Послесловием к отпразднованному вчера Дню работников дорожного хозяйства мы публикуем первую табель о рангах дорожно-строительной отрасли РТ. На это направление выделяются гигантские деньги. Кто и под чьим контролем их осваивает? Действительно ли незыблемы позиции признанных корифеев или уже нарождаются те, кто готов их потеснить? С кого, в конце концов, спрашивать за ямы и ухабы? Об этом — в новом рейтинге «БИЗНЕС Online».
Кто главные фигуры в дорожном строительстве республики? Публикуем первую табель о рангах в этой отрасли
О ЧЕМ ЭТОТ РЕЙТИНГ
В череде отраслевых рейтингов «БИЗНЕС Online» добрался до дорожно-строительной отрасли Татарстана. Казалось бы, говорить о ней довольно просто — все на виду. Но одновременно это весьма закрытая сфера — большие (и очень большие) деньги, как известно, требуют тишины. Да еще, будто нарочно пытаясь запутать наблюдателя, подрядчики-строители то и дело меняют названия, бесконечно тасуя все эти «тат», «строй» и «доры». По сайтам компаний зачастую невозможно понять элементарного — кто ими руководит.
Впрочем, информация о крупных организациях, как бы они этого ни избегали, все равно просачивается, а вот что представляют собой их коллеги поменьше, зачастую загадка…
Действительно ли Татарстан так силен в дорожном строительстве, как об этом говорят? Реально ли дорожники конкурируют друг с другом или конкурсы проводятся только для галочки и все давно поделено? Кто главные фигуры отрасли в республике? С этими вопросами мы обратились к участникам процесса, ветеранам дорстроя и сторонним наблюдателям, которые стали нашими экспертами, традиционно участвующими в составлении рейтинга на условиях анонимности.
Первое место наши эксперты единодушно отдали министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленару Сафину, занимающему свой пост почти 10 лет
«И ЧТО ЖЕ, ЧТО ОН ЮРИСТ?»
Первое место наши эксперты единодушно отдали министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленару Сафину. Отметим, что он занимает этот пост почти 10 лет (юбилей будет в апреле 2020-го). Солидный опыт уже заставил забыть о его «происхождении» (по образованию министр — юрист и финансист). «Поначалу, конечно, Сафина не считали своим, — рассказал „БИЗНЕС Online“ один из ветеранов отрасли, — но потом он показал, что нормальный финансист, наладил отношения с Москвой. И хотя Татарстан с самого начала, то есть еще до Сафина, был лидером по дорогам, при нем мы стали масштабно применять передовые технологии: полимеры, новую химию, продвинутое дробление щебня, улучшение свойств битума».
«И что же, что он юрист? — отмечает другой эксперт. — Стало хуже с дорогами? Нет. Человек получил одну профессию, потом стал разбираться в другой, да въехал так, что становится все лучше и лучше. Плохо, когда ты учился на кого-то, работаешь, а не получается. Он достойно разбирается во всем и составит конкуренцию любому коренному дорожнику». Тут, конечно, вспоминается знаменитое выражение «стерлось просто», сказанное министром о причинах образования колеи на казанских дорогах, но зато как искренне…
Что Сафину ставят в плюс? Качество дорог, которое отмечают все, кто приезжает в Татарстан. Умелое позиционирование республики на федеральном уровне («Смог выстроить отношения с федеральным министерством, поэтому к нам уважительно относятся», — говорит один из экспертов.) Поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ («Редко какое дорожное министерство в регионах может похвастаться наличием хотя бы небольших НИОКР, а у нас ежегодно на 10–15 участках внедряются современные разработки»). К примеру, Татарстан первым перешел на упрощенные конструкции сельских дорог — «щебеночные». «Только после этого появился федеральный нормативный документ на переходные типы покрытий, — указывает другой наш собеседник. — То есть мы придумали, как сделать качественные дороги для сел, не привлекая при этом большие бюджетные средства». Ликвидацию недоремонта («Он был у нас долгое время»). Но главное — способность заводить в РТ большие федеральные программы («Мы получаем большой объем федерального финансирования на наши дороги»). К примеру, один из экспертов указал, что по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» многие субъекты оказались просто неспособными на масштабные дела — нет нормальных проектировщиков и строителей, а Татарстан только в 2019 году взялся освоить 2,7 млрд рублей.
Среди главных заказчиков дорожных работ — ГКУ «Главтатдортранс» под руководством Эдуарда Данилова (справа)
Как освоить 221 млрд рублей и насколько прозрачны тендеры
Продолжая чиновничью тему, отметим главных заказчиков дорожных работ — директора ГКУ «Главтатдортранс» Эдуарда Данилова (7) и начальника ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдара Мингазова (9).
Здесь два основных вопроса. Первый: кто из них главнее? С одной стороны, многое зависит от представителя федерального центра Мингазова, к тому же, как отметили эксперты, федералы больше занимаются именно строительством, а Татарстан — содержанием дорог. С другой стороны, региональный заказчик ближе к жизни республики. «„Волго-Вятке“ все же проще, — утверждает один из экспертов, — у нее конкретный план, и она по нему идет, а вот чтобы в регион затащить деньги, надо хорошо сделать предыдущие работы, за качество же спросят как раз с „Главтатдортранса“. К тому же федеральных трасс в Татарстане 1 тысяча километров, а региональных — 10 тысяч плюс 20 тысяч — муниципальных дорог. Так что своя рубашка ближе к телу».
Чтобы представлять объемы: по данным сервиса «Контур.Фокус», за все время существования системы госзакупок «Главтатдортранс» заказал работ на 221 млрд рублей.
Илдар Мингазов представляет федеральный центр в сфере заказов для дорожников — ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»
Здесь надо подчеркнуть, что с «Главтатдортрансом» в тесной связке работает комитет внешнего благоустройства мэрии Казани, который возглавляет Игорь Куляжев (8). Сразу отметим, что по тому же нацпроекту на дороги Казанской агломерации в 2019 году выделено 1,35 млрд рублей из федерального бюджета и 1 млрд — из республиканского.
Второй вопрос — о прозрачности конкурсных процедур, то есть могут ли главы трех вышеупомянутых ведомств влиять на результаты тендеров. Ведь, как не раз отмечалось, на главных направлениях дорожно-строительных работ РТ сложились своего рода тандемы, члены которых постоянно участвуют в торгах напарников, обеспечивая формальную конкуренцию. Да и объемы работ распределяются в более-менее заданных пропорциях.
В тесной связке с «Главтатдортрансом» работает комитет внешнего благоустройства мэрии Казани, который возглавляет Игорь Куляжев
«Как что-то может зависеть от предпочтений заказчика, если в торгах волен участвовать любой? — развеивает наши сомнения один из экспертов. — Наверное, надо говорить о том, что не любой способен выполнить заказ. А с 1 июля вступили в силу изменения в 44-ФЗ, диктующие жесткие требования к квалификации участника. Условно, пока у него не будет опыта в установке 10 окон, он не сможет выиграть подряд на один этаж; пока не сделает 10 этажей, не сможет получить подряд на дом — и далее по возрастающей». Другой специалист, соглашаясь с тем, что к прозрачности конкурсов есть вопросы, указывает, что многие из них предопределены естественным образом: «К примеру, проводят конкурс на содержание, а в этом главный спец — „Татавтодор“: реально с ним никто сравниться не может. К тому же выставляют большие участки, за которые мелкая компания просто не возьмется. Очень важна логистика — не всякий способен пойти в конкретные районы: даже элементарно отбуксировать укладчик или фрезу — сумасшедшие деньги. А вот у того же „Татавтодора“ кругом базы. Словом, влиять заказчики не имеют права, но внутренние пожелания у них, конечно, есть».
Гендиректор «Татавтодора» Айрат Шаймиев, занявший второе место в нашем рейтинге, «действует глобально» — тут и серьезный подход к созданию баз, и запуск асфальтобетонных заводов, и общий технический уровень предприятия
КОРИФЕИ АСФАЛЬТА
«Он просто директор и работает на основе государственного заказа», — утверждают эксперты, говоря о генеральном директоре АО «Татавтодор» (контролируется МЗИО РТ), сыне экс-президента РТ, совладельце ТАИФа и учредителе нескольких малых нефтяных компаний Айрате Шаймиеве (второй номер в нашем рейтинге). Соглашаясь, что фамилия тут, конечно, имеет значение, наши собеседники указывают, что сотрудники шаймиевской компании «и так молодцы», к примеру, первыми пошли на техническое перевооружение. Отмечают, что гендиректор «Татавтодора» «действует глобально» — тут и серьезный подход к созданию баз, и запуск асфальтобетонных заводов, и общий технический уровень предприятия. «Они не просто работают, но создают структуру», — подчеркивают эксперты, которые предлагают обратить особое внимание на то, что «Татавтодор» активнее всех трудится по региональным дорогам (имеется в виду ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020-го»). Также в плюс Шаймиеву ставят серьезный подход к подготовке кадров: «У них договор с КГАСУ — и это не формальность. Причем инициатором была сама компания, у которой скопилось много претензий к качеству подготовки выпускников вуза, лет 7 назад буквально пришли и сказали: „Вы кого выпускаете? Нам в отрасли такие не нужны“». Отметим, что этой темой в компании заведует бывший глава минтранса РТ Ильдус Фасхутдинов. За свою историю «Татавтодор» «намолотил» заказов на 82 млрд рублей.
Выламывающейся из любых рейтингов называют фигуру главы СМП «Нефтегаз» и, соответственно, его дорожного подразделения — АО «Автострада» (генеральный директор — Александр Ванюшев) — Фоата Комарова (3). Если подавляющее большинство подрядчиков верно воспринимать как осваивателей государственных денег, Комаров видится иначе: в отрасли говорят, что ему свойствен «глобализм в части некоей виртуальной идеи», которую упорно отстаивает. «Он ведь свои деньги вкладывает, уже чуть ли не к 30 миллиардам подходит — уникальный случай, — констатирует один из экспертов. — Дороги не дают быстрого возврата денег, и вкладывать в них почти невероятно для России».
Выламывающейся из любых рейтингов называют фигуру главы СМП «Нефтегаз» и, соответственно, его дорожного подразделения — АО «Автострада» — Фоата Комарова, замыкающего тройку лидеров
Речь идет о строительстве части коридора между Западной Европой и Китаем — 300-километровом участке дороги Шали — Бавлы (перемычка между федеральными трассами М7 и М5), который «Автострада» делает в инициативном порядке. Комаров вложил в дело 23 млрд рублей, еще 1,3 млрд выделил Татарстан. На завершение дороги требуется примерно 50 млрд рублей. «Работаем исходя из своих возможностей: есть рубль — вкладываем, есть три — вкладываем», — философски относится к процессу бизнесмен. Отметим, что, в отличие от подавляющего большинства своих коллег-дорожников, Комаров не избегает журналистов и регулярно комментирует те или иные дорожно-строительные новости.
Делами ОАО «Алексеевскдорстрой» (генеральный директор — Марат Саттаров), по нашим данным, заправляет председатель совета директоров компании и депутат Госсовета РТ Фоат Валиев (4). Организация регулярно получает солидные подряды типа ремонта Оренбургского тракта и улицы Павлюхина, 16-километрового участка автомобильной дороги Р239 Казань — Оренбург — Акбулак — граница с Казахстаном. Говорят, что Валиев открыт новым веяниям и побуждает к тому же своих сотрудников, например, чуть ли не заставляет их идти в аспирантуру — чтобы не были простыми исполнителями. «Алексеевскдорстрой» получил подрядов на 40 млрд рублей.
Делами ОАО «Алексеевскдорстрой» заправляет председатель совета директоров компании Фоат Валиев (слева) — 4-е место. Продолжает династию дорожников гендиректор ООО «Мостовик» Рустем Валиев (справа), занявший 25-ю строчку
ОАО «Каздорстрой» (гендиректор — Ильдар Яруллин, 5-е место) известно прежде всего как главный строитель и ремонтник татарстанского участка трассы М7. Вот и сейчас часть данной дороги (в сторону Чувашии) будет реконструировать эта фирма. Подписанный в минувшем июне контракт на реконструкцию участка в 17,2 км от Чебоксар принесет ей до 2022 года 4,853 млрд рублей. Общий объем подрядов компании — 36 миллиардов.
Из недавнего стоит отметить контракты в преддверии Кубка конфедераций: тогда «Каздорстрой» получил больше, чем кто-либо другой, — 870 млн рублей. В частности, он отвечал за обновление казанских улиц Вишневского, Карла Маркса, Право-Булачной, Лево-Булачной, проспекта Ямашева — всего более 31 км дорог. Кроме того, «Каздорстрой» — один из главных борцов с колеей, к примеру, в 2017 году компания получила на ее ликвидацию на Большом казанском кольце (БКК), проспекте Победы, Ямашева и улице Академика Арбузова 390 млн рублей.
ОАО «Каздорстрой» (гендиректор — Ильдар Яруллин, 5-е место) известно прежде всего как главный строитель и ремонтник татарстанского участка трассы М7
Еще одним автодорожным монстром — ООО «Татнефтедор» (подряды на 30,5 млрд рублей) — рулит гендиректор Рустем Гарифуллин (6), за спиной которого стоит «ТаграС-Холдинг», контролируемый экс-гендиректором «Татнефти» Шафагатом Тахаутдиновым. «Оборот у них большой, и, если посмотреть госзакупки, они много выигрывают. По сути, „Татнефтедор“ — это то же самое, что „Татдорстрой“, но только на юго-востоке республики», — констатируют наши источники.
Естественно, ничто строительное не может пройти мимо ПСО «Казань» во главе с Равилем Зиганшиным (11) Дорожно-строительные аппетиты ПСО расцвели во время подготовки к Универсиаде-2013. Тогда компания стала генподрядчиком при возведении транспортных развязок Амирхана — Ямашева, Амирхана — Чистопольская, Аметьевская магистраль — Даурская, Эсперанто — Тихомирнова, Танковое кольцо и Оренбургский тракт — Фермское шоссе. Но с тех пор дорожные усилия Зиганшина, кажется, сконцентрировались вокруг его «вотчины» на Свияжских холмах. Так, в 2014 году он стал строителем 2-километровой дороги до Иннополиса стоимостью 993 млн рублей, а в 2018-м ПСО приступило к реконструкции за 4 млрд 10-километрового участка автодороги М7 там же.
Ничто строительное не может пройти мимо ПСО «Казань» во главе с Равилем Зиганшиным (справа). В 2018-м ПСО приступило к реконструкции за 4 млрд 10-километрового участка автодороги М7
Еще один мастодонт — ООО «Волгадорстрой», которым руководит и владеет (совместно с Олегом Ивановым) Айрат Минуллин (13). Причем один «Волгадорстрой» с указанными владельцами зарегистрирован в селе Большие Метески, второй — с ними же — в Казани. Последний специализируется на заказах в столице РТ. Так, накануне Кубка конфедераций компания получила 540 млн рублей на ремонт участков Горьковского шоссе, улиц Декабристов, Восстания, а также БКК. А перед водным мундиалем «Волгадорстрой» за 500 млн рублей подрядился отремонтировать 435 тыс. кв. м казанских дорог. Обе инкарнации «Волгадора» замечены в столь горячо любимом казанцами ямочном ремонте.
Поговаривают, что компания пользуется негласной поддержкой минтранса РТ, но и сами совладельцы — парни не промах. «За последнее время они накачали мускулы, — констатирует один из экспертов. — Буквально за три-четыре года поднялись, очень хорошо оснастились и стали создавать конкуренцию „Каздорстрою“ и „Алексеевскдорстрою“, причем отлично пригревают грамотные кадры, перетекающие из других компаний». Объем подрядов «Волгадорстроя» — 8,3 млрд рублей.
КУМИРЫ БЫЛЫХ ВРЕМЕН И ВОСХОДЯЩИЕ ЗВЕЗДЫ
Восходящей отраслевой звездой называют СК «Волга-Автодор» (подрядов на 2,6 млрд рублей). Гендиректор компании — Василий Фирсов (17), но утверждают, что политику там вершат Иван и Станислав Шевыревы. «Не так давно начали, но очень мощно идут вперед, — говорит эксперт. — Они по всей Казани занимаются капремонтом, к примеру, большой объем был перед WorldSkills. Насколько можно понять, их поддерживает мэрия, которая, впрочем, сразу жестко поставила условие: нужно качество. Поэтому компания не пожалела денег, хорошо вложилась в производственную базу и работает на современном уровне».
АО «Трест Камдорстрой», пожалуй, может считаться главным дорожным подрядчиком из РТ, вышедшим на федеральный уровень, хотя в основном благодаря своей аэродромной составляющей
Главный дорожный строитель Закамья АО «Трест „Камдорстрой“» (управляющий директор — Александр Коровин) некогда считался вотчиной экс-министра транспорта РТ Владимира Швецова (34), но, как утверждают наши источники, сегодня в организации заправляет ее бывший генеральный директор и сподвижник Швецова Евгений Шишканов (18). Компания, пожалуй, может считаться главным дорожным подрядчиком из РТ, вышедшим на федеральный уровень, хотя в основном и благодаря своей аэродромной составляющей. Большой масштаб носят и скандалы, сопровождающие деятельность фирмы. Так, в 2018 году ее называли одной из участниц картельного сговора при получении госконтрактов на 25 млрд рублей на реконструкцию или строительство крупных аэропортов, а прежнего директора обвиняли в махинациях с налогами на 82,5 млн рублей и хищении 206 млн на возведении аэропорта «Казань». «Челнинцы несколько сдали свои позиции — скандалы и все такое, — говорит источник, — да и роль личности важна, а Шишканов в последнее время не проявляет былой активности». Считается, что трест — главный в республике специалист по дорогам с цементобетонным покрытием, такой специализированной техники здесь нет больше ни у кого. Объем подрядов «Камдорстроя» — 28,7 млрд рублей.
Отдельно надо сказать о Швецове — знаковой фигуре для строительной отрасли РТ, которая благодаря заделам прошлого, по всей видимости, сохраняет влияние и сегодня. В «Камдорстрое» он прошел путь от мастера (1977) до генерального директора (1993). В 1995 году энергичного руководителя пригласили на должность вице-премьера и председателя госкомитета РТ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В 2001-м его назначили главой минтранса. После отставки в 2007–2011 годах Швецов был главой межрегиональной дирекции по дорожному строительству в Дальневосточном федеральном округе. Потом руководитель департамента городского строительства Москвы Марат Хуснуллин предложил ему должность заместителя, на которой тот проработал до мая 2015 года. Следующая должность — первый заместитель гендиректора холдинга «Волгомост». Там он курировал строительные объекты Крыма, когда в марте 2016-го Владимиру Путину доложили, что «Волгомост» срывает срок строительства трассы Керчь — Симферополь. Впрочем, к тому времени это была лишь одна из больших проблем компании.
Владимир Швецов — знаковая фигура для строительной отрасли РТ, которая благодаря заделам прошлого сохраняет влияние и сегодня
Потом неприятности добрались и непосредственно до Швецова. Его подозревали в причастности к мошенничеству на 60 млн рублей с залоговым имуществом ПАО «ПАК». В начале 2018 года дошло до задержания, но в декабре следком по РТ постановил прекратить преследование предпринимателя.
В Закамье также выделим МУП «Предприятие автомобильных дорог» (подрядов на 4,5 млрд рублей), которым руководит Фарид Салахов (24).
Час славы ООО «Волга-Автодор», которым руководит Ильдар Фахрутдинов (30), пришелся на это лето, когда в СМИ развернулась дискуссия о необходимости установки оград вдоль казанских дорог. Именно «Волга-Автодор» получил знаковый заказ ценой 620 млн рублей на ремонт 3,5 км самой убитой улицы столицы РТ — Магистральной. Всего на 746 мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в местах концентрации ДТП в Казани (установка дорожных знаков и ограждений, устройство лежачих полицейских) компании в 2018 году было выделено 57 млн рублей. Учредителем организации, получившей в целом дорожных подрядов на 1,6 млрд рублей, с 22 января 2018-го выступает Андрей Черкасин.
И завершим наш обзор дорожников-строителей буинским ЗАО «Вираж» с объемом подрядов на 2,7 миллиарда. Некогда эта компания — выходец из советского еще «Татавтодора» — славилась незаурядной для провинциального предприятия дорожно-строительной активностью и множеством разнопрофильных дочерних фирм. Ныне она сбавила обороты, но, что интересно, судя по открытым базам данных, сегодня ее гендиректором вновь значится Рашит Шайхутдинов (31) — он возглавлял это предприятие в 1991–1996 годах, а потом, до 2010-го, был гендиректором «Татспиртпрома».
«Хотя сейчас больших заказов нет, у нас больше тысячи мостов и занимающиеся ими середнячки очень квалифицированы», — отмечают эксперты
С МОСТАМИ ВСЁ?
Эксперты говорят, что на нет свело свою деятельность в Татарстане ООО «Мостоотряд №3», которым руководит Антон Гурьянов (33). И дело не только в том, что компания оказалась в сложном финансовом положении и отдана новым собственникам. Организация с подачи НУР-1 Маннафа Сагдиева, у которого являлась субподрядчиком, пришла в Казань из Саратова; она была включена в группу «СОК» Юрия Качмазова, которую связывали с криминальными войнами вокруг АвтоВАЗа. «Здесь они строили мосты через Волгу, Казанку, Вятку, а потом масштабных заказов не стало — и все свернулось», — объясняет один из наших собеседников. Да, именно «Мостоотряд №3» возводил «Миллениум», мостовой переход в Сорочьих Горах, развязки на Эсперанто — Тихомирнова, проспекте Победы — Академика Сахарова, сооружения для интермодальных перевозок, реконструировал мост на Ленинской дамбе. «Это были самые мощные местные мостовики, а сейчас только ряд небольших контор, которые не занимаются крупными проектами, — с долей ностальгии отмечают эксперты. — Однако, хотя больших заказов нет, у нас больше тысячи мостов и занимающиеся ими середнячки очень квалифицированы».
ООО «Мосты РТ», которым руководит генеральный директор Ринат Мухьянов (19), возводило большие путепроводы в Зеленодольске и Заинске, а сегодня компания — генподрядчик по строительству БКК. Учитывая, что в первой части это в основном возведение транспортной развязки и собственно дороги там очень мало, роль «Мостов РТ» в деле весьма велика. «Там очень сильные ребята», — утверждают эксперты. Подряды компании — 5,1 млрд рублей.
Генеральный директор ООО «Мостовик» (подрядов на 1,9 млрд) — Рустем Валиев (25), сын босса «Алексеевскдорстроя». Большими проектами компания пока не отметилась. В ее активе реконструкция моста через Актай на автодороге Алексеевское — Высокий Колок, капремонт моста через Бездну в Никольском Спасского района РТ. Также предприятие занимается подъездными дорогами к фермам и нанесением дорожной разметки.
Содержанием и ремонтом искусственных сооружений занимается казанское МУП «Городские мосты» под руководством Станислава Сорокина (26). Предприятие получило подрядов на 3,1 млрд рублей.
Серьезно заявляет себя ООО «А.Элит-групп» (подряды — 1 млрд), которым руководит генеральный директор и один из владельцев Дамир Газизов (28). Оно специализируется на работах по строительству, ремонту и содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах. «Почти все мосты на наших федеральных дорогах они реконструируют», — отметил один из наших собеседников.
Большими же делами вновь, как когда-то, займутся варяги. К примеру, минувшим летом стало известно, что новый мост через Свиягу построит «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, возводивший Крымский мост. Соответствующий контракт стоит 4,7 млрд рублей.
Если говорить о тех, кто сам не строит, но проектирует и готовит кадры, то КГАСУ остается главным поставщиком специалистов во все дорожные компании и основным вузом Поволжья по дорожной науке
АРИСТОКРАТЫ ДОРОГ
Теперь о тех, кто сам не строит, но думает, проектирует, готовит кадры. Отметим директора Института транспортных сооружений КГАСУ Алексея Фомина, а также завкафедрой «Автомобильные дороги, мосты и тоннели» Евгения Вдовина. Его как одного из главных создателей института, руководившего им до 2018 года, а ныне проректора вуза, мы и помещаем в наш топ на высокое 12-е место, ведь университет под руководством ректора Рашита Низамова не только поставляет кадры во все дорожные компании Татарстана, но и остается основным вузом Поволжья по дорожной науке. «Дорожники КГАСУ точно на голову выше коллег из соседних регионов», — утверждают эксперты.
И еще о КГАСУ. Мы включили в наш рейтинг завкафедрой «Технологии строительных материалов, изделий и конструкций» Вадима Хозина (29). Он известен, во-первых, как грамотный внедренец (например, модификация дорожных битумов каучуками и смесевыми термоэластопластами, применение полимеркомпозитной арматуры). Во-вторых, как пропагандист цементобетонных дорог, заявленный эксперимент по которым в Татарстане почему-то так и не состоялся. В-третьих, Вадим Григорьевич не боится прямо высказывать свое мнение. Чего стоят, к примеру, его обличения «асфальтобетонной мафии», которой невыгодно появление особо прочных материалов для строительства дорог.
14-е место — за генеральным директором ГУП «Татинвестгражданпроект» Аделем Хуснутдиновым, хотя часть экспертов резонно усомнились, стоит ли вообще включать руководителя ТИГП в специализированный дорожный топ, ведь в текущих профильных проектах он не занят. Но другие наши собеседники не менее обоснованно указали, что, во-первых, институт занимается генпланами, а это автоматически означает создание дорожной сети. Во-вторых, ТИГП проектировал ряд ключевых казанских развязок, таких как Танковое кольцо, Ленинская дамба, Эсперанто и Аметьево. А в-третьих, как указали наши источники, по сути, доминионом ТИГП можно считать одного из двух главных дорожных проектировщиков — АО «Институт „Татдорпроект“», которое возглавляет Елена Пановская (15).
14-е место — за генеральным директором ГУП «Татинвестгражданпроект» Аделем Хуснутдиновым, хотя часть экспертов резонно усомнились, стоит ли вообще включать руководителя ТИГП в специализированный дорожный топ
Среди достижений «Татдорпроекта» — разработка проектной документации для ряда транспортных объектов Универсиады, проектирование участков автомагистрали Алексеевское — Альметьевск, М7, дорог музея-заповедника «Остров-град Свияжск» и т. д. На сегодня самый громкий проект института — первая очередь БКК, вторую будет проектировать тоже он.
У главного конкурента «Татдорпроекта» — АО «Транспроект», которым руководит генеральный директор Андрей Григорьев (16), — больше работ федерального уровня, к примеру, последняя компания проектировала участки М5, М7, А360 «Лена». Она же разрабатывает многоуровневую развязку в Набережных Челнах, в районе Сармановского тракта. За этим коллективом и дорога Шали — Сорочьи горы. И надо отметить, что институт в свое время отпочковался от еще одного проектировочного мастодонта РТ — АО «Казанский Гипронииавиапром» Бориса Тихомирова (23), который значится владельцем 51% акций «Транспроекта», и еще 14% — у КазГАПа. «У Бориса Ивановича некогда были очень сильные спецы по дорогам, а сейчас из транспортного остались в основном аэропорты и аэродромы, — напоминает один из экспертов, — но там все же есть серьезные специалисты, которые, если что, почти любую дорогу могут элементарно запроектировать».
Также эксперты отметили своеобразное родство двух главных татарстанских дорожных проектировщиков: «В принципе, „Татдорпроект“ и „Транспроект“ — это одна команда. До Пановской был Максим Миронов, у него своя команда. Когда стала руководить Елена Сергеевна, команда ушла в „Транспроект“».
Также отметим генерального директора ООО «Институт АгроТрансПроект» Рашита Хабибуллина (20) и гендиректора ООО «Спецдорпроект» Елену Тарасову (21). В ведении обоих в основном региональные дороги.
Да, сложилось так, что у проектировщиков как подчиненная роль по отношению к осваивающим огромные деньги строителям — проектно-изыскательные работы в смете возведения дороги занимают 10–15%. С другой стороны, все начинается именно с проектировщика.
Крупнейшая в РТ компания по разметке дорог и установке дорожных элементов — ООО «Гром» под руководством Вазиха Мухамадуллина (32-е место)
КТО В ОТВЕТЕ ЗА ДОРОЖНЫЙ «МАКИЯЖ»
Освещением дорог (в основном общего пользования в районах РТ) занимается гендиректор и владелец СО «Тозелеш» Артур Гимадиев (27). «Они уже к федеральному уровню подошли», — говорит один из экспертов. Кроме того, компания ответственна за горизонтальную разметку как минимум на 618 пешеходных казанских переходах. Общий объем подрядов — 3,7 млрд рублей.
Крупнейшая в РТ компания по разметке дорог и установке дорожных элементов — ООО «Гром» (расшифровывается как «горизонтальная разметка, оборудование и материалы»), владеет ею гендиректор Вазих Мухамадуллин (32). Он бывший директор ГУП «Казаньгостранссигнал» — наследника филиала ГОСМЭП «Татгостранссигнал», который под крылом ГАИ занимался разметкой и светофорами в республике еще с 1970-х годов. Подрядов у компании на 471 млн рублей.
Отметился на дорожно-строительном поприще и депутат Госсовета РТ, председатель татарстанского регионального отделения общероссийской организации «Деловая Россия» Артур Абдулазянов (35). Он владеет производственным объединением «Зарница» (гендиректор — Оксана Пятинина). Известность в федеральном масштабе получил казанский перекресток Декабристов — Хакима, где установлена светящаяся разметка от «Зарницы». Точнее, это только видимая часть наворотов. Вообще же там расположен целый комплекс: напольный светофор, светодиодные дорожные индикаторы, табло измерения скорости, дублирующая светофор светодиодной RGB лента, звуковое оповещение пешеходов, лазерная стоп-линия. В 2008 году президент РТ Рустам Минниханов наградил Абдулазянова медалью РТ «За доблестный труд», в том числе за большой вклад в обеспечение безопасности дорожного движения.
Деятельность по «обстановке» дорог плотно связана с работой ГБУ «Безопасность дорожного движения», которым руководит директор Рифкат Минниханов, замыкающий первую десятку рейтинга
Вся эта деятельность по «обстановке» дорог плотно связана с работой ГБУ «Безопасность дорожного движения», которым руководит директор Рифкат Минниханов (10). Среди целей деятельности ГБУ — «обеспечение надлежащего эксплуатационного состояния автомобильных дорог».
И, конечно, нельзя не отметить УГИБДД МВД по РТ — в любом дорожном проекте заложены вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Непосредственно дорогами в татарстанской ГАИ занимается начальник отдела дорожной инспекции и организации движения Эльнар Садриев (22). «Раньше проектировщики в беспрекословном порядке согласовывали проекты в ГАИ, — указывают наши собеседники, — сейчас эту функцию убрали, но без них все равно ничего не делается».
***
Как вы заметили, мы упомянули только основные фигуры отрасли. Кого еще, по вашему мнению, необходимо включить в рейтинг? Мы будем благодарны читателям за уточнения и дополнения, которые обязательно учтем при обновлении дорожно-строительного рейтинга.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 150
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.