«С экрана на вас смотрит жадный человек, у которого есть болезнь скупать все подряд: фабрики, заводы, пароходы. Зачем ему столько машин, участков?» — сетовали кинутые дольщики «Свея», когда сегодня на экране в ВС РТ увидели знакомое лицо Рашида Аитова. Бизнесмена осудили в декабре прошлого года, ему дали 11 лет тюрьмы. 11 месяцев он ждал шанса опротестовать это решение. Аитов настаивает, что мог бы достроить дома, если бы не уголовное дело. Дольщики не верят.
«Что я могу сказать? Те деньги, которые я брал у дольщиков, шли на стройку», — коротко сообщил Рашид Аитов
АИТОВ ЖДАЛ АПЕЛЛЯЦИЮ ПОЧТИ ГОД
Коллегия ВС РТ в лице судей Романа Давыдова, Сергея Куранова и Рашита Файзуллина рассматривала сегодня апелляцию владельца строительной фирмы «Свей» Рашида Аитова. Московский суд признал его виновным в мошенничестве с деньгами дольщиков и приговорил к 11 годам лишения свободы. Строитель с решением не согласился. Апелляцию он ждал чуть меньше года. Расследованием дела занимался 3-й отдел по особо важным делам СКР.
Подсудимый участвовал в заседании по видеосвязи. Он сел в клетке так, что большая часть его лица была закрыта прутьями. Защищать Аитова приехали адвокаты Константин Рыбалов и Артур Макаркин из Москвы, а также Александр Павлов.
Судья-докладчик Куранов зачитал апелляционные жалобы, в которых строитель и его защитники называют приговор Московского районного суда незаконным и необоснованным. Они просят отменить решение и вовсе прекратить уголовное дело в отношении Аитова. Его родственники — дочки и внучка — требуют отменить жестокий, по их мнению, приговор. Впрочем, у них есть и своя цель: они просили снять арест с имущества, который наложил Московский районный суд Казани в качестве обеспечения гражданских исков.
Пока федеральный судья зачитывал апелляционные заявления, в зал, запыхавшись, вошла женщина. Позже она представилась как потерпевшая Сафарова из Набережных Челнов.
Суд первой инстанции посчитал, что Аитов кинул 126 человек
Судебное следствие длилось недолго. Изначально Аитова обвиняли в совершении особо крупного мошенничества и коммерческом подкупе (ст. 159 и 204 УК РФ), а также в выполнении работ, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ). Следствие считало, что строитель, не сумев построить квартиры для дольщиков, обманул 143 человека на общую сумму в 349 млн рублей. Гособвинитель Наиль Уразбаев просил для подсудимого 13 лет лишения свободы. Последний вину не признал.
В декабре 2018 года федеральный судья Нурия Залялиева признала владельца «Свея» виновным по 126 эпизодам мошенничества в особо крупном размере. Все остальные обвинения были сняты. «Аитов создавал видимость законности своих действий, однако в действительности качество возводимых объектов долевого строительства не соответствовало условиям договора, требованиям технических и строительных регламентов, проектных документаций», — зачитывала она.
Судья учла отсутствие судимости, положительную характеристику, его возраст, состояние здоровья, наличие инвалидности II группы, нахождение на иждивении двух несовершеннолетних детей. В итоге строителя приговорили к 11 годам лишения свободы в колонии общего режима. Потерпевших суд признал гражданскими истцами и для удовлетворения их требований оставил в силе арест на имущество Аитова, фирм «Свей», «Маг-Строй», ООО «Стройинвест», группы «Стройдом».
Еще на суде обвиняемый утверждал, что за три года, что тянулось дело, он смог бы построить дома. Однако ему не давали документы на возведение. Недостроенными так и остались здания на Чистопольской, 6, Четаева, 3 и 4, Заслонова, 40 и Достоевского, 57.
«деньги, которые я брал у дольщиков, шли на стройку»
Сегодня же суд перешел к прениям. Первым слово предоставили самому Аитову. «Что я могу сказать? Те деньги, которые я брал у дольщиков, шли на стройку. Экспертиза не проведена. Деньги я в руки не брал, квартиры передавали подрядчики, которые на свои счета клали за дольщиков средства и строили дома, выполняли работу. Не видел я деньги и не похищал», — коротко сообщил подсудимый.
Адвокат Павлов отметил, что его подзащитный тратил средства на возведение объектов. При этом даже на судебном следствии в Московском районном суде часть потерпевших подтверждали информацию о том, что деньги шли именно на строительство жилья. Защитник считал, что следствие установило, сколько средств поступило от дольщиков, но не узнало, куда тратились деньги и как они двигались по банковским счетам.
Адвокат Макаркин сообщил судебной коллегии, что в суде первой инстанции не было установлено желание Аитова изначально не выполнять заключенные договоры. А допрошенные в ходе судебного следствия руководители подрядных организаций подтверждали, что вели на объектах строительные работы. Защитник усомнился в том, что строительно-техническая экспертиза могла приниматься в качестве доказательства, так как выполнялась организацией, входящей в следственный комитет РФ.
Адвокат Рыбалов и вовсе посчитал, что судья первой инстанции неправильно квалифицировал обвинение. По мнению юриста, строителя нужно было судить не по статье о мошенничестве в особо крупном размере, а по мошенничеству, сопряженному с преднамеренным неисполнением договорных обязательств. С учетом того, что последняя статья менее тяжкая, то и срок ее давности прошел, поэтому экс-главу «Свея» стоит отпустить из-под стражи.
«И президент России, и уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов говорят о вопиющей социальной проблеме, о том, что бизнесменов сажают в тюрьмы, кошмарят МСБ. Кстати, глагол „кошмарят“ принадлежит главе государства. В результате никто не хочет сейчас заниматься предпринимательской деятельностью, потому что ты построил 9 этажей, а кто-то решил отнять у тебя бизнес — и ты сидишь в тюрьме. Социальная группа потерпевших, бедные люди, свои деньги копила и вложила сюда. Чтобы их морально удовлетворить... смотрите, вот Аитов в тюрьме сидит. Но квартир-то нет. А он бы достроил», — закончил речь московский адвокат.
Недостроенными так и остались здания на Чистопольской, 6, Четаева,3 и 4, Заслонова, 40 и Достоевского, 57
«Если был бы период раскулачивания, его нужно было Бы раскулачить»
Далее в прения вступили потерпевшие, которые требовали: приговор должен остаться в силе. «Мы считаем, Аитов — это мошенник, что доказано всеми материалами дела. Потерпевшие — в данном случае моя мать — квартиру не получили… Со 179-й страницы приговора указано, какое имущество он приобретал сам и его дети. В период, когда экс-глава „Свея“ должен был строить здания, покупал очень много объектов — земельные участки и дома. Если был бы период раскулачивания, его нужно было бы раскулачить. Как сказал адвокат подсудимого, достаточное имущество (для покрытия гражданских исков — прим. ред.) у него имеется. Просто он жадный человек», — эмоционально выступала потерпевшая Гильфанова.
Женщина сообщила судебной коллегии, что, в отличие от адвокатов, доверяет строительно-технической экспертизе, и сетовала, что за время суда и следствия так и не услышала от Аитова даже слова извинения. Она уверена, что, кроме материального вреда, подсудимый нанес дольщикам и моральный, который также должен быть удовлетворен.
«Адвокаты выступили, сказали, что экс-глава „Свея“ невиновен, что нужно с него снять обвинения. Но ни одного слова не было о том, что делать нам, потерпевшим! Я деньги вложила, всю жизнь копила их. Сейчас уже и цены выросли. Получается, мы отдали средства, а Аитов ни в чем не виноват? Он имеет активы, земли — надо распродавать. За это время, если бы уж хотели освободить его, нужно было просто построить дома», — дала совет адвокатам строителя потерпевшая Нуриева. Последней выступила потерпевшая Сафарова, которая попросила оставить подсудимого под стражей и не менять приговор.
С мнением потерпевших согласились и гособвинители Андрей Андронов и Уразбаев. Оба они попросили судебную коллегию оставить приговор без изменения, а сомнительный бизнес Аитова назвали финансовой пирамидой.
«Потерпевшие говорят, что у них квартир нет. Но последние все зарегистрированы в Регпалате. У всех дольщиков на руках есть собственность…. Если бы меня не держали 4 года здесь, я бы давно квартиры уже достроил. Никто не дал это сделать. Я бы давно достроил и сдал жилье — и проблем не было бы ни у меня, ни у них», — выступил с ответной репликой бизнесмен, но тут же нарвался на эмоциональный комментарий.
«С экрана на вас смотрит жадный человек, у которого есть болезнь скупать все подряд: фабрики, заводы, пароходы. Зачем ему столько машин, участков? Мы не знаем, что им двигало. Он мошенник и должен понести наказание. Если его отпустить, то потерпевшие будут судить, что нет у нас никакого правосудия. Более того, у меня есть списки дольщиков. Один мужчина сказал: „Если Аитов выйдет, я его зарежу“, — потому что он живет в гараже», — эмоционально ответила Ильханова.
4 декабря экс-главе «Свея» предоставят последнее слово и судебная коллегия сможет вынести решение. До этого часа он точно будет находиться в СИЗО.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.