«Всем предстоит много работы — и частным заправкам, и «Татнефти», и ТАИФу», — комментируют эксперты появление в Татарстане первых АЗС «Газпром нефти», которая считается лидером в стране. Одна заправка уже работает на Сибирском тракте, другая — на улице Магистральной. Ранее рынок республики считался перегретым — слишком много сильных местных игроков. О том, на что может рассчитывать «Газпром», — в материале «БИЗНЕС Online».
«Газпром нефть» сегодня официально объявила об открытии в Татарстане первых АЗС
«ОЦЕНИВАЕТ ТАТАРСТАН КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕГИОН ДЛЯ РАЗВИТИЯ»
«Газпром нефть» сегодня официально объявила об открытии в Татарстане первых АЗС. Впрочем, заправки топливного гиганта «инкогнито» уже приступили к работе в ноябре. В качестве места дислокации были выбраны разные концы города. Одну АЗС можно найти в районе Ветакадемии по адресу Сибирский тракт, 36е, вторая прописалась напротив магазина «Эдельвейс» на улице Магистральной, 33. Нужно отметить, что АЗС с сине-белым значком «Газпрома» в Татарстане до сих пор не наблюдалось.
Если судить по документации, размещенной на самих АЗС, заправки управляются через ООО «Газпромнефть-Центр» (99,93% принадлежит «Газпромнефти», а та, в свою очередь, на 95,68% принадлежит «Газпрому» Алексея Миллера). ООО «Газпромнефть-Центр» — это сбытовое предприятие компании «Газпром нефть», созданное для строительства, реконструкции и эксплуатации АЗС. По данным на сайте организации, «Газпром нефть» на конец 2018 года владела 1809 АЗС, из которых 1209 работают в России. Национальная география сети включает в себя 36 регионов. Компания считается лидером российского рынка по розничным продажам моторного топлива. По итогам 2018 года общий объем розничной реализации моторного топлива «Газпром нефти» составил 11,34 млн тонн (20,7 т в сутки на одну АЗС).
Тем не менее до сих пор в Татарстане не было построено ни единой бензиновой АЗС сети. Заправиться газпромовским топливом можно было лишь на газовых заправках (АГНКС и сжиженный газ). Это объяснялось двумя факторами: первый — в республике много лет наблюдается переизбыток бензиновых АЗС; второй — на рынке РТ исторически очень плотно представлены заправки местных производителей моторного топлива — «Татнефти» и ТАИФ-НК, а также татарстанской сети Irbis («Транзит Сити»). Кроме того, работают такие крупные игроки, как «Лукойл», Shell и пр. Впрочем, сам газпромовский бензин все же попадал в баки татарстанских машин. Как сообщается на сайте «Транзит Сити», топливный гигант — это один из поставщиков Irbis.
И теперь «Газпромнефть» решила зайти на рынок уже под собственной торговой маркой. Пока (как будто для мониторинга ситуации на рынке) были выбраны удаленные друг то друга точки, вдали от центра города. В ответе, полученном нашей редакцией от пресс-службы сети АЗС «Газпромнефть», сообщается, что на компактных АЗС автомобилистам предлагают высококачественное топливо «АИ-92», «АИ-95» и дизельное. Также уточняется, что «Газпромнефть» оценивает Татарстан как перспективный регион для развития и рассматривает варианты открытия новых станций.
Несмотря на надпись на двери Drive Cafe, собственно кафе здесь еще нет, но уже есть его прообраз — кофейный автомат
две АЗС открыто, три в уме
Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на одной из открывшихся недавно заправок — той, что у Ветеринарной академии. Ярко-синяя корпоративная расцветка АЗС заметна издалека. По словам продавщиц, две первые заправки «Газпромнефти» в Казани — это действительно своего рода «пробные шары». В ближайшее же время в Казани планируется открыть пять миллеровских АЗС.
По словам сотрудниц, трудиться они начали всего около недели назад. Помещение небольшое, но аккуратное. Здесь одновременно находится магазин. Время работы — «круглосуточно и без выходных», как написано на табличке. Расплатиться можно как наличкой, так и банковскими картами. На новеньких полках чистенького магазинчика — сопутствующие товары. На одной стороне — автохимия, на другой и на стеллажах в центре зала — многочисленные шоколадки, чипсы и тому подобный фастфуд, который уже привычно видеть в такого рода заведениях. Несмотря на надпись на двери Drive Cafe, собственно кафе здесь еще нет, но уже есть его прообраз — кофейный автомат.
На Сибирском тракте продается автомобильное моторное топливо: автобензин премиум «Евро-95» по 44,3 рубля за литр, АИ-92 по 41,6 рубля и зимнее дизель-топливо по 47 рублей
Сама заправка небольшая, всего на четыре колонки. На Сибирском же тракте продается автомобильное моторное топливо: автобензин премиум «Евро-95» по 44,3 рубля за литр, АИ-92 по 41,6 рубля и зимнее дизель-топливо по 47 рублей, что соответствует средним ценам на эти виды топлива по Татарстану. Судя по всему, место выбрано удачно: на момент нашего приезда клиентов было много.
Как нам сообщили в управлении ТЭР кабмина РТ, в ходе месячника проверки качества топлива на АЗС на заправках «Газпромнефти» уже были отобраны пробы, качество топлива, как выяснилось, соответствует установленным требованиям.
«ДВУМЯ ЗАПРАВКАМИ И ЧИСТО СИМВОЛИЧЕСКИМ ПРИСУТСТВИЕМ В ТАТАРСТАНЕ «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» НЕ ОГРАНИЧИТСЯ»
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев отмечает, что «Газпром нефть» последовательно увеличивает свою сбытовую розничную сеть. По данным на начало октября, сеть АЗС «Газпром нефти» насчитывала 1827 станций, в том числе 1218 — на территории РФ.
«Расширяя свою сеть за счет покупки или открытия новых АЗС, заключения партнерских договоров, компания уже достигла присутствия в 36 регионах РФ и намерена его расширять. Татарстан просто еще один регион. Несмотря на высокую конкуренцию на региональном рынке моторного топлива, он является привлекательным в связи с высокой степенью автомобилизации населения», — считает эксперт.
Любопытно, что ранее «Татнефть» зашла и с ходу заняла мощную позицию в Ленинградской области, где недавно купила сеть из терминала и 75 АЗС у финской Neste
Среди преимуществ «Газпром нефти» Калачев называет и ценовую политику, и достойное качество топлива, и продвинутую бонусную программу лояльности. «Сеть АЗС „Газпром нефть“ предлагает клиентам два собственных бренда топлива: бензин G-Drive и дизельное топливо „Опти“. АЗС „Газпром нефть“ работают в комплексе под одной крышей с магазином и кафе под брендом Drive Cafe. Также компанией поддерживается онлайн-приложение для оплаты топлива со смартфона», — сообщает эксперт «Финама». По его словам, организация лидирует в России по показателю среднесуточной реализации через одну АЗС: в прошлом году он составил 20,7 т в сутки.
«Я полагаю, что двумя заправками и чисто символическим присутствием в Татарстане „Газпром нефть“ не ограничится и в перспективе может занять до 10 процентов розничного рынка моторного топлива. При этом ее сеть АЗС может потеснить скорее независимые заправки и сети других общероссийских брендов, чем „Татнефть“», — предполагает Калачев.
А вот конкурировать с новыми заправками сетей АЗС «Татнефти» и ТАНЕКО, которые продвигаются в том же комплексном формате, «Газпромнефти» будет гораздо сложнее. Любопытно, что ранее «Татнефть» зашла и с ходу заняла мощную позицию в «домашнем» для «Газпром нефти» регионе — Ленинградской области, где недавно купила сеть из терминала и 75 АЗС у финской Neste. Спешный заход в Татарстан, который все это время как будто вовсе не интересовал команду Алексей Миллера, выглядит как ответная нервная реакцию на экспансию «Татнефти» в Северной Пальмире.
Ирек Сулейманов: «Серьезная компания пришла — она подстегнет и других участников на этом рынке»
«НИКАКОЙ БОЯЗНИ НЕТ, РЫНКА ХВАТАЕТ НА ВСЕХ, СЛАВА БОГУ»
Президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов считает, что приход «Газпром нефти» — это еще не повод паниковать местным участникам, хотя появляется сильный игрок. «Никакой боязни нет, рынка хватает на всех, слава богу. Серьезная компания пришла — она подстегнет и других участников на этом рынке, — считает глава ассоциации. — Чем на сегодняшний день берут заправки? Качество топлива плюс качество услуг. Сегодня тяжело представить себе заправку без магазина, кофе, определенного набора предлагаемых товаров. Это цивилизованный подход. Так что всем нам предстоит много работы в этом направлении — и частным заправкам, и той же „Татнефти“, и ТАИФу».
Сулейманов считает, что «Газпром нефть» не станет строить в Татарстане новые заправки, а будет выкупать уже существующие частные АЗС или же предлагать местным предпринимателям франшизу. «Насколько я понимаю, на тех местах, где появились АЗС этой сети, ранее существовали другие заправки, которые они „переобули“ в цвета „Газпрома“. Так что не исключаю, что и для частных заправок это представляло бы интерес — были бы условия интересные предложены», — говорит Сулейманов.
Он добавляет, что, конечно, каждая новая заправка отнимает хлеб у тех, что уже присутствуют на рынке, а условия работы в сфере моторного топлива становятся все жестче. «Нужно соответствовать критериям работы, не обманывать клиентов, не разочаровывать их. Условия деятельности становятся жестче, но это нормально», — уверен представитель «малых» заправщиков республики.
Лидером по объемам продаж топлива внутри РТ выступает «Татнефть» — у нее 31,9%, у ТАИФа — 23%, у «Лукойла» — 16,5%
Глава управления ТЭР Роберт Гилязиев ранее не раз высказывался о том, что в Татарстане переизбыток АЗС. Всего в РТ в год потребляется порядка 2,5 млн т моторного топлива. По данным на конец 2018 года, в республике работало 912 АЗС. 45,7% из них принадлежало крупным компаниям: «Татнефть-АЗС Центр» (162 АЗС), ТАИФ-НК АЗС (205 АЗС) и «Лукойл-Уралнефтепродукту» (36 АЗС). По объему реализации вместе они продавали 71,4% всего топлива на территории республики. Лидером по объемам продаж топлива внутри РТ выступает «Татнефть» — у нее 31,9%, у ТАИФа — 23%, у «Лукойла» — 16,5%.
По количеству заправок 54,3% (479 АЗС) занимают независимые частные компании — ЗАО, ООО, ИП. Кроме того, работает 30 ведомственных АЗС. На долю всех вышеупомянутых автозаправочных станций совокупно приходится реализация 28,6% всего горючего в Татарстане. Из них на долю АЗС, входящих в ассоциацию субъектов нефтепродуктообеспечения РТ, — 13,3% продаваемого бензина.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 143
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.