Подводя итоги года и «погоды» на туррынке, Майя Ломидзе подчеркнула, что это первый год, когда в российских условиях не случилось ни одного крупного скандала с падением туроператора Подводя итоги года и «погоды» на туррынке, Майя Ломидзе подчеркнула, что это первый год, когда в российских условиях не случилось ни одного крупного скандала с падением туроператора Фото: «БИЗНЕС Online»

ЦЕНЫ НА КУРОРТЫ СТАЛИ НИЖЕ

На фоне неутешительных новостей о благосостоянии жителей страны, туроператоры фиксируют резкое увеличение спроса на некоторых направлениях. Пока Росстат приводит данные о том, что доля российских семей с доходами только на еду и одежду в этом году выросла до 49,4%, в 2019-м замечен взрывной рост интереса к зарубежным путешествиям в новогодние праздники. По словам исполнительного директора ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, рост в сравнении с прошлым годом составит от 17% до 50%, все чаще наши соотечественники выбирают экзотические направления.

«Одна из нынешних особенностей: если в прошлом году общая картина продаж так и не определилась до середины ноября, то в этом году более-менее представление о спросе сложилось в конце октября», — пояснила исполнительный директор АТОР. Ломидзе подчеркнула, что среди 10 наиболее востребованных выездных направлений на зимний сезон оказалась только одна европейская страна — Турция. Все остальные государства — экзотические: Таиланд, ОАЭ, Куба, Доминикана, Вьетнам, Шри-Ланка, Индия (в первую очередь штат Гоа), а также Индонезия и Малайзия.

Отсутствие других европейских стран связано с тем, что для всех перечисленных курортов были акции раннего бронирования и предлагалась преимущественно чартерная перевозка. Стоимость туров на неделю с вылетом 28 декабря варьировалась от 45 тыс. рублей на человека. По словам Ломидзе, для новогодних туров это очень дешево. Для сравнения: за последние 10 лет цены на новогодние туры начинались от 1600 евро (примерно 110 тыс. рублей).

«Сейчас мы видим, что цены начинаются менее чем с тысячи евро. Это, я бы сказала, очень важный симптом. Цены по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стали ниже», — констатировала она.

Однако такие туры очень быстро разбирают, и в действительности средняя цена Нового года под пальмой составляет около 75–80 тыс. рублей на одного человека. Исключение — Турция, куда можно приобрести тур вообще за смешные 45–50 тысяч.

А вот с Европой ситуация обстоит иначе: туда практически нет чартеров, соответственно, все пакетные туры напрямую связаны с регулярными перелетами, которые и без этого стоят недешево, а под Новый год дополнительно растут в цене на 10–15%. В среднем туры в страны Европы на пять-шесть дней с отелем категории «три звезды» обойдутся россиянам в 80–90 тыс. рублей, что дороже экзотики на дальних берегах. Из-за этого спрос по европейским направлениям почти не растет. Интерес сохраняется лишь к стабильным горнолыжным программам Италии, и это приносит в лучшем случае 2–3% прироста. По остальным странам — стагнация, уверяет спикер.

Средняя цена нового года под пальмой составляет около 75-80 тыс. рублей на одного человека. Исключение — Турция, куда можно приобрести тур вообще за смешные 45-50 тыс Средняя цена Нового года под пальмой составляет около 75–80 тыс. рублей на одного человека. Исключение — Турция, куда можно приобрести тур вообще за смешные 45–50 тысяч Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

РОССИЯ ВОШЛА В ТОП-3 САМЫХ ЗАПРАШИВАЕМЫХ ЗИМНИХ НАПРАВЛЕНИЙ

На эти зимние каникулы Россия ворвалась в первую тройку наиболее запрашиваемых направлений в туроператорском сегменте. И это еще одна интересная особенность, описала ситуацию эксперт. Если оценивать и выездной, и внутренний рынки, то Россия конкурирует за второе место с ОАЭ по продажам на новогодние туры (на первом месте по интересу — Таиланд).

Причем интерес к России наблюдается и со стороны иностранцев. Это касается и «низкого» сезона (осень-зима). Буквально недавно пограничники опубликовали данные о пересечении границы РФ иностранными туристами. Так за 9 месяцев в нашу страну приехали порядка 25 млн человек. Больше всего едут из Китая, Германии, Испании, США и Израиля. По динамике прироста (больше 10% за 9 месяцев) лидируют Испания, США и Корея. «В прошлом году мы говорили, что после чемпионата мира по футболу именно 2019-й покажет прорывной результат. И вот сейчас, по данным пограничников, наши прогнозы в плюс 20 процентов сбываются», — говорит исполнительный директор АТОР.

По ситуации к концу октября самые востребованные регионы в России — это Краснодарский край и Сочи, а также Крым и Кавказские Минеральные Воды. «Мы фиксируем 20–22-процентный прирост на данных направлениях. При этом по ценам диапазон просто поразителен. К примеру, в Краснодарском крае стоимость на человека варьируется от 2 тысяч на четыре дня (крайне бюджетный вариант без еды) до 360 тысяч за те же четыре дня. Средняя цена — 18–25 тысяч на пять дней без дороги: тут уже надо смотреть, кто и от какой точки добирается», — добавила собеседник.

В целом рейтинг отечественных курортов выглядит следующим образом: Краснодарский край (и в нем Сочи), Кавминводы, Крым, Санкт-Петербург, Москва, Казань, Золотое Кольцо и Великий Устюг. Последний, по прогнозам АТОР, в ближайшее время может «отодвинуть» в рейтинге Золотое Кольцо, туры по которому россиянам поднадоели.

В сентябре Ломидзе заявила, что туристический рост Казани прекратился и городу нужна перезагрузка, чтобы заново привлечь туристов. Сегодня она видит сигналы того, что столица РТ меняется В сентябре Ломидзе заявила, что туристический рост Казани прекратился и городу нужна перезагрузка, чтобы заново привлечь туристов. Сегодня она видит сигналы того, что столица РТ меняется Фото: «БИЗНЕС Online»

КАЗАНЬ показала «СИМПТОМЫ ПЕРЕЗАГРУЗКИ»

Отдельным пунктом в своем выступлении спикер разобрала ситуацию в Казани. В сентябре 2019 года Ломидзе заявила, что туристический рост столицы РТ прекратился. По ее мнению, городу нужна была перезагрузка, чтобы заново привлечь туристов. Однако сегодня она видит сигналы того, что столица РТ меняется.

«Новогодние продажи показали, что можно еще подумать на эту тему. Казань вошла в топ-10 самых запрашиваемых направлений. Получается, что без фундаментальной перезагрузки имиджа целиком это вполне работает. Да, симптомы перезагрузки есть. Министерство туризма задумывается. Вообще, надо сказать, что это одно из самых активных министерств. Они все время креативят и думают над тем, что бы еще новенького сделать в городе и республике. У них этот процесс не останавливается. Но новогодние продажи показали, что стагнация, по крайней мере на локальном уровне, пока прекратилась», — описала ситуацию спикер.

Подводя итоги года и «погоды» на туррынке, Ломидзе подчеркнула, что это первый год, когда в российских условиях не случилось ни одного крупного скандала с падением туроператора. В целом бизнес не в шоколаде, но он живет, работает, а главное — переформатируется. «То, что произошло с Thomas Cook (старейший и первый в мире туроператор объявил о закрытииприм. ред.), — это гигантский вызов для туроператоров всего мира. В том числе и российских. Это вызов к тому, что надо переформатировать бизнес, и отрасль кардинально меняется каждый год. Старые, консервативные стратегии с экстенсивным путем развития уже не работают в бизнесе», — заметила она.

Прокомментировала Ломидзе и вступление в силу закона о закрытии в РФ хостелов в жилых домах с 1 октября. Анализируя эти ограничения, директор АТОР спрогнозировала повышение цен на размещение бюджетных гостиниц и, соответственно, стоимость туров. В связи с этим она не исключает, что от подобного пострадает тур-бизнес. «Поток туристов растет. Его надо куда-то направить. Соответственно, отели и мини-гостиницы повысят цены. И это будет влиять на финальную стоимость туров, которую туроператор станет предлагать своим клиентам. От таких драконовских и идиотских поправок всегда страдает потребитель», — возмутилась исполнительный директор АТОР.

По словам Майи Ломидзе, все чаще россияне выбирают экзотические направления – Таиланд, ОАЭ, Куба, Доминикана, Вьетнам, Шри-Ланка, Индия (в первую очередь, штат Гоа), а также Индонезия и Малайзия По словам Майи Ломидзе, все чаще россияне выбирают экзотические направления — Таиланд, ОАЭ, Куба, Доминикана, Вьетнам, Шри-Ланка, Индия (в первую очередь штат Гоа), а также Индонезия и Малайзия Фото: © Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

«КАК ТОЛЬКО СТАЛО ЯСНО, ЧТО С ЕГИПТОМ ШАНСОВ НЕТ, ЛЮДИ ЛОМАНУЛИСЬ В ДРУГИЕ ТЕПЛЫЕ КРАЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» высказались о том, справедлива ли российская тенденция взрывного роста новогоднего туризма для Татарстана.

Сергей Пасечник, директор «Компаньон СП»:

— Это вполне справедливо и для нашей республики. Если мы посмотрим на ситуацию за последние пять лет, то увидим, что зимой у нас постоянно присутствуют Гоа (Индия), Китай, появился Вьетнам, еще в этом году — Доминикана. Эти дальние направления, как и Таиланд, еще лет 10 назад казались очень далекими, так как там весьма дальние перелеты. А сегодня они имеют право на жизнь, не говоря уже об Эмиратах, куда гораздо ближе лететь. Что касается роста спроса, я не знаю, по каким параметрам смотрит Ломидзе, я такого у себя не отмечаю. Но в сегменте VIP спрос остался на прежнем уровне. Просто в этих дальних направлениях появляются экономичные варианты. И такие демократичные предложения влияют на количество заявок.

Что касается «перезагрузки» Казани для приема туристов, то могу отметить, что наш комитет по туризму активно работает, проводит какие-то имиджевые промоакции, участвует в международных выставках, работает над брендом Татарстана, и достаточно успешно. Конечно, трудно поддержать это на прошлогоднем уровне, когда был чемпионат мира, но благодаря WorldSkills и многим спортивном мероприятиям Казань держит марку. Я услышал много отзывов от приезжающих партнеров, которые говорят, что Казань — удобный город. В нем нет пробок, близко от центра находится аэропорт, хорошие дороги. Все это в целом дает возможность хорошо и быстро посмотреть город и окрестности. Плюс много музеев, ресторанов и различных событий. Так что жизнь в Казани достаточно насыщенная.

Рамиль Мифтахов, президент ассоциации турагентств РТ:

— Большой всплеск спроса на самом деле связан с тем, что до этого был низкий спрос на бронирование из-за ожидания открытия Египта. Очень многие люди планировали поехать в этом направлении, и в СМИ была разного рода информация о том, что представители России ездили в Египет, смотрели аэропорт. Все ожидали чуда, что Египет вот-вот откроется и все поедут туда встречать Новый год и проводить каникулы. Однако чуда не произошло. А как только стало ясно, что с Египтом пока шансов нет, тренд изменился и люди ломанулись в другие теплые края. Количество вылетов из Казани в Юго-Восточную Азию тоже больше, чем в Европу. Здесь несколько причин. Как только начинаются холода и зима, люди хотят солнца и моря. Этот психологический фактор влияет на выбор поездки на Новый год. Второй вопрос — ценообразование. Европа — дорогая, а в Юго-Восточной Азии — демократичные цены. На морепродукты, фрукты и на все остальное. Поэтому люди отдают предпочтение солнцу и морю, а не промерзающей Европе.

Казань же много работает, развивает общественные пространства. В 2018-м по новогоднему оформлению мы просто вырвались вперед по сравнению с позапрошлым годом. Даже по финансам — Казань потратила третий бюджет в России на оформление города после Москвы и Санкт-Петербурга. Это дает о себе знать. Многие, памятуя о том, что было в прошлом году (и компании-туроператоры, и гости), видя прошлогодние картинки, захотели к нам приехать еще. И приедут.

Илья Цыкунов, президент ассоциации хостелов:

— В столице Татарстана турпоток увеличивается. И из Казани, и в Казань. Жители Татарстана стали больше увлекаться путешествиями, они хотят узнавать что-то новое и интересное. И за счет этого и к нам растет турпоток, тем более что многие побывавшие здесь рассказывают, какой у нас красивый город. Все больше едут не только россияне, но и иностранные туристы. Турпоход из-за рубежа в Казань становится все больше и больше. К тому же за последние годы очень много сделано для привлечения туристов. И не только туристическим сектором. Управление городом и республикой привело к тому, что туристический поток к нам увеличился. Из недавних новшеств я бы отметил, что в Казани открылось много свободных пространств. Например, театральные группы на свободных площадках, в парках и скверах могут рассказывать и показывать что-то, связанное с историей города и республики. Это и для самих татарстанцев интересно и полезно, и для приезжающих к нам. Люди видят, что город инфраструктурно развивается во всех отношениях. Появляются новые развязки, развивается гостиничный сектор, ресторанный. Мои коллеги из других ассоциаций стремятся больше вводить национальную кухню, добавлять каких-то особенностей, не меняя основную рецептуру. Это тоже привлекает. И жителям нравится, и туристам. Как-то приезжие швейцарцы лет 15–20 сказали, что если жителям самим неинтересно смотреть на город, то и туристу здесь делать нечего. Поэтому все, что делается ради туризма, в первую очередь должно нравиться татарстанцам.

Николай Нестягин, замдиректора турагентства «Эльдорадо трэвел»:

— В Москве, может быть, и наблюдается сенсационный рост зарубежного туризма, а у нас ничего сверхъестественного нет. Никакого шквала спроса, никто никуда не бежит. И это вполне закономерно, так как путевки на новогодние праздники, как правило, дороже обычных на 20–30 процентов. Уменьшения потока тоже нет. Обычный уровень. Кто может себе позволить ездить, тот и покупает путевки. У кого есть дети, тоже стараются выехать.

Когда я работал в гостиничном бизнесе, то наблюдал, что желающих приехать в Казань действительно было много — и из Москвы, и из Питера, и из других городов. Люди всегда оставались под большим впечатлением. Всем все нравится. Можно сказать, восхищаются городом. Мы этого не замечаем, потому что каждый день здесь живем. Но понятно, что все преображается. А люди, которые приезжают из небольших городов, где вообще ничего такого нет, удивляются. Но даже в глазах москвичей и питерцев Казань выглядит очень достойно. Нет такого впечатления, что люди попали в глухую провинцию.