НЕПРЕДУМЫШЛЕННОЕ УБИЙСТВО НА ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ

Очередной инцидент с участием такси произошел в Казани сегодня утром — водитель автомобиля Renault Logan насмерть сбил на пешеходном переходе 91-летнюю жительницу столицы РТ Фирдаус Галимову. Происшествие случилось в 6:05 напротив дома на улице Павлюхина, 110. За рулем находился 20-летний уроженец Узбекистана Дамир Турдишев. Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» осведомленный источник, в момент ДТП водитель был пьян, алкотестер показал степень опьянения 0,636 мг/л при разрешенном уровне 0,16 мг/л — в 4 раза выше нормы.

Водитель двигался по Павлюхина от Назарбаева к Даурской. В это время улицу на разрешающий сигнал светофора переходила Галимова. «Женщина решила ранним утром навестить родственников и отправилась в гости, уговорив сына составить ей компанию, — рассказал подробности ДТП собеседник издания. — Однако из-за возраста она не успела вовремя перейти дорогу». Когда до спасительного конца перехода оставалось несколько шагов, для пешеходов загорелся красный. В этот момент на перекресток влетел Logan Турдишева. Мужчина успел отскочить в сторону, и удар на себя приняла его мать. При столкновении пенсионерку отбросило на капот автомобиля. Удар был такой силы, что треснуло лобовое стекло, несколько вмятин осталось на капоте. От полученных травм женщина скончалась на месте, а ее сын набросился с кулаками на водителя такси — его пришлось охранять сотрудникам ГИБДД.

Очередной инцидент с участием такси «Ситимобил» произошел в Казани сегодня утром — водитель автомобиля Renault Logan насмерть сбил на пешеходном переходе пожилую женщину Очередной инцидент с участием такси «Ситимобил» произошел в Казани сегодня утром — водитель автомобиля Renault Logan насмерть сбил на пешеходном переходе пожилую женщину Фото соцсети

По предварительным данным, в момент удара скорость автомобиля составляла около 70–80 км/ч. В машине находился пассажир — приятель водителя. Обоих уже опросили, однако они не изъявили желания сотрудничать со следствием. Осмотр показал, что у водителя на руках не было путевого листа и договора аренды транспортного средства. «Он таксовал под „пиратским флагом“: с одной стороны, автомобиль забрендирован как „Ситимобил“, там размещены объявления о поиске водителей, а с другой — шашечек у него не было, машина принадлежит физическому лицу», — добавил источник издания. Отметим, что водительский стаж Турдишева не превышает 1 года, он только в 2019-м окончил автошколу и получил права, за время управления транспортным средством совершил два нарушения ПДД.

«Несмотря на то что для водителя горел зеленый сигнал светофора, он все равно должен был пропустить пешеходов, которые заканчивали переход, — убежден собеседник „БИЗНЕС Online“. — Это непредумышленное убийство. В данный момент продолжается работа следствия».

По данным нашего издания, ГСУ МВД по РТ уже возбуждено уголовное дело по п. «а» ч. 4 ст. 264 УК РФ («Нарушение ПДД лицом, находящимся в состоянии опьянения»). Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на срок до 12 лет.

Оператор такси настаивает на том, что за рулем брендированного автомобиля был не таксист «Ситимобил», а его знакомый. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор по связям с общественностью «Ситимобил» Георгий Лобушкин сообщил, что компания в курсе произошедшего и «сразу же подключилась к расследованию инцидента». «По информации, которая есть на данный момент, за рулем находился не водитель, подключенный к „Ситимобил“, а его знакомый, которому тот передал управление, — отметил он. — Автомобиль был не на заказе. По сути, на машине с наклейкой „Ситимобил“ катались совершенно посторонние люди. Тем не менее мы продолжим выяснять все обстоятельства случившегося, а родным погибшей выражаем искренние соболезнования». 

Представитель «Ситимобил» сообщил, что компания в курсе произошедшего и «сразу же подключилась к расследованию инцидента» Представитель «Ситимобил» сообщил, что компания в курсе произошедшего и «сразу же подключилась к расследованию инцидента» Фото соцсети

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ РЕЙДОВ ГИБДД В КАЗАНИ: ДЕСЯТКИ НАРУШЕНИЙ И ПЬЯНЫЙ ТАКСИСТ

Отметим, что на этой неделе в Татарстане сотрудники ГИБДД МВД по РТ совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ начали проводить комплексные проверки водителей такси. Поводом для рейдов инспекции стала серия смертельных ДТП с участием автомобилей такси, только за три последние недели их было не менее трех (одно произошло в Марий Эл). В ГИБДД также указывают на рост числа фактов перевозки пассажиров водителями, лишенными права управления транспортными средствами. Еще один повод для проверок — отсутствие у водителей разрешения на перевозку пассажиров, выдаваемого министерством транспорта РТ. Инспекторы также обращают внимание на незаконную установку атрибутов такси — лайтбоксов (шашечки) и цветографических схем на автомобиле.

Помимо Казани, рейды проводятся во всех крупных городах республики и районных центрах. Список выявленных инспекторами нарушений делится на две части. Первая касается несоблюдения ФЗ №196 («О безопасности дорожного движения») и №69, который регулирует деятельность по перевозке пассажиров. «В соответствии с требованиями законодательства юрлицо или ИП, осуществляющее деятельность по перевозке пассажиров, обязаны обеспечить техобслуживание транспортных средств и прохождение водителями предрейсового осмотра. Кроме того, у такси должно быть разрешение на оказание услуги по перевозке пассажиров, которое выдает минтранс РТ. Выявленные нарушения в данном секторе будут направляться в министерство», — сообщили в инспекции.

Второй блок выставленных к таксистам требований напрямую подпадает под деятельность ГИБДД и при выявлении нарушений карается штрафами на месте. «Мы привлекаем водителей за отсутствие путевого листа и разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров такси, — перечислили в ГИБДД. — Кроме того, проверяем законность установки опознавательного фонаря (лайтбокса), смотрим наличие водительского удостоверения и факта его лишения. Легковой автомобиль должен проходить каждые 6 месяцев техосмотр, в противном случае для водителя также наступает ответственность. Вдобавок в отношении водителей-иностранцев проверяем соблюдение миграционного законодательства».

По предварительным данным, только в Казани за первый день рейдов были выявлены десятки нарушений, а один из водителей такси задержан в пьяном виде.

Вячеслав Лысаков: «Почему выделяют таксистов, ответственность для всех водителей одинакова, будь он профессионал, будь он любитель, будь он перевозчик, будь владелец... Ответственность несет водитель!» Вячеслав Лысаков: «Почему выделяют таксистов? Ответственность для всех водителей одинакова, будь он профессионал, любитель, перевозчик, владелец... Ответственность несет водитель!» Фото: Алексей Белкин

«Водители расслабились. пролететь на красный, сбить пешехода на зебре — в порядке вещей»

Эксперты «БИЗНЕС Online» ответили на вопрос, следует ли возлагать ответственность за смертельные ДТП не только на водителя, но и на оператора такси и владельца таксопарка.

Вячеслав Лысаков — первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству, лидер партии «Автомобильная Россия»:

— Я открою вам страшный секрет: каждый день, к сожалению, сбивают и старушек, и людей зрелого возраста, и молодых, и даже детей, причем представители всех специальностей, вне зависимости от профессиональных групп. Я не знаю, почему выделяют таксистов, ответственность для всех водителей одинакова, будь он профессионал, любитель (хотя это слово не люблю), перевозчик, владелец собственного, или арендованного, или взятого у кого-то покататься автомобиля. Ответственность несет водитель! 

Почему владелец таксопарка должен нести ответственность за нарушение ПДД водителем? Первый будет это делать, если последний работает в некоей организации и она или ее должностные лица не провели технический осмотр автомобиля, медицинский осмотр водителя. Сейчас идет следствие, и оно ответит, кто виноват. Может, водителю плохо стало, он потерял сознание. А предприятие станет нести ответственность, если автомобиль попал в ДТП по техническим причинам, если он был неисправен или машине не провели технический осмотр перед выездом на линию. Надо установить, прошел ли водитель предрейсовый контроль, если да и сел за руль в здравом уме и твердой памяти, не в состоянии алкогольного, наркотического, психотропного опьянения… Нужно убедиться, что его действительно проверили, объективно, а не поставили печать, не ознакомившись с состоянием человека. Вдруг он узнал, что изменила жена, с горя выпил и продолжил работу? Тогда, конечно, ответственность будет нести только водитель.

Здесь вопрос — какая ответственность: административная, уголовная или страховая? Если машина застрахована, то ущерб будет покрыт страховой компанией, если нет, то его должна оплачивать организация, которую водитель представляет… Если человек подделал документ и сам себе написал, что прошел технический осмотр, предрейсовый и медицинский, то он будет нести ответственность, в том числе и за фальсификацию документов. Тут вопрос неоднозначный, все зависит от того, в качестве кого водитель работает.

Что касается наведения порядка, то он нужен во всех сферах, не только в таксомоторных парках. Деятельность такси регулирует федеральный закон, существует закон о дорожной безопасности, ПДД, все они не допускают состояние опьянения во время управления автомобилем. Водители должны проходить предрейсовый контроль, медицинский и технический, причем абсолютно все перевозчики: грузовые, пассажирские и так далее. Вопросы, касающиеся безопасности, уже отражены в существующем законодательстве — есть 69-й федеральный закон, который отвечает всем вызовам современности и рискам, но в Госдуме находится другой комплексный законопроект по такси, который сейчас в комитете по транспорту, идет подготовка его ко второму чтению.

Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России в РТ: 

— У нас сейчас таксопарков как таковых практически нет, по большому счету есть только агрегаторы такси, проще говоря, посредники между водителями и клиентами. Как таковых таксопарков, к которым мы привыкли, как автобусные с техосмотрами предрейсовыми, послерейсовыми, как все это должно быть, у нас нет. Какую может нести ответственность агрегатор? В этом проблема как раз и состоит, что у нас служба такси не регулируется по примеру с автопарками. Агрегаторы должны составлять конкуренцию не друг другу, а тому же самому муниципальному такси. Регулировать саму службу такси давно уже пора, потому что по большому счету у нас тот же самый частный извоз, просто не с обочины, как раньше собирают людей, а через посредников, агрегаторов.

Таксисты — такие же участники дорожного движения, просто, когда с первыми или автобусами случаются какие-то происшествия, это сразу вызывает такой резонанс — они на виду, в глаза бросаются, на них более пристальное внимание, а проблема общая: у нас безопасности дорожного движения практически нет, на дорогах не стоят инспекторы ГИБДД, их обязательно нужно возвращать. Отсутствие такого ока — не камер, а именно людей — мешает. Водители все расслабились, не только такси, я уже сколько лет езжу из одного конца города в другой — дэпээсников нет на дорогах. Следить за безопасностью некому, и люди передвигаются как хотят, просто анархия: на красный — это уже нормально, развернуться на двойной сплошной не возбраняется никем. Водители расслабились до такой степени, что пролететь на красный свет, сбить пешехода на зебре — в порядке вещей.