И ждете ли серьезной конкуренции на выборах? 

— Баллотироваться буду. Но больше на выборы никто не заявлялся, так что даже не знаю о конкурентах. Можете спросить других членов союза.