Опрос недели: А вы доверяете бизнес-коучам?
На этой неделе в «Татнефть-Арене» 9 тыс. человек собрались, чтобы послушать известных коучей на форуме «Мой бизнес». Ходите ли вы на такие мероприятия и отправляете ли на них своих сотрудников? В чем, по-вашему, причина такой популярности бизнес-тренингов? «БИЗНЕС Online» отвечают Радислав Гандапас, Дмитрий Потапенко, Виктор Дьячков, Ильшат Аминов и другие.
Нурислам Шарифулин владелец сети ресторанов P.Love:— Отвечу так: по роду своей деятельности приходится общаться с самыми разными людьми. И у по-настоящему успешных людей нет ни времени, ни желания ходить и заниматься этим всем. Если человек хочет что-то узнать, в частном порядке приехал, спросил. Я как-то так себе представляю. Не скажу, что большой противник подобных тренингов, отношусь к подобному нейтрально, но считаю, что там не рассказывают абсолютно ничего нового. Это как Тони Роббинс: «Хочешь ходить — иди, хочешь танцевать — танцуй». Ну если в тот момент люди открывают для себя какую-то истину, если подобное для них несет какую-то пользу, то прекрасно.
Почему популярны такие тренинги? Люди ищут плацебо. Им нужен его эффект. Хотя есть одна волшебная пилюля: нужно встать и работать лучше других. Быть эффективнее, качественнее остальных. И успех потихоньку к тебе придет. Да, долгий путь, но действует это так. Хочешь зарабатывать — надо трудиться много. Будешь много работать — станешь экспертом в какой-то области, создашь конкурентоспособное предложение для рынка. Если людям для того, чтобы это понять, нужно послушать какого-то другого человека, бизнес-тренера, который дерет с них кучу бабла… что ж, отлично, выбор каждого.
Дмитрий Потапенко предприниматель, радиоведущий:— Понимаете, в чем проблема российских, да и зарубежных бизнес-тренеров? Они никогда не работали в должности генерального директора долгое время. Что касается создания своего дела, мелкий бизнес, может быть, у кого-то из них и есть, но, простите, он и его масштаб не позволяют чисто статистически делать никаких выводов. Вообще, проблема ведь не в бизнес-тренерах и «успешном успехе», а в запросе. Аудитории дают то, чего она хочет. Когда приезжает биндюжник в бейсболке, прыгает и говорит: «Поверь в себя, выйди на свет, подпрыгни три раза и сделай два хлопка», — чья это проблема? Не его, а тех людей, которые за подобное платят. Я всегда говорю, что Сергею Мавроди надо было дать героя и отметить за то, как он выявил лохов. Еще на заре этой истории у меня были знакомые, которые трижды вкладывались в ту пирамиду и, конечно же, трижды разорялись. Потому я ничего особо не могу предъявить этому «успешному успеху». Лишь то, что у бизнес-тренеров нет никакой квалификации.
Почему люди ходят на такие мероприятия толпами? Еще в конце 80-х была такая поговорка: «Слышен денег тихий шелест — это лох пошел на нерест». Могу, конечно, расписать первоосновы всего, и тут придется отмотать к тому, что мы ошибочно называем государством. Во всех странах, где человек представляет из себя биомассу и низведен до ее состояния, он либо играет в лотереи, либо ходит на бизнес-тренинги. Это не потому, что гражданин интеллектуально не развит, а потому, что понимает: от него ничего не зависит, а подобное уже накладывается на низкую квалификацию, низкий образовательный уровень. Причем невозможно поднять образовательный уровень в стране, где царит автократия. Это физически невозможно, потому что ты понимаешь, что в любую секунду сержант с дубинкой может тебе ее засунуть по самые гланды. И, конечно, вместо того чтобы последовательно строить малый бизнес или учиться, ты либо играешь в лотерею, либо идешь навстречу «успешному успеху».
Радислав Гандапас бизнес-тренер, президент ассоциации спикеров СНГ:— Во-первых, мероприятие в «Татнефть Арене», в котором я участвовал, было бесплатным, потому оно собрало такое количество человек. Хотя действительно и платные встречи захватывают тысячные залы. Во-вторых, говорить, что в России бизнес-тренинги популярны, — очень серьезно преувеличивать. Например, в каком-нибудь Сингапуре форумы подобного масштаба проходят практически ежедневно, не говоря уже о Лондоне или Майами. Количество же форумов в России меньше в разы.
Почему их посещают люди? Это очень серьезное подспорье бизнесу, возможность быстро получить доступ к информации в самой ее удобоваримой форме. Подобное гораздо сильнее воздействует, чем прочитанная книга. Причем на форумах, как правило, выступают люди, которые сами написали книги и транслируют свои идеи, советы и прочее, а также делают это не только на встречах, но и в соцсетях и так далее. Кроме того, есть возможность общения с людьми своего уровня мотивации, круга интересов, что тоже немаловажно. Ну и третье — это событие. Кто-то из моих коллег пошутил, сказав, что подобное — интеллектуальное развлечение. Почему бы и нет? Мы же тратим деньги на кино, рестораны и не ждем от этого пользы. А тут развлечение по-умному. Например, когда слушаем песни «Би-2», мы можем получать просто эстетическое удовольствие от того, что слышим, но в этих композициях может содержаться и какой-то ценный для нас контент. То есть песни могут иметь для нас интеллектуальную ценность, а могут и не иметь. В форумах же эстетические впечатления ниже, главное — содержание.
По поводу того, что такого рода специалистов называют мошенниками. Зачастую люди не имеют представления, о чем они судят, во-первых. Во-вторых, не знают о данной профессии. Ну это некомпетентность, необразованность, дикость. Например, мы до сих пор можем найти в глубинках россиян, которые считают, что врачи — ловкачи, мошенники и лечат колени, прикладывая подорожник или капустные листья. И что теперь? Я бы отметил, что комментировать подобные высказывания — это опускаться на уровень людей, которые так высказываются. По-моему, Толстой писал, что подлец всегда исходит из того, что его собеседник — подлец, и ведет себя так же, а человек интеллигентный придерживается того, что перед ним интеллигентный собеседник, и ведет себя соответствующе. Поэтому, когда интеллигентный человек и подлец спорят, последний всегда побеждает. Точно так же и здесь, в споре интеллектуала и дикаря всегда выигрывает последний, потому что он на любые аргументы скажет: «А все равно…»
Еще я хотел бы прояснить, что бизнес-тренер, коуч, ментор, спикер, консультант — люди совершенно разных профессий, а их валят в одну кучу. Они даже не близки друг другу. Скорее невропатолог и гинеколог ближе по специализации. Хотя случается так, что некоторые коучи, консультанты выступают в роли спикеров, а последние еще и консультируют. Такое бывает. И что, значит, эти люди ничего не создали? Вы вряд ли можете быть уверены, что политический обозреватель был на месте событий, о которых он говорит. И совершенно точно венеролог не болеет сифилисом. Но это дает им право экспертно, компетентно помогать людям, обучать их. Если бизнес-тренер будет владеть бизнесом, он станет давать советы с позиции только одного проекта. А то, что человек работает с десятками направлений, и делает его специалистом. Мы свое время посвящаем тому, чтобы развивать других людей. Это и есть бизнес, потому его практикам учатся у нас. Причем редко когда предприниматель на практике может объяснить, как делать бизнес. Уверен, вы не найдете у тренеров какого-то системного, обучающего курса…
Виктор Дьячков председатель совета директоров ГК ICL:— Если бизнес-тренинг ведет преподаватель, который сам добился успеха в бизнесе и делится своим опытом с другими, тогда он мог бы быть полезным многим предпринимателям. Но в том виде, в котором тренинги существуют сейчас, когда человек с хорошо подвешенным языком (даже если он отличный преподаватель), прочитал умные книжки и пересказывает их содержание, дополняя красивыми историями из жизни, — при всей любви к красивым историям и американской мечте — пользы принесет мало. Сам на подобные тренинги не хожу и сотрудников своих туда не направляю. Я не знаю ни одного успешного предпринимателя в России, который стал бы тренером. При этом есть ряд бизнесменов, у которых я поучился бы, но они тренингов не устраивают.
Нужно понимать главное: не существует универсальных советов для всех. Да, есть базовые правила, основы, на которых строится бизнес, но каждый индивидуален. В свое время я и сам проходил бизнес-тренинг в США, и без этого обучения невозможно было бы, например, создание совместного предприятия с Британией. Но к тому времени я уже окончил полугодовое обучение в академии внешней торговли, где люди передавали знания и делились своим опытом в различных сегментах международного бизнеса, законодательства, работы системы судопроизводства и рассказывали о прочих, безусловно, необходимых вещах. То есть оказался готов — имел необходимые базовые знания и идею, которую нужно было научиться реализовывать.
Ильшат Аминов генеральный директор ТНВ:— Сейчас не только бизнес-коучи популярны. Сегодня вообще актуальна тема гуру. Кто-то преподает йогу, кто-то — технологии глубокого погружения в себя, кто-то — регуляции каких-то жизненных энергий. Таких коучингов очень много. И это хороший бизнес. Я склоняюсь к той мысли, что таким способом люди просто делают деньги. Современное общество таково, что оно испытывает огромный дефицит общения. Нас всех разделяют гаджеты, и люди перестают общаться друг с другом, все меняют на квазиобщение. А эти коучинги как раз и помогают им общаться друг с другом, снимают какие-то преграды. С такой точки зрения в тренингах, наверное, есть какой-то позитив. Люди встречаются, участвуют в совместных мероприятиях, кричат, визжат, подпрыгивают, еще что-то делают… В общем, аккумулируют энергию. Я вижу огромное количество объявлений о женских курсах, часто слышу, что многие мои коллеги устремились в эту область и делают там неплохие деньги. Ну что я могу сказать… Со времен Анатолия Кашпировского ниша целителей никуда не делась, она остается. Про это говорили и великие писатели прошлого. Тут все нормально. Как там у классика: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».
Рустэм Ямалеев глава компании «Стройиндустрия», председатель «Штаба татар Москвы»:— Поскольку у нас бизнес строительный, есть вопросы организации стройки, которая состоит из многих вещей, и имеется определенная текучесть кадров. ИТР, прорабам, начальникам участков бизнес-тренинги позволяют познакомиться, найти себе подобных для обмена опытом, поэтому мы никогда денег не жалеем и на всякие тренинги людей посылаем. Они оттуда возвращаются какие-то заряженные, воодушевленные, с новыми знакомыми, бизнес-партнерами. Особенно тренинги хороши для создания семьи, одиноких женщин. Очень много таких, закомплексованных, малообщительных. Им эти тренинги позволяют раскрепоститься, а многие там находят себе вторую половину. Я считаю, что работодатель должен одиноким женщинам оплачивать эти тренинги. Но есть и курьезные случаи, один наш сотрудник дружил долгое время с девушкой, послал ее на личностный рост, заплатил немалые деньги, она отучилась, вернулась к нему и говорит: «Теперь ты мне не пара, я буду искать другого парня». Ребята бы еще 10 лет дружили, если бы не эти тренинги.
Они популярны, во-первых, потому что это нечто новое. Во-вторых, их ведут особо подготовленные люди. В строительном бизнесе мы постоянно обучаем персонал, особенно в плане снабжения: как наладить логистику строительных материалов, как их искать. Нам мошенники не попадались, это были полезные специалисты. В «Штабе татар Москвы» мы организовали клуб «Масштаб» и там сами проводим тренинг: как оформлять налоги, как производство налаживать, как рекламировать продукцию. Мы стараемся делать на татарском языке для татарской аудитории. За два года провели 15 тренингов.
Павел Сигал предприниматель, председатель совета директоров Автоградбанка:— Я не доверяю. Может быть, это связано с возрастом, опытом, так как я в бизнесе с 1990 года и за все время прошел огонь, воду и медные трубы. У меня были и есть всякие компании. Что такого бизнес-тренеры мне могут дать, чего я не знаю? А я ведь еще и заведующий кафедрой инновационного предпринимательства и финансового менеджмента, преподаю у студентов. Вот эти бизнес-тренеры хотя бы одно свое дело открыли, заработали на нем? Знаете, меня умиляет (хоть и не относится к бизнес-тренерам), когда у нас на кафедре преподают, сидят профессора, которые 3 копеек в жизни не заработали, а учат студентов, как вести экономику, бизнес и так далее. Чему можно научить? Здесь можно говорить только общие банальные вещи, которые можно прочесть в сотнях учебников, интервью. Кто-то хочет тратить деньги и ходить на тренинги? Пожалуйста. На мой взгляд, это ерунда.
Почему бизнес-тренеры собирают такое количество человек? Посмотрите их рекламу. Мол, мы вас сейчас научим, как из 3 копеек сделать 3 миллиарда или как каждый час зарабатывать по 50 тысяч рублей, и подобная чушь. Когда начинаешь читать, пытаешься понять, о чем речь, оказывается, что надо приобрести такой-то товар, продать его, потом еще купить и еще. В этой ситуации хорошо помогает старый американский анекдот про миллиардера. Он продавал пирожки, далее купил себе тележку, затем киоск, магазин, а потом умер его дедушка и завещал ему миллиард. Вот так человек и стал миллиардером… На МММ собрали миллионы рублей с населения. Хотя еще тогда было понятно любому здравомыслящему человеку, что это полная чушь. Вот и здесь примерно так же.
Айдар Шагимарданов генеральный директор международной компании ELIF Construction & Investment, президент АПМ РФ:— Здесь вопрос не только в доверии, а в том, какую ты можешь извлечь пользу. Есть люди, которые всю жизнь обучаются, получают знания, стараются их применять в жизни, делать мир краше. Есть личности, которые лежат на диване и говорят, что все тренинги — ерунда. Любой тренинг направлен на то, чтобы человек извлек для себя что-то хорошее и смог это применить в жизни. Если он способен к самообразованию, самообучению, пусть образовывается, если не может, то пусть ему помогают тренеры. Тренировка в бизнесе — это как тренировка в фитнес-центре, то же самое, когда врачи объясняют, как тебе лучше вести свою жизнь. Я лично к такому хорошо отношусь, мы сами организовываем подобные тренинги в рамках своего клуба.
Причина популярности данного явления в том, что люди за краткий срок могут получить какие-то знания в той или иной области, это же прекрасно. Как работать в социальных сетях, или, например, как повысить продажи, или как управлять своим персоналом. Для того не нужно поступать в вуз и учиться там пять лет. Бизнес-коучи — это, конечно, полезные специалисты.
Марат Бикмуллин председатель совета директоров ООО «Информационные сети»:— Я доверяю только тем людям, с которыми работаю и за которыми стоят реальные дела. А кто участвовал в казанском мероприятии в качестве тренеров? Я запомнил только фамилии Гандапас и Черняк. Последнего знаю, у него реальный бизнес, он транслирует свои идеи, советы. Ситуации в бизнесе очень не похожи. Кому-то советы таких тренеров, возможно, помогут, а для кого-то эффект окажется совершенно противоположный. Потому единственное, что может быть полезно в таких тренингах, — это как-то вдохновиться, зарядиться, что ли. Сам я не хожу, честно говоря, нет времени. Хотя, наверное, было бы интересно послушать, что там говорят. Что касается сотрудников, то их мы отправляем на обучение, изучение чего-то конкретного, каких-то методик, а не на тренинги. Если человеку они интересны, то он может их посещать самостоятельно в нерабочее время или взять отгул. Я не против.
В чем причины популярности? Кому-то, как я уже сказал, хочется зарядиться энергией, энтузиазмом, кому-то такое важно. Это как футбольный матч: пойти, посмотреть, поболеть, получить эмоции. Главное, чтобы подобного было в меру. Случается так, что люди подменяют движение к своему успеху наблюдением за тем, как его достигает кто-то другой. То есть, стремясь к каким-то высотам, в погоне за статусом, деньгами, можно слишком увлечься и в итоге не достигнуть ничего. У меня был такой сотрудник: 60 лет, всю жизнь где-то учился, какие-то дипломы получал, а все такой же бедный. Вот этого надо остерегаться.
Ильдар Аюпов основатель и руководитель студии дизайна «Теория»:— Несколько раз я отправлял своих сотрудников не на тренинги даже, а на различные конференции, но только когда они сами этого хотели, а не в принудительном порядке, мол, тебе нужно подучить тут немного. Эффективность таких тренингов средняя. Они очень хороши с точки зрения мотивации — коучи дают взрывную мотивацию на несколько дней, может быть, на неделю. Но точно так же быстро этот эффект и заканчивается. Потому нужно успеть использовать мотивационную дозу сразу же после события. А информационно они, на мой взгляд, довольны слабые — и бизнес-коучи, и те, которые помогают якобы стать более уверенными в себе.
Все эти тренинги слабые, потому что в бизнесе слишком индивидуальные факторы, влияющие на успех дела. Например, они тебе дают какие-то инструменты, которые по 100 тысячам разных причин могут совершенно не подойти. Слишком много переменных, чтобы делиться готовыми формулами, коучи не дают конкретного инструментария.
В последнее время подобные тренинги стали популярны, потому что это панацея — у тебя есть запросы, и ты думаешь, что сходишь на тренинг и все получится. Плюс удобно смотреть на ролевые модели. Ты видишь список «Я сделал то, то и то, и у меня получилось это», и тебе хочется того же самого. Это как с лекарствами: хочется проглотить одну таблетку — и чтобы все прошло. Подобное — такой «нурофен» для бизнеса, в том смысле, что проглотил, снял температуру — и нормально, но его эффект тоже временный. Среди бизнес-коучей есть много искренних людей, которые считают: то, что они говорят, эффективно. Однако я думаю, что у них довольно низкая эффективность, но, повторяю, кому-то это полезно. Тут не надо проводить границу, кому-то такое важно, а многие найдут подобный инструментарий в книгах или на YouTube, посмотрев видеоконференции. Конкретно для меня 99 процентов этого — пыль в глаза. Но иногда что-то и бывает полезное, почему нет.
Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.