Не удержался и попробовал на ходу один из «Меркаторов» глава исполкома Денис Калинкин. Он посидел за рулем сити-кэта, после чего дал свою оценку: «Удобный, быстрый» Не удержался и попробовал на ходу один из «Меркаторов» Денис Калинкин, потом он дал свою оценку сити-кэту: «Удобный, быстрый»

МИНИ-«БЕЛАРУСЫ» И «МЕРКАТОРЫ» ВМЕСТО 320 ДВОРНИКОВ И сити-менеджер за рулем вакуумного пылесоса

Сегодня мэр Казани Ильсур Метшин в сопровождении руководителя исполкома Дениса Калинкина и глав районов лично оценил готовность коммунальной техники к предстоящим снегопадам, побывав на базе механизации МУПа «Горводзеленхоз» по улице Даурской — одного из четырех городских генподрядчиков зимней и летней уборки дорог. Утром на площадке базы под моросящим дождиком уже стояли ряд новеньких мини-тракторов «Беларус», три небольшие тротуароуборочные машины «Меркатор» и отработавшие не один сезон комбинированные дорожные машины (КДМ).

Не удержался и попробовал на ходу один из «Меркаторов» глава исполкома. Не скупясь на нажатие педали акселератора, он сделал небольшой круг. «Класс», — сказал Калинкин, выбравшись из кабины тротуароуборочной машины. Впрочем, парковка задним ходом удалась не сразу. У «Меркатора» — поворотная задняя ось, поэтому сити-менеджеру пришлось немного покрутить баранку, да и права на него нужны как на трактор. Как рассказал «БИЗНЕС Online» машинист спецтехники Айдар Агзамов, у машины автоматическая коробка передач, есть кондиционер, печка, встроенная мойка типа Kärcher. На «Меркаторе» Агзамов работает уже 7 лет, и каких-то замечаний к этой техники у него нет.


Тем временем зампредседателя исполкома Казани — председатель комитета внешнего благоустройства Игоря Куляжева — напоминал журналистам, что зимнее содержание дорог началось сегодня и продлится до 14 апреля 2020 года. Подрядчики уже перешли на круглосуточное дежурство, а 90% техники готово к зимним условиям. Оставшиеся 10% пока работают на летнем содержании дорог, но и они постепенно встанут на борьбу со снегом. В целом к зиме в городе подготовят 550 единиц снегоуборочной техники, в том числе 235 машин для операций первой очереди (132 комбинированные дорожные машины и 103 тракторные щетки), 315 самосвалов и прочей погрузочной техники.

«Еще немного вперед», — советовал водителю КДМ его коллега в момент «переобувки» машины с летнего на зимний сезон. И речь не о смене шин (они у спецтехники всесезонные), а о замене поливальной системы на снежный отвал. Цистерна для воды от этой «кадеэмки» уже на хранении — а на шасси «КАМАЗа» стоит бункер для песчано-соляной смеси и система подачи двухфазного реагента, применяемого в Казани с 2017 года. Его, кстати, на весь город закупили 6,5 тыс. т, и в планах — приобретение еще 13 тыс. тонн. На весь сезон закуплено 75 тыс. т песчано-солевой смеси.

«Горводзеленхоз» на ул. Даурской — один из городских генподрядчиков уборки дорог. Следить за чистотой будут 30 комбинированных дорожных машин, 33 тракторные щетки, 21 погрузчик и 7 снегопогрузчиков «Горводзеленхоз» на улице Даурской — один из городских генподрядчиков уборки дорог. Следить за чистотой будут 30 комбинированных дорожных машин, 33 тракторные щетки, 21 погрузчик и 7 снегопогрузчиков

Но есть и новинка. Куляжев чуть позднее рассказал Метшину, что в этом году на тротуарах протестируют новый для наших дорог реагент с гранитной крошкой. Обновлен и план «Буран», позволяющий в короткий срок увеличить количество снегоуборочной техники до тысячи экипажей.

Всего же к предстоящему зимнему сезону обслуживающие организации заказали 25 мини-тракторов «Беларус». Учитывая вал жалоб прошлых лет на качество уборки тротуаров, бюджет РТ расщедрился на покупку 10 специализированных тротуароуборочных машин «Меркатор». Эти небольшие машины могут работать круглый год и способны забраться туда, где крупная техника не влезет из-за своих габаритов. 10 «Меркаторов» заменят 320 сезонных рабочих — именно настолько сократился дефицит тружеников лопаты, но нехватка все-таки остается. Всего на уборке тротуаров и пешеходных улиц планируется задействовать около 600 дорожных рабочих и более 90 единиц техники малой механизации. Например, подрядчики также закупили новые ручные роторные снегоуборщики, заменяющие ручной труд при очистке дорог от снега (у «Горводзеленхоза» 14 таких машинок). Летом их перепрофилируют для сметания листвы с дорожек в парках.

Игорь Куляжев, показывая Ильсуру Метшину новую спецтехнику, отметил, что всего этой зимой техника будет убирать от снега 1900 км дорог — это расстояние от Казани до Хельсинки

главная проблема водителей и подрядчиков — парковка вдоль дорог, А НА ЗАРПЛАТУ… НЕ ЖАЛУЮТСЯ

Мэр же интересовался у водителей размерами зарплаты и условиями работы. Было бы, наверное, наивно ожидать восторгов, но замечаний по деньгам тоже не прозвучало (во всяком случае градоначальнику на это никто не жаловался). Зимой водители работают ночью, а летом — днем, поэтому и зарплата в зимние месяцы достигает 40–50 тыс. рублей. А в среднем получается 32 тыс. рублей.

«Снега мало не обещаем, но работы будет много», — сказал градоначальник, пообщавшись с одним из водителей, Рустамом Хафизовым. По словам Хафизова, его стаж более 20 лет, он еще помнит КДМ на базе «ЗИЛов», поэтому с новым «КАМАЗом» 2018 года машину уже несуществующего завода даже не стал сравнивать — как небо и земля. «Летом, конечно, легче работать, светлее, — говорит Хафизов. — Зимой же ночью работаем, чтобы не мешать движению транспорта».

Главный инженер МУП трест «Горводзеленхоз» Радик Саттаров напомнил о технологии уборки. Зимой на первом этапе проводится обработка дорог противогололедным материалом с использованием комбинированных дорожных машин, далее идет разметание образовавшейся снежной крошки с использованием плужно-щеточных механизмов. Операции второй очереди начинаются примерно в 22:00 и идут до самого утра. К ним относится формирование снежных валов грейдерами, далее — погрузка и вывоз снега на снегоплавильные станции с использованием погрузочной техники и самосвалов. И еще о нормативах. Все дороги в городе разделены на три категории. К первой относятся дороги с движением общественного транспорта и наиболее загруженные — это 60% от общего количества городских дорог. Их за два-три дня убирают в первую очередь: город не может встать, общественный транспорт должен работать, невзирая на погоду. Ко второй категории относятся дороги внутрирайонного значения, внутриквартальные проезды, к третьей — поселковые.

Главная проблема подрядчиков и водителей из года в год также остается неизменной — это припаркованные вдоль дорог автомобили. «Благосостояние растет, от этого мы никуда не денемся», — отметил Метшин.

К зиме заготовлен и противогололедный материал – предприятие закупило 15 тыс. тонн пескосоляной смеси и 2 тыс. 600 тонн реагента. Всего для противогололедной обработки городских дорог заготовлено 75 тыс. тонн пескосоляной смеси и 6,5 тыс. тонн реагента. В конце года планируется приобрести еще 13 тыс. тонн реагента К зиме заготовлен и противогололедный материал — предприятие закупило 15 тыс. т пескосоляной смеси и 2 тыс. 600 т реагента

«добро пожаловать, зимушка-зима, будем встречать во всеоружии»

Объем вывозимого снега с дорог Казани из года в год примерно одинаковый. В прошлом году 6 снегоплавильных пунктов с 8 приемными камерам приняли 600 тыс. т снега из 850 тыс. т, убранных с городских дорог. Оставшиеся 30% складировалось на временных снежных свалках, но постепенно город уйдет и от них — на стадии завершения проектирования еще 7 дополнительных снегоплавильных камер.

«Это каждый раз испытание, не было еще ни одной неснежной зимы, — сказал Метшин, осмотрев технику. — Бывает декабрь без снега, но январь наваливает. Мы не дадим снегом засыпаться. В целом предприятия готовы. Любой гололед, большой снег — это огромная нагрузка с учетом постоянно растущего личного автотранспорта Казани. Большой профессионализм, слаженная работа предприятий благоустройства позволяют нам справляться с задачами, которые диктуют погодные условия. К любой снежной атаке мы готовы, но никто не обещает ловить снег на лету. У каждой уборки дороги есть нормативные сроки, и у Казани они жестче, чем у других городов-миллионников. Добро пожаловать, зимушка-зима, будем встречать во всеоружии».

Конечно, показанная техника не вся, что есть в арсенале «Горводзеленхоза». Но чего стоит презентованный прицепной шнекоротор, купленный в прошлом году — он не просто перекидывает снег, как лаповый снегопогрузчик, а еще и грузит его под большим давлением. Как результат 30-тонный «КАМАЗ» плотного снега заполняется за две минуты.

Напомним, общая площадь очищаемой территории городских дорог составляет свыше 21 млн кв. м — на это в год выделяется более 1,1 млрд рублей, из которых 60−65% отправляется на зимнее содержание. Для сравнения: в 2005 году в городе убирали 10 млн кв. м дорог. Если говорить в километрах, то сегодня в городе 1,9 тыс. км дорог, что сопоставимо с расстоянием от Казани до Хельсинки. За содержание дорог отвечают четыре генподрядные организации — МУП «Городское благоустройство» (Авиастроительный и Ново-Савиновский районы), МУП «Городские мосты» (Советский), МУП «Горводзеленхоз» (Вахитовский и Приволжский), МУП «ДРЭУ» (Кировский и Московский). В декабре пройдет конкурс на определение подрядных организаций на 2020 год.