Поздний немецкий романтизм стал главным объектом внимания Государственного симфонического оркестра РТ на концерте, который прошел вчера в ГБКЗ им. Сайдашева. На нем прозвучали произведения великих Густава Малера и Рихарда Штрауса. О том, зачем ради исполнения симфонической поэмы выключать свет в зале и куда может привести любовь к особому венскому мироощущению, — в материале «БИЗНЕС Online».
На концерте, который прошел вчера в ГБКЗ им. Сайдашева, прозвучали произведения великих Густава Малера и Рихарда Штрауса
РОМАНТИЗМ КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ
«Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой», — именно этими пушкинскими строками можно было бы описать дружбу великих австрийских композиторов Густава Малера и Рихарда Штрауса. Во многом различные (угрюмый Малер и жизнерадостный Штраус), они любили талант и глубину друг друга. «Малер ценил Штрауса как музыканта и как еще молодого коллегу, которому следует помочь. Рихард Штраус охотно исполнял неизвестные, новые сочинения Малера», — отмечает профессор Московской консерватории Инна Барсова. Оба руководили Венской оперой, оба последователи Рихарда Вагнера и представители немецко-австрийского романтизма, оба до сих пор будоражат умы музыкантов и слушателей.
Поэтому совсем неудивительным выглядит выбор художественного руководителя и главного дирижера ГСО РТ Александра Сладковского объединить их в одном концерте. «30 октября мы будем играть Пятую симфонию Густава Малера. Это наша репертуарная симфония — фантастическая, одна из моих любимых среди малеровских, — рассказывал Сладковский. — Почему очень важно сыграть Пятую симфонию? Потому что в Москве концерт будет записан и потом станет транслироваться на Mezzo TV. Мы давние партнеры с этим потрясающим французским каналом, и благодаря очередной записи Татарстан вновь покажется в этой ветви музыкальной культуры, ведь канал транслируется на весь мир. Я настойчиво продолжаю делать то, чем мы занимались всегда, просто немножко расширяя границы и получая при этом максимум удовольствия».
Малер — отдельное направление развития оркестра, «наше все со времен Натана Рахлина», как говорит маэстро. Именно с Малера начал ГСО РТ новый 2019 год — тогда вместе с кавалером французского ордена Почетного легиона Рено Капюсоном и солистами Большого и Михайловского театров Сергеем Радченко и Борисом Пинхасовичем оркестр Сладковского триумфально исполнил в Казани и Москве «Песнь о Земле», а через месяц в казанском ГБКЗ и московском «Зарядье» прозвучала «Симфония тысячи». В апреле Первая симфония прозвучала на открытии «Рахлинских сезонов» и на фестивале «Безумный день» в Японии.
НЕ ПРОСТО ИСПОЛНЕНИЕ ТЕКСТОВ С МУЗЫКОЙ
Накануне в первом отделении прозвучали симфоническая поэма «Смерть и просветление» и «Четыре последние песни» для сопрано с оркестром Штрауса. Поэма — программное произведение, но не имеет под собой литературной основы: она отражает мысли и настроение автора. «У меня мелькнула мысль изобразить в симфоническом сочинении смертный час человека, который всегда стремился к достижению высших идеалов, то есть художника», — объяснял Штраус свою идею в одном из писем. Позже немецкий композитор Александр Риттер под впечатлением этой музыки написал стихотворение по мотивам симфонической поэмы.
Для исполнения «Смерти и просветления» во всем зале погас свет и зажегся лишь на пюпитрах, погрузив зрителей в таинственную атмосферу полумрака. Словно путеводные звезды, лампы на пюпитрах символизировали проводническую роль оркестра и Сладковского в мире немецкого романтизма. И этот прием был абсолютно оправдан — в полумраке еще свежее зазвучали все инструменты и ничто не отвлекало слушателей от таинства музыки, свершавшегося перед ними. Сладковский прекрасно чувствует контрасты музыкальной фактуры поэмы и воплощает их четко и выпукло; меланхолично-мечтательная часть у него необыкновенно нежна и прозрачна, мощное Allegro предельно эмоционально и объемно. Маэстро тонко чувствует свет, заложенный в произведении, и откликается на него ясным и чувственным звучанием, словно точными мазками создает невероятно яркое и красочное, полное силы музыкальное полотно. Линия высокой эмоциональности не прерывается ни на секунду, ни на мгновение слушателя не отпускают эти мощь и глубина сочинения Штрауса. В торжественном и даже ликующем финале Сладковский показывает высочайший техническо-лирический уровень оркестра, который играет с невероятным профессионализмом, не забывая о проникновенности и музыкальной чуткости. Как только растаял последний звук этого великого сочинения, свет в зале включился и вернул публику из завораживающего мира чистой музыки в прозаичную реальность.
В «Четырех последних песнях» солировала Анастасия Калагина из труппы Мариинского театра, которую критика называет «хрустальным сопрано»
В «Четырех последних песнях» солировала Анастасия Калагина из труппы Мариинского театра, которую критика называет «хрустальным сопрано». «Я услышала это произведение еще до того, как начала петь, — рассказала она корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Я оканчивала консерваторию как скрипачка и интересовалась любой музыкой. Это ведь не чисто вокальная музыка, а симфоническое полотно, в котором есть солирующий голос. У нас дома появилась кассета, на которой пела Кири Те Канава. Это было совершенно незабываемое музыкальное, колористическое впечатление. Потом я начала заниматься вокалом, и прошло 20 лет, наверное, с тех времен. Путь певца неоднозначен — никогда не знаешь, к каким партиям ты придешь. Сегодня я пришла к этому и безмерно счастлива, что могу прикоснуться к такому богатству, к подобному шедевру. Когда начинаешь осознавать, что это последнее произведение Рихарда Штрауса и после этого он больше ничего не написал… Это настолько грандиозно по чувствам, которые тебя переполняют! Не просто исполнение текстов с музыкой, а очень глубокое внутреннее переживание».
«С ПЕРВОЙ НОТЫ МЫ ПОНЯЛИ ДРУГ ДРУГА»
Вокалистка добавила, что она была так увлечена освоением «Песен», что поехала в Германию и нашла там певицу Мартину Рюпинг, которая 15 лет была ученицей Элизабет Шварцкопф, освоившей произведение под руководством самого Штрауса. «Все, что можно было передать, мне дали, — говорит Калагина. — Другое дело — насколько я могу это все воплотить, но стараюсь изо всех сил. Соблюдаю существующие традиции, потому что это произведение содержит в себе много того, что не записано в нотах. Я продолжаю учить с Мартиной и песни Малера, и весь венский романтизм — это безумно интересно, содержательно и очень красиво».
Под стать атмосфере вечера она появилась на сцене в черном платье. Ее мощное сопрано достойно справилось с довольно трудной для вокалистов партитурой «Песен». Конечно, двое единомышленников не могли не составить на сцене гармоничный дуэт, и Сладковский идеально выстроил баланс солистки и оркестра, наполняя хрустальное сопрано кристально чистыми звуками.
«Венский романтизм пока не очень популярен в России, — отмечает Калагина. — Я благодарна Александру Сладковскому и снимаю перед ним шляпу за то, что он именно этот репертуар продвигает в массы и делает это настолько талантливо и с таким знанием деталей! Мне не пришлось ему ничего объяснять, просить или договариваться. С первой ноты мы поняли друг друга на музыкантском уровне, который связывает людей из разных точек мира. Для меня было большим открытием, что госоркестр Татарстана абсолютно готов к исполнению этих произведений и выступает на очень высоком профессиональном уровне».
Создается невероятное по силе и мощи (как технической, так и эмоциональной) звучание, которому рукоплещут слушатели в Европе и Азии. Рукоплескали и в Казани, ни в какую не желая отпускать музыкантов
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БУРЯ И БЕСКОНЕЧНЫЕ ОВАЦИИ
Второе отделение полностью посвятили Пятой симфонии Малера. «Я видел вашу душу совершенно обнаженной. Она простиралась передо мной, как дикий таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными радостными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял ее как стихийную бурю с ее ужасами и бедами и с ее просветляющей, увлекательной радугой», — писал Арнольд Шенберг Малеру.
Глубоко чувствуя музыку австрийца, Сладковский в полной мере раскрывает его мастерство сочинителя, не сгибаясь под многогранностью и монументальностью его произведения. Наоборот, музыка Малера приобретает у него особую легкость и трепетность, чувственную ясность и свет. Он сохраняется даже в самых трагических и пронзительных частях симфонии. Помимо очевидной технической сложности, с которой музыканты оркестра блестяще справляются (сказывается многолетий опыт в исполнении Малера), играть такое произведение непросто и с эмоциональной точки зрения — нужно пропустить через себя всю эту гамму эмоций, трагичность и задушевность, отчаяние и скорбь, лиричность и ликование. Сладковскому, как настоящему рыцарю от музыки, это удается — он полностью вовлечен и погружен в происходящее, отдаваясь симфонии каждой своей клеткой. Вслед за ним и музыканты оркестра, вдохновленные пылом и азартом маэстро, с головой бросаются в австрийский симфонизм, в результате чего создается невероятное по силе и мощи (как технической, так и эмоциональной) звучание, которому рукоплещут слушатели в Европе и Азии. Рукоплескали и в Казани, ни в какую не желая отпускать музыкантов. «Мы сегодня поставили рекорд!» — шептала корреспонденту «БИЗНЕС Online» восторженная соседка по креслу, продолжая улыбаться, аплодировать и кричать «Браво!». И она была права.
Следующий концерт ГСО РТ в Казани пройдет 6 ноября — в этот день в ГБКЗ им. Сайдашева откроется IX международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia. В столице РТ впервые прозвучат сочинения выдающихся композиторов второй половины XX и начала XXI века Ивана Карабица, Бориса Лятошинского, Ильдебрандо Пиццетти, Бруно Мадерны, Томаса Адеса, Аарона Копленда, Александра Арутюняна, Игоря Стравинского, Николая Корндорфа, а также лидера музыкального авангарда XX века Карлхайнца Штокхаузена. Солистами выступят именитые музыканты — Петр Кондрашин (виолончель), Полина Шамаева (сопрано), Эмануэль Арчиули (фортепиано), Венцель Фукс (кларнет), Габор Таркови (труба).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.